Напоминание

"Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования экологического воспитания у детей дошкольного возраста с ОНР"


Автор: Зацепилина Ирина Николаевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка д⁄с №31
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования экологического воспитания у детей дошкольного возраста с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования

экологического воспитания у детей дошкольного возраста с

ОНР.

учитель – логопед мбцрр

д/с №31 г. Орел Зацепилина И. Н.

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного

возраста

является

социальным

заказом

общества

системе

дошкольного

воспитания и образования, поэтому данное направление быстро получило

широкое

распространение

в

сети

ДОУ.

Основным

содержанием

экологического воспитания является формирование осознанно правильного

отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка и с

которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Возраст от 4 до 7 лет (по мнению исследователей) можно рассматривать

как

сенситивный

период

для

во сприятия

общебиологиче ских

закономерностей, т.е. он самый благоприятный для начала экологического

воспитания.

Многие

исследования

показали,

что

большинство

людей

усваивает те или иные убеждения с детства, т.е. до того, как получают

возможность

критически

осмыслить

получаемую

информацию.

Под

влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения.

Позже,

от

8

лет

и

старше,

эти

предпочтения

складываются

в

твёрдые

стереотипы, изменить которые уже трудно.

Природа окружает ребёнка с ранних лет и своей необычностью,

новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, побуждает к

передаче чувств и мыслей в речи. Продуманное, системное знакомство с

миром

природы

позволяет

развить

у

детей

важнейшие

мыслительные

операции:

анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их

строение),

сравнение (дети находят сходства и различия разных природных объектов),

умение

устанавливать

взаимосвязи

(дети

находят

механизмы

и

приспособления растений и животных к сезону и среде обитания),

обобщению (дети учатся объединять животных и растения в группы на

основе выделения существенных признаков).

1

Выше названные операции и навыки с большим трудом

осваиваются детьми-логопатами. Это побуждает совместить экологическое

воспитание

с

процессом

коррекции

нарушений

речи.

Все

педагоги

и

специалисты

детского

сада

включены

в

этот

процесс.

Эта

работа

носит

согласованный,

комплексный

характер.

Активно

воздействуя

на

ребёнка

специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою

работу

на

основе

общих

педагогических

принципов.

Учитывая

индивидуальные

особенности

детей

с

патологией

речи,

специалисты

намечают

единый

комплекс

совместной

коррекционно-педагогической

работы,

направленный

на

форсирование

и

развитие

экологических

представлений у детей, двигательных и речевых сфер.

Первоначальные знания об объектах природы дети получают на занятиях

воспитателей в уголках природы, на прогулках, в игре, где через действия,

ощущения имеют возможность представить «лес, поле…» как конкретный

мир, населённый особыми объектами, живущими только там. Одновременно

на

этих

занятиях

решаются

и

коррекционные

задачи

по

обогащению

пассивного и активного словарного запаса у детей с ОНР, закрепляются

навыки владения теми или иными грамматическими категориями.

Часто дети с ОНР, дизартрией страдают нарушением координации движений,

ориентировки

в

пространстве,

являются

гиперактивными,

т.е.

они

импульсивны, чрезмерно возбудимы, не умеют сдерживать свои желания,

управлять

своим

поведением.

Им

свойственна

д в и г ат е л ь н а я

расторможенность,

суетливость,

несдержанность

и

раздражительность.

Основные

направления

коррекции

эмоционально-аффективного

поведения

гиперактивных

детей

состоят

в

изменении

характера

их

двигательной

деятельности. На этом направлении работы идет активное сотрудничество с

инструктором

по

физическому

воспитанию. Положительный результат

дают:

– ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей

во время прогулок;

– проведение

двигательных

упражнений

в

игровой

форме

средней

интенсивности (что снижает возбудимость и суетливость у детей);

– особый подбор дыхательных, релаксирующих упражнений, имитирующий

повадки животных, ассоциируемых с природой.

Коррекционный процесс сложен, зачастую непредсказуем. Тесное

сотрудничество с музыкальным руководителем позволяет добиться на пути

воспитания

и

обучения

детей-логопатов

значительных

успехов.

