Напоминание

Значения изучения грамматики иностранного языка


Автор: Григорчук Илоне Игоревне
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа №5"
Населённый пункт: Нарьян–Мар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Значения изучения грамматики иностранного языка
Раздел: среднее образование





Назад




Значение изучения грамматики иностранного языка

Грамматика является важным аспектом обучения иностранному языку. На основе

грамматических законов слова объединяются в словосочетания и предложения,

благодаря чему речь приобретает осмысленный характер. Умение грамотно сочетать

слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в

данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как

средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для

формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для

понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень

грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути

формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

Значение изучения грамматики иностранного языка заключается еще и в том, что оно

помогает лучше осознать грамматический строй родного языка, развивает логическое

мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению, т.е. в процессе ее

изучения реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели

обучения.

Грамматику рекомендуется вводить в объёме, необходимом для практического

овладения иностранным языком как средством коммуникации, т.е. подчинить работу

над грамматическим аспектом решению практических задач обучения. В центре

внимания должны находиться действия с грамматическим материалом, развитие

грамматических навыков и умений, а не усвоение знаний о строе языка и заучивание

грамматических правил. Практическое значение изучения грамматики определяется

тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, облегчает путь

овладения иностранным языком.

При овладении языком как средством общения у учащихся формируется

коммуникативная компетенция, которая означает способность правильно

использовать язык в разнообразных ситуациях общении . Коммуникативная

компетенция представляет собой интегративное целое. Учитывая это, можно говорить

о её компонентном составе.

Контроль сформированности грамматических навыков осуществляется в процессе

прослушивания устных высказываний, т.е. в самой деятельности (текущий контроль).

В соответствии с принципом аппроксимации, не всякое отклонение от нормы следует

считать ошибкой, снижающей качество высказывания. Не следует исправлять в

процессе высказывания грамматическую ошибку, которая не мешает пониманию

речи.

Выделяется несколько видов контроля: текущим, тематическим и итоговым.

Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на

каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.

Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы,

периода обучения.

Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены

обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает

дальнейшее обучение.

Помимо видов контроля, методисты также рассматривают различные формы

контроля.

Индивидуальная (ученика спрашивают в индивидуальном порядке)

Фронтальная (опрос всего класса)

Устная (опрос в устной форме)

Письменная (опрос в письменной форме)

Скрытая (учащийся не знает, что его контролируют)

Открытая (учащийся знает, что его контролируют).

Широкое разнообразие форм контроля позволяет учителю проверить именно те,

знания и умения, которые его интересуют в момент проведения контроля, а также

выявить эффективность методов и приемов обучения. Виды контроля помогают

провести своевременный контроль, в зависимости от цели и момента поведения

контроля.

Существуют различные способы исправления грамматических ошибок. Выбор

способа исправления зависит от многих причин, а именно от того, идет ли речь об

исправлении грамматических ошибок в устной речи или на письме, в тренировочных

или творческих заданиях, при индивидуальной или фронтальной работе и т.д.

Для контроля можно использовать и специальные упражнения, например, на

заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужной, на коррекцию, на преобразование

одной формы в другую.

Правильность и быстрота реакции учащихся при выполнении задания

свидетельствует о сформированности грамматических навыков. Большинство

упражнений должно носить тестовый характер, поскольку они экономичны по

времени, объективны в оценке и имеют массовый характер.

Естественным средством контроля сформированности иноязычных грамматических

навыков являются ролевые игры. В процессе проведения, которых внимание

учащихся обычно обращено на само содержание игры, а потому недостаточная

сформированность грамматических навыков тут же проявляется. В этом плане

ролевые игры выполняют и диагностическую функцию.

Для контроля уровня сформированности грамматических навыков на ранней

стадии обучения английскому языку я бы предложила следующие задания:

Преподаватель проговаривает ситуацию и нарочно допускает ошибку, а учащиеся по

очереди её исправляют.

Example:

Teacher: - My name are Ilona Igorevna. – Student A: - Your name is Ilona Igorevna;

Teacher: - I is a teacher . – Student B: - I am a teacher.

С помощью ИКТ можно предложить грамматические упражнения, спроецированные

на экран. Например, в предложениях, вместо пропуска нужно употребить правильную

форму глагола to be, она умышлено опускается, а учащиеся вслух произносят

правильный вариант.

Example:

Their names ______ Gina and Paul. – Student: - Their names are Gina and Paul.



В раздел образования