Напоминание

"Мой край родной". Программа факультатива "География Челябинской области"


Автор: Васильева Любовь Михайловна
Должность: учитель географии и биологии высшей категории
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 40" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Мой край родной". Программа факультатива "География Челябинской области"
Раздел: среднее образование





Назад




Васильева Любовь Михайловна

учитель географии и биологии

МОУ «СОШ № 40» г. Магнитогорска

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ

Программа факультатива

«География Челябинской области»

Магнитогорск-2018

Факультатив «Мой край родной»

Пояснительная записка

Ре ги о н а л ь н ы й

( н а ц и о н а л ь н ы й - р е ги о н а л ь н ы й )

ко м п о н е н т

географического образования определен географическим стандартом.

«Концепция

краеведческого

образования

в

Челябинской

области»

утвержденная

приказом

Министерства

образования

и

науки

Челябинской

области

от

13.09.2005

г.

01-1006,

научно

обосновывает

организацию

системы

учебной

и

внеучебной

деятельности

по

краеведению

на

всех

ступенях

общего

и

дополнительного

образования.

В

ней

говорится,

что

гуманизация

образования,

реализуемая

через

культурологический

и

личностно-ориентированный

подход,

предполагает,

прежде

всего,

ориентацию на интересы ребёнка, на возможности развития личности, на

постоянное

взаимодействие

человека

и

конкретной

культурно-

образовательной

среды.

Два

встречных

направления,

характерные

для

современной

российской

образовательной

системы

федерализация

и

регионализация

образования,

позволяют

комплексно

решать

задачи

как

закрепления целостности и единства образовательного пространства России,

так и формирования региональной образовательной политики и развития

региональных

программ

образования.

Указанные

ведущие

тенденции

развития

отечественного

образования

в

максимальной

степени

позволяет

реализовать система краеведческой работы.

Изучая географию России, мы имеем представление об Урале, как об

«Опорном

крае

державы».

Также

как

неповторима

историческая

судьба

Урала, замечательные особенности его территории, по красоте природы его

сравнивают со Швейцарией.

Составная

часть

Уральского

региона,

его

жемчужина

наш

край

Челябинская Земля. Прекрасна её природа, сказочно богаты недра, самобытна

культура народов её населяющих. Существенную роль наша область играет в

экономике

региона

и

страны

в

целом.

Богатствами

природы

и

своими

людьми, а именно природные ресурсы и люди создали славу нашему краю.

Знать

природные

и

хозяйственные

особенности,

экологические

проблемы и пути их решения – это знать своё будущее, без этого невозможно

в дальнейшем проведение эффективной региональной политики. Вот почему

необходимо хорошо изучать и знать географию родного края.

Материалы

программы

позволяют

творчески

подойти

к

изучению

родного края.

2

Основные цели курса:

сформировать

у

учащихся

систему

научных

знаний

о

природе,

населения и хозяйстве родного края – Челябинской области;

развить географическое мышление;

конкретизировать знания о связи природных условий и ресурсов с

хозяйственной деятельностью населения в пределах нашей области;

продолжать формировать экологическое мышление, показать примеры

отрицательного и положительного воздействия на окружающую среду в

пределах нашей области;

воспитать чувство патриотизма к своей «малой» родине.

Главные задачи:

ознакомить учащихся с географическим положением и его влиянием на

особенности природы, населения и хозяйства Челябинской области.

научить

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

компонентами

природы

(рельефом,

климатом,

внутренними

водами,

почвами, растительностью, животным миром) своей области.

изучить

особенности

населения

области,

показать

учащимся

взаимосвязь

жизни

и

деятельности

людей

от

природных,

экологических, социальных, экономических условий.

создать

у

школьников

представление

о

важнейших

межотраслевых

комплексах области и их географии.

учить

видеть

проблемы

развития

хозяйства

и

социально-

экономическую

ситуацию

в

области,

осмысливать

эти

проблемы

и

находить пути их решения.

Программа факультатива «Мой край родной» - региональный компонент

– Челябинская область может быть реализована за 34 часа.

Содержание программы рассчитано на учащихся 8,9 классов в момент

изучения Уральского региона, либо для более полного, яркого изучения и

может быть предложена в конце изучения курса географии России в 9 классе.

Данный курс можно также изучить, факультативно и более углубленно.

С теоретической частью программы тесно переплетается практическая

часть – практические работы и экскурсии. Практическая часть предполагает

работу с картами атласа, с контурными картами, с материалами текста, с

иллюстрациями,

с

схемами,

картосхемами

учебного

пособия

«География

Челябинской области», с дополнительной литературой, предлагается также

3

проведение

тематических

экскурсий

с

выходом

на

местность

и

в

краеведческий музей.

Практическую часть при творческом подходе можно перестраивать и

дополнять.

