Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Ширшнёва Элеонора Петровна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 248
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Ширшнёва Э.П.

Гимназия № 248, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрена методическая разработка урока информатики

«Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг наполненный»-

гласит китайская народная мудрость. Именно хорошее устройство мозга

учащихся, за счёт формирования общеучебных умений и должно являться

целью урока и всего курса по ФГОС. Данный урок отличается от

традиционного

использованием

различных

инновационных

методов

и

средств обучения. Один из таких методов – проблемное обучение,

заключающееся

в

создании

проблемной

ситуации,

вовлечение

в

самостоятельную

познавательную

деятельность,

направленную

на

самостоятельное осмысление и усвоение новой информации. Другой метод -

групповая и парная формы работы учащихся которые позволят в ходе

обсуждения понять информацию на другом уровне. Используется также

промежуточный и выходной контроль для оценки знаний учащихся.

Промежуточный контроль можно осуществить в ходе парной работы:

учащиеся проверяют друг друга. Отличаем от традиционных средств

обучения является использование цифровых образовательных ресурсов.

Существует

мнение,

основанное

конечно

же

на

определённых

статистических данных, что если урок проведён методически грамотно, то

есть интересно, увлекательно, профессионально и эмоционально, то средний

учащийся усваивает приблизительно 13%: учебного материала. Существует

ли возможность увеличения этого числа именно для среднестатистического

ученика?

Конечно.

Ведь

мир

меняется.

Меняются

возможности,

психологические

особенности

нашего

восприятия.

Ломаются

психологические барьеры. Технический прогресс, возможность использовать

технологии почти в каждом доме не говоря уже об учебных заведениях

помогают нам преодолеть эти барьеры. И если люди в преклонном возрасте

не всегда и не все могут правильно обращаться с различного вида техникой

(мобильные телефоны, банкоматы и т.д.) то для детей молодёжи, среднего

возраста это уже не проблема. Дети уже с пяти лет осваивают компьютер и

проявляют интерес к любого вида технике. И конечно же это просто

необходимо использовать в образовательном процессе. Дети сами могут

создавать свой цифровой образовательный ресурс при подготовке к уроку

или непосредственно на уроке для закрепления пройденного материала.

Пример такого занятия я и хочу предложить в данной публикации.

Методическая разработка по теме: «Форматы графических файлов»

Несколько слов о причине выбора темы: В ходе обучения в различных

графических редакторах все учащиеся уже сталкивались с представлением

изображений на компьютере, поэтому просто показывать мало. Нужно

сравнивать, анализировать, выявлять достоинства и недостатки. Лучше всего,

если все это учащиеся проделают сами.

Возраст учащихся (класс):12 лет, 6 кл.

Планируемые результаты формируемые в данной учебной ситуации

Личностные

Л1 Сформированность ответственного отношения к учению

Предметные

П1 Закрепить навыки работы с программными средствами : редакторы

GIMP, PowerPoint.

Проблемная задача, в рамках которой, деятельность учащихся, приведет к

достижению планируемых результатов (Л1, Л2,...М1, М2,.., П1, П2,..):

Если есть разные типы графических форматов, значит

это зачем-то нужно?!

Какое техническое/методическое обеспечение вы планируете использовать

для проведения данной учебной ситуации(УС)?

Компьютеры, проектор, доска, листы для записи мнений групп, заранее

подготовленные графические файлы.

Ход урока

На первом этапе УС учащиеся разделятся на микрогруппы 2-5 человек и

попробуют сформулировать параметры графического изображения.

Затем на доске в ходе общего обсуждения будет составлен план сравнения.

Потом учащиеся перейдут к компьютерам (можно один на микрогруппу,

можно два - по их выбору), Каждая группа выбирает себе два критерия для

сравнения различных типов файлов и производит это сравнение на практике.

Практическая деятельность должна уложиться в 10 минут.

Затем от каждой микрогруппы представляются: выбранные для проверки

критерии сравнения, результаты сравнения, обоснование, демонстрируется

презентация.

Итоговое обсуждение приводит к коррекции списка характеристик и их

заполнению для каждого типа файлов.

В учебную ситуацию будет вовлечена вся учебная группа (на уроках

информатики занимается группа — примерно половина класса).

Домашнее задание ученикам - тест и анкета самооценки

Домашнее задание учителю - найти время и место для применения анкеты

Сформированности ответственного отношения к учебе, теста на фантазию и

поиск общего.

Рекомендации для учащихся, выполнение которых приведет к достижению

запланированных результатов и/или ответу на проблемный вопрос

Данные рекомендации основаны на Таксономии Б. Блума.

В таком виде задание позволят выполнить его ВСЕМ детям (Ознакомление,

Понимание и Применение - это доступно для детей с трудностями в

обучении, а Анализ, Синтез и Оценка - для одаренных детей. Так мы

создадим ситуацию успеха для всех!)

Ознакомление: Рассмотрите примеры графических изображений,

представленные на экране. (В это время демонстрируется презентация).

Обратите внимание на то, что на изображениях представлен один и тот же

объект, но сами изображения существенно различаются.

Вам представлены примеры трёх одинаковых файлов сохранённых в

различных форматах Вот определения этих видов (на презентации).

Понимание

Давайте попробуем соотнести эти изображения с определениями.

Применение

Давайте присмотримся к этим изображениям поближе (увеличенные

изображения на презентации).

Анализ

Давайте предложим критерии, по которым можно сравнить эти файлы.

По имеющейся на данный момент информации мы можем обоснованно

записать результат сравнения по каким-либо критериям? (да - обычно

обязательно возникает “чёткость изображения, яркость цветов, фон, размер

файла” или что-то такое и “реалистичность изображения”)

Остальные критерии требуют выяснения. Выберите себе для проверки на

практике 2 - 3 критерия.

Применение

Рассмотрите файлы, предложенные вам в качестве примеров

Анализ

Постарайтесь с помощью каких-либо практических действий (Даются

конкретные алгоритмы обработки фойлов и сохранение их в разных

форматах) сравнить типы на примерах.

Синтез

Сформулируйте выводы по результатам сравнения. Будьте готовы

обосновать свои выводы.

Сделайте общий вывод по достоинствам разных форматов и области их

применения.

Оценка

Оцените ценность информации, полученной опытным путем по сравнению с

сообщенной учителем.

Оцените свою роль в работе команды.

Действия учителя для создания условий достижения запланированных

результатов

Подготовить материалы Создаётся презентация от каждой микрогруппы с

использованием обработанных в графическом редакторе и сохраненных в

разных форматах файлов.

Организовать обсуждения с выдвижением критериев для сравнения

Зафиксировать сформулированные в ходе обсуждения критерии

Попросить разбиться на микрогруппы

Сформулировать задание

Проконтролировать понимание каждой группой задания

Засечь время практической работы

Проконтролировать выбор каждой группой критериев для сравнения

Контролировать работу групп, оказывать помощь при необходимости

Организовать выступления групп с результатами сравнения

Зафиксировать на доске результаты каждой из групп

Попросить учащихся (особенно тех, кто не выступал) охарактеризовать свою

роль в работе (или - если это сложно, просто воспроизвести логику

деятельности группы для получения вывода)

Развернутый ответ на проблемный вопрос от имени ученика (группы

учеников)

Выбор формата зависит от цели, с которой подготавливается изображение.

Причем не все просто и однозначно. Если изображение нужно размещать на

другом фоне на презентации, то нужно создавать файл в формате GIF

поддерживающий прозрачность. Если нужен файл небольшого размера, то

подойдёт формат JPEG .и.т.д.



В раздел образования