Автор: Мелехова Любовь Георгиевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1" города Смоленска
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Аннотация к элективному курсу "Химия в строительстве"
Тема: Внеурочная деятельность по химии на уровне СОО
Раздел: полное образование
Аннотация к элективному курсу «Химия в строительстве» 10а класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса,
избравших
в
условиях
профильного
обучения
химическое
направление.
Элективный
курс
рассчитан
на
учащихся,
проявляющих
интерес
к
профессиям
строительных
специальностей,
которые
востребованы
на
современном рынке труда, познакомит их со спецификой таких профессий,
как инженер-строитель, архитектор, дизайнер. Элективный курс направлен
на
развитие
общекультурной
компетентности
учащихся,
расширение
и
углубление
химических
знаний,
использование
их
в
практической
деятельности,
развитие
познавательной
активности
и
самостоятельности.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В
качестве
ведущих
теоретических
основ
построения
программы
использованы взаимосвязанные между собой системы знаний о веществе и о
химической
реакции,
а
также
концептуальный
подход
к
исследованию
закономерностей
взаимосвязи
состава,
строения
и
свойств
вещества.
Изучение элективного курса предполагает использование различных методов
и
приемов:
лекционно-семинарской
системы
занятий,
конференции,
дискуссии, диспутов, химический эксперимент, деловая игра. Применение
разнообразных
форм
учебно-познавательной
деятельности
позволяет
реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие
практических
работ
предполагает
вариативность
выбора
конкретных
тем
работ
и
форм
их
проведения
с
учетом
материального
обеспечения школы.
На
занятиях
элективного
курса
предполагается
более
детальное
ознакомление обучающихся с техникой и правилами работы с химическими
реактивами,
лабораторным
оборудованием
и
химической
посудой,
как
общего,
так
и
специального
назначения.
Учащиеся
смогут
оценивать
результаты экспериментов, сравнивая их с величинами, соответствующими
требованиями государственного стандарта.
В качестве объектов исследования отобраны известные строительные и
отделочные
материалы,
химическое
строение
которых
анализируется
на
основе знаний школьного курса химии.
Учащийся получает анализируемый материал, исследует его и по итогам
выполненной работы записывает результаты анализа. Сравнивая полученные
результаты с содержанием определяемого показателя в норме, формулируется
вывод о соответствии или несоответствии изучаемой пробы требованиям,
предъявляемым к данному материалу. При этом обучающиеся могут усвоить,
что
строительные
материалы
могут
оказывать
положительное
и
отрицательное воздействие на организм человека и окружающую среду.
Требования к предметным результатам обучения:
1) сформированность
представлений
о
месте
химии
в
строительстве
в
современной
научной
картине
мира,
о
профессиях
строительных
специальностей;
понимание
роли
химии
в
формировании
кругозора
и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими в рамках элективного курса
«Химия
в
строительстве»:
понятиями,
терминами
и
закономерностями;
уверенное
пользование
химической
терминологией
в
рамках
химии
в
строительстве;
3) владение
основными
методами
научного
познания,
используемыми
в
химии: наблюдение, описание, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность
применять методы познания при решении практических задач; сопоставлять
и
интерпретировать
полученные
результаты
опытов;
понимание
необходимости
тщательного
и
точного
выполнения
химических
лабораторных
методов
исследования
для
правильной
оценки
качества
строительного материала.
4) владение
правилами
техники
безопасности
при
использовании
химических
веществ
с
учетом
специфики
работы
со
строительными
материалами в химической лаборатории; владение элементарные сведения об
их классификации, строении и свойствах; их положительное и отрицательное
воздействие на человека и окружающую среду;
6) сформированность
собственной
позиции
по
отношению
к химической
информации,
получаемой
из
разных
источников
в
рамках
изучения
элективного курса «Химия в строительстве».
В результате изучения элективного курса «Химия в строительстве» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
–
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной
научной картины мира и в практической деятельности человека(в области
строительства);
–
демонстрировать
на
примерах
взаимосвязь
между
химией
и
строительными дисциплинами;
–
характеризовать
неорганические
и
органические
веще ства,
строительные смеси, используемые в строительстве, по составу, строению,
свойствам и спецификой применения;
–
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные
свойства,
используемых
в
строительстве
неорганических
и
органических
веществ, смесей с целью объяснения области применения;
–
прогнозировать
возможность
протекания
химических
реакций
на
основе знаний о свойствах веществ и их реакционной способности;
–
использовать
знания
о
составе,
строении
и
химических
свойствах
веществ, строительных смесей для безопасного применения в практической
деятельности;
–
приводить
примеры
практического
использования
строительных
материалов
на
строительных
объектах
Смоленской
области
и
города
Смоленска;
–
проводить опыты по распознаванию неорганических и органических
веществ в составе строительных смесей и материалов;
–
владеть
правилами
и
приемами
безопасной
работы
с
химическими
веществами и лабораторным оборудованием;
–
приводить
примеры
окислительно-восстановительных
и
ионных
реакций в строительстве;
–
владеть
правилами
безопасного
обращения
с
едкими,
горючими
и
токсичными веществами, строительными материалами;
–
осуществлять
поиск
химической
информации
по
названиям,
идентификаторам,
структурным
формулам
веществ,
входящих
в
состав
строительных смесей и строительных материалов;
–
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся
в
сообщениях
средств
массовой
информации,
ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной
корректности
в
целях
выявления
ошибочных
суждений
и
формирования
собственной позиции.