В связи с тем, что изучению краеведения придается большое значение и

что изучение родного края заложено в Госстандарте и федеральном плане,

данная

программа

поможет

сформировать

систему

знаний,

и

привьёт

практические навыки в области изучения природы, населения и хозяйства

нашей Челябинской области.

К программе «Мой край родной» (региональный компонент) прилагается

тематический

план

и

примерное

поурочное

планирование

с

перечнем

практических

работ,

контрольно-измерительные

материалы

(тесты

для

итогового контроля).

4

Содержание программы факультатива

Раздел I.

Общий обзор Челябинской области. 3 часа.

Введение 1 час.

Челябинская Земля – часть России.

Площадь,

численность

населения,

история

образования

и

хозяйственного освоения области.

Что

изучает

география

Челябинской

области.

Роль

географических

знаний

в

комплексном

изучении

родного

края.

Значение

краеведения.

Источники и методы изучения родного края.

Практическая работа № 1.

Географическое

положение,

административно-территориальное

устройство. 2 часа.

Географическое положение Челябинской области в пределах Урала и

всей России. Соседи Челябинской области и границы с ними. Природные

рубежи,

транспортные

пути,

связывающие

область

с

остальными

территориями России и другими государствами. Положение по отношению к

океанам, крупным формам рельефа, тектоническим структурам и сырьевым

базам, климатическим поясам и областям, природным зонам.

Влияние

географического

положения

на

особенности

природы,

населения и хозяйства области.

Административно-территориальное устройство области.

Практическая работа № 2,3

Требования к знаниям и изменениям.

Учащиеся должны знать:

площадь территории области, координаты крайних точек;

особенности физико - и экономико-географического положения области;

основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения

территории области;

административное деление области;

основные источники информации о своей области.

5

Учащиеся должны уметь:

определять размеры, протяженность территории;

определять географические координаты точек;

определять по картам физико -, и экономико – географическое

положение территории области;

работать с различными источниками информации о своей области,

городе, районе, селе.

Раздел II.

Природа Челябинской области. 14 часов.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 2 часа.

Общая характеристика неровностей земной поверхности области (горы,

холмистые

и

низменные

равнины),

её

геологического

строения

и

происхождения.

Современные

рельефообразующие

процессы.

Главные

месторождения полезных ископаемых области, их использование в хозяйстве.

Ильменский минералогический заповедник – чудо природы. Особенности

рельефа Челябинской области и своего района.

Практическая работа № 4

Климат и климатические ресурсы. 2 часа.

Факторы,

формирующие

климат

области:

географическая

широта,

воздушные

массы

и

господствующие

ветры,

циркуляция

атмосферы

(атмосферные

фронты,

циклоны

и

антициклоны),

закономерности

распределения тепла и влаги (средние температуры января и июля, осадки в

разных

частях

области,

испарение

и

испаряемость,

коэффициент

увлажнения). Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную

деятельность людей.

Характеристика сезонов и сезонных явлений.

Опасные явления природы: туманы, заморозки, морозы, гололед, суховеи,

град, ураганы.

Оценка рекреационно-климатических условий.

Причины загрязнения воздушной среды области и охрана от загрязнений.

Особенности климата Челябинской области и своего района.

6

Практическая работа № 5

Внутренние воды и водные ресурсы. 2 часа.

Главные речные системы, озера, водохранилища Челябинской области.

Густота речной сети, распределение рек по бассейнам, озерность, причины

территориальных различий. Подземные воды. Оценка водных ресурсов. Роль

внутренних вод в заселении и хозяйственном освоении территории области.

Опасные явления на реках, озерах, водохранилищах (паводки, наводнения).

Использование

вод

и

меры

по

сохранению

их

качества

и

количества.

Обеспеченность водными ресурсами своего района.

Практическая работа № 6

Почвы и почвенные ресурсы. 2 часа.

Основные типы почв, их распределение по территории области.

Почвенная

карта.

Наиболее

плодородные

почвы

области,

и х

агропроизводственная

оценка. Освоенность. Пути повышения плодородия

почв области.

Почвы своей территории.

Практическая работа № 7

Растительность Челябинской области. 3 часа.

Флора Челябинской области, её богатство.

Зависимость растительного покрова от географического положения,

природно-климатических условий, хозяйственного освоения и воздействия

человека.

Лесные, лесостепные и степные растительные сообщества области.

Использование

растений

в

строительстве,

быту,

медицине.

Естественные

кормовые угодья, их значения для развития животноводства.

Редкие и исчезающие виды растений Челябинской области: растения,

занесенные в красную книгу. Растительность своего района.

Практическая работа № 8

Животный мир Челябинской области. 1 час.

Распространение разных видов животных по территории области, их

приспособленность

к

условиям

обитания.

