Напоминание

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через знакомство с русскими народными подвижными играми


Автор: Романикова Светлана Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №26 "Добрынюшка"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Учебно–методический материал
Тема: Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через знакомство с русскими народными подвижными играми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение дошкольников к истокам русской

культуры в процессе знакомства с русскими

народными подвижными играми

«Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через

знакомство с русскими народными подвижными играми»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной

пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в

самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах,

ритуалах. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской

народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась

учеными и практиками. У каждого народа свои культурные традиции,

которые чтят и передают из поколения в поколение. Именно родная культура,

как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом

рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции,

передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина»,

которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится

для потомков.

Русский педагог К. Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном»

он писал: «… воспитание, созданное самим народом и основанное на

народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых

лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у

другого народа… » Необходимо понимать, что наряду со знанием

компьютера, различных электронных игрушек, ребёнку совсем не помешает

иметь представление о русских народных подвижных играх. В качестве

основных средств воспитания народная педагогика использует все

компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы,

загадки, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание

воспитания и обучения детей. Народные игры формируют развитие

личности.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. – это

удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества,

которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя

опыт целого народа. Они дают представления о традициях русского народа,

создают эмоционально-положительную основу для развития патриотических

чувств, формируют нравственные качества личности, способствуют

воспитанию волевых качеств личности, удовлетворяют потребность детей в

двигательной активности, развивают ловкость, гибкость, силу, моторику,

воспитывают навыки общения. Русские народные игры очень многообразны:

детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными

песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских

народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски,

передачи и ловля мяча, сопротивления и др.) .

Все игры можно разделить на группы:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к

окружающей природе, быт, игры русского народа, вечная борьба добра

против зла) .

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой,

средней и высокой интенсивности).

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с

бегом, с прыжками, с метанием, с бросками и ловлей мяча и т. д.) .

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие,

командные).

5. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без

предметов, ролевые, сюжетные).

6. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры,

способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты,

гибкости).

7. По отношению к структуре занятия (подготовительной, основной,

заключительной частей занятия физической культурой).

8. По сезону.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны

и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми

детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают

множество.

Зазывалки:

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предигровые зазывалки, как

метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной

речёвки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин,

призывающий потенциальных участников к игре. Призыв к игре

сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их

должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие

играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь

отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с

указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков,

зазывала заканчивал набор.

Считалки (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки) -

это -короткие рифмованные стихи, как правило, малоосмысленные, но с

юмором. Участники - встают в круг. Один в середине — громко произносит

считалку. При каждом слове он касается поочередно рукой каждого

играющего, не исключая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот

и - водит.

Жеребьевки. Традиционно в русских народных играх для выбора водящего

используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь

случай решает, кому повезет и как распределятся силы. Жеребьевки, которые

тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры,

применяются и в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на

команды.

Забавные певалки. В некоторых народных играх перед их началом

применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие

садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется. Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный

из детей становится водящим.

Чтобы определить, кому начинать игру, можно также «коваться» (мериться на

палке). Для этого берут палку или веревку, и один игрок захватывает конец,

рядом берется другой, затем третий и т. д. Кто захватит противоположный

конец, тому водить или начинать игру.

Сговор. Если игра требует разделения на команды, используется (уговор,

подбор). Участники игры сговариваются между собой, кого как называть

(птицей, растением, животным). И, разбившись на пары, предлагают

капитанам выбрать любое из двух названий.

Сговоры бывают разные: Что возьмешь: «Белую березу – Или - красную

розу? »

«Наливное яблочко – Или - золотое блюдечко? »

Сговариваться можно и так: один из играющих прячет в руке камешек,

другой — травинку - что выберет капитан.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами,

такими как проведение народных календарных праздников, чтение русских

народных сказок, пение русских народных песен, рассматривание предметов

быта, посуды, одежды, иллюстраций и т. д. представляют собой основу

начального этапа формирования, гармонически развитой личности,

сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое

совершенство.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут

положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение –

доставят детям радость и удовольствие.

Безусловно, проблему приобщения детей к народным играм, нельзя

рассматривать в отрыве от семейного воспитания. Совместная работа с

родителями, их непосредственное участие и заинтересованность, помогут в

решении поставленных задач.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники