Напоминание

"Развитие у глухих учащихся исторических понятий посредствам заданий"


Автор: Ксюпова Александра Галимжановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: КОУ "Адаптивная школа–интернат №19"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие у глухих учащихся исторических понятий посредствам заданий"
Раздел: среднее образование





Назад




А.Г. Ксюпова

учитель истории

Казенное общеобразовательное учреждение «Адаптивная школа-интернат №19»

Россия г.Омск

РАЗВИТИЕ У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

ПОСРЕДСТВАМ ЗАДАНИЙ

Аннотация. В статье выявляется уровень и последующее развитие у

глухих

учеников

исторических

понятий.

Для

этого

была

проведена

экспериментальная работа в три этапа.

Ключевые слова: царь, крестьянин, исторические личности, война.

С целью выявления уровня и последующего развития у глухих учеников

исторических понятий нами был организован и проведен педагогический

эксперимент.

Экспериментальная работа осуществлялась в 2015 – 2016 учебном году,

включая три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

I этап – констатирующий. На данном этапе устанавливался уровень

развития у глухих учащихся исторических понятий (сентябрь, одна неделя).

Задачи констатирующего этапа:

- подобрать диагностические задания для проведения обследования

глухих учащихся на предмет владения ими историческими понятиями;

- провести обследование глухих школьников по отобранным заданиям;

- проанализировать полученные на констатирующем этапе результаты,

подвергнуть их качественному и количественному анализу.

Для

выявления

уровня

развития

у

глухих

учеников

исторических

понятий нами были использованы две группы диагностических заданий. Мы

составили

данные

задания,

используя

методические

материалы

по

Л.В. Петровой.

Данные

материалы

проанализированы

в

исследовании

А.И. Капустина [19].

Описание данных заданий представлено в приложении 1.

Отобранные диагностические задания предназначены для установления

уровня развития у детей исторических понятий.

В

обследовании

было

задействовано

6

глухих

учащихся.

Дети

обследовались индивидуально в спокойной, привычной для них обстановке.

Диагностические задания предъявлялись в той последовательности, которая

обозначена в приложении 1. Если ученику была не ясна инструкция, ее

повторяли снова. Дети приступали к выполнению заданий только после того,

как они были ими поняты – при необходимости мы разъясняли инструкцию, в

том числе при помощи письменной речи на табличках и с помощью устно-

дактильной речи.

II

этап

формирующий.

Проводилась

коррекционная

работа

по

развитию у глухих детей исторических понятий. Это осуществлялось на

уроках истории 2 раза в неделю (сентябрь – май).

Задачи формирующего этапа:

- определить принципы работы с детьми;

- выделить направления экспериментальной работы;

- подобрать и апробировать задания, направленные на развитие у глухих

учащихся исторических понятий.

Экспериментальная работа осуществлялась на уроках истории 2 раза в

неделю.

III

э т а п

ко н т р о л ь н ы й.

Устанавливалась

эффективность

реализованной

коррекционно-педагогической

работы,

направленной

на

развитие у глухих учащихся исторических понятий (май, одна неделя).

Решались следующие задачи:

- провести повторное обследование детей;

-

проанализировать

зафиксированные

данные

в

количественном

и

качественном аспектах;

- выявить уровень развития у детей названной категории исторических

понятий;

-

сопоставить

и

проанализировать

результаты,

полученные

на

констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента.

Нами использовались те же задания, что и ранее, составленные по

методическим материалам Л.С. Петровой [19].

Процедура

проведения

обследования

глухих

школьников

на

контрольном этапе исследования не менялась.

Итак, педагогический эксперимент проводился в три этапа. Каждый

этап

педагогического

эксперимента

предполагал

решение

определенных

целей и задач. Участниками экспериментального исследования были глухие

дети в составе 6 человек.

Как

было

отмечено

выше,

первым

этапом

эксперимента

являлся

констатирующий.

Нами

осуществлялось

проведение

обследования

глухих

учащихся.

В соответствии с тем, как глухие дети выполнили задание каждой

методики,

им

присваивалось

определённое

количество

баллов,

а

затем

выявлялся уровень развития исторических понятий.

Каждому уровню соответствовало определённое количество баллов: от

0

до

30. Сначала

испытуемым

предлагалось

ответить

на

вопросы

без

использования

наглядности,

а

затем

с

её

применением

(использовались

портреты известных исторических личностей).

Проанализируем полученные данные.

Задание 1. Ответы на вопросы.

1. Кто такой царь?

2. Кто такой крестьянин?

3. Какие исторические личности ты знаешь?

4. Как называется война, в которую Россия вступила в 1941 году?

(Великая отечественная война).

5. Кто такие партизаны? (маленькие группы людей, которые прячутся в

лесах

и

борются

с

врагами,

помогая

армии).

На

чьей

территории

они

борются? (на своей, но занятой врагами).

Было установлено, что глухие дети имеют неточные, неполные (33,3 %

учеников), а также искажённые и абсолютно неверные (66,7 %) исторические

понятия.

Так, глухим детям было крайне сложным разъяснить суть таких

исторических понятий, как «царь», «крестьянин», «партизаны».

Так, при трактовке понятия «царь» 83,3 % детей отметили, что это

«главный человек»,

«это одинаково президент»,

«начальник страна» и т.п.

При этом 16,7 % испытуемых вообще не смогли дать ответа.

Объясняя сущность понятия «крестьянин», 66,7 % глухих детей дали

ответы следующего типа: «это бедный человек», «он жить колхоз», «это

человек, живёт деревня», «у него есть коровы и лошади». При этом 33,3 %

учеников не смогли предложить даже приблизительных ответов.

Школьники

с

трудом

поняли

сущность

понятия

«исторические

личности».

Из

исторических

личностей глухие дети

смогли

назвать

только

президента

страны

В.В.

Путина

(83,3

%

испытуемых),

а

также

экс-

президента – Д.М. Медведева (50 % испытуемых). В других случаях ответы

были неверными, а отдельные имена назывались искажённо. В ряде случаев

вместо

исторических

лидеров

школьники

называли

имена

писателей

и

поэтов. Например: «Это Пушкин и Лермонтов» и др.

Только

66,7

% глухих учеников

вспомнили,

как называется война, в

которую Россия вступила в 1941 году. Остальные дети (33,3 %) ответа не

дали.

В

процессе

исследования

было

установлено,

что глухие школьники

(100 %) не знают, кто такие партизаны и на чьей территории они борются.

Отметим, что глухие ученики не опирались на свои знания, приобретённые

на

уроках

языкового

цикла.

Некоторые

дети

(33,3

%)

давали

случайные

ответы,

опираясь

на

какие-либо

случайно

возникающие

ассоциации.

Например: «Партизаны – это такие бандиты» и др.

Задание 2. Ответы на вопросы с опорой на портреты исторических

личностей.

Предъявлялись портреты следующих исторических личностей:

1.Наполеон.

2.Петр I.

3. Александр Невский.

4.Чингисхан

5.Гитлер.

Задания были следующими:

- назови эти исторические личности. Расскажи подробно про кого-

нибудь из них;

- кто из них французский полководец?

- с кем из них связана история России?

- кто из них участвовал во второй мировой войне?

- кто такой Чингисхан? (1-ый Великий хан Монгольской империи).

В

процессе

исследования

было

установлено,

что глухие школьники

(66,7 %) смогли узнать только двух из представленных портретов: Петра I и

Гитлера.

Остальные

исторические

личности

учениками

(100

%)

не

опознавались и словесно не обозначались.

Мы установили типичные ошибки глухих школьников (100 %). В числе

этих ошибок следующие:

- неверно (неточно) раскрывают суть исторических понятий;

- не знают содержания большого количества исторических понятий;

-

не

употребляют

исторические

понятия

при

сообщениях

об

исторических личностях;

- неверно соотносят между собой исторические понятия. И др.

Мы установили уровень развития у глухих учащихся исторических

понятий. Эти данные представлены на рисунке 1.

Итак,

по

результатам

обследования

глухих

учащихся

по

двум

диагностическим заданиям им были присвоены низкий (33,3 %) и ниже

среднего (66,7 %) уровни развития исторических понятий.

Рис. 1 - Уровень развития у глухих детей исторических понятий

на констатирующем этапе исследования

Таким

образом,

у

глухих

учащихся

исторические

понятия

характеризуются недоразвитием. Дети неверно раскрывают их содержание,

самостоятельно

придумывают

недопустимые

трактовки.

Количество

используемых исторических понятий является резко ограниченным. Глухие

школьники

в

связи

с

недоразвитием

речи,

обусловленным

патологией

слухового

анализатора,

не

употребляют

исторические

понятия

при

сообщении о той или иной исторической личности. В основном в речи детей

имеют

место

отдельные

социально-исторические

понятия

и

фактически

отсутствуют экономические, а также историко-культурные.

Список литературы

1.

Ворожейкина, Н.И. Рассказы по родной истории [Текст]: Учебник для 5

класса

общеобразовательных

учреждений

/

Н.И.

Ворожейкина,

В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин. - М.: Владос, 1999. – 210 с.

2.

Донец, З.И. Использование самостоятельных письменных работ для

проверки знаний слабослышащих учащихся на уроках истории [Текст]: дисс.

канд. пед. н. / З.И. Донец. - М., 1969. - С. 24 - 88.

3.

Использование

предметно-практической

деятельности

в

обучении

глухих школьников [Текст] / Под ред. С.А. Зыкова. – М.: Педагогика, 1976. –

144 с.

4.

Капустин, А.И. Особенности понимания причинности исторических

событий и явлений учащимися 5-8 классов вспомогательной школы [Текст] /

A.И. Капустин // В кн. Вопросы обучения и воспитания аномальных детей.

М.: Просвещение, 1994. – С. 74 – 102.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники