Напоминание

Урок " Дисперсные системы


Автор: Токарь Лариса Исхаковна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Тунгор
Населённый пункт: село Тунгор Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок " Дисперсные системы
Раздел: полное образование





Назад




Тема урока:

« Дисперсные системы»

Цель:

1.

Образовательная:

Сформулировать понятие дисперсной системы;

Познакомить с классификацией дисперсной системы;

Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической

значимости:

суспензиям,

эмульсиям,

коллоидным

растворам,

истинным

растворам, аэрозолям, пенам;

Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль,

сотрудничать).

2.

Развивающая:

Развивать умение использовать химическую терминологию;

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-

следственных

связей,

выдвижение

гипотезы,

классификация,

проведение

аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);

Развивать интересы, способности личности;

Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;

Совершенствовать

коммуникативные

умения

учащихся

в

совместной

деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано

обосновывать

свою

точку

зрения)

и

информационно

познавательную

компетентность учащихся.

3.

Воспитательная:

Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;

Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;

Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.

Используемые технологии: технология эвристического обучения, технология развития

критического мышления, технология проблемного обучения.

Тип урока: усвоение новых знаний

Метод: проблемно – эвристический, исследовательский.

І. Организационный момент.

ІІ. Изучение нового материала.

Держу в руке колбу с водой.

Слайд1.

Вода! Удивительное создание природы, среда в которой зародилась жизнь, без воды не

может существовать ни один живой организм на земле.

Вода – это красота, спокойствие, умиротворение.

Но с другой стороны вода – это разрушительная сила, несущая горе и страдания,

смерть.

Но у воды есть одно замечательное свойство – она прекрасный растворитель. Все

химические и биохимические процессы проходят в водной среде.

Вопрос: как вы думаете, кроме воды могут существовать другие растворители? Какие?

Слайд 2.

Еще в 1 веке до нашей эры Тит Лукреций Кар в своей поэме « О природе вещей»

сказал: «И ни земля не присвоила их, ни эфир необъятный, ибо не столь тяжелы

они были, чтобы вниз опуститься, и не столь легки, чтобы выскользнуть к

высшим пределам»

Вопрос: Как вы думаете о чем говорил Лукреций?

Говорил о системах.

Вопрос: Как вы считаете, что такое система ( глоссарий)

Большинство веществ окружающего нас мира, составляющих ткани живых

организмов, гидросферу, земную кору и недра, космическое пространство часто

представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсные системы.

Диспергирование означает раздробление.

Тема нашего урока : Дисперсные системы»

- Как вы думаете какова цель сегодняшнего урока? (ответы детей)

цель

нашего

сегодняшнего

урока

сформировать

представление

о

дисперсных

системах,

их

месте

в

природе

и

жизни

человека,

научиться

характеризовать

их

свойства.

Нам

необходимо

знать

о

них,

чтобы

правильно

понимать

проявления

негативных процессов в природе, окружающей среде, правильно выбрать путь для

решения научно – технических и экологических задач.

Ранее мы знакомились с многообразием веществ, их зависимостью свойств от состава,

строения.

Сегодня мы познакомимся с новой зависимостью – свойством веществ от состояния их

раздробленности.

Слайд 3. Определение дисперсной системы.

Дисперсная

система

это

смесь,

состоящая

как

минимум

из

двух

веществ,

которые

совершенно

или

практически

не

смешиваются

друг

с

другом

и

не

реагируют друг с другом химически.

Слайд 4.

Классификация дисперсных систем.

- Коллоидные системы (коллоиды, др. греч.) – дисперсные системы, промежуточные

между

истинными

растворами

и

грубодисперсными

системами

взвесями

и

эмульсиями.

Коллоидные

частицы

не

видны

в

обычный

микроскоп,

они

крупнее

молекул, но простым глазом их

увидеть все же нельзя, т.е. по виду растворы не

различимы. Но такая необходимость возникает в практической деятельности. Как же

отличить коллоидный раствор от истинного?

Путем долгих исследований в 1869 г. Тиндаль наблюдал образование светящегося

конуса при пропускании пучка света через коллоидный раствор. Он объяснял это тем,

что более крупные, чем в истинном растворе,

частицы

дисперсной фазы золя

отражают свет от своей поверхности, и в сосуде с коллоидным раствором был виден

светящийся конус, а в истинном растворе этого не наблюдалось. Позднее это явление

получило название Эффекта Тиндаля

Для золей характерно явление

1. коагуляции – слипание коллоидных частиц и выпадения их в осадок. Этот процесс

наблюдается вследствие объединения более крупные агрегаты.

