Напоминание

Внеурочная деятельность по химии на уровне СОО


Автор: Мелехова Любовь Георгиевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 1" города Смоленска
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Аннотация к элективному курсу "Химия в строительстве"
Тема: Внеурочная деятельность по химии на уровне СОО
Раздел: полное образование





Назад




Аннотация к элективному курсу «Химия в строительстве» 10а класс

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса,

избравших

в

условиях

профильного

обучения

химическое

направление.

Элективный

курс

рассчитан

на

учащихся,

проявляющих

интерес

к

профессиям

строительных

специальностей,

которые

востребованы

на

современном рынке труда, познакомит их со спецификой таких профессий,

как инженер-строитель, архитектор, дизайнер. Элективный курс направлен

на

развитие

общекультурной

компетентности

учащихся,

расширение

и

углубление

химических

знаний,

использование

их

в

практической

деятельности,

развитие

познавательной

активности

и

самостоятельности.

Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В

качестве

ведущих

теоретических

основ

построения

программы

использованы взаимосвязанные между собой системы знаний о веществе и о

химической

реакции,

а

также

концептуальный

подход

к

исследованию

закономерностей

взаимосвязи

состава,

строения

и

свойств

вещества.

Изучение элективного курса предполагает использование различных методов

и

приемов:

лекционно-семинарской

системы

занятий,

конференции,

дискуссии, диспутов, химический эксперимент, деловая игра. Применение

разнообразных

форм

учебно-познавательной

деятельности

позволяет

реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие

практических

работ

предполагает

вариативность

выбора

конкретных

тем

работ

и

форм

их

проведения

с

учетом

материального

обеспечения школы.

На

занятиях

элективного

курса

предполагается

более

детальное

ознакомление обучающихся с техникой и правилами работы с химическими

реактивами,

лабораторным

оборудованием

и

химической

посудой,

как

общего,

так

и

специального

назначения.

Учащиеся

смогут

оценивать

результаты экспериментов, сравнивая их с величинами, соответствующими

требованиями государственного стандарта.

В качестве объектов исследования отобраны известные строительные и

отделочные

материалы,

химическое

строение

которых

анализируется

на

основе знаний школьного курса химии.

Учащийся получает анализируемый материал, исследует его и по итогам

выполненной работы записывает результаты анализа. Сравнивая полученные

результаты с содержанием определяемого показателя в норме, формулируется

вывод о соответствии или несоответствии изучаемой пробы требованиям,

предъявляемым к данному материалу. При этом обучающиеся могут усвоить,

что

строительные

материалы

могут

оказывать

положительное

и

отрицательное воздействие на организм человека и окружающую среду.

Требования к предметным результатам обучения:

1) сформированность

представлений

о

месте

химии

в

строительстве

в

современной

научной

картине

мира,

о

профессиях

строительных

специальностей;

понимание

роли

химии

в

формировании

кругозора

и

функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими химическими в рамках элективного курса

«Химия

в

строительстве»:

понятиями,

терминами

и

закономерностями;

уверенное

пользование

химической

терминологией

в

рамках

химии

в

строительстве;

3) владение

основными

методами

научного

познания,

используемыми

в

химии: наблюдение, описание, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять

результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность

применять методы познания при решении практических задач; сопоставлять

и

интерпретировать

полученные

результаты

опытов;

понимание

необходимости

тщательного

и

точного

выполнения

химических

лабораторных

методов

исследования

для

правильной

оценки

качества

строительного материала.

4) владение

правилами

техники

безопасности

при

использовании

химических

веществ

с

учетом

специфики

работы

со

строительными

материалами в химической лаборатории; владение элементарные сведения об

их классификации, строении и свойствах; их положительное и отрицательное

воздействие на человека и окружающую среду;

6) сформированность

собственной

позиции

по

отношению

к химической

информации,

получаемой

из

разных

источников

в

рамках

изучения

элективного курса «Химия в строительстве».

В результате изучения элективного курса «Химия в строительстве» на

уровне среднего общего образования:

Выпускник научится:

раскрывать на примерах роль химии в формировании современной

научной картины мира и в практической деятельности человека(в области

строительства);

демонстрировать

на

примерах

взаимосвязь

между

химией

и

строительными дисциплинами;

характеризовать

неорганические

и

органические

веще ства,

строительные смеси, используемые в строительстве, по составу, строению,

свойствам и спецификой применения;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные

свойства,

используемых

в

строительстве

неорганических

и

органических

веществ, смесей с целью объяснения области применения;

прогнозировать

возможность

протекания

химических

реакций

на

основе знаний о свойствах веществ и их реакционной способности;

использовать

знания

о

составе,

строении

и

химических

свойствах

веществ, строительных смесей для безопасного применения в практической

деятельности;

приводить

примеры

практического

использования

строительных

материалов

на

строительных

объектах

Смоленской

области

и

города

Смоленска;

проводить опыты по распознаванию неорганических и органических

веществ в составе строительных смесей и материалов;

владеть

правилами

и

приемами

безопасной

работы

с

химическими

веществами и лабораторным оборудованием;

приводить

примеры

окислительно-восстановительных

и

ионных

реакций в строительстве;

владеть

правилами

безопасного

обращения

с

едкими,

горючими

и

токсичными веществами, строительными материалами;

осуществлять

поиск

химической

информации

по

названиям,

идентификаторам,

структурным

формулам

веществ,

входящих

в

состав

строительных смесей и строительных материалов;

критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,

содержащуюся

в

сообщениях

средств

массовой

информации,

ресурсах

Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной

корректности

в

целях

выявления

ошибочных

суждений

и

формирования

собственной позиции.

