Автор: Кузнецова Лариса Тимирьяновна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №45 Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Сущность здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
компетентности старших дошкольников
Номинация «Дошкольное образование» (здоровьесбережение)
Кузнецова Лариса Тимирьяновна,
старший воспитатель, к.п.н.,
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 45 «Искорка»
В
рамках
модернизации
российского
образования
компетентностный
подход рассматривается как одно из направлений обновления образования. В
этой
связи
в
основу
содержания
общего
образования
будут
положены
«ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие
компетентности выступает в качестве центрального узлового понятия, ибо
компетентность: во-первых,
объединяет
в
себе
интеллектуальную
и
навыковую
составляющую
образования; во-вторых,
в
п о н я т и и
компетентности
заложены
идеология
интерпретации
содержания
образования,
формируемого
от
«результата»
(«стандарт
на
выходе»); в-
третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо
вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний,
отно сящихся
к
широким
спектрам
культуры
и
д е я т е л ь н о с т и
(информационной, правовой и др.).
Дошкольное
образование
является
первой
ступенью
системы
непрерывного
образования
человека.
В
связи
с
этим
образование
детей
старшего дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей
идеологией
модернизации
общего
образования
России,
согласно
которой
основным
результатом
деятельности
образовательного
учреждения
становится не система знаний, а набор ключевых компетентностей.
В
системе
начальных
компетентностей
ребенка
А.Г.
Гогоберидзе
выделяет начальные ключевые и начальные специальные (допредметные)
компетентности. В старшем дошкольном возрасте психофизиологические,
психические, личностные достижения развития, относительная автономность
и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых
проблем, организации доступной деятельности (игровой, художественной,
познавательной),
характер
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми
свидетельствуют о становлении начальных ключевых компетентностей
(А.Г.
Гогоберидзе).
Для
них
характерна
многофункциональность,
их
овладение позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной
жизни
и
деятельности,
они
универсальны,
переносимы
и
применимы
в
различных ситуациях. Кроме того, они требуют целостного развития ребенка
(его личностной, эмоционально - чувственной, интеллектуальной сферы) как
субъекта деятельности и поведения.
Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены
результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения,
знания, умения, творчество, субкультура). В структуре начальных ключевых
компетентностей могут быть представлены следующие: (таблица №1).
Таблица 1.
компетентность
Готовность
самостоятельно решать
задачи,
связанные
с
поддержанием
здоровья.
Готовность
самостоятельно решать
задачи,
связанные
с
о б щ е н и е м
и
взаимодействием
со
с в е р с т н и к а м и
и
взрослыми.
Готовность
самостоятельно
решать
задачи,
связанные
с
освоением
содержания
образования и способов
их получения на основе
р а з в и т и я
о с н о в н ы х
познавательных
процессов.
Начальные
специальные
(допредметные)
компетентности
обеспечивают
специальную
готовность
ребенка
к
переходу
к
школьному
образованию,
содержание
которого
определяется
учебными
предметами.
Структура данных компетентностей представлена в таблице №2.
Таблица 2.
Начальные специальные компетентности старших дошкольников
Речевая
Компетент-
ность
Литературная
компетент-
ность
Математи-
ческая
компетент-
ность
Экологическая
компетент-
ность
Художест-
венная
компетент-
ность
Готовность
самостоятель
н о
р е ш а т ь
задачи,
связанные
с
использован
ием речи как
средства
общения.
Готовность
самостоятельн
о
р е ш а т ь
задачи,
связанные
с
восприятием,
анализом
соответствую
щих
возрастным
возможностям
литературных
текстов.
Готовность
самостоятельн
о
р е ш а т ь
задачи,
связанные с
выделением
изменений,
связей
групп
предметов,
чисел,
величин;
воссозданием
геометрическ
их фигур.
Готовность
самостоятельн
о
р е ш а т ь
задачи
гуманного
взаимодейств
ия с природой
н а
о с н о в е
системы
экологических
представлени
й.
Готовность
самостоятельн
о
р е ш а т ь
задачи,
связанные с
художественн
ым
восприятием
произведений
искусства
и
творчеством.
В качестве целевого ориентира, показателя результативности и качества
образования
старших
дошкольников
можно
рассматривать
начальные
компетентности
ребенка
–
интегративные
личностные
характеристики,
определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач
жизнедеятельности.
Сегодня возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения
здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности, определяющего
в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов. Здоровье
как
основа
жизнедеятельности
человека
представляет
собой
сложный,
многоуровневый
феномен,
включающий
в
себя
физиологический,
психический, социальный и педагогический компоненты. Последний из них,
понимаемый
как
формирование
у
человека
индивидуального
способа
здорового образа жизни с самого раннего детства, по мнению академика И.И.
Брехмана, имеет для нас определяющее значение.
