Автор: Николаева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Кунчээн"
Населённый пункт: село Маар
Наименование материала: статья
Тема: развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
Развитие человека проходит поэтапно. К определенному возрасту он
должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка
самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного
детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую
очередь и от педагогов, работающих с ребенком, -- во вторую зависит, какие
знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.
Сензитивность этого возрастного периода определяет большие
потенциальные возможности разностороннего развития ребенка . Именно в
этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом
обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как
следствие, успешное обучение в школе.
Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям
навыков чтений и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или
не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре,
не слушает то, что говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.
Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и
непроизвольным. Непроизвольное внимание привлекает данного момента в
первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного
обучения в школе ребенку гораздо важнее иметь использовать произвольное
внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует
концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный» интерес.
Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех
предметных уроках, а не только на любимых.
В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы
косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное
внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным
вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы не
стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо
чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому
воспитателю следует опираться на ведущую деятельность дошкольников –
игру (вызывающую у детей настоящий интерес), которую он должен
направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие
косвенный интерес). Чередуя таким образом произвольное внимание с
непроизвольным, педагог развивает у воспитанников и то, и другое.
В своей работе педагогу необходимо учитывать свойства внимания, т. к.
психологами установлена прямо пропорциональная связь между их
развитостью и успешным обучением.
Перед тем как планировать работу по развитию детского внимания на
занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности дошкольников,
педагогу необходимо с помощью критериев оценки развития внимания
определить, на каком уровне находится умение детей сконцентрироваться.
Для отслеживания изменений уровня развития внимания у ребенка с
возрастом следует завести индивидуальную диагностическую карту. План
работы по развитию внимания детей должен быть основан на ведущей
деятельности – игре. Составляется он на весь учебный год.
Для развития различных свойств внимания мы предлагаем перечень
игровых упражнений, которые используются нами в развивающей работе с
детьми дошкольного возраста. Данная работа проводится с учетом ряда
принципов:
Целенаправленности;
Наглядности;
Систематичности и последовательности;
Доступности;
Активности детей.
Так, для развития устойчивости внимания предлагаются следующие
упражнения и игры:
«Найди игрушку по описанию взрослого»;
«Найди отличия»;
«Фотограф»;
«Робот»;
«Найди одинаковые предметы в ряду»;
Разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук
(лабиринты, дорожки, дорисовывание по образцу, мозаика,
нанизывание бусинок по образцу и т.д.);
Различные по тематике корректурные пробы.
Развивая степень сосредоточенности, концентрации внимания, мы
используем:
Игру «Камень, ножницы, бумага»;
Игру «Путешествие жука»(графические диктанты);
Игру «Да и нет не говорить, черное и белое не называть»;
Игру «Внимательные ушки»(в различной интерпретации);
Разнообразные игры для развития дыхания;
Упражнение «Что перепутал художник?»;
Упражнение «Шифровка»;
Упражнение «Найди пару»;
Развивать способность быстро ориентироваться в изменяющейся
ситуации, переключаемость внимания предлагаем с помощью
следующих игр:
«Решай примеры, действуя»;
«Найди пропущенное число (букву,знак)»;
«Засели квартиру»;
«4-й лишний»;
«Съедобное – несъедобное »;
«Узнай себя»;
«Зеркало»;
Трудности вызывает развитие распределения внимания, т.к. для этого
необходимо, чтобы мозг ребенка находился на определенном уровне
физиологического созревания. Кроме того, для достижения даже
небольшого результата работа в этом направлении должна вестись
систематично, кропотливо и в течение продолжительного времени.
Хорошим подспорьем здесь станут:
Игра «Посчитай одновременно»;
Игра «Решай примеры, действуя»;
Разнообразные игры по принципу таблиц Шульте.
И, наконец, для совершенствования такого свойства, как объем
внимания, мы используем следующие задания:
«Мое любимое блюдо»;
«Моя любимая игрушка»;
«Внимательные глазки»;
«Угадай, кто?»;
«
Запомни как можно больше»;
К игровым упражнениям на развитие внимания можно обратиться во
время физминуток, в режимные моменты (на прогулке), а также на
занятиях или в перерывах между ними. Например, в водной части
занятия наряду с пальчиковой или артикуляционной гимнастикой
можно провести какое-либо упражнение для того, чтобы
сконцентрировать внимание детей на содержании занятия. В целом
воспитатель сам решает, в какое время в течение дня лучше всего
проводить игры на развитие внимания. В то же время эта работа в
течение года должна вестись упорядочено и систематически.