Автор: Виниченко Анастасия Сергеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" Населённый пункт: город Самара Наименование материала: Конспект Тема: "Путешествие черепашки" Раздел: дошкольное образование
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи
Задачи:
1.Развивать лексический строй речи (обогащение, активизация и уточнение словаря по
теме «Морские обитатели»)
2. Учить образовывать существительные мн.ч; практическое усвоение категории
родительного падежа ед.ч. существительных; образовывать уменьшительно- ласкательную
форму существительных с помощью суффиксов: - К-, -ЧИК-, -ИК-.
3.Развивать общую и мелкую моторику рук, речевое дыхание и длительность правильного
речевого выдоха, координацию речи с движением; зрительное, слуховое внимание,
восприятие, память;
4.Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, самостоятельность, любовь к живой
природе.
Оборудование: картинки с морскими обитателями, картинки силуэты, дид. игра «Чего
нет?»; дид. пособие «Осьминожки» (для мелкой моторики); дид. игра « Один-много»
Ход занятия
I.Организационный момент:
-Ребята, давайте вспомним где живут рыбы? (в воде, в море, в реке.). Кто еще в море
живет? Мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие. Давайте отгадаем загадку
и узнаем, кто нам поможет совершить путешествие.
Загадка о черепашке:
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)!
II.Основная часть:
1.-Ребята, а чем дышат рыбы в воде? (жабрами). Для того чтобы погрузиться в воду мы
потренируемся правильно дышать.
Упражнение для дыхания . Медленно набираем воздух через нос, щеки не надуваем,
вытягиваем губы трубочкой и выдыхаем.
2. Вот мы и погрузились в море.
- Ребята! У нашей черепашки случилась беда. Ее друзей заколдовала морская ведьма, она
их превратила в тени. Давайте поможем им вернуть свой внешний вид.
Нас встречает друг черепашки. Давайте отгадаем «чья это тень?» - тень дельфина
Игра «Назови и покажи» - закрепить названия морских обитателей.
-Кто это? (краб, дельфин, акула, черепашка, осьминог, медуза) - развитие активного
словаря
- А теперь покажите дельфина, акулу, и т.д –развитие пассивного словаря. Справились мы
с этим заданием и наш дельфин превратился в прежнего.
3. А вот еще один друг черепашки «чья это тень?» - тень медузы
Давайте с ней поиграем в игру « Один-много»- образование мн.ч существительных.
Краб – крабы
Акула-акулы
Дельфин-дельфины
Осьминог – осьминоги
Медуза-медузы;
Вот и медуза приобрела свой внешний вид.
4. -Ребята! А чья это тень? – тень акулы
Акула - это гроза морей. Ее боятся все обитатели, но она тоже попала в беду. Давайте мы и
ей поможем. А чтобы ей помочь мы должны выполнить следующее задание:
Игра «Чего нет?» - практическое усвоение категории родительного падежа ед.ч.
существительных;
У акулы нет чего?- у акулы нет плавника
У черепахи нет чего? – у черепахи нет головы
У краба нет чего? – у краба нет клешни
У кита нет чего? – у кита нет хвоста
У дельфина нет чего? – у дельфина нет плавника
5. - Ребята вы наверное устали, давайте отдохнём
физкультминутка
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(дети, вытянув вперед руки с сомкнутыми ладонями, покачиваются, имитируя движения
рыбки)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(приседают и ловят рыбку руками)
Рыбка спинку изогнула,
(выгибание спины )
Крошку хлебную взяла,
(наклоны вниз)
Рыбка хвостиком махнула,
(наклоны влево, вправо )
Рыбка быстро уплыла.
(покачиваются из стороны в сторону)
6. А теперь продолжим свое путешествие. Давайте посмотрим «чья это тень спряталась?»
– тень краба
Давайте поможем крабу назвать ласково обитателей моря.
Игра «Назови ласково»
Рыба- рыбка
Дельфин – дельфинчик
Черепаха – черепашка
Осьминог – осьминожка
Краб – крабик
Вот и краб приобрел свой внешний вид
7. Посмотрите вы узнали кто это? – осьминог. Его осьминожки потеряли сапожки.
Давайте поможем обуть осьминожка.
Игра «Помоги осьминогу» - развитие мелкой моторики.
Посмотрите мы помогли всем друзьям черепашки приобрести внешний вид. Морские
обитатели очень нам благодарны. Они сделали нам подарок.
А нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте наберем воздух через нос и выдохнем через рот. Вот мы и вернулись.
III. Итог занятия
-Где мы с вами были?
-О каких морских обитателей моря вы узнали?
- Давайте вспомним как можно ласково назвать краба