Напоминание

Применение портфолио дошкольника в рамках реализации и апробации программы «Вдохновение»


Авторы: Мишанина Татьяна Станиславовна, Сливчикова Ильсия Зайнутдиновна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада", д⁄с № 207 "Эдельвейс"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская обл
Наименование материала: статья
Тема: Применение портфолио дошкольника в рамках реализации и апробации программы «Вдохновение»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение портфолио дошкольника в рамках реализации и

апробации программы «Вдохновение»

Портфолио – один из лучших

педагогических инструментов, который

позволяет составить комплексное

представление о личности ребенка,

его индивидуальных особенностях

и динамике развития

Применение портфолио – это особая методика, направленная на осознание

детьми собственных успехов в целях стремления их к дальнейшему развитию.

Главная идея этой методики – раскрыть перед ребенком его способности и вселить

в него уверенность в своих силах.

Портфолио

дошкольника

представляет

собой

папку

с

разнообразными

материалами,

характеризующими

индивидуальные

особенности

ребенка,

раскрывающими

его

способности

и

подтверждающими

приобретение

определенных умений. Собранные и красиво оформленные детские портфолио –

это важный элемент педагогической деятельности и интересный материал для

родителей, позволяющий привлечь их внимание к совместной работе со своим

ребенком,

увлекательный

сборник

для

самих

детей,

который

дарит

им

возможность многое узнать о себе.

Педагогическую основу работы с портфолио составляют наблюдения за

развитием

ребенка,

а

результаты

этих

наблюдений

фиксируются

в

процессе

совместной деятельности ребенка и взрослого.

В

портфолио

собираются

материалы,

фиксирующие

различные

аспекты

развития ребенка – от изменения представлений его о самом себе до результатов

развития его творческих способностей.

Работа с портфолио – это работа с документами, демонстрирующими этапы

развития ребенка. В основу составления портфолио ложатся целевые ориентиры в

развитии, поэтому выбор материалов должен определяться исходя из целевых

установок

по

освоению

детьми

важнейших

компетенций.

Их

достижение

и

должно прежде всего становиться объектом фиксации.

Главные правила работы с портфолио

Правило 1.

Для каждого ребенка портфолио

ведется систематически.

Систематическая работа с портфолио позволяет взрослому фиксировать и

анализировать особенности индивидуального развития ребенка и своевременно

реагировать на все изменения.

Правило 2.

Главная тема документации портфолио – навыки,

которыми овладел ребенок.

Грамотное

портфолио

фиксирует

овладение

значимыми

для

ребенка

навыками на разных этапах его развития. Для этого необходимо выявлять и

фиксировать в портфолио основные навыки, которые заложены в больших или

маленьких достижениях ребенка.

Правило 3.

Портфолио демонстрирует исключительно успехи

ребенка и никогда не фиксирует неудачи.

В портфолио собираются только позитивные факты, поскольку методика

применения портфолио нацелена на стимулирование активности ребенка в его

собственном развитии.

Правило 4.

Документы портфолио создаются всеми

участниками педагогического процесса друг для друга.

Эффективная

работа

с

портфолио

возможна

только

при

условии,

что

созданные

документы

являются

основой

для

обмена

мнениями

между

всеми

взрослыми, работающими с ребенком и заинтересованными в его гармоничном

развитии.

В работе над портфолио важно:

учитывать

индивидуальные

темпы

и

способы

освоения

детьми

различных компетенций;

использовать в записях только форму первого лица: «Я могу…», «Я

люблю…», «Я научился…», так как портфолио – это дневник самого

ребенка, а не отчет о том, что ребенок любит или чему он научился;

писать

объективно,

четко

и

понятно,

без

употребления

специальных

терминов;

не приписывать ребенку каких-либо мыслей, чувств и намерений, если

они очевидно не проявляются;

не писать заметки т лица ребенка до тех пор, пока он сам не сможет их

предложить или продиктовать;

там, где это возможно и имеет смысл, вклеивать не одну, а несколько

фотографий, отражающих моменты повседневной деятельности детей:

иногда изображения могут рассказать больше, чем слова. Необходимо

сопровождать

фотографии

небольшим

комментарием,

чтобы

потом

вспомнить, какой именно навык ребенок на них демонстрирует;

заполнять

портфолио

вместе

с

ребенком.

Он

обязательно

должен

принимать

участие

в

этом:

рисовать,

вклеивать

фотографии,

делать

простые записи, диктовать воспитателю заметки и комментарии. Работа

над

портфолио

способствует

развитию

самостоятельности

и

чувства

ответственности

ребенка,

позволяет

ему

продемонстрировать

свои

умения;

вкладывать в портфолио материалы, подготовленные и в детском саду, и

дома.

Состав

портфолио

ребенка

не

должно

ограничиваться

только

представленными

страницами.

Можно

дополнять

его

другими

важными

документами,

а

также

работами

ребенка,

фотографиями,

записями

своих

наблюдений

и

иными

материалами.

Важно,

чтобы

стремление

наполнить

портфолио было направлено на достижение главной цели – продемонстрировать

умения ребенка, динамику его развития в направлении целевых ориентиров по

формированию важнейших компетенций.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники