Напоминание

Какой вид работы чаще всего использует учитель при развитии речи учащихся.


Автор: Старовойтова Тамара Денисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал "Вознесенская СШ–ДС" МБОУ "Ластольская средняя школа"
Населённый пункт: Село Вознесенье Приморский район Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: Какой вид работы чаще всего использует учитель при развитии речи учащихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Прочитанная книга…

В школе я уделяю много времени развитию связной речи учащихся, особое место занимает

написание отзыва на прочитанную книгу. Я прошу ребят остановиться на таких вопросах, как:

чему именно эта книга их научила, что именно для себя они почерпнули и почему их

одноклассники должны прочитать эту книгу. Сегодня я хочу поделиться с этим опытом работы. И

предлагаю вашему вниманию некоторые отрывки из работ моих учеников. Чтобы совместить

работу по развитию письменной речи учащихся и пополнить их знания о произведениях

художественной литературы на военную тематику, мы приняли участие в районной акции

«Прочитанная книга о войне – твой подарок Победе». Под таким же названием мы оформили

рукописный альбом с творческими работами учеников. Вот некоторые из них:

«Я прочитала рассказ А.Н.Толстого «Русский характер». Это произведение о Великой

Отечественной войне, о том, как храбро сражался главный герой Егор Дремов. Он был

танкистом, смелым, сильным, много подвигов он совершил. А сам был человеком простым и

тихим, хотя вся грудь была в орденах. Автор отмечает: «Бывало, заглядишься, как он

вылезает из башни танка – бог войны!»

И дальше в центре внимания рассказчика эпизод, когда с Егором Дремовым произошло

несчастье. Во время Курской битвы его танк загорелся, он сильно пострадал, но выжил.

Меня в этом рассказе поразило то, как мужественно и спокойно лейтенант воспринял свое

лицо после операции. Он как настоящий защитник Отечества решил вернуться в полк, чтобы

воевать с врагом. Еще мне запомнился эпизод встречи Егора с родителями. Он не признался,

потому что не хотел расстраивать свою мать и своего отца. Думаю, что он проявил заботу

и любовь по отношению к ним. В этом эпизоде герой рассказа проявил свой русский характер:

«Кажется, прост человек. А придет суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нем

великая сила- красота».

Я советую всем прочесть этот рассказ, так как он учит нас любить Родину, свою семью и

держать данное другому человеку слово. А также он учит нас на примере главного героя быть

скромным и верным своему долгу. Считаю, что каждый , кто прочтет этот рассказ, задаст

себе вопрос: « А смог бы я быть таким героем, как Егор Дремов?» , «А смогла бы я быть

преданной подругой героя? Смогла бы полюбить изуродованного человека?» И, наверное,

ответ на этот вопрос был бы утвердительным, потому что главное в человеке красота не

внешняя, а внутренняя. Главное. Чтоб человек был Человеком с большой буквы. Таким был Егор

Дремов в рассказе А.Н.Толстого « Русский характер». ( Лена, ученица 8 класса)

( Кстати, в 9 классе Лена экзамен по литературе сдала на « 5».) А в 11-м получила высший

балл за сочинение- рассуждение. ЕГЭ по русскому языку – на 94 балла.

Я глубоко убеждена в том, что подобного рода деятельность помогает ученикам в 7-8 классах

успешно подготовиться к написанию изложения и сочинения в выпускных классах. Так как на

протяжении всех лет обучения дети знакомятся с разными произведениями и учатся выражать

собственное мнение, высказывать свои суждения и размышления. Вот как отзывается о книге

Сергея Смирного «Брестская крепость» ученик 7 класса:

« Война! Это всегда страшно. Особенно страшно, когда вчера было как всегда: дом, школа,

родная улица, семья. А сегодня вместо этого – война! Первыми встретили немцев и дали им

отпор защитники Брестской крепости.

Сергей Смирнов в своей книге рассказывал о том, как он создавал ее, собирал материал для нее,

записывал воспоминания очевидцев.

Мне больше всего запомнился в этой книге рассказ о том, как Петя Клыпа, который рано

потерял отца, мечтал стать военным. Он героически боролся с фашистами, остался жив, но

судьба его оказалась тяжелой. Сергей Смирнов поверил в то , что Петя не мог совершить

ничего противозаконного, помог ему защитить свое честное имя. Эта книга о многих

защитниках крепости, их подвиг – наша история. Мы обязаны ее знать».

Я привела примеры из одного тематического сборника. У нас их много, есть сочинения ребят на

нравственные темы, патриотической направленности, правового содержания, философского

суждения и т.д. Думаю, что решая в комплексе вопросы по развитию письменной и устной речи

учеников и приобщая их к чтению художественной литературы, предоставляя им возможность

публично выступить со своими творческими работами, мы создаем определенные условия для

успешной сдачи выпускных экзаменов.

Старовойтова Тамара Денисовна, учитель школы.



В раздел образования