Автор: Степанова Марина Вячеславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Школа 22
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка учащихся к олимпиадам по математике"
Раздел: среднее образование
Подготовка учащихся к олимпиадам по математике
В последние годы проводится много различных математических
олимпиад. Кроме традиционных, дистанционные, устные, заочные,
и другие виды олимпиад. Математические олимпиады не только
дают ценные материалы для суждения о степени математической
подготовленности
учащихся
и
выявляют
наиболее
одаренных
и
подготовленных детей в области математики, но и стимулируют
углубленное изучение предмета.
Основная цель школьных олимпиад:
выявление талантливых ребят,
развитие
творческих
способностей
и
интереса
к
научно-
исследовательской деятельности обучающихся,
создание необходимых условий для поддержки одаренных детей,
распространение научных знаний среди молодежи.
Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в
условиях
конкуренции.
Победы
учащихся
на
олимпиадах
международного и всероссийского уровней являются достаточным
основанием для зачисления в вуз на льготных условиях.
Как
добиться
успешного
участия
школьника
в
математической
олимпиаде?
А
как
добиться
хороших
результатов
в
спорте?
Тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Для успеха
в конкурсной математике, конечно, нужно решать задачи. Успех
связан не только со способностями, но и со знанием классических
олимпиадных
задач.
Поэтому
к
олимпиаде
надо
серьёзно
готовиться. Если вы хотите научиться плавать, то смело входите
в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.
(Д.Пойа.)
Некоторые мои направления работы по подготовке учащихся к
олимпиадам.
Работа
на
уроке.Решение
олимпиадных
задач,
связанных
с
темой урока.
На
уроке
всегда
можно
найти
место
задачам,
развивающим
ученика, причем в любом классе, по любой теме.
В пятом классе при изучении темы "Натуральные числа" можно
предложить много разнообразных заданий, например:
Как, используя цифру 5 пять раз, знаки арифметических действий
и
скобки,
выразить
все
натуральные
числа
от
0
до
10
включительно?
В шестом классе при изучении темы "Нахождение дроби от числа"
следующие типы задач:
Некоторый товар стоил 500 рублей. Затем цену на него увеличили
на 10%, а затем уменьшили на 10%. Какова стала цена в итоге?
При
изучении
темы
"
Степень
с
натуральным
показателем"
в
седьмом классе предложить такие:
1. Сравнить: 65
23
и 255
17
2. Докажите, что 13+13
2
+13
3
+13
4
+:+13
2009
+13
2010
делится нацело
на 7.
И
таких
примеров
можно
привести
большое
количество.
Методической литературы для подборки заданий достаточно. Опыт
показывает,
сто
большие
трудности
у
учеников
вызывают
геометрические
задачи.
Хотя
именно
геометрия
прекрасно
развивает нестандартное мышление и выделяет людей способных
заниматься математикой. Данный тип олимпиадных задач является
самым обширным. Это задачи на разрезание, на построение, на
нахождение
углов;
задачи,
решение
которых
содержит
идею,
связанную с дополнительным построением.Для развития интереса
к
решению
нестандартных
задач
по
математике
в
программу
урочных
занятий
включаю
рассмотрение
занимательных
задач,
ребусов,задач-шуток,
анаграмм
и
криптограмм,
софизмов,
задач
прикладного характера.
Упражнения на классификацию, абстрагирование и аналогию.
В процессе обучения в арсенал приёмов и методов человеческого
мышления
естественным
образом
включается
индукция
и
дедукция,
обобщение
и
конкретизация,
анализ
и
синтез,
классификация
и
систематизация,
абстрагирование,
аналогия.
Решение
олимпиадных
заданий
вносит
в
формирование
этих
качеств мышления важную компоненту. Например, при выполнении
упражнений, предназначенных для освоения приемов умственной
деятельности "анализ" и "синтез", развивается гибкость мышления.
А
освоение
приемов
"абстрагирование"
и
"обобщение"
способствует глубине мышления.
Творческие и олимпиадные домашние задания.
В качестве одного из путей подготовки к олимпиадам предлагаю
задания на дом типа: "Составь задачу, аналогичную составленной в
классе";
"Придумайте
ребусы
по
теме";
"
Составьте
кроссворд
(анаграмму, софизм и т.д.); "Придумайте задачу-сказку по теме" и
т.п.
Часто
в
качестве
домашнего
задания
предлагаю
домашние
олимпиады,
используя
олимпиадные
задачи
прошлых
лет.
Рекомендую учащимся пользоваться дополнительной литературой,
вести поиск решения задач, решать их самостоятельно. Учиться
надо не тому, что легко получается. Ценно любое напряжение сил.
"Знание
только
тогда
знание,
когда
оно
приобретено
усилиями
своей мысли, а не памятью", - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно
только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то,
что прошло через их усилие.
Но все же работа с сильными учащимися по математике - работа
штучная - как на уроке, так и вне его. После выявления самых
"звездных"
школьников
продолжаю
работать
с
ними
уже
индивидуально.
В этом учебном году мой ученик стал призёром районного и
победителем
муниципального
этапов
олимпиады
по
математике
(ВОШ). Подготовку с этим учеником мы начали два года назад. Для
успешного
участия
в
олимпиаде
еженедельно
проводились
индивидуальные занятия, где мы изучили дополнительные темы и
разделы
математики
«Действия
с
действительными
числами»,
«Формулы
сокращенного
умножения»,
«Дробно-рациональные
уравнения»,
«Основы
геометрии»,
«Статистика
и
теория
вероятностей», решили большое количество нестандартных задач.
У
ребёнка
хорошо
развито
логическое
мышление,
чему
способствовали его занятия в шахматной школе. Но как у многих
одарённых
детей
не
простой
характер.
Поэтому
мне
пришлось
постараться увлечь его математикой, сначала на уроках, а затем и на
дополнительных
занятиях.
Сейчас
у
нас
сложились
доброжелательные, дружеские отношения.
Для подготовки к
следующей
олимпиаде
мы
проанализировали
все
недочёты
в
работах
этого
года
и
выявили
слабые
стороны:
хуже
всего
получается
решение
геометрических
задач
и
сейчас
на
индивидуальных занятиях основной упор мы делаем на решении
именно таких задач, на рассмотрение нестандартных способов их
решения, теоретических вопросов с геометрическим содержанием.
Занимаясь
подготовкой
к
олимпиадам,
общаясь
с
преподавателями одарённых детей,
я
почувствовала, что мне
самой необходимо пополнять свои знания, Поэтому в следующем
году я записалась на дистанционные курсы МФТИ целью которых,
является
совершенствование
профессиональных
компетенций
слушателей в области преподавания математики в 8-11 классах при
углублённом
изучении
и
подготовке
учащихся
для
участия
в
олимпиадах по математике.
Опыт
моей
работы
позволяет
сделать
следующие
выводы
о
необходимых условиях подготовки учащихся к олимпиадам:
Повышение
интереса
учащихся
к
углубленному
изучению
предметов.
Создание
оптимальных
условий
для
выявления
одаренных
ш ко л ь н и ко в ,
и х
и н т е л л е к т у а л ь н о г о
р а з в и т и я
и
профессиональной ориентации.
Пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к
научной деятельности.
Развитие
у
учащихся
логического
мышления,
умения
интегрировать
знания
и
применять
их
для
решения
нестандартных задач.
Активизация работы факультативов, кружков, развитие других
форм работы со школьниками.