Редкие

и

исчезающие

виды

животных. Воздействие человека на животный мир различных территорий

7

области. Мероприятия по охране и рациональному использованию животного

мира. Животный мир своей территории.

Практическая работа № 9

ПТК. Природные зоны области. 2 часа.

Лесная,

лесостепная,

степная.

Азональные

природные

комплексы.

Сочетание типичных ландшафтов в разных частях области. Антропогенные

ландшафты экологическое состояние и охрана природы в своем населенном

пункте, административном центре и в целом в области.

Памятники природы и охраняемые территории в пределах Челябинской

области и своего района.

Практическая работа № 10

Требования к знаниям и умениям.

Знать:

основные формы рельефа Челябинской области и своей местности;

своеобразие горных пород и минералов всей области и своего района;

большие и малые реки, озера, водохранилища Челябинской области;

режим рек и хозяйственное использование вод области;

преобладающие типы погод;

характеристику климата своей местности;

типы почв на территории области, района;

разнообразие

видов

растений,

животных

и

их

распространение

по

территории области, района.

Уметь:

различать и описывать горные породы своей местности;

делать характеристику рельефа области, своей местности;

обозначить

на

контурной

карте

формы

рельефа

области,

а

также

полезные ископаемые;

объяснить особенности главных речных систем;

называть

и

показывать

по

карте

основные

зональные

типы

почв,

приводить

примеры

мероприятий

по

улучшению

почвенного

плодородия;

8

называть типичных представителей растительного и животного мира;

приводить

примеры

рационального

использования

биологических

ресурсов;

объяснять

понятие

«природная

зона»,

«широтная

зональность»,

«высотная

зональность»,

причины

зональности

и

азональности

ландшафтов;

прогнозировать изменения природных компонентов под воздействием

деятельности человека.

9

Раздел III.

Население. (3 часа).

Население.

История

заселения

территории.

Динамика

численности.

Миграции

населения.

Возрастной

и

половой

состав.

Трудовые

ресурсы.

Профессии, которые наиболее востребованы в обществе, и те на которые

предвидится наибольший спрос. Учебные заведения, где можно приобрести

соответствующие специальности.

Национальный состав, его особенности. Вклад населения своего района

в развитие национальной культуры.

Размещение

населения.

Формы

расселения.

Городские

и

сельские

поселения, их типы. Города области.

Характеристика областного центра – Челябинска.

Свой населенный пункт, его функции, история заселения и развития,

современные особенности своего населенного пункта.

Практическая работа № 11

Требования к знаниям и умениям

Знать:

историю заселения территории;

движение населения;

национальный

состав

и

религиозный

состав

населения,

его

вклад

в

национальную культуру;

типы городских и сельских поселений;

исторические и современные особенности своего населенного пункта;

Уметь:

объяснять изменения численности населения, миграции, соотношение

городского и сельского населения, трудовые ресурсы, их значение;

определять плотность населения области, своего района;

описывать природные условия, влияющие на жизнь, быт, хозяйственную

деятельность людей.

10

Раздел IV.

Экономика Челябинской области

10 часов

Хозяйство. Межотраслевые комплексы.

Хозяйство. История формирования, структура, уровень развития МОК.

Промышленность, отраслевой состав. Ведущие предприятия, связанные

с

местным

или

привозным

сырьем.

Размещение

предприятий.

Производственно-территориальные связи и их значение.

Металлургические, машиностроительные предприятия области. Заводы

по производству станков, труб, дорожных машин, радиотехники.

Экологическая обстановка в пределах области.

Практическая работа № 12

АПК области, его структурные звенья.

Сельское хозяйство. Отраслевая характеристика.

Структура

земельных

угодий,

посевных

площадей.

Оценка

агроклиматических

условий.

Размещение

производства.

Типы

с/х

предприятий,

их

доля

в

производстве

товарной

продукции

области.

Производственные

связи

сельхозпредприятий

и

промышленных

предприятий, их доля в производстве товарной продукции.

Внешние экономические связи Челябинской области.

Практическая работа № 13

Инфраструктурный комплекс.

Транспорт.

История

формирования

современной

транспортной

сети.

Роль разных видов транспорта в перевозке грузов и пассажиров. Основные

транспортные узлы.

Связь.

Сфера

обслуживания,

жилищно-коммунальное

хозяйство,

рекреационное хозяйство.

Природные и социально-экономические различия. (4 часа)

Природные

и

социально-экономические

различия

в

пределах

Челябинской

области.

Главные

города.

Исторические

центры;

их

достопримечательности.

Объекты природного и культурного наследия. Происхождение названий

различных географических объектов Челябинской области.

Социальные, экономические и экологические проблемы области и своего

района, своего населенного пункта, пути их решения, перспективы развития.