- Некоторые золи при осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже

полностью), образуя при этом с водой общую массу. Подобные осадки называются

гелями или студнями. Чтобы было легче представить себе, что такое гель, приведем

примеры бытовых гелей – желе, мармелад, яичный белок, студень, хрящи. Волосы,

сухожилия – биологические гели, опал, жемчуг, сердолик, халцедон – минеральные.

Состояние жидкости в гелях непрочное. Они сравнительно легко изменяют свой объем

при

поглощении

или

отдачи

дисперсионной

среды.

С

течением

времени

из

геля

выделяется

жидкая

фаза

и

объем

геля

уменьшается.

Это

явление

называется

синерезисом, или старением геля ( глоссарий) - запись

- А вот если у человека этот процесс затруднен (переход фибриногена в фибрин), на

какое заболевание он может указывать? (гемофилия). Из курса биологии вам известно,

что носителем гена гемофилии является….(женщина, а заболевают мужчины) . А, вы,

знаете каких-нибудь выдающихся личностей у которых встречалось это заболевание?

(Династия

Романовых,

которая

царствовала

более

300

лет,

страдала

этим

заболеванием).

Рубиновые

стекла,

аморфные

минералы,

образовавшиеся

в

водных

растворах

и

содержащие переменное количество воды, относятся к тв. гелям. Драгоценный камень

агат – типичный минеральный гель, встречающийся в отложениях теплых источников,

образуется также в процессе синерезиса.

Проведем небольшую исследовательскую работу ( практическая работа по усмотрению

учителя,

предлагаются

различные

дисперсные

системы

-зубная

паста,

мармелад,

зефир, пористый шоколад и т.д.).

Время выполнения работы – 10 минут.

Итог работы. Выступления учащихся.

- А сейчас давайте отдохнем и отгадаем небольшие загадки касающиеся ДС.

1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в

ней частицами другой жидкости. (Эму - эмульсия)

2. Как превратить атолл Роз в газ с взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Роз –

аэрозоль).

3. Название, какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки? (Кол -

коллоидный).

4.

Из названий степного грызуна и города – областного центра черноземной зоны

Росси составьте название жидкости со взвешенными в ней тв. частицами. (Суслик,

Пенза - суспензия).

Типы дисперсных систем

Дисперсная

фаза

Дисперсная

среда

Название

дисперсной

системы

Примеры

Газ

Газ

Дисперсной

системы не

образует

1.

Газ

Жидкость

Пена

Газированные напитки,

взбитые сливки

2.

Газ

Твердое

вещество

Аэрозоль

Дым, смог, пыль в воздухе

3.

Жидкость

Газ

Аэрозоль

Туман, облака, облачко,

выпущенное из

аэрозольного баллончика

4.

Жидкость

Жидкость

Эмульсия

Молоко, майонез, жидкие

среды организма ( плазма

крови, лимфа), цито- и

кариоплазма

5.

Жидкость

Твердое

вещество

Гель

Желе, желатин,

косметические средства

( тушь, помада),

медицинские средства

( мази)

6.

Твердое

вещество

Газ

Твердая пена

Керамика, пенопласты,

поролон, пористый шоколад

7.

Твердое

вещество

Жидкость

Золь, суспензия

Речной и морской ил,

строительные растворы,

пасты

8.

Твердое

вещество

Твердое

вещество

Твердый золь

Горные породы, цветные

стекла, некоторые сплавы

Рефлексия.

Допиши предложение.

1.Комплекс взаимодействующих компонентов, твердых тел, жидкостей называется

__________

( системой)

2. Гетерогенные смеси, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно

распределено в другом, называется ____________( дисперсной системы)

3.Если частицы дисперсной фазы больше 100нм, система называется _______

( грубодисперсной)

4. Если частицы дисперсной фазы меньше 100 нм, система называется _________

( мелкодисперсной)

5. К грубодисперсным относятся _________________( взвеси)

6. К мелкодисперсным относятся ___________( коллоидные растворы)

7. К взвесям относятся: ________________( эмульсии, суспензии, аэрозоли)

8. К коллоидным растворам относятся ______________(гели и золи)

9. Отличить коллоидный раствор от истинного можно с помощью ________эффекта

Тиндаля

10.Самопроизвольное выделение жидкости называется _____________

( синерезисом)

11. Свертывание крови это ___________________( биологический синерезис)

12. Хрящи, волосы, ногти – это _________________(биологический гель)

13. Жемчуг, опал, сердолик – это _______________( минеральный гель)

14. Годность пищевых продуктов определяют по явлению ___________(

синерезиса)

Задание 2. Составить синквейн о любой дисперсной системе.

Задание 3.

1.

Как вы сможете объяснить продавцу в магазине, что она продала вам несвежий

мармелад?

2.

2. По каким признакам вы определите свежесть конфет «Птичье молоко» ?



В раздел образования