В настоящее время система дошкольного образования ориентирована на
решение проблемы формирования взаимоотношений ребенка и окружающей
среды на основе экологических и валеологических программ. Интерес к
экологии человека в последнее десятилетие определил подход не только к
решению
проблемы
формирования
гармоничных
отношений
человека
с
окружающей
социоприродной
средой,
но
и
к
его
здоровью
как
интегративному показателю их взаимоотношений (М.А. Аршавский, И.И.
Брехман, А.И. Субетто, З.И. Тюмасева и др.), что способствовало развитию
эколого-валеологического образования. Его значение обусловливается тем,
что оно строится на интеграции экологических и валеологических знаний во
имя
решения
проблемы
формирования
гармоничных
взаимоотношений
человека и окружающей среды, критерием оптимальности которых является
его здоровье. Результатом эколого-валеологического образования является
начальная
здоровьесберегающая
компетентность
ребенка
как
готовность
самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и
сохранением
здоровья.
Под здоровьесберегающей компетентностью мы
понимаем
интегративное
свойство
личности
ребенка,
включающее
совокупность
знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни;
мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к
себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни;
потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе
здорового
образа
жизни;
способах
изучения,
сохранения
и
коррекции
здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.
Показатели
уровней
здоровьесберегающей
компетентности
мы
связываем
с
основными
компонентами
личности
(М.С.
Каган,
Н.И.
Шевандрин,
Л.Д.
Столяренко
и
др.):
когнитивным,
мотивационным,
эмоционально-волевым, предметно-практическим.
Когнитивную
сферу
составляют
познавательные
проце ссы,
мыслительные
операции,
познавательные
умения,
знания
и
способы
действий.
Мотивационная
сфера
включает
всю
совокупность
побуждений
–
п о т р е б н о с т е й ,
м о т и в о в
и
ж е л а н и й
ч е л о в е к а . Мотивация
здоровьесберегающей
компетентности
входит
составляющей
частью
в
мотивацию
поведения
и
деятельности,
поэтому
и
рассматривается
как
нарушающая или поддерживающая их.
В эмоционально-волевой сфере доминирующим компонентом является
цель.
Поэтому
нужно
формировать
нравственно-волевые
устремления
в
реализации экологических поступков при оптимизации отношений в системе
«человек
—
общество
—
природа»:
твердость,
самостоятельность,
принципиальность в отстаивании эколого-валеологических ценностей.
Предметно-практическая
сфера включает
склонности,
поступки,
привычки, навыки и умения в различных сферах деятельности и общения.
Развитая
предметно-практическая
сфера
позволяет
ребенку
проявлять
гуманное
отношение
к
социоприродной
среде,
к
действительности,
формированию
умения
оценить
и
предвидеть
последствия
влияния
окружающей среды на здоровье человека.
Таким образом, содержательными показателями
здоровьесберегающей
компетентности
будут
являться
изменения,
новообразования
сфер
индивидуальности
в
совокупности
со
сформированными
экологически
значимыми чертами личности. К ним относятся:
в
когнитивной
сфере
—
объем,
глубина,
осознанность
знаний
об
основных
эколого
–
валеологических
ценностях,
экологическое
мышление;
в
мотивационной
сфере
—
отношение
к
экологическим
нормам
(бережливость, умеренность, добропорядочность), своему здоровью;
в
эмоционально-волевой
сфере
—
характер
и
глубина
переживаний
(радость,
жалость,
отзывчивость,
эмпатия),
нравственно-волевые
устремления
в
реализации
поступков
(твердость,
самостоятельность,
упорство,
принципиальность);
мотивы,
потребности,
умение
оценить
собственное и поведение сверстников с точки зрения экологических норм
(критичность, честность);
в предметно-практической сфере — сформированность системы навыков
и умений по уходу за своим организмом.
Показатели здоровьесберегающей компетентности представлены в таблице
№3.
Таблица 3.
Показатели здоровьесберегающей компетентности
в основных сферах личности старших дошкольников
Сферы
личности
Признаки здоровьесберегающей
компетентности
Когнитивная
сфера
Элементарная система знаний о зависимости здоровья от
состояния окружающей среды, представления о строении
организма человека, о человеке как живом организме, как
части природы, правилах сохранения здоровья. Развитые
познавательные умения.
Эмоционально-
волевая сфера
Способность к волевым устремлениям, удержанию цели:
твердость,
самостоятельность,
принципиальность
в
отстаивании ценностей здоровья и здорового образа жизни,
освоении культуры телосложения и культуры движения.
Мотивационная
сфера
Осознанно сть
мотивов,
потребно стей
и
ц е л е й ,
направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Предметно-
практическая
сфера
Сформированность
системы
навыков
и
умений
в
осуществлении поведенческих навыков здорового образа
жизни,
умения
применять
для
укрепления
здоровья
оздоровительную
силу
природы,
поведения
и
опыта
сохранения здоровья в любых жизненных ситуациях.