Автор: Старовойтова Тамара Денисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал "Вознесенская СШ–ДС" МБОУ "Ластольская средняя школа"
Населённый пункт: Село Вознесенье Приморский район Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: Какой вид работы чаще всего использует учитель при развитии речи учащихся.
Раздел: среднее образование
Прочитанная книга…
В школе я уделяю много времени развитию связной речи учащихся, особое место занимает
написание отзыва на прочитанную книгу. Я прошу ребят остановиться на таких вопросах, как:
чему именно эта книга их научила, что именно для себя они почерпнули и почему их
одноклассники должны прочитать эту книгу. Сегодня я хочу поделиться с этим опытом работы. И
предлагаю вашему вниманию некоторые отрывки из работ моих учеников. Чтобы совместить
работу по развитию письменной речи учащихся и пополнить их знания о произведениях
художественной литературы на военную тематику, мы приняли участие в районной акции
«Прочитанная книга о войне – твой подарок Победе». Под таким же названием мы оформили
рукописный альбом с творческими работами учеников. Вот некоторые из них:
«Я прочитала рассказ А.Н.Толстого «Русский характер». Это произведение о Великой
Отечественной войне, о том, как храбро сражался главный герой Егор Дремов. Он был
танкистом, смелым, сильным, много подвигов он совершил. А сам был человеком простым и
тихим, хотя вся грудь была в орденах. Автор отмечает: «Бывало, заглядишься, как он
вылезает из башни танка – бог войны!»
И дальше в центре внимания рассказчика эпизод, когда с Егором Дремовым произошло
несчастье. Во время Курской битвы его танк загорелся, он сильно пострадал, но выжил.
Меня в этом рассказе поразило то, как мужественно и спокойно лейтенант воспринял свое
лицо после операции. Он как настоящий защитник Отечества решил вернуться в полк, чтобы
воевать с врагом. Еще мне запомнился эпизод встречи Егора с родителями. Он не признался,
потому что не хотел расстраивать свою мать и своего отца. Думаю, что он проявил заботу
и любовь по отношению к ним. В этом эпизоде герой рассказа проявил свой русский характер:
«Кажется, прост человек. А придет суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нем
великая сила- красота».
Я советую всем прочесть этот рассказ, так как он учит нас любить Родину, свою семью и
держать данное другому человеку слово. А также он учит нас на примере главного героя быть
скромным и верным своему долгу. Считаю, что каждый , кто прочтет этот рассказ, задаст
себе вопрос: « А смог бы я быть таким героем, как Егор Дремов?» , «А смогла бы я быть
преданной подругой героя? Смогла бы полюбить изуродованного человека?» И, наверное,
ответ на этот вопрос был бы утвердительным, потому что главное в человеке красота не
внешняя, а внутренняя. Главное. Чтоб человек был Человеком с большой буквы. Таким был Егор
Дремов в рассказе А.Н.Толстого « Русский характер». ( Лена, ученица 8 класса)
( Кстати, в 9 классе Лена экзамен по литературе сдала на « 5».) А в 11-м получила высший
балл за сочинение- рассуждение. ЕГЭ по русскому языку – на 94 балла.
Я глубоко убеждена в том, что подобного рода деятельность помогает ученикам в 7-8 классах
успешно подготовиться к написанию изложения и сочинения в выпускных классах. Так как на
протяжении всех лет обучения дети знакомятся с разными произведениями и учатся выражать
собственное мнение, высказывать свои суждения и размышления. Вот как отзывается о книге
Сергея Смирного «Брестская крепость» ученик 7 класса:
« Война! Это всегда страшно. Особенно страшно, когда вчера было как всегда: дом, школа,
родная улица, семья. А сегодня вместо этого – война! Первыми встретили немцев и дали им
отпор защитники Брестской крепости.
Сергей Смирнов в своей книге рассказывал о том, как он создавал ее, собирал материал для нее,
записывал воспоминания очевидцев.
Мне больше всего запомнился в этой книге рассказ о том, как Петя Клыпа, который рано
потерял отца, мечтал стать военным. Он героически боролся с фашистами, остался жив, но
судьба его оказалась тяжелой. Сергей Смирнов поверил в то , что Петя не мог совершить
ничего противозаконного, помог ему защитить свое честное имя. Эта книга о многих
защитниках крепости, их подвиг – наша история. Мы обязаны ее знать».
Я привела примеры из одного тематического сборника. У нас их много, есть сочинения ребят на
нравственные темы, патриотической направленности, правового содержания, философского
суждения и т.д. Думаю, что решая в комплексе вопросы по развитию письменной и устной речи
учеников и приобщая их к чтению художественной литературы, предоставляя им возможность
публично выступить со своими творческими работами, мы создаем определенные условия для
успешной сдачи выпускных экзаменов.
Старовойтова Тамара Денисовна, учитель школы.