Автор: Трифонова Эльвира Маратовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГК ВО УВО "Военный университет"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический процесс, как целостная система, в педагогике высшей школы.
Раздел: высшее образование
ФГК ВО УВО «Военный университет»
Э.М. Трифонова, преподаватель
Педагогический процесс, как целостная система, в педагогике высшей школы.
Начиная с истоков возникновения педагогической профессии, мы видим, что стихийно
протекавшие
в
ее
рамках
дифференциация
и
интеграция
привели
сначала
к
разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель
учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в, трудах прогрессивных
педагогов
все
чаще
и
чаще
стали
встречаться
обоснованные
аргументы
в
пользу
объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была
выражена в педагогических взглядах И.Ф. Гербарта, А. Дистервега. Более глубоко идея
целостности
педагогического
процесса
выражена
К.Д.Ушинским.
Он
понимал
ее
как
единство
административного,
учебного
и
воспитательного
элементов
школьной
деятельности. Прогрессивные идеи К.Д.Ушинского нашли свое отражение в трудах его
последователей Н.Ф. Бунакова, П. Ф. Лесгафта, В. П. Вахтерова. Уже в новых социально-
экономических и политических условиях большой вклад в развитие представлений о
целостности
педагогического
процесса
внесли
Н.К.
Крупская,
А.
П.
Пиневич,
С.
Т.
Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко. Вместе с тем наметились и
различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский,
В. С.Ильин, В.М. Коротов, В.В.Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.).
Авторы
современных
концепций
едины
во
мнении,
что
раскрыть
сущность
педагогического
процесса
и
выявить
условия
приобретения
им
свойств
целостности
можно только на основе методологии системного подхода.
Педагогический
процесс
–
это
направленное
и
организованное
взаимодействие
взрослых
и
детей,
воспитателей
и
воспитанников,
реализующее
цели
образования
и
воспитания в условиях педагогической системы. Это процесс, в котором социальный опыт
переплавляется в качества личности. Неполным синонимом термина «педагогический
процесс»
является
учебно-воспитательный
процесс
—
совокупность
урочных
и
внеклассных
занятий,
совместной
развивающей
деятельности
учителей
и
учеников.
Воспитание и обучение в ВУЗе образуют единый педагогический процесс, но имеют свою
специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В
содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет
преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-
мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции
личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические
процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом
целостность
педагогического
процесса,
единство
воспитания
и
обучения
является
методологическим
принципом,
что
особенно
актуально
в
настоящих
условиях.
На
практике
этот
принцип
реализуется
комплексом
задач
практических
и
лекционных
занятий,
содержанием
обучения,
деятельностью
учителя
и
студента,
сочетанием
различных форм, методов и средств обучения. Внутренней движущей силой (источником)
педагогического процесса является противоречие между требованиями к студенту и его
реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком
к процессу воспитания и дальнейшему росту студента, если требования соответствуют
возрастным особенностям молодых людей, не являются слишком легкими или напротив
слишком трудными. Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на
их основе формулирует принципы. Есть связи с внешними, по отношению к процессу,
явлениями
(социальной
средой,
например)
и
внутренние
связи
(между
методом
и
результатом).
Функциями
педагогического
процесса
являются:
информационная
(просвещение);
развивающая;
воспитательная;
ценностная
ориентация
(аксиологическая);
социальная
адаптация.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и
воспитуемых,
направленное
на
достижение
заданной
цели
и
приводящее
к
заранее
намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт
трансформируется
в
качества
формируемого
человека
(личности).
Данный
процесс
представляет
собой
не
механическое
соединение
процессов
воспитания,
обучения
и
развития, а новое качественное образование. Главные характеристики педагогического
процесса - целостность, общность и единство.
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия целостности. В
общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта,
его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны
под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический
процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Она может
возникнуть
на
одном
этапе
педагогического
процесса
и
исчезнуть
на
другом.
Это
свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических
объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс,
строится целенаправленно.
Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее
высший
уровень
его
развития,
результат
стимулирующих
сознательных
действий
и
деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу
присуще
внутреннее
единство
составляющих
его
компонентов,
их
гармоническое
взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий,
перегруппировка
взаимодействующих
сил,
образование
нового
качества.
В
содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением
в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его
четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и
навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого
отношения к окружающему миру.
Наиболее
общим
условием
становления
педагогического
процесса
до
уровня
целостности
является
направленность
деятельности
педагогов
на
организацию
содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей и развивающейся
жизнедеятельности студентов
на принципах коллективизма, создание в этой жизни
ситуаций для усмотрения ими в организуемых видах деятельности личностного смысла и
его соотнесения с общественными интересами.
Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих
его
компонентов,
их
гармоническое
взаимодействие.
В
нем
непрерывно
происходят
движение,
преодоление
противоречий,
перегруппировка
взаимодействующих
сил,
образование нового качества.
Целостный
педагогический
процесс
предполагает
такую
организацию
жизнедеятельности
воспитанников,
которая
отвечала
бы
их
жизненным
интересам
и
потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности:
сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими
элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-
ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям
целостного педагогического процесса.
В чем же специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс? Она
обнаруживается
при
выделении
доминирующих
функций.
Доминирующая
функция
процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый
из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции:
воспитание
осуществляет
не
только
воспитательную,
но
и
развивающую,
и
образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и
развития.
Диалектика
взаимосвязей
налагает
отпечаток
на
цели,
задачи,
содержание,
формы
и
методы
осуществления
органически
неразрывных
процессов,
при
анализе
которых приходится также выделять доминирующие характеристики. Так, например, в
содержании
обучения
превалирует
формирование
научных
представлений,
усвоение
понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на
развитие,
и
на
воспитанность
личности.
В
содержании
воспитания
преобладает
формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентации, установок,
мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким
образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них
способствует достижению этой цели присущими ему средствами.
Различаются
и
единые
в
своей
основе
методы
достижения
цели:
если
обучение
использует
преимущественно
способы
воздействия
на
интеллектуальную
сферу,
то
воспитание,
не
отрицая
их,
более
склонно
к
средствам,
воздействующим
на
мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы
контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например,
обязательно
применяются
устный
контроль,
письменные
работы,
зачеты,
экзамены.
Контроль над результатами воспитания менее регламентирован. Информацию педагогам
здесь дают наблюдения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное
мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие
прямые и косвенные характеристики.
Основными
функциями
целостного
педагогического
процесса
являются:
образовательная, воспитательная, развивающая и социальная.
Образовательная функция заключается в освоении общечеловеческой культуры в виде
определенной
суммы
знаний,
умений
и
навыков,
опыта
творческой
деятельности
и
отношений и реализуется, прежде всего, в процессе обучения.
Воспитательная
функция
проявляется
во
всем:
начиная
с
воспитательного
пространства, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, личности
воспитателя
и
его
профессионализма
и
кончая
учебными
планами
и
программами,
формами, методами и средствами, используемыми в учебно-воспитательном процессе.
Развивающая
функция
выражается
в
качественных
изменениях
психической
деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений в процессе
воспитания и реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса. От
того,
на
что
делается
акцент:
на
знания,
умения
и
навыки
или
формирование
мотивационной
и
познавательной
сферы
обучаемого,
как
соотносится
предлагаемая
система знаний, умений и навыков с уровнем развития обучаемого, зависит интенсивность
развития этой функции.
Воспитание может тормозить развитие: из-за слишком высокого уровня предъявляемых
требований
или
полного
лишения
студента
возможностей
проявлять
активность
и
инициативу
(гиперопека).
Как
утверждал
С.Л.
Рубинштейн:
«ребенок
развивается,
воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит,
воспитание
и
обучение
включаются
в
самый
процесс
развития
ребенка,
а
не
надстраиваются лишь над ним».
Социальная функция (функция социализации) проявляется также практически во всем.
В
образовательном
учреждении
воспитанник
попадает
в
систему
новых
для
себя
отношений, которые он осваивает или отторгает. Это всегда частично или кардинально
меняет
позицию
личности
в
семье,
в
среде
сверстников,
в
самом
учреждении:
был
дошкольником, стал школьником, затем старшим в начальной школе и снова – самым
младшим, перейдя в среднюю школу, и так до студента ВУЗа. Особенно заметно влияние
функции социализации образовательных учреждений на детей, когда в начальную школу
приходят дети домашние и дети из детского сада: первые, как правило, особенно в первое
время,
–
тихие,
застенчивые,
робкие;
детсадовские
быстро
адаптируются
к
школе,
учителю, начинают вести себя раскованно, свободно.
Принципы
целостного
педагогического
процесса
–
система
исходных,
основных
требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы
педагогического
процесса,
обеспечивающие
его
успешность.
Принципы
отражают
внутренние
существенные
стороны
деятельности
учителя
(воспитателя)
и
студента
(воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах, при разном
его содержании и организации.
Принцип
гуманистической
направленности
педагогического
процесса
–
ведущий
принцип
образования,
выражающий
необходимость
сочетания
целей
общества
и
личности.
Реализация
этого
принципа
требует
подчинения
всей
образовательно-
воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.
Принцип
гуманизации
направлен
на
воспитание
свободного,
раскрепощенного
самостоятельного человека, установление искренних и доброжелательных отношений.
Демократизация
существовала
еще
в
ранней
буржуазной
педагогике.
Ее
сущность
состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для
саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его
связи
с
жизнью
и
производственной
практикой.
Этот
принцип
отрицает
абстрактно-
просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение
содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в
экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.
