Напоминание

«Проектная деятельность на внеурочных занятиях в рамках апробации ФГОС ООО»


Автор: Путятина Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ совхоза им. Ленина"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная деятельность на внеурочных занятиях в рамках апробации ФГОС ООО»
Раздел: среднее образование





Назад




«Проектная деятельность на внеурочных занятиях

в рамках апробации ФГОС ООО»

Путятина Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность важно помнить, что проект

это

форма

организации

совместной

деятельности

учителя

и

обучающихся,

совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной

на

достижение

поставленной

цели —

решение

конкретной

проблемы,

значимой

для

обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект,

представляющий

собой

самостоятельную

работу,

осуществляемую

обучающимся

на

протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой

работы

подросток

автор

проекта

самостоятельно

или

с

небольшой

помощью

педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из

важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть

школьник.

Так,

в

течение

прошлого

учебного

года

к

юбилею

победы

в

Великой

Отечественной войне ученики школы готовили проекты «Дети войны», «Неизвестные

солдаты», «Безымянные герои», «Города-герои», направленные на духовно-нравственное

воспитание

учащихся.

В

мае

была

выпущена

«Книга

памяти».

Таким

образом,

был

осуществлен совместный социально значимый проект.

Одной

из

особенностей

работы

над

проектом

является

самооценивание

хода

и

результата работы.

Проектная

форма

сотрудничества

предполагает

совокупность

способов,

направленных

не

только

на

обмен

информацией

и

действиями,

но

и

на

тонкую

организацию совместной деятельности партнёров.

В

ходе

проектной

деятельности

самым

важным

и

трудным

этапом

является

постановка цели своей работы, осмысления проблемы. Следующий шаг — как это делать.

Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании

проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет

представить

себе

ожидаемый

результат.

Только

продумав

все

эти

вопросы,

можно

приступать к работе.

Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи

педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы

подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с 5 класса.

Кроме

того,

учебный

проект —

прекрасный

способ

проверки

знаний

обучающихся,

поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме

защиты учебного проекта.

Для успешного осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности

обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла;

планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

проведение

исследования

с

обязательным

поэтапным

контролем

и

коррекцией

результатов работ;

оформление

результатов

учебно-исследовательской

деятельности

как

конечного

продукта;

представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц

для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её

организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская

деятельность может приобретать разные формы. Одна из них, успешно используемая

мною на уроках русского языка в процессе апробации требований ФГОС в 5-7 классах, -

написание сочинений на заданную (часто проблемную) тему и оформление работы в виде

книги

с

иллюстрациями.

На

внеурочных

занятиях

выполняются

проекты

о

словах,

словарях, на уроках по литературе – отзыв о произведении, сочинения на тему «О чем

заставило

меня

задуматься

произведение…»,

по

русскому

языку

сочинения

на

лингвистические («Беглые гласные», «Части речи»), морально-этические («Чтобы быть

здоровым…», «Мой режим дня», «Что значит любить Родину») темы. Следует помнить о

том, что главная задача любого учителя-предметника – положительно воздействовать на

личностные

качества

ученика.

Выполнение

и

публичная

презентация

детских

книг

стимулирует учеников и способствует развитию таких качеств личности, как стремление к

самосовершенствованию, доброта, целеустремленность. В процессе выполнения такого

задания

широко

применяются

межпредметные

связи

(русский

язык

история

литература – изо - биология). В течение учебного года собираются книги по темам, затем

в конце года формируется папка-портфолио на каждого ученика, анализируется развитие

личности, изменение взглядов, подхода к выполнению заданий, форм реализации целей.

Данную работу я вела три года, в копилке собраны детские работы за данный период. По

ним можно отследить учебный и духовный путь каждого ученика.

В 7 классе мы начали создавать проекты в виде презентаций. Так, к открытому

внеурочному

занятию

в

прошлом

году

мы

подготовили

проекты

по

творчеству

М.Ю.Лермонтова. Работу по созданию проектов в виде презентаций мы будем проводить

до конца 11 класса.

В прошлом году мы готовили проект к Всероссийскому конкурсу литературных

вечеров «Литературный венок». Три команды из учеников 6 классов соревновались в

«Парке сказок» поселка Совхоз имени Ленина. Ученики 10 классы были ведущими на

этапах, членами жюри и операторами. В этот проект были вовлечены разные возрастные

категории

учащихся

и

применялся

системно

–деятельностный

подход.

Проект

был

представлен на районный конкурс.

В

этом

году

мы

запустили

проект

«Родословная

моей

семьи».

Вначале

поучаствовали со своими материалами во Всероссийском конкурсе «Моя родословная» и

стали лауреатами. Эти материалы явились итогом многолетней работы семьи.

Индивидуальные

и

групповые

формы

учебной

деятельности

помогают

формированию

уважительного

отношения

к

мнению

одноклассников,

воспитывают

терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные

личностные качества.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники