Автор: Павлова Вера Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Уютненская средняя школа–гимназия"
Населённый пункт: с. Уютное Сакского района Республики Крым
Наименование материала: Урок литературы в 10 классе
Тема: "Истоки бунта Раскольникова, символика снов в романе "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 10 классе по теме «Истоки бунта Раскольникова, символика снов
в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского» составила Павлова Вера
Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия»
Сакского района Республики Крым.
Тема. Истоки бунта Раскольникова, символика снов.
Цели:
- совершенствование навыка анализа эпизода художественного произведения;
- определение роли снов в раскрытии идейного замысла романа;
- развитие умения обобщать материал и делать выводы;
-
воспитание
правильных
нравственных
ориентиров,
понимания
того,
что
главное
в
человеке – душа, нравственность, моральные качества его личности.
Основное содержание работы.
I.
Организационный момент.
II.
Мотивация учащихся к работе над романом.
Слово учителя. Чтобы разобраться в истоках бунта Р.Раскольникова против
преступного мира и какую роль играют сны, давайте вспомним ещё раз, что
преступление (антигуманное в своей сущности) совершается гуманным человеком. И
первая причина – социальная действительность.
III.
Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам.
- Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские
дни? (Ответы учащихся).
- В какой форме передаётся мысль об унижении и бесправии петербургского люда,
ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе? (Ответы
учащихся).
- Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге? (Ответы
учащихся).
- Как влияет окружающая среда на главного героя? (Давит).
- Есть ли куда пойти Раскольникову? (Ответы учащихся).
- Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон
Раскольникова? (Ответы учащихся).
Слово учителя. В Петербурге, изображённом в романе Достоевского, жизнь
приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным
видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольников очнулся от
забытья и услышал «страшные, отчаянные вопли с улицы» («из распивочных пьяные
выходят». Это – реальность. Но столь же реально рисуется и его бред: «Он очнулся в
полные сумерки от ужасного крику…». Раскольникову в бреду чудится безобразная
сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.
Реальность и бред, явь и кошмары – всё сплелось в Петербурге, который
Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших».
В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощён
протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально
устроенного современного ему общества
А бунт Раскольникова выливается в преступление, чтоб искоренить
господствующее зло.
Помните сцену: «склонившись над водою», смотрит Раскольников на
«последний розовый отблеск заката». Вдруг он вздрогнул, поражённый «одним диким
и безобразным видением». Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная
женщина бросилась с моста в воду.
Какой страшной изображена действительность, где пьянство, блуд, разврат и
безысходность. Но это в безобразном Петербурге. А там, за городом, Раскольников вновь
бессознательно включается в жизнь, типичную для бедного студента. «Раз он
остановился и пересчитал деньги: оказалось около 30-ти копеек. «20 - городовому,
три - Настасье за письмо, - значит Мармеладовым дал вчера копеек 47 али 50», -
подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из
кармана». Вновь открывается парадокс как следствие «расколотой» души героя:
«решимость на такое дело» должна исключать подобные пустяки. Но убежать от
«пустяков» не удаётся, как не удаётся убежать от самого себя, от сложностей своей
собственной души. Нелогичные с точки зрения Раскольникова-теоретика, эти «пустяки»
обнажают существо живой, не порабощённой теорией натуры героя. Обыкновенная жизнь,
неистребимая в Раскольникове, тянет в прохладу островов, дразнит цветами и сочной
зеленью трав. «Особенно (!) занимали его цветы: он на них всегда дольше смотрел».
Здесь, на островах, видит герой мучительный сон об избиении лошади сильными,
большими мужиками в красных рубахах. Это сон, но какой он живой, словно наяву.
IV.
Работа по теме урока.
Ученик зачитывает или пересказывает I сон Раскольникова. (Ч. I, гл. 5, стр. 75 -
78).
- Что же означает этот сон? (Ответы учащихся).
Ответ: Здесь же, очнувшись от этого сна, он в последний раз перед преступлением
на миг освободился от «трихины» теории. Именно после сна он почувствовал, что
гора с него свалилась, что убить старуху – это проклятая мечта, всего лишь мечта.
Но сон – это и пророчество, и предопределение тех трагических событий,
которые следуют: убийство топором, обвинение Миколки в убийстве, признание
Миколкою убийства, кровь, в которой будет запачкан Раскольников и т. д.
- Почему Раскольников, освободившийся от власти идеи, пошёл на Сенную
площадь и встретил там Лизавету? (Ответы учащихся).
Ученик зачитывает эпизод встречи. (Ч. I, гл. 5, стр. 80 - 81).
Ответ: Раскольников видит в этом что-то роковое и необъяснимое. Автор же
думает совсем другое: «Раскольников преимущественно любил эти места …когда
выходил без цели на улицу». Одним замечанием «без цели» - Достоевский оттеняет и
объясняет авторскую позицию, в которой «роковые случайности», каким подвержен
герой, получает художественную мотивировку. Раскольникову вернулось ясное зрение,
вкус к жизни, столь скудно отмеренный людям такого склада. Его впечатления
остры и радостны, он во все разговоры вслушивается, ко всему жадно
присматривается. Вот почему в описании прогулки по Сенной встречается столько
всяких подробностей, в том числе и нероковым образом, подвернувшаяся Лизавета,
которую при других обстоятельствах герой, пожалуй, просто не заметил бы.
- Почему же всё-таки Раскольникову не удаётся освободиться от своей идеи?
(Ответы учащихся).
Ответ: Герой идёт на преступление, потеряв всякий котроль над собой, он как
«орудие, действующее в руках чужой воли». Идея, вытесненная из сознания, сохраняет
власть над подсознанием раскольниковской души. Он не человек, а автомат.
Вывод: итак, образ тощей клячонки – символ безграничного страдания, сон –
предсказание Раскольникова, страдает и наш герой.
- Обратимся ко II сну Раскольникова. Что приснилось герою романа?
Ученик зачитывает или пересказывает II сон Раскольникова. (Ч. III, гл. 6, стр.
246 - 248).
Слово учителя. Образ смеющейся старухи в сне Раскольникова созвучен пушкинскому
образу подмигивающей Германну графини. Сон Раскольникова в известной мере
близок и сну героя «Последнего приговорённого к смерти» В.Гюго.
Ответ: Во II сне мы видим, что звучит предупреждение, что о преступлении,
совершённом Раскольниковым, узнают все, иначе быть не может: либо он расскажет,
либо будет раскрыто, иначе можно сойти с ума. Раскольников делает выбор рассказать
о содеянном.
V.
Итог урока.
- Какова же роль снов Раскольникова в раскрытии идейного замысла произведения?
- Ребята, понравилось ли вам работать на сегодняшнем занятии?
- Выскажите своё мнение:
- Что было интересно сегодня?
- Что показалось скучным?
- Помогла ли вам сегодняшняя работа лучше понять главного героя?
VI. Домашнее задание. Прочитать III сон Раскольникова и раскрыть его смысл.
Составить схему теории «разрешения крови по совести».