Автор: Путятина Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ совхоза им. Ленина"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная деятельность на внеурочных занятиях в рамках апробации ФГОС ООО»
Раздел: среднее образование
«Проектная деятельность на внеурочных занятиях
в рамках апробации ФГОС ООО»
Путятина Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность важно помнить, что проект
—
это
форма
организации
совместной
деятельности
учителя
и
обучающихся,
совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной
на
достижение
поставленной
цели —
решение
конкретной
проблемы,
значимой
для
обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект,
представляющий
собой
самостоятельную
работу,
осуществляемую
обучающимся
на
протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой
работы
подросток
—
автор
проекта
—
самостоятельно
или
с
небольшой
помощью
педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть
школьник.
Так,
в
течение
прошлого
учебного
года
к
юбилею
победы
в
Великой
Отечественной войне ученики школы готовили проекты «Дети войны», «Неизвестные
солдаты», «Безымянные герои», «Города-герои», направленные на духовно-нравственное
воспитание
учащихся.
В
мае
была
выпущена
«Книга
памяти».
Таким
образом,
был
осуществлен совместный социально значимый проект.
Одной
из
особенностей
работы
над
проектом
является
самооценивание
хода
и
результата работы.
Проектная
форма
сотрудничества
предполагает
совокупность
способов,
направленных
не
только
на
обмен
информацией
и
действиями,
но
и
на
тонкую
организацию совместной деятельности партнёров.
В
ходе
проектной
деятельности
самым
важным
и
трудным
этапом
является
постановка цели своей работы, осмысления проблемы. Следующий шаг — как это делать.
Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании
проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет
представить
себе
ожидаемый
результат.
Только
продумав
все
эти
вопросы,
можно
приступать к работе.
Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи
педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы
подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с 5 класса.
Кроме
того,
учебный
проект —
прекрасный
способ
проверки
знаний
обучающихся,
поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме
защиты учебного проекта.
Для успешного осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла;
планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
проведение
исследования
с
обязательным
поэтапным
контролем
и
коррекцией
результатов работ;
оформление
результатов
учебно-исследовательской
деятельности
как
конечного
продукта;
представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц
для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её
организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская
деятельность может приобретать разные формы. Одна из них, успешно используемая
мною на уроках русского языка в процессе апробации требований ФГОС в 5-7 классах, -
написание сочинений на заданную (часто проблемную) тему и оформление работы в виде
книги
с
иллюстрациями.
На
внеурочных
занятиях
выполняются
проекты
о
словах,
словарях, на уроках по литературе – отзыв о произведении, сочинения на тему «О чем
заставило
меня
задуматься
произведение…»,
по
русскому
языку
–
сочинения
на
лингвистические («Беглые гласные», «Части речи»), морально-этические («Чтобы быть
здоровым…», «Мой режим дня», «Что значит любить Родину») темы. Следует помнить о
том, что главная задача любого учителя-предметника – положительно воздействовать на
личностные
качества
ученика.
Выполнение
и
публичная
презентация
детских
книг
стимулирует учеников и способствует развитию таких качеств личности, как стремление к
самосовершенствованию, доброта, целеустремленность. В процессе выполнения такого
задания
широко
применяются
межпредметные
связи
(русский
язык
–
история
–
литература – изо - биология). В течение учебного года собираются книги по темам, затем
в конце года формируется папка-портфолио на каждого ученика, анализируется развитие
личности, изменение взглядов, подхода к выполнению заданий, форм реализации целей.
Данную работу я вела три года, в копилке собраны детские работы за данный период. По
ним можно отследить учебный и духовный путь каждого ученика.
В 7 классе мы начали создавать проекты в виде презентаций. Так, к открытому
внеурочному
занятию
в
прошлом
году
мы
подготовили
проекты
по
творчеству
М.Ю.Лермонтова. Работу по созданию проектов в виде презентаций мы будем проводить
до конца 11 класса.
В прошлом году мы готовили проект к Всероссийскому конкурсу литературных
вечеров «Литературный венок». Три команды из учеников 6 классов соревновались в
«Парке сказок» поселка Совхоз имени Ленина. Ученики 10 классы были ведущими на
этапах, членами жюри и операторами. В этот проект были вовлечены разные возрастные
категории
учащихся
и
применялся
системно
–деятельностный
подход.
Проект
был
представлен на районный конкурс.
В
этом
году
мы
запустили
проект
«Родословная
моей
семьи».
Вначале
поучаствовали со своими материалами во Всероссийском конкурсе «Моя родословная» и
стали лауреатами. Эти материалы явились итогом многолетней работы семьи.
Индивидуальные
и
групповые
формы
учебной
деятельности
помогают
формированию
уважительного
отношения
к
мнению
одноклассников,
воспитывают
терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные
личностные качества.