Единство знаний и поведения вытекает из признанного в отечественной психологии и
педагогике
закона
единства
сознания
и
деятельности,
согласно
которому
сознание
возникает, формируется и проявляется в деятельности. Поэтому при реализации данного
принципа необходимо организовывать деятельность детей и детских коллективов так,
чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости
получаемых знаний, идей, упражнялись в социально ценном поведении.
Природосообразность как принцип была сформулирована еще античными философами,
но наиболее четко и содержательно ее определил Я.А. Коменский. В своих трудах он
обосновывал требование выбирать естественный путь развития человека, организовывать
педагогический
процесс,
учитывая
не
только
возможности
самого
ребенка
на
определенных этапах его развития, но и окружающую среду, в которой живет ребенок, ее
развитие и изменения.
Принцип
научности
является
ведущим
ориентиром
при
приведении
содержания
образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным
мировой
цивилизацией.
Имея
прямое
отношение
к
содержанию
образования,
он
проявляется,
прежде
всего,
при
разработке
учебных
планов,
учебных
программ
и
учебников.
Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и
деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть
направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них
умений
и
навыков
научного
поиска,
на
ознакомление
их
со
способами
научной
организации учебного труда.
Научно
обоснованное
построение
педагогического
процесса
предполагает
его
ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.
Реализация принципа ориентированности педагогического процесса на формирование в
единстве знаний и умений, сознания и поведения требует организации деятельности, в
которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний,
идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.
Доступность
нарастающей
трудности
выражается
в
следующем:
знания,
которые
передаются
воспитанникам,
и
используемые
для
этого
методы
и
средства,
должны
соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности.
Одним
из
фундаментальных
принципов
организации
педагогического
процесса
является
принцип
обучения
и
воспитания
детей
в
коллективе.
Он
предполагает
оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации
педагогического процесса.
Наилучшие условия для общения и обособления создает коллектив как высшая форма
социальной
организации,
основанная
на
общности
интересов
и
отношениях
товарищеского сотрудничества и взаимной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко
развивается и проявляет себе отдельная личность. Только в коллективе и с его помощью
воспитываются
и
развиваются
чувства
ответственности,
коллективизма,
товарищеская
взаимопомощь
и
другие
ценные
качества.
Коллектив
не
поглощает,
а
раскрепощает
личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.
Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших
результатов. К.Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из
самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями».
Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего
целостного
педагогического
процесса
является
принцип
наглядности.
Наглядность
Коменский
считал
«золотым
правилом
дидактики»,
предлагая
все,
что
возможно,
предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и
свидетельства о них.
Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса.
С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации обучения и воспитания.
Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет
развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать
подлинную
красоту
общественных
эстетических
идеалов.
Педагогу
на
уроках
важно
утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи,
совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед
школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в
организации
производительного
и
общественно
полезного
труда,
в
формировании
повседневных отношений и поведения.
Принцип сознательности, активности, самодеятельности и инициативы воспитанников
в сочетании с педагогическим руководством. Педагогическое руководство направлено на
то, чтобы вызвать у студентов активность, самостоятельность и инициативу. Активность
студентов должна быть направлена на сам процесс самостоятельного добывания знаний.
Если ученики и в обучении, и в воспитании ставятся в ситуацию самостоятельного поиска
решения,
творческого
проявления
своих
возможностей
под
ненавязчивым,
консультирующим,
направляющим,
поддерживающим,
компетентным
руководством
со
стороны педагога, тогда педагогическое взаимодействие даст положительный результат в
самореализации, как ученика, так и учителя (воспитателя).
Прочность,
осознанность
и
действенность
результатов
воспитания,
обучения
и
развития. На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди
которых немаловажное значение имеет то, насколько интересен и важен он для студента,
насколько ценен в плане использования в жизни.
Во многих научных работах по педагогике вводится принцип субъектности – развитие
способности ребенка осознавать свое Я во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать
свои
действия
и
предвидеть
их
последствия,
отстаивать
свою
нравственную
и
гражданскую
позицию,
противодействовать
негативному
внешнему
влиянию,
создать
условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных
потенциальных возможностей.
Все
принципы
целостного
педагогического
процесса
взаимосвязаны
и
взаимодополняемы.
Положительный
эмоциональный
фон
педагогического
процесса
является
как
бы
итоговым, обобщающим. Соблюдение всех предыдущих принципов как раз и должно
обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса, т.е. такую
его организацию, когда всем участникам процесса интересно заниматься совместной
деятельностью,
учебной,
внеурочной
или
внешкольной.
Участники
взаимодействия
открыты
и
толерантны
по
отношению
друг
к
другу.
Образовательное
учреждение
многофункционально
и
максимально
адаптировано
для
организации
полноценной
и
всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного студента и всего коллектива.