Напоминание

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЯ: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО КЛУБА «КНИГОЛЮБ»


Автор: Маликова Полина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ совхоза им. Ленина"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЯ: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО КЛУБА «КНИГОЛЮБ»
Раздел: среднее образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЯ:

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО КЛУБА «КНИГОЛЮБ»

Маликова Полина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»

Бугаева Маргарита Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Развилковской СОШ с УИОП

Техногенная цивилизация, несущая огромный информационный поток,

требует от современного человека умения ориентироваться в нём, поэтому так

важно уметь воспринимать текст аутентично, т.е. постигать авторский замысел

в его вербальном воплощении и смысловом наполнении. Не случайно, что в

настоящее время организация читательской деятельности в школьной практике

приобретает

особое

значение,

так

как

в

последнее

десятилетие

обучение

российских

школьников

по

«модели

европейского

дома»

нанесло

урон

гуманитарному образованию и во многом привело к отлучению читателя от

литературы.

Вхождение в книжную культуру и освоение её ценностей начинается у

подростка с овладения феноменом чтения. Разработанные в настоящее время

различные стратегии развивающего чтения (метод И.И.Тихомирова, технология

формирования

информационно-культурной

личности

Н.В.

Збировской,

Н.И.Гнединой,

технология

скорочтения

М.А.Зиганова,

метод

структурно-

логического анализа текста Н.И. Козлова и др.), безусловно, способствуют

развитию

читательских

практик.

Но,

несмотря

на

накопленный

опыт

по

развитию читательских компетенций учащихся и изучение уровня их развития,

применяемый PISA, выявлены существенные проблемы понимания текста, в

том числе и российскими школьниками.

Выявленные

проблемы

в

восприятии

целостного

текста

школьниками

ставит

перед

филологическим

образованием

задачу

повышения

уровня

читательской

компетенции.

Ценность

«филологических

знаний

как

основы

практической

грамотности,

речевой,

читательской

и

общей

культуры»

провозглашена в «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ»,

которая

является

концептуальным

дополнением

к

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту.

Идея

развития

читательских

практик

у

школьников

заложена

и

в

реализации

национальной

программы

«Наша новая школа».

Воспитание

читателя

это

процесс,

предполагающий

включение

художественно-эстетических

ценностей

произведения

во

внутренний

мир

ученика для создания индивидуальной картины мира. Для этого у читателя

должно

возникнуть

целостное

восприятие

текста,

которое

невозможно

без

понимания

историко-литературного

контекста,

в

котором

создавалось

произведение,

выделения

сюжетообразующей

линии

произведения

и

его

эмоционального проживания. Через оценку авторской позиции (или авторской

модальности) читателю открывается смысловая наполненность произведения.

Внедрение новых стандартов образования ФГОС ООО позволило

организовать

на

внеурочных

занятиях

чтение

и

глубокое

осмысление

произведений художественной литературы.

Воспитание

внимательного

и

вдумчивого

читателя

-

основная

задача

«Читательского

клуба».

На

внеурочных

занятиях

учащиеся

получают

гуманитарное

образование,

в

основе

которого

лежат

культурологические

ценности. Приобщаясь к мировой литературе, учащиеся получают возможность

ориентироваться

в

культурном

пространстве,

развивать

способности

к

самостоятельному творчеству.

Работа

«Читательского

клуба»

уже

традиционно

ведётся

по

трём

направлениям: внимательный и вдумчивый читатель; моя читающая семья;

школа плюс библиотека.

Деятельность «Читательского клуба» направлена на участие в пропаганде

достижений

отечественной

и

мировой

культуры,

литературы,

искусства,

формирование

мировоззрения.

Воспитание

внимательного

и

вдумчивого

читателя

предполагает

развитие

умения

внимательного

прочтения

текста.

Одно из занятий «Читательского клуба» было посвящено книге В. Катаева

«Сын полка». Ребята

обсуждали поступки героев произведения, говорили о

подвиге

людей,

участников

ВОВ.

На

заседании

клуба

были

представлены

экспонаты

семейной

коллекции

учащегося

школы

поселка

Развилка,

рассказывающие

об

участниках

войны:

каска,

солдатский

ремень,

кобура,

погоны, значки и медали.

Формы взаимодействия «Читательского клуба» с библиотекой разнообразны:

читательские

конференции,

конкурсы,

литературные

часы.

В

библиотеке

посёлка

Развилка

в

апреле

2018

года

проводилась

презентация

только

что

созданной книги Юрия Николаевича Васильева «Пропавшие без вести». Она

актуальна

для

современного

читателя

как

памятник

поколению

людей,

защитивших нашу родину от фашизма. Автор восстанавливает историческую

справедливость, показывая, какой ценой удалось защитить Крым, Севастополь

от фашизма. Всем ходом повествования события 2014 года – добровольное

присоединение Крыма к России – объясняются современному читателю как

закономерный факт истории. Неслучайно затронута тема героического подвига

народа,

защищавшего

Крымский

полуостров

как

значимую

часть

России.

Европейцы

и

американцы

воспринимают

присоединение

Крыма

как

захват

чужой

территории,

а

автор

доказывает

обратное,

что

Крым

исторически

россиянами считается как часть нашей родины, тем самым отвечая на острые

вопросы современности.

Близка

и

понятна

мысль

автора

о

менталитете

русского

человека

в

сравнении

с

мировоззрением

американцев

и

европейцев:

русских

людей

отличает

духовность,

нравственность,

душевная

щедрость.

Ю.Н.Васильев

подчеркивает,

что

самопожертвование

и

милосердие

исконные

черты

характера

российского

народа.

Страницы,

посвященные

раздумьям

над

движением истории, особенно интересны в книге, например, о Святославе. У

автора своя точка зрения на роль личности в истории.

Ю.Н.Васильев еще раз убеждает современное общество, что спасителем

мира

от

фашизма

был

именно

русский

народ,

юноши

и

девушки,

пожертвовавшие всем ради защиты родины.

Сюжетная линия в повести увлекательна, читатель на протяжении всего

повествования переживает за судьбу Лики и Сергея. Хочется счастливого конца,

чтобы герои были вместе и никогда больше не расставались. И надежда не

угасает до самого конца. И хотя Лика оказывается раненой и потерявшей свой

волшебный голос, а Сергей остается без зрения, они счастливы тем, что нашли

друг друга, занимаются любимым делом и проведут оставшуюся жизнь вместе.

Юрий Николаевич доказывает духовную основу любви, важность образования в

жизни любого человека, общности интересов и взглядов, стремления к знаниям

и саморазвитию.

В эпилоге все становится на свои места, романтическая история любви

Лики и Сергея завершается так, как об этом мечтали тысячи их современников,

не дождавшихся возвращения близких домой…

Книга

Ю.Н.Васильева

«Пропавшие

без

вести»

пробуждает

добрые,

светлые

чувства

и

нужна

современному

читателю

как

образец

высокого

нравственного

примера.

Ребят

обратились

ко

всем

участникам

заседания

с

призывом читать книги о ВОВ, не забывать подвиг героев, отдавших жизнь за

Родину.

«Читательский

клуб»

объединяет

не

только

детей,

но

и

их

родителей.

Стержнем работы в этой области становится возрождение традиций семейного

чтения и через него – духовное единение родителей и детей. С этой целью в

клуб приглашаются представители разных поколений. На клубных встречах

старшие стараются передать младшим свои знания и накопленный жизненный

опыт. На внеурочных занятиях ребята вместе с родителями рассказывают о

семейных традициях и памятных реликвиях. Результатом такого сотрудничества

стало создание второй части «Книги памяти».

Кроме того, в таких клубах читающие семьи нередко предлагают друг другу

прочитанное или подмеченное в книгах, рекомендуют полезные публикации по

вопросам

воспитания

детей,

организации

быта,

свободного

времени.

В

«Читательском

клубе»

также

организуется

просмотр

художественных

и

полнометражных

мультипликационных

фильмов

по

мотивам

произведений

русских и зарубежных писателей. Подростки вместе с родителями принимают

участие в проведении семейных праздников, литературных встреч, обсуждении

книг. Ребята готовят театрализованные сценки из произведений современных

писателей, совместно с родителями обсуждают проблемные вопросы.

На

читательских

конференциях

внимательные

и

вдумчивые

читатели

обсуждают различные вопросы: Какие книги мы читаем? Зачем мы читаем

книги? Какова польза от чтения книг?

На одном из таких занятий ребята пришли к выводу, что книголюбы живут

дольше и чувствуют себя лучше, чем те, кто считает себя далёким от этого

хобби. Во-первых, чтение позволяет человеку избавиться от стресса, тем самым

косвенно защищая его примерно от 60 % всех распространённых болезней.

Чтению уделяется много времени в нашей жизни. Хорошо, что ребята много

читают, но при этом нужно знать правила, которые позволят сохранить здоровье

во время чтения. Во-вторых, книги помогают человеку до старости сохранять

интеллектуальные

способности.

В-третьих,

для

сохранения

здоровья

нужно

избегать использования

электронных книг, предпочитая им традиционные

(бумажные). Наконец, чтение делает человека умнее.

Литература

1.

Григорьев

Д.В.,

Степанов

П.В.

Внеурочная

деятельность

школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.-М.:

Просвещение, 2011.

2.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности

гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010.

3.

Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая

школа",

утверждённая

Президентом

Российской

Федерации

Д.

Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1.

4.

Примерные

программы

внеурочной

деятельности.

Начальное

и

основное образование. – М.: Просвещение, 2010.

5.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста – Л., 1972.

6.

Тюпа В.И. Анализ художественного текста – М., Академия, 2008 –

327с.

7.

Хализеев В.Е. Введение в литературоведение: основные понятия и

термины – М., 1999.

8.

Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова

- М.: - Просвещение, 1999 -273с.

9.

Воспитание

творческого

читателя:

Проблемы

внеклассной

и

внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д.

Полозовой. - М., 2010.

10. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н.

Ушаков. -М.: Просвещение, 1999-349 с.

Аннотация

В

данной

статье

рассматривается

вопрос

организации

внеурочной

деятельности в форме «Читательского клуба» с целью развития читательского

опыта

каждого

ребенка.

Авторы

статьи

показывают

различные

формы

проведения внеурочных занятий. Чтение рассматривается как приобщение к

общечеловеческой культуре.

Ключевые слова на русском языке:

Внеурочная деятельность; культура, чтение, литература.

Аnnotation

This article discusses the organization of extracurricular activities in the form

of the "Reading Club" with the aim of developing the reader's experience of each

child. The authors of the article show different forms of holding extra-curricular

activities. Reading is seen as an introduction to the universal culture.

Key words in Russian:

Extracurricular activities; culture, reading, literature.



В раздел образования