Выпускник получит возможность научиться:
1.
Использовать методы научного познания при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств неорганических,
органических веществ, смесей, используемых в строительстве;
2.
Создавать и защищать проекты с применением современных
цифровых образовательных ресурсов
3.
Оценивать влияния химического загрязнения окружающей среды,
вызванного использованием строительных материалов, влияние их на
организм человека и другие живые организмы,
4.
Устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием
при
анализе
проблемных
ситуаций
и
обосновании
принимаемых решений на основе химических знаний.
Содержание
Введение (1 ч.)
Ознакомление учащихся с программой и формами занятий. Рассмотрение
особенностей
строительных
и
отделочных
материалов,
сферы
их
применения, история появления. Инструктаж учащихся по правилам техники
безопасности при работе в кабинете на занятиях курса.
Демонстрация: Коллекция образцов строительных и отделочных материалов.
Тема 1. Природные материалы (дерево, мрамор, гранит), (2 ч).
Знакомство
с
разными
видами
древесины,
мрамора
и
гранита.
Их
месторождения в регионе. Физические и химические свойства природных
материалов, исследование их образцов.
Демонстрация: Коллекция природных материалов. Видеофильмы, буклеты,
слайд-экскурсия.
Практическая работа №1 «Исследование свойств мрамора».
Тема 2. Нерудное минеральное сырье (керамика, стекло, гипс), (7 ч).
Строительные материалы на основе керамики, стекла и гипса. Зависимость
свойств
материала
от
особенностей
химического
строения
и
состава
вещества.
История
возникновения
керамики.
Сырье
для
производства
керамики.
Основы
производства
керамики.
Классификация
керамических
изделий по назначению. Общие сведения: история возникновения стекла, его
физические
свойства:
плотность,
оптические
свойства,
химическая
стойкость, хрупкость. Получение стекла на основе природного и вторичного
сырья (сравнительная характеристика). Классификация изделий из стекла по
назначению. Классификация вяжущих веществ. Сырье для их производства.
Неорганические вяжущие вещества: известь, цемент, гипсовые и др. Краткая
характеристика свойств, получения, применения. Работа над мини-проектом.
Демонстрация:
Схемы
по
производству,
классификации
керамических
изделий. Схемы и таблицы по производству стекла и его состава. Образцы
изделий из керамики и стекла. Слайд - презентации «Удивительный мир
стекла». Коллекция оксидов и других химических соединений, выступающих
сырьем в производстве стекла. Презентации учащихся.
Практическая работа №2 «Определение ионов металлов в образцах глины».
Практическая работа №3 «Получение легкоплавких и матовых стекол».
Экскурсия в профессиональное училище для ознакомления со спецификой
строительных специальностей.
Тема 3. Органические (полимеры, лакокрасочные материалы), (6 ч).
Строение полимеров, входящих в состав линолеума, ламината, виниловых
обоев,
пластика.
Основные
понятия,
классификация.
Кристаллические
и
аморфные
области
в
полимере.
Три
физических
состояния
аморфных
полимеров
(стеклообразное,
высокоэластичное
и
вязкотекучее).
Органические
вяжущие
вещества:
битумы,
синтетические
полимеры
и
олигомеры. Реакции, лежащие в основе получения полимеров. Механические
и
химические
свойства
полимеров,
их
сравнительная
характеристика.
Пигменты, или «цветная химии» красок.
Демонстрация: Коллекция пластмасс и полимеров. Коллекция оксидов и
солей, использующихся в качестве пигментов.
Практическая
работа
№4
«Распознавание
пластмасс,
используемых
в
современном строительстве».
Практическая работа №5 «Хроматические пигменты».
Конференция «Положительное и отрицательное воздействие строительных
материалов на человека и окружающую среду». Приглашение специалистов.
Тема 4: Строительные материалы (11ч)
Фундамент дома. Строительные материалы. Строительные материалы стен
дома. Кирпич. Виды кирпича. Красный глиняный и силикатный кирпич.
Строительные материалы кровли.
Коррозия. Внутренняя отделка дома. Строительные растворы. Гипсокартон.
Гипс.
Древесина- уникальный строительный материал. Стекольные строительные
материалы.
Практическая работа №6 «Свойства кирпича».
Практическая работа №7 «Коррозия металлов и сплавов».
Практическая работа №8 «Создание гипсовых форм».
Тема 5: Благоустройство строительных объектов (6ч)
Малые
архитектурные
формы.
Благоустройство
территории
вокруг
дома.
Стальные конструкции. Использование природных минералов в архитектуре
городов. Мое представление о городе будущего.
Экскурсия.
Заключительное занятие (2 ч).
Промежуточная аттестация. Защита проектов «Дом моей мечты».