Практическая работа № 14, 15

11

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

структуру хозяйства Челябинской области;

отраслевой состав промышленной области своего района;

ведущие предприятия;

АПК, развитие его структурных звеньев в Челябинской области;

с/х предприятия, их долю в производстве с/х продукции;

особенности инфраструктуры Челябинской области.

Социальные, экономические и экологические проблемы области;

Должны уметь:

давать характеристику основным отраслям промышленности;

показывать главные центры производства, объяснять их размещение;

объяснять сельскохозяйственную специализацию территорий;

объяснять основные грузо – и пассажиропотоки;

объяснять

современные

социально-экономические

и

экологические

проблемы территорий области.

Учебно-тематический план

12

п/п

Наименование темы курса

Всего

часов

В том числе

лекции

практи-

ческие

работы

формы

контроля

I.

Общий обзор Челябинской области

3

1.

Введение

1

1

2.

Географическое

положение

Челябинской

области.

Влияние

ге о г р а фи ч е с ко го

положения

на

особенности

природы,

населения и хозяйства области.

1

1

3.

Административно-территориальное

устройство области.

1

1

II.

Природа Челябинской области

14

Геологическое

строение,

рельеф

и

полезные ископаемые.

4.

Общая

характеристика

неровно стей

з е м н о й

п о в е р х н о с т и

о бл а с т и ,

е ё

геологическое строение и происхождение.

1

5.

Современные

р е л ь е ф о о б р а зу ю щ и е

процессы, полезные ископаемые области и

их использование в хозяйстве.

1

1

Климат и климатические ресурсы

6.

К л и м а т о о б р а з у ю щ и е

ф а к т о р ы

Челябинской

области.

Закономерности

р а с п р ед е л е н и я

т е п л а

и

вл а г и

п о

территории области.

1

7.

Влияние климатических условий на жизнь

и

хозяйственную

деятельность

людей.

Опасные

явления

природы,

связанные

с

климатом.

1

1

Внутренние воды

8.

Речные

системы,

озера,

водохранилища,

подземные воды. Оценка водных ресурсов.

1

1

9.

Роль

внутренних

вод

в

заселении

и

хозяйственном

освоении

территории

области. Опасные явления. Охрана вод.

1

1

10.

Основные типы почв, их распределение по

территории области. Почвенная карта.

1

1

11.

Наиболее плодородные почвы области их

освоенность. Пути повышения плодородия

почв. Охрана почв.

1

Растительность Челябинской области

12.

Флора Челябинской области, её богатство.

Зависимость

растительного

покрова

от

природно-климатических условий.

1

13.

Л е с н ы е ,

л е с о с т е п н ы е

и

с т е п н ы е

растительные

сообщества

о бл а с т и .

Использование растений в жизни человека.

1

14.

Редкие

и

исчезающие

виды

растений

Ч е л я б и н с ко й

о бл а с т и ;

р а с т е н и я ,

1

1

13

з а н е с е н н ы е

в

К р а с н у ю

к н и г у .

Растительность нашего района.

Животный мир Челябинской области

15.

Распространение

видов

животных

по

территории

области.

Охрана

животного

мира.

1

Природные зоны области

16.

Лесная, лесостепная, степная. Азональные

природные

комплексы.

Антропогенные

ландшафты.

1

1

17.

Экология области. Памятники природы и

их охрана в пределах Челябинской области

и своего района.

1

1

Тест

III.

Население

3

18.

Население.

Численность

населения.

Миграции населения. Трудовые ресурсы.

1

19.

Размещение

населения.

Городские

и

сельские

поселения.

Национальный

состав.

1

20.

Го р од а

о бл а с т и .

Х а р а к т е р и с т и к а

областного

центра

Челябинска.

Свой

населенный пункт, его функции, история.

1

1

Тест

IV.

Экономика Челябинской области

10

21.

Хозяйство.

История

формирования.

Развитие межотраслевых комплексов.

1

22.

Отраслевой

состав

промышленности.

Размещение предприятий.

Производственно-территориальные связи и

их значение.

1

23.

М е т а л л у р г и ч е с к и е

п р е д п р и я т и я ,

машиностроение

области.

Заводы

по

производству

труб,

дорожных

машин,

радиотехники.

1

24.

Карта экологических ситуаций области.

1

25.

АПК

области,

его

структурные

звенья.

С е л ь с ко е

хо з я й с т в о .

О т р а с л е в а я

характеристика.

1

26.

Растениеводство.

Оценка агроклиматических условий.

1

1

27.

Животноводство. Характеристика отрасли.

1

28.

Внешние экономические связи области.

1

Инфраструктурный комплекс

29.

Транспорт. Роль разных видов транспорта

в перевозках грузов и пассажиров.

1

30.

Сфера

обслуживания,

рекреационное

хозяйство области.

1

1

Тест

Природные и социально-экономические

различия области

4

31.

Природные

и

социально-экономические

р а з л и ч и я

в

п р е д е л а х

о б л а с т и .

И с т о р и ч е с к и е

ц е н т р ы

и х

1

1

14

достопримечательности.

32.

Объекты

природного

и

культурного

наследия. Топонимика области.

1

33.

Социальные,

экономические

проблемы

области,

пути

их

решения,

перспективы

развития.

1

1

34

Итоговый урок.

Тестирование

по

курсу

«Мой

край

родной».

1

15

Практические работы

№ 1. Обозначить на контурной карте Челябинской области природные рубежи

области и политико-административные границы, названия соседних

областей,

республик,

сран,

изучаемых

географических

объектов,

основных транспортных магистралей.

№ 2. Нанесение на контурную карту административных районов области.

Определение

по

карте

географических

координат

г.

Челябинска

и

своего населенного пункта, максимальной протяженности области с

севера на юг, с запада на восток.

№ 3. Ориентирование на местности с помощью плана своего населенного

пункта и карты.

№ 4. Характеристика рельефа по карте Челябинской области. Установление

связей

между

геологическим

строением,

формами

рельефа

и

полезными

ископаемыми.

Нанесение

на

контурную

карту

месторождений полезных ископаемых, форм рельефа.

№5.

Характеристика основных климатических показателей территории

области с позиций характеристики условий жизни и хозяйственной

деятельности

её

населения.

Нанести

на

контурную

карту

зоны

загрязнения атмосферного воздуха.

№ 6. Характеристика по типовому плану рек Урал, Миасс.

№ 7. Характеристика по карте разных типов почв в Челябинской области, а

также мероприятий по улучшению почвенного плодородия.

8.

Характеристика

экосистем

на

примере

леса

и

степи.

Выявление

видового состава растений в данных биоценозах, выделение среди них

лекарственных

растений.

Влияние

деятельности

человека

на

биоценозы леса и степи.

№ 9.

Изучение ПТК Челябинской области (по типовому плану), (горы,

равнины, природные зоны – на выбор). Оценка их состояния.

10.

Описание

охраняемых

природных

объектов

области

(памятников

природы, нац. парков, заказников, заповедников) (на выбор).

№ 11. Сопоставление местных агроклиматических условий с требованиями

сельскохозяйственных культур.

16

№ 12. Описание и объяснение особенностей инфраструктуры своего района

или населенного пункта.

№ 13. Составление картосхемы «Интересные географические, культурные,

исторические, экологические и рекреационные объекты Челябинской

области (работа в группах).

14.

Составление

картосхемы

«Туристские

маршруты

Челябинской

области» (групповая работа).

№ 15. Описание пути из своего административного центра (г. Челябинск) до

г.

Москвы

и

до

Владивостока

(направление,

расстояние,

виды

транспорта, время в пути и т.д.). (групповая работа).

Примерное поурочное планирование курса:

«Мой край родной» (география Челябинской области)

Раздел I. Общий обзор Челябинской области (3 часа)

Урок № 1. Введение в курс «география Челябинской области».

Для

чего

надо

изучать

географию

области.

Значение

краеведения. Источники и методы изучения родного края.

Практическая работа № 1. Учимся работать с дополнительной

литературой, знакомимся с источниками информации, с атласом

Челябинской

области

и

контурными

картами.

Наносим

на

контурную карту природные рубежи области.

Урок № 2. Географическое положение Челябинской области в пределах

Урала

и

всей

России.

Соседние

территории

области

и

их

границы.

Транспортные

пути,

связывающие

область

с

остальными территориями России и другими государствами.

Положение

по

отношению

к

океанам,

другим

формам

рельефа,

сырьевым

базам,

климатическим

поясам

и

областям, природным зонам.

Практическая работа № 2. Обозначение на контурной карте

области

границ

территориально-административных

единиц,

названия соседних областей, республик, государств, изучаемых

географических объектов.

17

Урок №3. Влияние географического положения на особенности природы,

населения,

хозяйственной

деятельности.

Административное

деление Челябинской области.

Практическая работа № 3. Работа с контурной картой, атласом.

Нанесение

на

контурную

карту

административных

районов

области,

городов;

определение

по

карте

географических

координат

г.

Челябинска,

своего

населенного

пункт а,

максимальной протяженности области с севера на юг, с запада на

восток.

Ориентирование на местности с помощью плана своего

населенного пункта и карты области.

Раздел II. Природа Челябинской области (14 часов)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (2 часа)

Урок

№4.

Общая

характеристика

неровностей

земной

поверхности

области (горы, холмистые равнины, низменные равнины), её

геологическое строение и происхождение.

Урок

5.

Современные

рельефообразующие

процессы.

Главные

местонахождения

полезных

ископаемых

области,

их

использование в хозяйстве. Ильменский минералогический

заповедник.

Особенности

рельефа

и

полезные

ископаемые

своего района.

Практическая работа № 4.

Работа с атласом области – характеристика особенностей рельефа

области

и

своей

местности,

а

также

горных

пород

своей

местности и области. Нанесение на контурную карту области

месторождений полезных ископаемых области; основных форм

рельефа.

Климат и климатические ресурсы. (2 часа)

Урок № 6. Факторы, формирующие климат области: географическая

широта,

воздушные

массы

и

господствующие

ветры,

циркуляция

атмосферы.

Закономерности

распределения

тепла и влаги (средние температуры января и июля, осадки в

разных частях области).

Урок № 7. Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную

деятельность

людей.

Характеристика

сезонов

и

сезонных

18

явлений. Опасные явления природы, связанные с климатом:

гололед,

суховей,

град

и

т.д.

оценка

рекреационных,

климатических

условий.

Причины

загрязнения

воздушной

среды области. Особенности климата своей местности.

Практическая работа № 5. Описание по картам атласа, по

учебному

пособию

основных

климатических

показателей

по

сезонам года.

Внутренние воды. (2 часа)

Урок № 8. Речные системы, озера, водохранилища, подземные воды.

Оценка водных ресурсов.

Практическая работа № 6. Описание рек Миасс, Урал по

типовому плану с использованием карт атласа. Описание озёр и

водохранилищ. (Работа в группах)

Урок № 9. Роль внутренних вод в заселении и хозяйственном освоении

Территории области. Опасные явления. Охрана вод.

Почвы. (2 часа)

Урок

10.

Основные

типы

почв,

их

распределение

по

территории

области. Почвенная карта.

Практическая работа № 7. Характеристика различных типов

почв

по

карте

атласа,

предложение

мероприятий

по

их

улучшению.

Урок № 11. Наиболее плодородные почвы области их освоенность. Пути

повышения плодородия почв.

Растительность Челябинской области. (3 часа)

Урок

12.

Флора

Челябинской

области,

её

богатство.

Зависимость

растительного

покрова

от

географического

положения,

природно-климатических условий, хозяйственного освоения и

воздействия человека.

Урок № 13. Лесные, лесостепные и степные растительные сообщества

области.

Использование растений в строительстве, быту, в медицине и

т.д. Естественные кормовые угодья, их значение для развития

животноводства.

19

Урок № 14. Редкие и исчезающие виды растений Челябинской области;

растения,

занесенные

в

Красную

книгу.

Растительность

нашего района.

Практическая работа № 8. Характеристика экосистем на примере

леса и степи. Выявление видового состава растений в данных

биоценозах,

выделение

среди

них

лекарственных

растений.

Влияние деятельности человека на биоценозы леса и степи.

Животный мир Челябинской области. (1 час).

Урок № 15. Распространение разных видов животных по территории

области, их приспособленность к условиям обитания. Редкие

и

исчезающие

виды

животных.

Воздействие

человека

на

животный мир различных территорий области. Мероприятия

по охране и рациональному использованию животного мира.

Животный мир своего района.

Природные зоны области. (2 часа).

Урок

№ 16.

Лесная, лесостепная, степная. Азональные природные

комплексы.

Сочетание

типичных

ландшафтов

в

разных

частях области. Антропогенные ландшафты.

Практическая работа № 9.

Урок

17.

Экологическое

состояние

и

охрана

природы

в

своем

населенном пункте, административном центре и в целом в

области. Памятники природы и охраняемые территории в

пределах Челябинской области и своего района.

Практическая работа № 10.

Раздел III. Население. (3 часа)

Урок

18.

Население.

История

заселения

территории.

Динамика

численности.

Миграции

населения.

Возрастной

и

половой

с о с т а в .

Труд ов ы е

р е су р с ы .

П р о ф е с с и и

н а и б о л е е

востребованные в обществе. Учебные заведения.

Урок № 19. Размещение населения. Формы расселения. Городские и

сельские

поселения,

их

типы.

Национальный

состав.

20

Культура.

Вклад

населения

в

развитие

национальной

культуры.

Урок

20.

Города

области.

Характеристика

областного

центра

Челябинска. Свой населенный пункт, его функции, история.

Практическая работа № 14. Заселение и развитие, современные

особенности своего населенного пункта.

Раздел IV. Экономика Челябинской области. (10 часов)

Урок

21.

Хозяйство.

История

формирования

структура,

уровень

развития МОК!

Урок № 22. Промышленность, отраслевой состав. Ведущие предприятия,

связанные с местным или привозным сырьем. Размещение

предприятий. Производственно-территориальные связи и их

значение.

Урок № 23. Металлургические предприятия, машиностроение области.

Заводы

по

производству

труб,

дорожных

машин,

радиотехники.

Урок № 24. Экологическая обстановка в пределах области.

Урок № 25. АПК области, его структурные звенья. Сельское хозяйство.

Отраслевая характеристика.

Урок № 26. Растениеводство. Структура земельных угодий, посевных

площадей. Оценка агроклиматических условий.

Практическая работа № 11.

Урок

27.

Животноводство.

Характеристика

отрасли.

Типы

с/х,

предприятий,

их доля в производстве товарной продукции

области.

Урок № 28. Производственные связи с/х предприятий и промышленных

предприятий их доля в производстве товарной продукции.

Внешние экономические связи области.

Инфраструктурный комплекс. 2 (часа)

21

Урок № 30. Сфера обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство,

рекреационное хозяйство.

Практическая работа № 12.

Природные и социально-экономические различия области. (4 часа)

Урок № 31. Природные и социально-экономические различия в пределах

области.

Главные

города.

Исторические

центры

их

достопримечательности.

Практическая работа № 13.

Урок

32.

Объекты

природного

и

культурного

наследия.

Происхождение

названий

различных

географических

объектов Челябинской области.

Урок

33.

Социальные,

экономические

и

экологические

проблемы

области и своего района, своего населенного пункта, пути их

решения, перспективы развития.

Практическая работа № 15.

Урок № 34. Итоговый урок.

Тестирование по курсу «Мой край родной».

Тесты для итогового контроля по географии Челябинской области.

22

Курс: «Мой край родной»

1.

Наиболее

острой

экологической

проблемой

Челябинской

области

является:

а. радиоактивное загрязнение территорий

б. деградация естественных пастбищ

в. дегумификация почв

г. промышленно-городское загрязнение территории

2.

С Казахстаном граничат районы:

а. Верхнеуральский

б. Брединский

в. Нязепетровский

г. Троицкий

3.

Транспортная магистраль проходит через города области:

а. Челябинск

б. Куса

в. Карабаш

г. Златоуст

4.

В Уральский Федеральный округ входят:

а. Республика Башкортостан

б. Челябинская область

в. Тюменская область

г. Пермский край

5.

Крупными

конечными

городами

Транссиба

в

Челябинской

области

являются:

а. Миасс, Чебаркуль

б. Златоуст, Усть-Катав

в. Аша, Челябинск

6.

Местное время в Москве 22 часа, а в Челябинской области:

а. 20 часов

б. 21 час

в. 24 часа

7.

Горючие полезные ископаемые Челябинской области предоставлены:

а. нефтью

б. бурым углем

в. горючими сланцами

г. каменным углем

8. С магматическими горными породами связаны полезные ископаемые:

а. графит

23

б. каолин

в. железо

г. золото

9.

Сырьевой базой белой глины служат месторождения:

а. Еленинское

б. Карабашское

в. Кыштымское

г. Берлинское

10.

В породах мезокайнозойского чехла распространены:

а. огнеупорные глины

б. фосфориты

в. графит

г. слюда

11.

Высота Зауральского пенеплена колеблется от:

а. 150 – 350 м

б. 200 – 400 м

в. 200 – 450 м

г. 300 – 400 м

12.

Основными

климатообразующими

факторами

Челябинской

области

являются:

а. атмосферные осадки

б. солнечная радиация

в. подстилающая поверхность

г. циркуляция атмосферы

13.

Среднегодовое количество осадков в районе Челябинска:

а. 800 мм

б. 600 мм

в. 350 мм

г. 400 мм

14.

Изотерма июля на юге области:

а. +19

б. +17

в. +18

г. + 16

15.

Наибольшим расходом воды обладают реки:

а. Ай

б. Урал

24

в. Миасс

г. Юрюзань

16.

Каким озёрам соответствует площадь зеркала, установите соответствие:

а. 14, 9 км

2

Тургояк

б. 68,1 км

2

Увильды

в. 21,7 км

2

Кисегач

г. 26,4 км

2

Смолино

17.

Наиболее плодородные почвы нашей области:

а. подзолистые

б. черноземы

в. солонцы

г. серые лесные

18.

Почвы горно-заводской зоны области:

а. черноземы обыкновенные

б. серые лесные

в. солонцы

г. светло-серые, серые и темно-серые

19.

На какое растение наложен строгий запрет сбора:

а. подорожник

б. тысячелистник

в. ковыль

г. любка двулистная

20.

Какой небольшой зверёк, обитающий на территории области занесен в

Красную книгу:

а. ласка

б. бурундук

в. выхухоль

г. колонок

21.

Заповедник первым заповедный для науки:

а. Ильменский

б. Аркаим

в. Таганай

г. Зюраткульский

22.

Гидрологические памятники области это:

а. Тургояк

б. Подборное

в. Гумбейка

25

г. Увильды

23.

Плотность населения области:

а. 33 ч/км

2

б. 41,5 ч/км

2

в. 43 ч/км

2

г. 22 ч/км

2

24.

