Напоминание

"Истоки бунта Раскольникова, символика снов в романе "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского"


Автор: Павлова Вера Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Уютненская средняя школа–гимназия"
Населённый пункт: с. Уютное Сакского района Республики Крым
Наименование материала: Урок литературы в 10 классе
Тема: "Истоки бунта Раскольникова, символика снов в романе "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 10 классе по теме «Истоки бунта Раскольникова, символика снов

в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского» составила Павлова Вера

Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия»

Сакского района Республики Крым.

Тема. Истоки бунта Раскольникова, символика снов.

Цели:

- совершенствование навыка анализа эпизода художественного произведения;

- определение роли снов в раскрытии идейного замысла романа;

- развитие умения обобщать материал и делать выводы;

-

воспитание

правильных

нравственных

ориентиров,

понимания

того,

что

главное

в

человеке – душа, нравственность, моральные качества его личности.

Основное содержание работы.

I.

Организационный момент.

II.

Мотивация учащихся к работе над романом.

Слово учителя. Чтобы разобраться в истоках бунта Р.Раскольникова против

преступного мира и какую роль играют сны, давайте вспомним ещё раз, что

преступление (антигуманное в своей сущности) совершается гуманным человеком. И

первая причина – социальная действительность.

III.

Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам.

- Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июньские

дни? (Ответы учащихся).

- В какой форме передаётся мысль об унижении и бесправии петербургского люда,

ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в романе? (Ответы

учащихся).

- Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге? (Ответы

учащихся).

- Как влияет окружающая среда на главного героя? (Давит).

- Есть ли куда пойти Раскольникову? (Ответы учащихся).

- Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон

Раскольникова? (Ответы учащихся).

Слово учителя. В Петербурге, изображённом в романе Достоевского, жизнь

приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным

видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольников очнулся от

забытья и услышал «страшные, отчаянные вопли с улицы» («из распивочных пьяные

выходят». Это – реальность. Но столь же реально рисуется и его бред: «Он очнулся в

полные сумерки от ужасного крику…». Раскольникову в бреду чудится безобразная

сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.

Реальность и бред, явь и кошмары – всё сплелось в Петербурге, который

Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших».

В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощён

протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально

устроенного современного ему общества

А бунт Раскольникова выливается в преступление, чтоб искоренить

господствующее зло.

Помните сцену: «склонившись над водою», смотрит Раскольников на

«последний розовый отблеск заката». Вдруг он вздрогнул, поражённый «одним диким

и безобразным видением». Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная

женщина бросилась с моста в воду.

Какой страшной изображена действительность, где пьянство, блуд, разврат и

безысходность. Но это в безобразном Петербурге. А там, за городом, Раскольников вновь

бессознательно включается в жизнь, типичную для бедного студента. «Раз он

остановился и пересчитал деньги: оказалось около 30-ти копеек. «20 - городовому,

три - Настасье за письмо, - значит Мармеладовым дал вчера копеек 47 али 50», -

подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из

кармана». Вновь открывается парадокс как следствие «расколотой» души героя:

«решимость на такое дело» должна исключать подобные пустяки. Но убежать от

«пустяков» не удаётся, как не удаётся убежать от самого себя, от сложностей своей

собственной души. Нелогичные с точки зрения Раскольникова-теоретика, эти «пустяки»

обнажают существо живой, не порабощённой теорией натуры героя. Обыкновенная жизнь,

неистребимая в Раскольникове, тянет в прохладу островов, дразнит цветами и сочной

зеленью трав. «Особенно (!) занимали его цветы: он на них всегда дольше смотрел».

Здесь, на островах, видит герой мучительный сон об избиении лошади сильными,

большими мужиками в красных рубахах. Это сон, но какой он живой, словно наяву.

IV.

Работа по теме урока.

Ученик зачитывает или пересказывает I сон Раскольникова. (Ч. I, гл. 5, стр. 75 -

78).

- Что же означает этот сон? (Ответы учащихся).

Ответ: Здесь же, очнувшись от этого сна, он в последний раз перед преступлением

на миг освободился от «трихины» теории. Именно после сна он почувствовал, что

гора с него свалилась, что убить старуху – это проклятая мечта, всего лишь мечта.

Но сон это и пророчество, и предопределение тех трагических событий,

которые следуют: убийство топором, обвинение Миколки в убийстве, признание

Миколкою убийства, кровь, в которой будет запачкан Раскольников и т. д.

- Почему Раскольников, освободившийся от власти идеи, пошёл на Сенную

площадь и встретил там Лизавету? (Ответы учащихся).

Ученик зачитывает эпизод встречи. (Ч. I, гл. 5, стр. 80 - 81).

Ответ: Раскольников видит в этом что-то роковое и необъяснимое. Автор же

думает совсем другое: «Раскольников преимущественно любил эти места …когда

выходил без цели на улицу». Одним замечанием «без цели» - Достоевский оттеняет и

объясняет авторскую позицию, в которой «роковые случайности», каким подвержен

герой, получает художественную мотивировку. Раскольникову вернулось ясное зрение,

вкус к жизни, столь скудно отмеренный людям такого склада. Его впечатления

остры и радостны, он во все разговоры вслушивается, ко всему жадно

присматривается. Вот почему в описании прогулки по Сенной встречается столько

всяких подробностей, в том числе и нероковым образом, подвернувшаяся Лизавета,

которую при других обстоятельствах герой, пожалуй, просто не заметил бы.

- Почему же всё-таки Раскольникову не удаётся освободиться от своей идеи?

(Ответы учащихся).

Ответ: Герой идёт на преступление, потеряв всякий котроль над собой, он как

«орудие, действующее в руках чужой воли». Идея, вытесненная из сознания, сохраняет

власть над подсознанием раскольниковской души. Он не человек, а автомат.

Вывод: итак, образ тощей клячонки – символ безграничного страдания, сон –

предсказание Раскольникова, страдает и наш герой.

- Обратимся ко II сну Раскольникова. Что приснилось герою романа?

Ученик зачитывает или пересказывает II сон Раскольникова. (Ч. III, гл. 6, стр.

246 - 248).

Слово учителя. Образ смеющейся старухи в сне Раскольникова созвучен пушкинскому

образу подмигивающей Германну графини. Сон Раскольникова в известной мере

близок и сну героя «Последнего приговорённого к смерти» В.Гюго.

Ответ: Во II сне мы видим, что звучит предупреждение, что о преступлении,

совершённом Раскольниковым, узнают все, иначе быть не может: либо он расскажет,

либо будет раскрыто, иначе можно сойти с ума. Раскольников делает выбор рассказать

о содеянном.

V.

Итог урока.

- Какова же роль снов Раскольникова в раскрытии идейного замысла произведения?

- Ребята, понравилось ли вам работать на сегодняшнем занятии?

- Выскажите своё мнение:

- Что было интересно сегодня?

- Что показалось скучным?

- Помогла ли вам сегодняшняя работа лучше понять главного героя?

VI. Домашнее задание. Прочитать III сон Раскольникова и раскрыть его смысл.

Составить схему теории «разрешения крови по совести».



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники