Автор: Великанова Мария Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №1"
Населённый пункт: г.Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: Домашнее задание как средство повышения качества обучения в условиях современной школы
Раздел: среднее образование
Домашнее задание как средство повышения качества обучения в условиях
современной школы
Великанова Мария Анатольевна,
учитель английского языка МОАУ «Лицей №1» г.Нефтекамск
В современной школе проблема домашнего задания стоит на одном из первых мест.
На текущем этапе модернизации системы образования в рамках внедрения ФГОС к
первоочередным
задачам
школы
относится
повышение
уровня
личностной
компетентности обучающихся. Выполнение домашней работы в данном случае имеет
большое воспитательное значение, ведь обучающиеся не только закрепляют полученные
на
уроке
знания,
совершенствуют
умения
и
навыки,
но
и
воспитывают
в
себе
организованность,
любовь
к
труду,
аккуратность,
ответственность
и
навыки
самостоятельной работы.
Однако
исследования
показывают,
что
многие
учащиеся
считают
выполнение
домашнего задания бессмысленной рутинной работой, которая отнимает много времени, а
некоторые вовсе полагают, что домашнее задание вообще необязательно. Конечно, можно
работать и без домашних заданий, но многовековая практика и педагогические законы
доказывают, что если знания, приобретенные на уроке, не повторяются во внеурочное
время, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет
за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.
Домашняя
самостоятельная
работа
учеников
—
важная
и
неотъемлемая
часть
учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на
уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности
учеников.
При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться
действенным инструментом повышения учебной мотивации обучающихся.
Кроме того,
необходимо
помнить,
что
домашнее
задание
является
составной
частью
урока
и
гармоничным его продолжением. Проверка домашнего задания в форме самоконтроля,
взаимоконтроля,
письменной
работы
или
игры,
создание
системы
поощрения
за
самостоятельно
выполненные
задания
помогают
сделать
урок
значительно
содержательнее,
эффективнее,
интереснее,
а
многообразие
домашних
заданий
способствует также гармоничному развитию личности. В практике обучения накоплен
богатый опыт по использованию разнообразных видов домашних заданий.
Виды домашних заданий
По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:
подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках,
выработку умений и навыков;
способствующие
расширению
и
углублению
учебного
материала,
изученного в классе;
направленные на развитие умения выполнять такие логические операции,
как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, выявление закономерностей;
направленные
на
формирование
и
развитие
умений
самостоятельного
выполнения упражнений;
способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения
индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но
отвечающем возможностям учеников.
Также домашние задания можно классифицировать следующим образом:
I.
К урокам изучения нового материала
1) Заучивание материала учебника и его пересказ;
2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с
материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;
3) Сбор материалов из дополнительных источников;
II. К урокам обобщения
1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя;
2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по
этому плану;
4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала;
5)
Самостоятельное
доказательство
того
или
иного
частного
положения
или
доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или
положения чертежа;
6) Подборка дополнительного материала по теме;
III.К урокам обучения применять знания
1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );
2) Выполнение заданий, аналогичных классным;
3) Выполнение нестандартных заданий;
4) Выполнение заданий с межпредметными связями;
5) Самостоятельное составление заданий;
6) Самостоятельное изучение несложного материала;
7) Работа над ошибками;
IV. К урокам контроля и проверки знаний
1) Письменные ответы на вопросы;
2) Домашняя контрольная работа;
3) Выполнение нестандартных заданий;
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным
учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний
конкретного ученика.
При
выполнении групповой
учебной
домашней
работы группа
учащихся
выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например,
при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать
материал
о
ценах
на
различные
товары:
одна
группа
узнаёт
цены
на
учебные
принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в
этом
случае
подготавливают
учащихся
к
работе,
которая
будет
проводиться
на
предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана
как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на
этом
этапе
является
организация
самостоятельной
работы
школьников,
которая
реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных
заданий.
Одна
на
весь
класс
– самый
распространённый
вид домашней
работы,
позволяющий отрабатывать различные навыки и умения.
Однако постоянное применение
таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся.
Творческую
домашнюю
работу большинство
учащихся
всегда
выполняет
с
большим интересом. Однако такую работу необходимо задавать не на следующий день, а
на несколько дней вперёд. Сюда можно отнести следующие виды работ:
1.Составление вопросника, кроссворда, макета, ребуса;
2. Подготовка сообщения, доклада, реферата;
3. Написание сочинения, эссе;
4. Проведение исследования;
5. Составление книжки с картинками на определенную тему
6. Подбор заданий и игр к уроку и т.д.
