Авторы: Диесперова Ирина Васильевна, Артёменко Светлана Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ лицей№378 Кировского района г. Санкт – Петербург
Населённый пункт: Город Санкт – Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок – мастерская по литературе в 9 классе"
Раздел: полное образование
Мастерская ценностных ориентаций по рассказу В.В.Набокова «Слово»
Целевая аудитория – 9 класс
Цели:
1. Образовательная: знакомство с жизнью и творчеством В.В.Набокова.
2 . Воспитательная:
воспитание
любви
к
Родине;
создание
ситуации
для
понимания, что Родина – это не абстрактное понятие.
3
. Развивающая:
развитие
умений
и
навыков
коммуникативной
культуры,
когнитивных, креативных качеств, способности к рефлексии.
Основные понятия: Родина, желание
Оборудование:
текст
рассказа
В.В.Набокова
«Слово»
(фрагменты
и
целиком),
Правила доверия (распечатки для каждой группы), конверты с заданиями, листы формата
А4 для групповой работы
Расположение учащихся:
При входе
учащиеся
вынимают из пакета «групповые знаки отличия»: елочные
украшения в виде шара, елочки, шишечки, конфеты, сосульки (по количеству групп). Взяв
игрушку, каждый присоединяется к своей группе (получится 5 групп по 5 человек).
Место работы каждой группы обозначено «Знаком отличия группы».
На
стенах
класса
выделено
и
обозначено
пять
зон
-
«Уголок
группы»
для
афиширования результатов своей работы.
Этапы занятия
Деятельность учителя - мастера
Деятельность
участников
Организационный
момент
1. Приветствую учащихся.
2.Для успешного взаимодействия в
мастерской необходимо принять правила,
одним из таких правил является «Правило
доверия».
(Представление правила)
1. Приветствуют
учителя.
2.Принимают правила.
Индукция
(мотивация и
внутреннее
целеполагание
учащихся)
Мастерская начинается с ассоциаций,
которые возникают у участников в связи с
новогодней музыкой и елочными
игрушками.
-Учитель записывает на доске: «Новый
год. Что вы ждете от этого праздника?»
Предлагает каждой группе записать свои
ассоциации, мысли, возникающие в связи
с этим понятием.
Учащиеся делятся
внутри группы своими
мыслями, записывают
ассоциации.
Социализация (в
форме озвучивания).
-Озвучьте ваши ассоциации.
-На доске с правой стороны возникает
список ассоциаций, аргументаций
учащихся.
Каждая группа
озвучивает свои
ассоциации.
Социоконструкция.
Выполнение задания
«Что такое чудо»
-Итак, среди предложенных вами
ассоциаций появилось слово «ЧУДО».
-Дайте ваше определение этого слова.
Группе необходимо
определить наиболее
значимый признак
слова «ЧУДО»
Социализация (в
форме озвучивания).
- Теперь каждая группа озвучит один
главный признак этого слова.
Список признаков
зачитывается с записью
на доске в столбик и,
главное,
обосновывается
участниками.
Работа с
информацией.
-Откройте конверт №1 (см. Приложение 1)
и ответьте на вопрос: « Что вы скажете об
этом человеке, и можем ли мы назвать его
счастливым?»
-Представьте себе судьбу этого человека
Знакомятся с текстом,
вносят поправки в
список основных
качеств лидера.
Соотнесение старой и
новой информации.
Социализация -
озвучивание.
Каждая группа озвучивает свое
представление писателя.
Сравнение
собственного
представления о
писателе с
представленной
биографией.
Дедукция.
-Откройте конверт №2 (см. Приложение 2)
и прочитайте биографию писателя.
-Что вас удивило?
-Сегодня мы познакомимся с рассказом
этого писателя. Написан он был 7 января
1923 г. Какой праздник связан с этой
датой? В этот день все просят чуда, а о чем
попросили бы вы?
-Обсудите в группах и выберите одно
важное для вас чудо.
Составляют
ассоциативный ряд к
слову «Чудо»
Корректировка
творческого
продукта.
-Откройте конверт №3 (см. Приложение
№3)
-Вместо многоточия вставьте подходящее,
по вашему мнению, слово или
словосочетание.
Конструирование
группового мнения.
Дедукция.
-Откройте конверт №4 (см. Приложение
№4). Прочитайте. Подумайте, кого мы
просим о чуде и кого герой просит о нем?
Социализация -
озвучивание.
Каждая группа озвучивает ответ на
вопросы.
Вывешиваются
карточки –ответы.
Самоконструкция.
-Откройте конверт №5 (см. Приложение
№5). Скажите, о чьем спасении просит он
ангела.
Задание выполняется
индивидуально. Каждый
из учеников записывает
на листке свой ответ.
Социализация -
озвучивание.
- Откройте конверт №6 (см. Приложение
№6). Подтвердите или опровергните свое
мнение.
Групповое
представление своего
варианта окончание
предложения.
Дедукция
- Откройте конверт №7 (см. Приложение
№7). Прочитайте и ответьте на вопрос,
почему так трудно объяснить, что такое
Родина.
-- Откройте конверт №8 (см. Приложение
№8). Теперь разложите имеющиеся у вас
части текста в нужной последовательности.
Какое слово молвил ангел, и как бы вы
назвали этот рассказ?
Учащиеся работают над
обоснованием своего
выбора.
Афиширование.
- Какая группа начнет представлять свой
продукт?
После предположения групп учитель
называет верную последовательность
частей рассказа.
Представление текста с
обоснованием
выбранного
последовательности.
Каждая группа дает
свое название рассказа.
Работа с
информацией.
- Откройте конверт №9 (см. Приложение
№9).
Что вы видите в конверте? Это и есть
название рассказа. А если вы внимательно
прочитали 1-е предложение, то поняли, что
действие рассказа происходит во сне, когда
снимаются все запреты и раскрываются все
глубины человеческого сознания.
Создание нового
продукта.
-Представьте, что вы встретили во сне
ангела. Напишите, как бы он выглядел и о
чем бы вы его попросили.
Задание выполняется
индивидуально.
Рефлексия.
-Свершилось ли открытие на занятии?
-Комфортно ли вам было на занятии?
Высказывают своё
мнение о своей работе,
своём состоянии,
ощущениях.
Анализ движения
собственной мысли,
чувства в процессе и в
результате мастерской.