Автор: Крутуха Евгений Викторович
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа "Гармония"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "ГТО в системе физического воспитания детей в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта)."
Раздел: среднее образование
ГТО в системе физического воспитания детей в общеобразовательных учреждениях для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта).
Вспомнив историю комплекса ГТО, в 2013 году руководство страны и региональные руководители
выступили с инициативой возрождения комплекса ГТО в России в современном формате. После завершения
зимних
Олимпийских
игр
в Сочи,
организаторам
удалось
сэкономить
1,5
миллиарда
рублей,
заявил
президент РФ Владимир
Владимирович
Путин, «Предлагаю использовать данные средства на развитие
массового спорта, включая, например, реализацию в субъектах федерации комплекса ГТО, мероприятий
движения „Спорт для всех“ и поддержку доступных спортклубов, находящихся в шаговой доступности», —
предложил глава государства.
Были выбраны 89 предприятий и ВУЗов страны, в которых был опробован «пилотный» проект
массовых спортивных мероприятий по выполнению норм физкультурно-спортивного комплекса ДОСААФ
России «Готов к труду и обороне».
Проекты концепции и содержательной части Комплекса разработаны и впоследствии согласованы
с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и
спорта,
а
также
рассмотрены
в
федеральных
органах
исполнительной
власти
и
негосударственных
организациях.
Итак, сегодня комплекс ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях.
Внедрение комплекса преследует следующие цели и задачи:
повышение эффективности использования возможностей̆
физической̆
культуры и спорта
в укреплении
здоровья,
гармоничном
и всестороннем
развитии
личности,
воспитании
патриотизма
и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения;
формирование
у населения
осознанных
потребностей
в систематических
занятиях
физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни и
другие задачи Комплекса.
На данный момент комплекс ГТО повсеместно вводится во все образовательные учреждения,
также и в образовательные учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно для
интеллектуальными отклонениями.
Наиболее
распространенным
из
всех
нарушений
в
состоянии
здоровья
человека
является
нарушение интеллектуального развития. Большинство лиц из этой категории (до 80%) имеют слабую
степень умственной отсталости [Н.О. Рубцова, В.А. Ильин], и обучение детей с умственной отсталостью
определяется
не
возрастом,
а
тяжестью
их
состояния,
степенью
выраженности
дефекта
и
наличием
сочетанных нарушений.
Особенностью таких детей, является незрелость организма, незрелость личности проявляется в
низком
уровне
познавательных
интересов,
незрелость
мотиваций,
повышенная
внушаемость,
безынициативность, волевая сфера недоразвита.
У ребенка с нарушением интеллекта существенно изменяется ход психофизического развития,
нарушение моторики отмечается у многих исследователей. Дети с нарушением интеллекта отличаются от
других детей тем, что у них нарушены представление о времени, движении и пространстве. Отсутствие или
слабо развитые представления указывает на недостаточное развитие коры головного мозга, двигательные
центры слабо развиты. Одним детям свойственна импульсивность, а значит не умение управлять своими
действиями,
движениями,
другим,
свойственна
малоподвижность,
неловкость,
быстрая
утомляемость,
наличие лишних движений, слабое и более долгое овладение нового материала.
Изучая педагогические особенности обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта,
олигофренопедагогика,
кроме
понятий
«образование»,
«обучение»,
«воспитание»,
использует
понятие
«коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».
Ребенок с интеллектуальными отклонениями заметно уступает в физическом развитии нормально
развивающемуся ребенку. Значит, медленнее развивается координация, равновесие, выносливость и другие
физические качества.
Рассмотренные
характеристики
разных
клинических
групп
говорят
о
том,
что
от
структуры
дефекта зависят разнообразные двигательные нарушения.
Поэтому
такие дети не могут полностью проконтролировать свои действия. При выполнении
контрольных нормативов необходимо это учитывать. Выполнения какие-либо контрольных упражнений им
необходима поддержка или помощь со стороны учителя. Из практики работы с детьми с нарушением
интеллекта объяснение выполнения задания может занять боле времени, чем само выполнение его учеником.
Причем объяснение задания может проводиться не однократно.
В связи с нарушениями в коре головного мозга учащиеся не могут самостоятельно и правильно
проконтролировать правильность выполнения упражнения.
Анализируя группы здоровья учащихся и группы физической подготовки было выявлено, что с
основной группой здоровья нет ни одного учащегося. У них вторая, третья, а то и пятая группа здоровья.
Соответственно возникает проблема с врачебным допуском.
В программах по физической культуре для коррекционных школ большое внимание уделяется
таким видам спорта, как гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка. Например, в легкой атлетике
большое количество времени уделяется ходьбе (практический
материал. Ходьба. Ходьба с изменением
направлений по сигналу учителя. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на
координацию. Перекаты с пятки на носок. Семенящий шаг. Ходьба с преодолением препятствий. Понятие о
технике спортивной ходьбы, [Дмитриев А. А., Жуковин И.Ю., Веневцев С.И. Физическая культура 5 – 9
классы]. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида).
Соответственно
в
комплекс
ГТО
для
образовательных
школ
с
ОВЗ
(интеллектуальными
отклонениями) необходимо включить двигательные действия наиболее часто встречающиеся в программе по
физической культуре для коррекционных школ, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни
учащихся. А именно бег, ходьба, прыжки, метание, а также (дополнительно) сгибание и разгибание рук в
упоре лежа, наклон вперед из положения сидя ноги на ширине плеч и т.д.
Разрабатывая
программу
для
коррекционных
школ,
в
которую
было
внедрено
тестирование
физической подготовленности учащихся с нарушением интеллекта, для выявления полноценного развития
физических качеств учащихся. На протяжении трех лет мною были собраны результаты тестирования
физической подготовленности учащихся с интеллектуальным отклонением. За основу тестирования мною
были взяты президентские тесты физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.
Получив средние показатели физических качеств за три года и сравнив с показателями президентских
тестов, было выявлено, что развитие некоторых физических качеств у детей с нарушением интеллекта и
нормально развивающихся детей сходны по показателям, а некоторые заметно снижены, это так же зависит
от глубины поражения головного мозга.
Для примера предоставляю вам одну из таблиц проверки показателей физического развития.
Таблица контрольных показателей физических качеств
класс
Контрольные упражнения
ПОКАЗАТЕЛИ
Учащиеся
Мальчики
Девочки
Оценка
“5”
“4”
“3”
“5”
“4”
“3”
11
Л
Е
Т
Челночный бег 4x9 м, сек
10,2
10,7
11,3
10,5
11,0
11,7
Бег 30 м, секунд
5,7
6,0
6,5
5,9
6,2
6,6
Бег 500м, мин
3,50
4,00
4,30
Бег 1000м, мин
5,30
5,80
6,30
Бег 60 м, секунд
10,2
10,5
11,3
10,3
11,0
11,5
Бег 2000 м, мин
Без учета времени
Прыжки в длину с места
170
155
135
160
150
130
Подтягивание на высокой
перекладине
7
5
3
Сгибание и разгибание рук
в упоре лежа
17
12
7
12
8
3
Наклоны вперед из
положения сидя, см
9
5
3
12
9
6
Подъем туловища за 1 мин.
из положения лежа
35
30
20
30
20
15
Бег на лыжах 1 км, мин
7,30
7,60
7,90
8,00
8,30
8,70
Прыжок на скакалке,
30 сек, кол-во раз
34
32
30
38
36
34
Из данной таблицы видно, что она выставлена по возрасту учащихся. Так как в классах обучаются
разновозрастные учащиеся.
Данная методическая разработка по физической культуры с тестовыми таблицами для проверки
физических качеств, может быть взята за основу разработки комплекса ГТО для коррекционных школ,
которую вы можете найти на сайте ГКОУКО «Калужская школа»Гармония».