Напоминание

развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Николаева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Кунчээн"
Населённый пункт: село Маар
Наименование материала: статья
Тема: развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Развитие человека проходит поэтапно. К определенному возрасту он

должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка

самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного

детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую

очередь и от педагогов, работающих с ребенком, -- во вторую зависит, какие

знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.

Сензитивность этого возрастного периода определяет большие

потенциальные возможности разностороннего развития ребенка . Именно в

этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом

обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как

следствие, успешное обучение в школе.

Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям

навыков чтений и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или

не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре,

не слушает то, что говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.

Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и

непроизвольным. Непроизвольное внимание привлекает данного момента в

первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного

обучения в школе ребенку гораздо важнее иметь использовать произвольное

внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует

концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный» интерес.

Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех

предметных уроках, а не только на любимых.

В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы

косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное

внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным

вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы не

стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо

чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому

воспитателю следует опираться на ведущую деятельность дошкольников –

игру (вызывающую у детей настоящий интерес), которую он должен

направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие

косвенный интерес). Чередуя таким образом произвольное внимание с

непроизвольным, педагог развивает у воспитанников и то, и другое.

В своей работе педагогу необходимо учитывать свойства внимания, т. к.

психологами установлена прямо пропорциональная связь между их

развитостью и успешным обучением.

Перед тем как планировать работу по развитию детского внимания на

занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности дошкольников,

педагогу необходимо с помощью критериев оценки развития внимания

определить, на каком уровне находится умение детей сконцентрироваться.

Для отслеживания изменений уровня развития внимания у ребенка с

возрастом следует завести индивидуальную диагностическую карту. План

работы по развитию внимания детей должен быть основан на ведущей

деятельности – игре. Составляется он на весь учебный год.

Для развития различных свойств внимания мы предлагаем перечень

игровых упражнений, которые используются нами в развивающей работе с

детьми дошкольного возраста. Данная работа проводится с учетом ряда

принципов:

Целенаправленности;

Наглядности;

Систематичности и последовательности;

Доступности;

Активности детей.

Так, для развития устойчивости внимания предлагаются следующие

упражнения и игры:

«Найди игрушку по описанию взрослого»;

«Найди отличия»;

«Фотограф»;

«Робот»;

«Найди одинаковые предметы в ряду»;

Разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук

(лабиринты, дорожки, дорисовывание по образцу, мозаика,

нанизывание бусинок по образцу и т.д.);

Различные по тематике корректурные пробы.

Развивая степень сосредоточенности, концентрации внимания, мы

используем:

Игру «Камень, ножницы, бумага»;

Игру «Путешествие жука»(графические диктанты);

Игру «Да и нет не говорить, черное и белое не называть»;

Игру «Внимательные ушки»(в различной интерпретации);

Разнообразные игры для развития дыхания;

Упражнение «Что перепутал художник?»;

Упражнение «Шифровка»;

Упражнение «Найди пару»;

Развивать способность быстро ориентироваться в изменяющейся

ситуации, переключаемость внимания предлагаем с помощью

следующих игр:

«Решай примеры, действуя»;

«Найди пропущенное число (букву,знак)»;

«Засели квартиру»;

«4-й лишний»;

«Съедобное – несъедобное »;

«Узнай себя»;

«Зеркало»;

Трудности вызывает развитие распределения внимания, т.к. для этого

необходимо, чтобы мозг ребенка находился на определенном уровне

физиологического созревания. Кроме того, для достижения даже

небольшого результата работа в этом направлении должна вестись

систематично, кропотливо и в течение продолжительного времени.

Хорошим подспорьем здесь станут:

Игра «Посчитай одновременно»;

Игра «Решай примеры, действуя»;

Разнообразные игры по принципу таблиц Шульте.

И, наконец, для совершенствования такого свойства, как объем

внимания, мы используем следующие задания:

«Мое любимое блюдо»;

«Моя любимая игрушка»;

«Внимательные глазки»;

«Угадай, кто?»;

«

Запомни как можно больше»;

К игровым упражнениям на развитие внимания можно обратиться во

время физминуток, в режимные моменты (на прогулке), а также на

занятиях или в перерывах между ними. Например, в водной части

занятия наряду с пальчиковой или артикуляционной гимнастикой

можно провести какое-либо упражнение для того, чтобы

сконцентрировать внимание детей на содержании занятия. В целом

воспитатель сам решает, в какое время в течение дня лучше всего

проводить игры на развитие внимания. В то же время эта работа в

течение года должна вестись упорядочено и систематически.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники