Автор: Лавреева Елена Валентиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №311 с углубленным изучением физики Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Одночлен. Умножение одночленов."
Раздел: среднее образование
Урок алгебры в 7 классе
Тема урока «Одночлен. Умножение одночленов»
На уроке использована технология индивидуально-бригадного обучения (по методике Суртаевой
Н.Н.)
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: изучить понятие «одночлен», научиться приводить одночлен к одночлену стандартного вида,
узнать, что называется «одночленом стандартного вида», научиться умножать одночлены.
Задачи:
образовательные: изучить новые понятия, используя учебную литературу; научиться применять
полученные знания;
развивающие: формировать умения собирать и обрабатывать информацию на заданную тему,
развивать умения объяснять, сопоставлять, анализировать, сравнивать;
воспитательные: воспитание общей культуры учащихся, толерантности, умения работать в группе,
создание условий для самореализации учащегося.
Урок содержит четыре этапа:
1.
алгоритм поведения учащихся при работе по индивидуально-бригадной технологии;
2.
работа с картой-инструкцией №1;
3.
работа в группе (4-6 человек);
4.
контроль.
Ход урока.
I.
Алгоритм поведения учащихся
при работе по индивидуально- бригадной технологии
обучения.
1.
Изучи внимательно карту-инструкцию №1, приступай к выполнению заданий, которые в
ней предлагаются.
2.
По ходу выполнения задания делай необходимые записи.
3.
При изучении темы записывай (помечай) задания, упражнения, задачи, которые вызвали
у вас затруднения, требуют дополнительного объяснения.
4.
После завершения работы над картой-инструкцией №1 переходите на рабочее место,
приготовленное для работы бригады.
5.
При работе в бригаде задайте друг другу вопросы, которые вызвали у вас затруднения,
попутайтесь ответить на них при совместной работе.
6.
Сверьте друг с другом правильность выполнения вами заданий, предложенных в карте-
инструкции №1. При необходимости обратитесь за консультацией к учителю.
7.
По ходу работы над картой-инструкцией №2 делайте необходимые записи в тетради и
записи в лист учета результатов деятельности группы.
8.
Убедившись,
что
вы
готовы
к
ответу,
дайте
сигнал
учителю,
сдайте
лист
учета
результатов деятельности в группе и выходите на контроль.
II.
Работа с картой-инструкцией №1 (индивидуальная работа).
Карта-инструкция №1 индивидуальной работы по теме
«Одночлен. Умножение одночленов»
Цель: изучить понятие «одночлен», научиться приводить одночлен к одночлену стандартного вида,
узнать, что называется «коэффициентом одночлена», научиться умножать одночлены.
1. Найдите в тексте параграфа 11 (с. 55) определение «одночлена». Выпишите его.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Выпишите примеры выражений, которые являются одночленами.
_____________________________________________________________________________________
Некоторые из выписанных Вами одночленов можно записать короче:
(-4)а3ba = -4*3*a*a*b = -12a
2
b
1
4
3
10
aabb
3
40
a
2
b
2
Одночлен, который содержит только один числовой множитель, стоящий на первом месте, и
степени с различными буквенными основаниями, называется одночленом стандартного вида.
Из одночленов, перечисленных в №209, выпишите одночлены стандартного вида.
____________________________________________________________________________________
Любой одночлен можно записать в стандартном виде. Составьте алгоритм записи одночлена в
стандартном виде, используйте текст учебника (стр.56).
Чтобы записать одночлен в стандартном виде надо
1)_____________________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________
Запишите одночлены в стандартном виде
-4a
2
5ba = b
4
b
2
b = 3m
5
m =
5
2
p(-4)p
2
= -a
2
2bc = m
3
n
2
3m
5
2n =
Выпишите из текста учебника (стр.56) определение
Коэффициентом одночлена
_____________________________________________________________________________________
Подчеркни коэффициенты одночленов, записанных в стандартном виде, в предедущем задании.
2. Умножение одночленов.
Чтобы найти произведение одночленов, нужно
1) найти произведение коэффициентов одночленов и записать его на первом месте;
2) найти произведение буквенных множителей (если одночлены содержат степени с
одинаковыми основаниями, то произведение степеней записать в виде степени)
Например (2a)* (6b)= 12ab
(-a
2
)*(4b
3
) = -4a
2
b
3
(-5a)*(4b)*(2a) = -40a
2
b
Выполните №214
1) 2)
3) 4)
Подчеркните коэффициенты одночленов
3. Возведение одночлена в степень.
а) Прочитай на стр.59 о том, как возвести одночлен в степень.
б) Рассмотри примеры, приведенные в учебнике.
в) Выполни №217
III.
Работа с картой-инструкцией №2 (работа в группе)
Карта - инструкция №2 работы в бригаде по теме
«Одночлен. Умножение одночленов»
1. Задайте друг другу вопросы, которые вызвали у Вас затруднения при работе по карте-
инструкции №1. Попытайтесь в ходе совместной работы ответить на эти вопросы, если
потребуется помощь, обратитесь к учителю.
2. Сверьте друг с другом правильность выполнения предложенных Вам заданий в карте-
инструкции №1. При необходимости обращайтесь за помощью к учителю.
3. Ответьте устно на следующие вопросы:
1
4
a
0.3
(
)
bab
a
1)
Что называется одночленом?
2)
Какой одночлен называют одночленом стандартного вида?
3)
Как записать одночлен в стандартном виде?
4)
Что является коэффициентом одночлена?
5)
Как найти произведение одночленов?
6)
Как возвести одночлен в степень?
4. Оцените свою работу по карте-инструкции №1 (поставьте себе оценку в прямоугольнике).
5. Выполните следующие задания (Вы можете выполнять их самостоятельно или консультируясь
друг с другом)
а
) Записать в стандартном виде одночлены
2
2
m (-3)m
2
2a =
-ab * 0,25 * 2
5
b
3
a =
b
) №211(1)
с) Выполните действия
1) 0,5х
2
у * (-ху)
2) (0,2у
3
а)
4
3) (-ху
2
а
3
)
6
4) (4ас
2
)
3
* (0,5а
3
с)
2
6. Убедившись, что Вы готовы к самостоятельной работе, дайте сигнал учителю.
IV.
Контроль.
ФИ__________________________
1. Записать одночлен в стандартном виде и найти его значение
х
2
у * 6* х
3
у
4
=
при х = -1 у = 2
2. Выполните действия:
1
2
ab
.
1
1
3
a
3
b
(3ху)
3
(-2х
2
у
3
)
2
=
3*. Представить одночлен в виде квадрата другого одночлена
144 a
4
b
6
c
8
=
25
16
x
12
y
6
_________________________________________________________________________________
ФИ__________________________
1. Записать одночлен в стандартном виде и найти его значение
ab * 12 * a
3
b
2
=
при а =1 b = -2
2. Выполните действия:
1
4
x
2
y
1
1
7
xy
3
4a
2
b
2
1
1
2
ab
3
3
3*. Представить одночлен в виде квадрата другого одночлена.
1
169
x
2
y
8
z
14
0,25 а
36
b
4
Приложения:
Лист
учета
результатов
деятельности
учащихся
в
бригаде
№…
по
теме
«Одночлен.
Умножение одночленов»
№
ФИ учащегося бригады
Усвоил, выполнил
задания №..
Не понял задания №…
1
2
…
Какую форму работы на уроке алгебры предпочитают
учащиеся 7б класса
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
Характеристика урока алгебры учащимися 7б
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
0
5
10
15
20
25
да
нет