Одарённым детям нравятся нетрадиционные домашние задания:
самостоятельное составление словаря, расположение их по темам;
разработка наглядных пособий, таблиц, схем, опорных конспектов;
разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;
подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;
редактирование учебного текста;
исправление допущенных ошибок;
подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из
словаря.
выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.
работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками
информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);
проектная деятельность;
подготовка к ролевой игре, деловой игре;
опережающие
домашние
задания
(самостоятельное
изучение
нового
материала).
Контроль домашнего задания
О педагогическом значении проверки домашних заданий в своё время писала
Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован
учёт
выполнения
заданий,
качества
выполнения
этих
заданий.
Отсутствие
проверки
дезорганизует
учащихся,
понижает
сознание
ими
ответственности.
Отсутствие
систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Вопрос об оценке домашних работ очень важен, ведь проверка домашней работы
также влияет на повышение учебной мотивации обучающихся.
Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными:
регулярная проверка рабочих тетрадей с домашним заданием;
контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы
школьников;
контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как
все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
внеурочная проверка учителем тетрадей;
непрямой
контроль,
основанный
на
наблюдении
за
работой
ученика
на
уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего
задания;
взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на
доске правильным вариантом;
контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими
ребятами;
к
доске
для
подготовки
к
ответу
вызываются
одновременно
несколько
человек, класс в это время выполняет другую работу;
используется прием разбиения задачи на отдельные задания;
наличие домашней работы проверяет консультант;
программированный опрос.
Оригинальные способы проверки домашнего задания
Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет
выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может
быть
изложена
в
учебнике
или
справочнике,
а
другая,
отличная
от
нее,
может
принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и
аргументы
учащихся,
а
результатом
ее
станет
более
глубокое
познание
сущности
изученного явления.
Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель
предлагает
ребятам
придумать
несколько
вопросов
автору
открытия,
изобретения,
произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее
подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель.
Тематический кроссворд
Многие
ребята
увлекаются
разгадыванием
кроссвордов,
проявляя
при
этом
завидное
упорство.
Чтобы
интересно
проверить
домашнее
задание,
учителю
необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся.
Особенно
дети
любят
интерактивные
кроссворды,
которые
можно
разгадывать
всем
классом.
Неожиданные вопросы
Задача
учителя
сформулировать
вопрос
по-иному,
нежели
в
учебнике
после
параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у
него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить
с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и
уточнений).
Взаимная проверка
При
проверке
письменного
домашнего
задания
по
химии,
русскому
или
английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с
соседом
по
парте,
проверить
выполнение
заданий,
поставить
оценку
и
рассказать
о
допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме
письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает
лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран
проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу
необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Важно,
чтобы
просматривая
домашние
работы
обучающихся,
учитель
периодически
выписывал
в
индивидуальную
карту
ученика
обнаруженные
пробелы,
характер
ошибок.
Все
это
позволит
ему
в
дальнейшем
подготовить
для
ученика
индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе
выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.
Гармоничное сочетание различных видов и форм подачи и проверки домашних заданий,
форм организации самостоятельной работы обучающихся повлияют на формирование
самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации.
Литература:
1.
Андреев А.В. Творческий подход к проверке домашнего задания// Педагогика 1999,
№ 6.
2.
Гин А.А. Как повторять изученный материал // Интернет-журнал "Эйдос". – 1999.
3.
Древелов Х. и др.Домашние задания:Книга для учителя:Пер. с нем./ Х.Древелов,
Д.Хесс, Х.Век.-М.: Просвещение, 1989.-80 с.
4.
Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности
учащихся// Педагогика, 1993, № 1.
5.
Кацубинская Л.А. Организация познавательной деятельности//Педагогика, 1990, №
8.
6.
Ю.А.Конаржевский Анализ урока / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.с.52-
54
7.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманитарный издательский
центр “Владос” , 2000.– с.236-238
8.
Коротаева Е.В. Уровни мыслительной активности // Народное образование. 1995. №
10.
9.
Кулыгина А. Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994,
№ 1.
10.
Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996,
№ 3.
11.
Сенько Ю.В. Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. М.,
1989.
12.
Шамова Т.И. Активизация обучения учащихся. М., 1982.
13.
Харламов И.Ф. Педагогика М., 2000.
14.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе. М., 1989.
15.
Подласый И.П. Педагогика .-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-576с.
16.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы.– М.:ВЛАДОС, 2000.– 400с.