Детское

музицирование, помимо узкоспециального, обладает большим потенциалом

эмоционального, социального, психологического воздействия. Оно способно

2

оказать

мощное

влияние

на

развитие

личностных

качеств

детей:

эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и

взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а

затем

и

умение,

находить

в

музыке

средство

гармонизации

своего

внутреннего мира.

Обучение детей с ОНР игре на детских музыкальных инструментах является

средством решения многих коррекционных задач:

– развития

внимания

и

памяти,

которые

требуются

каждому

ребёнку,

играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою

партию;

– развития

координации

движений

при

игре

на

металлофоне,

бубне,

колокольчиках и т.д.;

– развития

мелкой

моторики

пальцев

рук

при

игре

на

флейте,

пианино,

металлофонах;

– развития дыхания при игре на духовых инструментах;

– развития фонематического слуха в музыкально-дидактических играх, типа

«Угадай, на чём играю?», «Играй, как я», «Музыкальное лото»;

– развития координации пения с движением пальцев руки (ребёнок поёт и

«играет» на неозвученном пианино);

– развития музыкально-ритмического чувства.

Инструменты в детском оркестре подобраны не случайно. Бубен по форме

напоминает солнце, а поющий звук флейты способен передать щебетание

птиц, пение кукушки, нежный звон металлофонов напоминает весеннюю

капель.

Большую

часть

своего

рабочего

времени

логопед

тратит

на

индивидуальные занятия, основной целью проведения которых является

устранение нарушений в звукопроизношении. Так же эти занятия помогают

развить у детей фонематический слух и фонематическое восприятие. Это

эффективное

средство

формирования

психических

процессов:

внимания,

памяти,

мышления,

мелкой

моторики

рук.

Широкое

использование

экологических игр на индивидуальных занятиях помогает сделать сложные

для детей, порой скучные, упражнения по постановке и автоматизации звуков

увлекательными

и

разнообразными.

Обращение

к

образам

окружающего

мира

вызывает

у

детей

живой

интерес.

Соблюдение

филогенетических

последовательностей артикуляционных движений позволяет повторить этапы

формирования артикуляционных поз, осознанно ощутить места и способы

3

звукообразования

и

в

результате

предупредить

или

скорректировать

недостатки

звукопроизношения.

Для

этого

используется

игровой

показ

основных органов артикуляции, визуальные и кинестетические ощущения

(прикосновение к ладоням холодного, тёплого, шершавого, гладкого). Мы

привлекаем внимание к образам помощников речи, определяем, что они

напоминают

из

окружающей

среды

(зубки

камешки,

слюнки

вода,

дыхание – ветерок и т.д.)

На

фронтальных

и

подгрупповых

занятиях

по

развитию

речи

и

формированию

грамматических

категорий

путем

создания

проблемных

ситуаций,

логопед

старается

развивать

творческую

активность

каждого

ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению

простейших умозаключений, подводя его к определенным предположениям.

Эти

занятия

проводятся

с

использованием

игровых

методов,

что

обеспечивает

динамичность

процесса

обучения,

максимальное

удовлетворение

потребностей

маленького

ребенка

в

самостоятельности

речевой и поведенческой.

Экологические игры бывают:

ролевые;

дидактические;

имитационные;

соревновательные;

игры-путешествия

Ролевые игры. Например, игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может

осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и

правил.

Дидактические игры:

Дидактические игры. (большое разнообразие)

Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы.

Решаются речевые задачи:

упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать;

решать логические задачи.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится

вычленять

отдельные

признаки

предметов,

явлений,

сравнивать

их,

группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети

4

учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их

внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи

часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи

детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых

условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют

умению

играть

вместе,

формирование

грамматического

строя,

слоговой

структуры слова, фонематического восприятия.

Например: игра «Хищники в лесу».

Цели игры: закрепить знания детей об образе жизни и повадках животных и

птиц; уточнить их представления о хищных и травоядных обитателях леса;

упражнять в правильном употреблении падежных конструкций винительного

падежа имён существительных с предлогом «за», родительного падежа имён

существительных с предлогами «из-за, из-под» и т.д.

