Автор: Токарь Лариса Исхаковна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Тунгор
Населённый пункт: село Тунгор Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок " Дисперсные системы
Раздел: полное образование
Тема урока:
« Дисперсные системы»
Цель:
1.
Образовательная:
Сформулировать понятие дисперсной системы;
Познакомить с классификацией дисперсной системы;
Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической
значимости:
суспензиям,
эмульсиям,
коллоидным
растворам,
истинным
растворам, аэрозолям, пенам;
Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль,
сотрудничать).
2.
Развивающая:
Развивать умение использовать химическую терминологию;
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-
следственных
связей,
выдвижение
гипотезы,
классификация,
проведение
аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
Развивать интересы, способности личности;
Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
Совершенствовать
коммуникативные
умения
учащихся
в
совместной
деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано
обосновывать
свою
точку
зрения)
и
информационно
–
познавательную
компетентность учащихся.
3.
Воспитательная:
Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Используемые технологии: технология эвристического обучения, технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения.
Тип урока: усвоение новых знаний
Метод: проблемно – эвристический, исследовательский.
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение нового материала.
Держу в руке колбу с водой.
Слайд1.
Вода! Удивительное создание природы, среда в которой зародилась жизнь, без воды не
может существовать ни один живой организм на земле.
Вода – это красота, спокойствие, умиротворение.
Но с другой стороны вода – это разрушительная сила, несущая горе и страдания,
смерть.
Но у воды есть одно замечательное свойство – она прекрасный растворитель. Все
химические и биохимические процессы проходят в водной среде.
Вопрос: как вы думаете, кроме воды могут существовать другие растворители? Какие?
Слайд 2.
Еще в 1 веке до нашей эры Тит Лукреций Кар в своей поэме « О природе вещей»
сказал: «И ни земля не присвоила их, ни эфир необъятный, ибо не столь тяжелы
они были, чтобы вниз опуститься, и не столь легки, чтобы выскользнуть к
высшим пределам»
Вопрос: Как вы думаете о чем говорил Лукреций?
Говорил о системах.
Вопрос: Как вы считаете, что такое система ( глоссарий)
Большинство веществ окружающего нас мира, составляющих ткани живых
организмов, гидросферу, земную кору и недра, космическое пространство часто
представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсные системы.
Диспергирование означает раздробление.
Тема нашего урока : Дисперсные системы»
- Как вы думаете какова цель сегодняшнего урока? (ответы детей)
цель
нашего
сегодняшнего
урока
–
сформировать
представление
о
дисперсных
системах,
их
месте
в
природе
и
жизни
человека,
научиться
характеризовать
их
свойства.
Нам
необходимо
знать
о
них,
чтобы
правильно
понимать
проявления
негативных процессов в природе, окружающей среде, правильно выбрать путь для
решения научно – технических и экологических задач.
Ранее мы знакомились с многообразием веществ, их зависимостью свойств от состава,
строения.
Сегодня мы познакомимся с новой зависимостью – свойством веществ от состояния их
раздробленности.
Слайд 3. Определение дисперсной системы.
Дисперсная
система
–
это
смесь,
состоящая
как
минимум
из
двух
веществ,
которые
совершенно
или
практически
не
смешиваются
друг
с
другом
и
не
реагируют друг с другом химически.
Слайд 4.
Классификация дисперсных систем.
- Коллоидные системы (коллоиды, др. греч.) – дисперсные системы, промежуточные
между
истинными
растворами
и
грубодисперсными
системами
–
взвесями
и
эмульсиями.
Коллоидные
частицы
не
видны
в
обычный
микроскоп,
они
крупнее
молекул, но простым глазом их
увидеть все же нельзя, т.е. по виду растворы не
различимы. Но такая необходимость возникает в практической деятельности. Как же
отличить коллоидный раствор от истинного?
Путем долгих исследований в 1869 г. Тиндаль наблюдал образование светящегося
конуса при пропускании пучка света через коллоидный раствор. Он объяснял это тем,
что более крупные, чем в истинном растворе,
частицы
дисперсной фазы золя
отражают свет от своей поверхности, и в сосуде с коллоидным раствором был виден
светящийся конус, а в истинном растворе этого не наблюдалось. Позднее это явление
получило название Эффекта Тиндаля
Для золей характерно явление
1. коагуляции – слипание коллоидных частиц и выпадения их в осадок. Этот процесс
наблюдается вследствие объединения более крупные агрегаты.
- Некоторые золи при осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже
полностью), образуя при этом с водой общую массу. Подобные осадки называются
гелями или студнями. Чтобы было легче представить себе, что такое гель, приведем
примеры бытовых гелей – желе, мармелад, яичный белок, студень, хрящи. Волосы,
сухожилия – биологические гели, опал, жемчуг, сердолик, халцедон – минеральные.
Состояние жидкости в гелях непрочное. Они сравнительно легко изменяют свой объем
при
поглощении
или
отдачи
дисперсионной
среды.
С
течением
времени
из
геля
выделяется
жидкая
фаза
и
объем
геля
уменьшается.
Это
явление
называется
синерезисом, или старением геля ( глоссарий) - запись
- А вот если у человека этот процесс затруднен (переход фибриногена в фибрин), на
какое заболевание он может указывать? (гемофилия). Из курса биологии вам известно,
что носителем гена гемофилии является….(женщина, а заболевают мужчины) . А, вы,
знаете каких-нибудь выдающихся личностей у которых встречалось это заболевание?
(Династия
Романовых,
которая
царствовала
более
300
лет,
страдала
этим
заболеванием).
Рубиновые
стекла,
аморфные
минералы,
образовавшиеся
в
водных
растворах
и
содержащие переменное количество воды, относятся к тв. гелям. Драгоценный камень
агат – типичный минеральный гель, встречающийся в отложениях теплых источников,
образуется также в процессе синерезиса.
Проведем небольшую исследовательскую работу ( практическая работа по усмотрению
учителя,
предлагаются
различные
дисперсные
системы
-зубная
паста,
мармелад,
зефир, пористый шоколад и т.д.).
Время выполнения работы – 10 минут.
Итог работы. Выступления учащихся.
- А сейчас давайте отдохнем и отгадаем небольшие загадки касающиеся ДС.
1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в
ней частицами другой жидкости. (Эму - эмульсия)
2. Как превратить атолл Роз в газ с взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Роз –
аэрозоль).
3. Название, какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки? (Кол -
коллоидный).
4.
Из названий степного грызуна и города – областного центра черноземной зоны
Росси составьте название жидкости со взвешенными в ней тв. частицами. (Суслик,
Пенза - суспензия).
Типы дисперсных систем
№
Дисперсная
фаза
Дисперсная
среда
Название
дисперсной
системы
Примеры
Газ
Газ
Дисперсной
системы не
образует
1.
Газ
Жидкость
Пена
Газированные напитки,
взбитые сливки
2.
Газ
Твердое
вещество
Аэрозоль
Дым, смог, пыль в воздухе
3.
Жидкость
Газ
Аэрозоль
Туман, облака, облачко,
выпущенное из
аэрозольного баллончика
4.
Жидкость
Жидкость
Эмульсия
Молоко, майонез, жидкие
среды организма ( плазма
крови, лимфа), цито- и
кариоплазма
5.
Жидкость
Твердое
вещество
Гель
Желе, желатин,
косметические средства
( тушь, помада),
медицинские средства
( мази)
6.
Твердое
вещество
Газ
Твердая пена
Керамика, пенопласты,
поролон, пористый шоколад
7.
Твердое
вещество
Жидкость
Золь, суспензия
Речной и морской ил,
строительные растворы,
пасты
8.
Твердое
вещество
Твердое
вещество
Твердый золь
Горные породы, цветные
стекла, некоторые сплавы
Рефлексия.
Допиши предложение.
1.Комплекс взаимодействующих компонентов, твердых тел, жидкостей называется
__________
( системой)
2. Гетерогенные смеси, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно
распределено в другом, называется ____________( дисперсной системы)
3.Если частицы дисперсной фазы больше 100нм, система называется _______
( грубодисперсной)
4. Если частицы дисперсной фазы меньше 100 нм, система называется _________
( мелкодисперсной)
5. К грубодисперсным относятся _________________( взвеси)
6. К мелкодисперсным относятся ___________( коллоидные растворы)
7. К взвесям относятся: ________________( эмульсии, суспензии, аэрозоли)
8. К коллоидным растворам относятся ______________(гели и золи)
9. Отличить коллоидный раствор от истинного можно с помощью ________эффекта
Тиндаля
10.Самопроизвольное выделение жидкости называется _____________
( синерезисом)
11. Свертывание крови это ___________________( биологический синерезис)
12. Хрящи, волосы, ногти – это _________________(биологический гель)
13. Жемчуг, опал, сердолик – это _______________( минеральный гель)
14. Годность пищевых продуктов определяют по явлению ___________(
синерезиса)
Задание 2. Составить синквейн о любой дисперсной системе.
Задание 3.
1.
Как вы сможете объяснить продавцу в магазине, что она продала вам несвежий
мармелад?
2.
2. По каким признакам вы определите свежесть конфет «Птичье молоко» ?