Авторы: Мишанина Татьяна Станиславовна, Сливчикова Ильсия Зайнутдиновна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада", д⁄с № 207 "Эдельвейс"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская обл
Наименование материала: статья
Тема: Применение портфолио дошкольника в рамках реализации и апробации программы «Вдохновение»
Раздел: дошкольное образование
Применение портфолио дошкольника в рамках реализации и
апробации программы «Вдохновение»
Портфолио – один из лучших
педагогических инструментов, который
позволяет составить комплексное
представление о личности ребенка,
его индивидуальных особенностях
и динамике развития
Применение портфолио – это особая методика, направленная на осознание
детьми собственных успехов в целях стремления их к дальнейшему развитию.
Главная идея этой методики – раскрыть перед ребенком его способности и вселить
в него уверенность в своих силах.
Портфолио
дошкольника
представляет
собой
папку
с
разнообразными
материалами,
характеризующими
индивидуальные
особенности
ребенка,
раскрывающими
его
способности
и
подтверждающими
приобретение
определенных умений. Собранные и красиво оформленные детские портфолио –
это важный элемент педагогической деятельности и интересный материал для
родителей, позволяющий привлечь их внимание к совместной работе со своим
ребенком,
увлекательный
сборник
для
самих
детей,
который
дарит
им
возможность многое узнать о себе.
Педагогическую основу работы с портфолио составляют наблюдения за
развитием
ребенка,
а
результаты
этих
наблюдений
фиксируются
в
процессе
совместной деятельности ребенка и взрослого.
В
портфолио
собираются
материалы,
фиксирующие
различные
аспекты
развития ребенка – от изменения представлений его о самом себе до результатов
развития его творческих способностей.
Работа с портфолио – это работа с документами, демонстрирующими этапы
развития ребенка. В основу составления портфолио ложатся целевые ориентиры в
развитии, поэтому выбор материалов должен определяться исходя из целевых
установок
по
освоению
детьми
важнейших
компетенций.
Их
достижение
и
должно прежде всего становиться объектом фиксации.
Главные правила работы с портфолио
Правило 1.
Для каждого ребенка портфолио
ведется систематически.
Систематическая работа с портфолио позволяет взрослому фиксировать и
анализировать особенности индивидуального развития ребенка и своевременно
реагировать на все изменения.
Правило 2.
Главная тема документации портфолио – навыки,
которыми овладел ребенок.
Грамотное
портфолио
фиксирует
овладение
значимыми
для
ребенка
навыками на разных этапах его развития. Для этого необходимо выявлять и
фиксировать в портфолио основные навыки, которые заложены в больших или
маленьких достижениях ребенка.
Правило 3.
Портфолио демонстрирует исключительно успехи
ребенка и никогда не фиксирует неудачи.
В портфолио собираются только позитивные факты, поскольку методика
применения портфолио нацелена на стимулирование активности ребенка в его
собственном развитии.
Правило 4.
Документы портфолио создаются всеми
участниками педагогического процесса друг для друга.
Эффективная
работа
с
портфолио
возможна
только
при
условии,
что
созданные
документы
являются
основой
для
обмена
мнениями
между
всеми
взрослыми, работающими с ребенком и заинтересованными в его гармоничном
развитии.
В работе над портфолио важно:
учитывать
индивидуальные
темпы
и
способы
освоения
детьми
различных компетенций;
использовать в записях только форму первого лица: «Я могу…», «Я
люблю…», «Я научился…», так как портфолио – это дневник самого
ребенка, а не отчет о том, что ребенок любит или чему он научился;
писать
объективно,
четко
и
понятно,
без
употребления
специальных
терминов;
не приписывать ребенку каких-либо мыслей, чувств и намерений, если
они очевидно не проявляются;
не писать заметки т лица ребенка до тех пор, пока он сам не сможет их
предложить или продиктовать;
там, где это возможно и имеет смысл, вклеивать не одну, а несколько
фотографий, отражающих моменты повседневной деятельности детей:
иногда изображения могут рассказать больше, чем слова. Необходимо
сопровождать
фотографии
небольшим
комментарием,
чтобы
потом
вспомнить, какой именно навык ребенок на них демонстрирует;
заполнять
портфолио
вместе
с
ребенком.
Он
обязательно
должен
принимать
участие
в
этом:
рисовать,
вклеивать
фотографии,
делать
простые записи, диктовать воспитателю заметки и комментарии. Работа
над
портфолио
способствует
развитию
самостоятельности
и
чувства
ответственности
ребенка,
позволяет
ему
продемонстрировать
свои
умения;
вкладывать в портфолио материалы, подготовленные и в детском саду, и
дома.
Состав
портфолио
ребенка
не
должно
ограничиваться
только
представленными
страницами.
Можно
дополнять
его
другими
важными
документами,
а
также
работами
ребенка,
фотографиями,
записями
своих
наблюдений
и
иными
материалами.
Важно,
чтобы
стремление
наполнить
портфолио было направлено на достижение главной цели – продемонстрировать
умения ребенка, динамику его развития в направлении целевых ориентиров по
формированию важнейших компетенций.