Выпускник получит возможность научиться:

1.

Использовать методы научного познания при выполнении проектов и

учебно-исследовательских задач по изучению свойств неорганических,

органических веществ, смесей, используемых в строительстве;

2.

Создавать и защищать проекты с применением современных

цифровых образовательных ресурсов

3.

Оценивать влияния химического загрязнения окружающей среды,

вызванного использованием строительных материалов, влияние их на

организм человека и другие живые организмы,

4.

Устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и

следствием

при

анализе

проблемных

ситуаций

и

обосновании

принимаемых решений на основе химических знаний.

Содержание

Введение (1 ч.)

Ознакомление учащихся с программой и формами занятий. Рассмотрение

особенностей

строительных

и

отделочных

материалов,

сферы

их

применения, история появления. Инструктаж учащихся по правилам техники

безопасности при работе в кабинете на занятиях курса.

Демонстрация: Коллекция образцов строительных и отделочных материалов.

Тема 1. Природные материалы (дерево, мрамор, гранит), (2 ч).

Знакомство

с

разными

видами

древесины,

мрамора

и

гранита.

Их

месторождения в регионе. Физические и химические свойства природных

материалов, исследование их образцов.

Демонстрация: Коллекция природных материалов. Видеофильмы, буклеты,

слайд-экскурсия.

Практическая работа №1 «Исследование свойств мрамора».

Тема 2. Нерудное минеральное сырье (керамика, стекло, гипс), (7 ч).

Строительные материалы на основе керамики, стекла и гипса. Зависимость

свойств

материала

от

особенностей

химического

строения

и

состава

вещества.

История

возникновения

керамики.

Сырье

для

производства

керамики.

Основы

производства

керамики.

Классификация

керамических

изделий по назначению. Общие сведения: история возникновения стекла, его

физические

свойства:

плотность,

оптические

свойства,

химическая

стойкость, хрупкость. Получение стекла на основе природного и вторичного

сырья (сравнительная характеристика). Классификация изделий из стекла по

назначению. Классификация вяжущих веществ. Сырье для их производства.

Неорганические вяжущие вещества: известь, цемент, гипсовые и др. Краткая

характеристика свойств, получения, применения. Работа над мини-проектом.

Демонстрация:

Схемы

по

производству,

классификации

керамических

изделий. Схемы и таблицы по производству стекла и его состава. Образцы

изделий из керамики и стекла. Слайд - презентации «Удивительный мир

стекла». Коллекция оксидов и других химических соединений, выступающих

сырьем в производстве стекла. Презентации учащихся.

Практическая работа №2 «Определение ионов металлов в образцах глины».

Практическая работа №3 «Получение легкоплавких и матовых стекол».

Экскурсия в профессиональное училище для ознакомления со спецификой

строительных специальностей.

Тема 3. Органические (полимеры, лакокрасочные материалы), (6 ч).

Строение полимеров, входящих в состав линолеума, ламината, виниловых

обоев,

пластика.

Основные

понятия,

классификация.

Кристаллические

и

аморфные

области

в

полимере.

Три

физических

состояния

аморфных

полимеров

(стеклообразное,

высокоэластичное

и

вязкотекучее).

Органические

вяжущие

вещества:

битумы,

синтетические

полимеры

и

олигомеры. Реакции, лежащие в основе получения полимеров. Механические

и

химические

свойства

полимеров,

их

сравнительная

характеристика.

Пигменты, или «цветная химии» красок.

Демонстрация: Коллекция пластмасс и полимеров. Коллекция оксидов и

солей, использующихся в качестве пигментов.

Практическая

работа

№4

«Распознавание

пластмасс,

используемых

в

современном строительстве».

Практическая работа №5 «Хроматические пигменты».

Конференция «Положительное и отрицательное воздействие строительных

материалов на человека и окружающую среду». Приглашение специалистов.

Тема 4: Строительные материалы (11ч)

Фундамент дома. Строительные материалы. Строительные материалы стен

дома. Кирпич. Виды кирпича. Красный глиняный и силикатный кирпич.

Строительные материалы кровли.

Коррозия. Внутренняя отделка дома. Строительные растворы. Гипсокартон.

Гипс.

Древесина- уникальный строительный материал. Стекольные строительные

материалы.

Практическая работа №6 «Свойства кирпича».

Практическая работа №7 «Коррозия металлов и сплавов».

Практическая работа №8 «Создание гипсовых форм».

Тема 5: Благоустройство строительных объектов (6ч)

Малые

архитектурные

формы.

Благоустройство

территории

вокруг

дома.

Стальные конструкции. Использование природных минералов в архитектуре

городов. Мое представление о городе будущего.

Экскурсия.

Заключительное занятие (2 ч).

Промежуточная аттестация. Защита проектов «Дом моей мечты».



В раздел образования