Челябинскую агломерацию образуют:

а. Коркино

б. Пласт

в. Чебаркуль

г. Южноуральск

25.

Флагман металлургической промышленности области:

а. Мечел

б. Саткинский металлургический завод

в. ММК

г. Челябинский электрометаллургический

26.

Выплавкой меди занимаются предприятия:

а. Карабашский завод

б. Верхне-Уфалейский завод

в. Кыштымский завод

г. Челябинский завод

27.

Урал АЗ находится:

а. в Челябинске

б. в Миассе

в. в Магнитогорске

г. в Златоусте

Литература

26

1.

Андреева

М.А.,

Маркова

А.С.

География

Челябинской

области:

Учебное

пособие

для

учащихся

7-9

классов

основной

школы.

Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002 г.

2.

Челябинская

область.

Атлас.

История

родного

края/

под

ред.

Н.Н.

Алеврос, В. М. Кузнецов. – Челябинск: АБРИС, 2017. — 24 с.

3.

Виноградов,

Н.

Б.,

Гитис,

М.

С.,

Кузнецов,

В.М.

Историческое

краеведение. Челябинская область: учеб. пособие / Н. Б. Виноградов,

М.С. Гитис, В. М. Кузнецов. – Челябинск: АБРИС, 2009. – 128 с.

4.

Моисеев, А. П. Вечный поиск. Краеведы Челябинского Урала: в 3 ч. Ч.

1 / А.П. Моисеев. – Челябинск, 2011. – 336 с.

5.

Челябинская область. Краткий географический справочник /авт.-сост.

М.С. Гитис, С. Г. Захаров, А. П. Моисеев; Русское географическое

общество, Челябинское региональное отделение. – Челябинск: АБРИС,

2011. – 176 с. – (Познай свой край).

6.

Капитонова,

Н.А.

Литературное

краеведение.

Челябинская

область.

Четвёртый выпуск / Н.А. Капитонова. – Челябинск: АБРИС, 2012. – 128

с.

7.

Моисеев А.П. и др. Южноуральская панорама событий и достижений.

Книга для чтения по краеведению: учеб. Пособие / А. П. Моисеев, А. В.

Драгунов, М. С. Гитис. – Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006. – 224 с.

8.

Краеведение.

Челябинская

область.

8

кл.:

учебник

для

основной

школы / под ред. В. М. Кузнецова. – 2-е изд., испр. – Челябинск:

АБРИС, 2011. – 128 с.

9.

Челябинской области / под ред. М. Н. Потёмкиной, Н. Н. Макаровой. –

Челябинск: АБРИС, 2014. – 96 с.

10. Челябинская область. Атлас / под ред. проф. В. В. Латюшина. – Изд. 5-

е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2014. – 32 с.

11. Челябинская область. Контурные карты по географии: учеб. пос. / сост.

М. С. Гитис. – 4-е изд., стереотип. – Челябинск : АБРИС, 2016. – 24 с.

27

12. Лешихин, М.И. Зеленые спутники человека. Дикорастущие съедобные

и ядовитые растения Челябинской области: уч. пос. / М.И. Лешихин. –

Челябинск: АБРИС, 2012. – 104 с.

13. Захаров, С. Г. Озера Челябинской области: учеб. пос. / С. Г. Захаров. –

Челябинск: АБРИС, 2010. – 128 с.

14. История и культура народов Южного Урала. Методическое пособие

для учителей краеведения Челябинской области / Е. И. Артюшкина, В.

М. Кузнецов, А. П. Моисеев, М. С. Салмина; под ред. В. М. Кузнецова.

– Челябинск: АБРИС, 2010. – 112 с.

15. Баранов, С.М. Пещеры Челябинской области / С. М. Баранов, Л. Д.

Волков. – Челябинск: АБРИС, 2012. – 160 с.

16. Ламехов, Ю. Г. Птицы Челябинской области: уч. пос. / Ю. Г. Ламехов. –

Челябинск: АБРИС, 2013. – 128 с.

17. З.И. Тюмасева, Е. В. Гуськова О беспозвоночных животных Южного

Урала: уч. пос. / З. И. Тюмасева, Е.В. Гуськова. – Челябинск: АБРИС,

2013. – 128 с.

18.

Калишев

В.Б.,

Андреева

М.А.

Реки

Челябинской

области

/

В.Б.

Калишев, М.А. Андреева. – Челябинск: АБРИС, 2013. – 152 с.

19.

Худобородов

А.Л.

Нагайбаки

(из

истории

казачества

Урала).

Челябинск: ЧГПУ, 1992 г.

20. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина. – Челябинск: ЮУКИ, 1982 г.

21. Моисеев А.П. Память Челябинских улиц (тест). –Челябинск: ЮУКИ,

1988.

28



В раздел образования