Автор: Григорчук Илоне Игоревне
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа №5"
Населённый пункт: Нарьян–Мар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Значения изучения грамматики иностранного языка
Раздел: среднее образование
Значение изучения грамматики иностранного языка
Грамматика является важным аспектом обучения иностранному языку. На основе
грамматических законов слова объединяются в словосочетания и предложения,
благодаря чему речь приобретает осмысленный характер. Умение грамотно сочетать
слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в
данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как
средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для
формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для
понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень
грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути
формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.
Значение изучения грамматики иностранного языка заключается еще и в том, что оно
помогает лучше осознать грамматический строй родного языка, развивает логическое
мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению, т.е. в процессе ее
изучения реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели
обучения.
Грамматику рекомендуется вводить в объёме, необходимом для практического
овладения иностранным языком как средством коммуникации, т.е. подчинить работу
над грамматическим аспектом решению практических задач обучения. В центре
внимания должны находиться действия с грамматическим материалом, развитие
грамматических навыков и умений, а не усвоение знаний о строе языка и заучивание
грамматических правил. Практическое значение изучения грамматики определяется
тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, облегчает путь
овладения иностранным языком.
При овладении языком как средством общения у учащихся формируется
коммуникативная компетенция, которая означает способность правильно
использовать язык в разнообразных ситуациях общении . Коммуникативная
компетенция представляет собой интегративное целое. Учитывая это, можно говорить
о её компонентном составе.
Контроль сформированности грамматических навыков осуществляется в процессе
прослушивания устных высказываний, т.е. в самой деятельности (текущий контроль).
В соответствии с принципом аппроксимации, не всякое отклонение от нормы следует
считать ошибкой, снижающей качество высказывания. Не следует исправлять в
процессе высказывания грамматическую ошибку, которая не мешает пониманию
речи.
Выделяется несколько видов контроля: текущим, тематическим и итоговым.
Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на
каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.
Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы,
периода обучения.
Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены
обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает
дальнейшее обучение.
Помимо видов контроля, методисты также рассматривают различные формы
контроля.
Индивидуальная (ученика спрашивают в индивидуальном порядке)
Фронтальная (опрос всего класса)
Устная (опрос в устной форме)
Письменная (опрос в письменной форме)
Скрытая (учащийся не знает, что его контролируют)
Открытая (учащийся знает, что его контролируют).
Широкое разнообразие форм контроля позволяет учителю проверить именно те,
знания и умения, которые его интересуют в момент проведения контроля, а также
выявить эффективность методов и приемов обучения. Виды контроля помогают
провести своевременный контроль, в зависимости от цели и момента поведения
контроля.
Существуют различные способы исправления грамматических ошибок. Выбор
способа исправления зависит от многих причин, а именно от того, идет ли речь об
исправлении грамматических ошибок в устной речи или на письме, в тренировочных
или творческих заданиях, при индивидуальной или фронтальной работе и т.д.
Для контроля можно использовать и специальные упражнения, например, на
заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужной, на коррекцию, на преобразование
одной формы в другую.
Правильность и быстрота реакции учащихся при выполнении задания
свидетельствует о сформированности грамматических навыков. Большинство
упражнений должно носить тестовый характер, поскольку они экономичны по
времени, объективны в оценке и имеют массовый характер.
Естественным средством контроля сформированности иноязычных грамматических
навыков являются ролевые игры. В процессе проведения, которых внимание
учащихся обычно обращено на само содержание игры, а потому недостаточная
сформированность грамматических навыков тут же проявляется. В этом плане
ролевые игры выполняют и диагностическую функцию.
Для контроля уровня сформированности грамматических навыков на ранней
стадии обучения английскому языку я бы предложила следующие задания:
Преподаватель проговаривает ситуацию и нарочно допускает ошибку, а учащиеся по
очереди её исправляют.
Example:
Teacher: - My name are Ilona Igorevna. – Student A: - Your name is Ilona Igorevna;
Teacher: - I is a teacher . – Student B: - I am a teacher.
С помощью ИКТ можно предложить грамматические упражнения, спроецированные
на экран. Например, в предложениях, вместо пропуска нужно употребить правильную
форму глагола to be, она умышлено опускается, а учащиеся вслух произносят
правильный вариант.
Example:
Their names ______ Gina and Paul. – Student: - Their names are Gina and Paul.