Напоминание

Сущность здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников


Автор: Кузнецова Лариса Тимирьяновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №45
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Сущность здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сущность здоровьесберегающей

компетентности старших дошкольников
Номинация «Дошкольное образование» (здоровьесбережение) Кузнецова Лариса Тимирьяновна, старший воспитатель, к.п.н., МАДОУ города Нижневартовска ДС № 45 «Искорка» В рамках модернизации российского образования компетентностный подход рассматривается как одно из направлений обновления образования. В этой связи в основу содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального узлового понятия, ибо компетентность: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в п о н я т и и компетентности заложены идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата» («стандарт на выходе»); в- третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, отно сящихся к широким спектрам культуры и д е я т е л ь н о с т и (информационной, правовой и др.). Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей старшего дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, а набор ключевых компетентностей. В системе начальных компетентностей ребенка А.Г. Гогоберидзе выделяет начальные ключевые и начальные специальные (допредметные) компетентности. В старшем дошкольном возрасте психофизиологические, психические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организации доступной деятельности (игровой, художественной, познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении начальных ключевых компетентностей (А.Г. Гогоберидзе). Для них характерна многофункциональность, их овладение позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях. Кроме того, они требуют целостного развития ребенка (его личностной, эмоционально - чувственной, интеллектуальной сферы) как субъекта деятельности и поведения. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура). В структуре начальных ключевых компетентностей могут быть представлены следующие: (таблица №1).
Таблица 1.


Начальные ключевые компетентности старших дошкольников

Начальная

здоровьесберегающая

компетентность

Начальная

личностно-

социальная

компетентность

Начальная учебно-

познавательная

компетентность
Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием здоровья. Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с о б щ е н и е м и взаимодействием со с в е р с т н и к а м и и взрослыми. Готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования и способов их получения на основе р а з в и т и я о с н о в н ы х познавательных процессов. Начальные специальные (допредметные) компетентности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию, содержание которого определяется учебными предметами. Структура данных компетентностей представлена в таблице №2.
Таблица 2.

Начальные специальные компетентности старших дошкольников
Речевая Компетент- ность Литературная компетент- ность Математи- ческая компетент- ность Экологическая компетент- ность Художест- венная компетент- ность Готовность самостоятель н о р е ш а т ь задачи, связанные с использован ием речи как средства общения. Готовность самостоятельн о р е ш а т ь задачи, связанные с восприятием, анализом соответствую щих возрастным возможностям литературных текстов. Готовность самостоятельн о р е ш а т ь задачи, связанные с выделением изменений, связей групп предметов, чисел, величин; воссозданием геометрическ их фигур. Готовность самостоятельн о р е ш а т ь задачи гуманного взаимодейств ия с природой н а о с н о в е системы экологических представлени й. Готовность самостоятельн о р е ш а т ь задачи, связанные с художественн ым восприятием произведений искусства и творчеством. В качестве целевого ориентира, показателя результативности и качества образования старших дошкольников можно рассматривать начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики,
определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности. Сегодня возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов. Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. Последний из них, понимаемый как формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства, по мнению академика И.И. Брехмана, имеет для нас определяющее значение. В настоящее время система дошкольного образования ориентирована на решение проблемы формирования взаимоотношений ребенка и окружающей среды на основе экологических и валеологических программ. Интерес к экологии человека в последнее десятилетие определил подход не только к решению проблемы формирования гармоничных отношений человека с окружающей социоприродной средой, но и к его здоровью как интегративному показателю их взаимоотношений (М.А. Аршавский, И.И. Брехман, А.И. Субетто, З.И. Тюмасева и др.), что способствовало развитию эколого-валеологического образования. Его значение обусловливается тем, что оно строится на интеграции экологических и валеологических знаний во имя решения проблемы формирования гармоничных взаимоотношений человека и окружающей среды, критерием оптимальности которых является его здоровье. Результатом эколого-валеологического образования является начальная здоровьесберегающая компетентность ребенка как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Под
здоровьесберегающей компетентностью
мы понимаем интегративное свойство личности ребенка, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни; способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию. Показатели уровней здоровьесберегающей компетентности мы связываем с основными компонентами личности (М.С. Каган, Н.И. Шевандрин, Л.Д. Столяренко и др.): когнитивным, мотивационным, эмоционально-волевым, предметно-практическим.
Когнитивную

сферу
составляют познавательные проце ссы, мыслительные операции, познавательные умения, знания и способы действий.
Мотивационная

сфера
включает всю совокупность побуждений – п о т р е б н о с т е й , м о т и в о в и ж е л а н и й ч е л о в е к а . Мотивация здоровьесберегающей компетентности входит составляющей частью в
мотивацию поведения и деятельности, поэтому и рассматривается как нарушающая или поддерживающая их.
В эмоционально-волевой сфере
доминирующим компонентом является цель. Поэтому нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации экологических поступков при оптимизации отношений в системе «человек — общество — природа»: твердость, самостоятельность, принципиальность в отстаивании эколого-валеологических ценностей.
Предметно-практическая

сфера
включает склонности, поступки, привычки, навыки и умения в различных сферах деятельности и общения. Развитая предметно-практическая сфера позволяет ребенку проявлять гуманное отношение к социоприродной среде, к действительности, формированию умения оценить и предвидеть последствия влияния окружающей среды на здоровье человека. Таким образом, содержательными показателями здоровьесберегающей компетентности будут являться изменения, новообразования сфер индивидуальности в совокупности со сформированными экологически значимыми чертами личности. К ним относятся:  в когнитивной сфере — объем, глубина, осознанность знаний об основных эколого – валеологических ценностях, экологическое мышление;  в мотивационной сфере — отношение к экологическим нормам (бережливость, умеренность, добропорядочность), своему здоровью;  в эмоционально-волевой сфере — характер и глубина переживаний (радость, жалость, отзывчивость, эмпатия), нравственно-волевые устремления в реализации поступков (твердость, самостоятельность, упорство, принципиальность); мотивы, потребности, умение оценить собственное и поведение сверстников с точки зрения экологических норм (критичность, честность);  в предметно-практической сфере — сформированность системы навыков и умений по уходу за своим организмом. Показатели здоровьесберегающей компетентности представлены в таблице №3.
Таблица 3.

Показатели здоровьесберегающей компетентности

в основных сферах личности старших дошкольников

Сферы

личности

Признаки здоровьесберегающей

компетентности
Когнитивная сфера Элементарная система знаний о зависимости здоровья от состояния окружающей среды, представления о строении организма человека, о человеке как живом организме, как
части природы, правилах сохранения здоровья. Развитые познавательные умения. Эмоционально- волевая сфера Способность к волевым устремлениям, удержанию цели: твердость, самостоятельность, принципиальность в отстаивании ценностей здоровья и здорового образа жизни, освоении культуры телосложения и культуры движения. Мотивационная сфера Осознанно сть мотивов, потребно стей и ц е л е й , направленных на сохранение и укрепление здоровья. Предметно- практическая сфера Сформированность системы навыков и умений в осуществлении поведенческих навыков здорового образа жизни, умения применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы, поведения и опыта сохранения здоровья в любых жизненных ситуациях.


В раздел образования