Например, «Гимн природе»

Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку

сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны

повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них

получается гимн Зиме. Дети могут быть травинками, осенними листочками,

капельками дождя.

«Кто где, живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к

среде обитания, у кого какой дом» (об экосистемах); «Живое – не живое»,

«Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов);

«Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят.

Чем

разнообразнее

по

содержанию

игровые

действия,

тем

интереснее

и

эффективнее игровые приемы. Игру на занятии предлагает педагог, и этим

она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым

действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в

приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений.

К ним относятся: конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес» и т. д.

Экологические минутки.

Цель – создание проблемных ситуаций.

Решаются речевые задачи:

развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;

совершенствовать монологическую речь детей;

5

поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например «Почему деревья белые». Исправить ошибки и обосновать.

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на

скамеечке.

А

вокруг

нас

деревья

белые-белые.

Весна

на

дворе,

солнце

пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в

какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и

выразить

свой

эмоционально-познавательный

опыт,

а

это

возможно

осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Экологические сказки

Цель – развитие детской фантазии.

Решаются речевые задачи:

пополнять и активизировать словарь детей;

развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;

развивать мышление, память, воображение.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко»,

«Путешествие капельки».

Реклама.

Цель – развитие образного мышления.

Решаются речевые задачи:

совершенствовать монологическую речь детей;

развивать логические рассуждения.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную

форму.

Кроме

информации

реклама

несет

в

себе

определенный

эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в

нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с

восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен

как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на

его взгляд, особенности.

Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени

рекламирует место обитания. « Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки,

с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много

полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

6

Сочинение загадок, стихов.

Цель – развитие звучности рифм.

Решаются речевые задачи:

развивать творческое познание слова, действий с ним;

формировать грамматический строй речи.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их

отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его

составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Составляя

сравнения

по

двум

или

более

признакам,

учу

детей

умению

понимать

сравнения, побуждая их к самостоятельному составлению загадок.

Например, у нас получились вот такие загадки:

Ходит, но не человек.

Летает, но не самолет.

Каркает, но не ворона. (Галка.)

Зеленая, как трава.

Мохнатая, как медведь.

Колючая, но не кактус. (Ель.)

Рифмовки.

Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.

Решаются речевые задачи:

обеспечить творческий характер речи.

развивать умение пользоваться интонацией.

развивать коммуникативно-речевые навыки.

Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 5 строк. Они

создаются группой детей, где ведущую роль играет логопед.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное

творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих

близких, «пернатых друзьях».

Например, «Жила-была прозрачная сосулька»

Жила-была прозрачная сосулька

Была она твердая, как пулька.

Подошел к ней мальчик и сбил,

7

И себе он в рот положил.

А потом мальчик заболел.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. После

рассматривания

картины,

например:

«Птицы

зимой»

можно

придумать

новые рифмовки о зимующих птицах, зимних явлениях.

Например, «Жило-было ветвистое дерево»

Жило-было ветвистое дерево

Весной и летом было оно зелено.

Но когда оно с зимой подружилось,

Наше дерево от листочков освободилось,

Чтоб веточки под снегом не сломались.

Наблюдения.

Цель – формирование тенденции к саморазвитию собственной речи.

Решаются речевые задачи:

уметь выстраивать диалог;

уметь излагать свои мысли;

совершенствовать монологическую речь детей;

осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Таким образом, единый методологический подход к коррекции речевой

патологии,

эмоционально-волевой

и

двигательной

сферы,

использование

новых

технологий

по

экологическому

воспитанию

и

образованию

дошкольников

на

базе

тесного

взаимодействия

учителя-логопеда,

воспитателя,

музыкального

руководителя,

инструктора

по

физической

культуре

позволяют

повысить

уровень

двигательной

и

речевой

подготовленности ребёнка, пробуждают интерес к флоре и фауне родного

края, способствуют скорейшей адаптации в социуме.

8

9



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники