Автор: Власова Светлана Евгеньевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: САФУ
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: "Нормативно–правовые документы, регламентирующие взаимодействие педагогов в образовательной организации"
Раздел: полное образование
Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие
педагогов в образовательной организации
Рассмотрим
нормативно-правовые
документы,
регламентирующие
взаимодействие педагогов в образовательной организации.
Говоря
о
всей
нормативно-правовой
базе
педагогической
деятельности,
следует отметить, что она делится на федеральные, региональные и локальные
документы.
Самый
верхний
уровень
федеральной
нормативно-правовой
базы
педагогической
деятельности
в
нашей
стране
–
это
Конституция
Российской
Федерации (принята на Всероссийском референдуме 12.12.1993г.), в которой право
граждан РФ на образование закреплено в ст. 43.
Следующий уровень – уровень федеральных законов. Федеральный закон от
29.12.2012
N
273-ФЗ
(ред.
от
07.03.2018)
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
регулирует
общественные
отношения,
возникающие
в
сфере
образования
в
связи
с
реализацией
права
на
образование,
обеспечением
государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием
условий
для
реализации
права
на
образование.
Данный
закон
«устанавливает
правовые, организационные и экономические основы образования в Российской
Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации
в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и
осуществления
образовательной
деятельности,
определяет
правовое
положение
участников отношений в сфере образования» [7].
Организационной основой государственной политики Российской Федерации
в
области
образования
является
Федеральная
целевая
программа
развития
образования
на
2016-2020
годы.
Программа
направлена
на
обеспечение
доступности
качественного
образования,
отвечающего
т ребованиям
инновационного социально ориентированного развития России [1].
Одним
из
важных
нормативно-правовых
документов
на
который
делают
опору в своей деятельности педагоги, является Концепция духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России.
Концепция
определяет:
характер
современного
национального
воспитательного
идеала;
цели
и
задачи
духовно-нравственного
развития и воспитания
детей
и
молодежи;
систему
базовых
национальных
ценностей;
основные
социально-педагогические
условия
и
принципы
духовно-нравственного
развития и
воспитания
обучающихся.
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Р аз в итие
образования»
на
2013-2020
годы,
государственная
программа
«Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и др. позволят
педагогам спланировать свою деятельность.
Наряду с федеральными нормативно-правовыми актами в пределах каждого
субъекта Российской Федерации действуют региональные нормативные документы.
Региональные
акты
размещаются
на
официальных
сайтах
региональных
министерств и департаментов образования.
На
уровне
муниципальных
отделов
управления
образованием
разрабатываются и принимаются нормативные акты, имеющие правовую силу в
пределах данного города или района.
Наконец,
правовое
регулирование
образовательных
отношений
осуществляется
и
внутри
образовательных
организаций.
Для
этого
служат
локальные акты.
Локальный
акт
–
это
правовой
документ,
основанный
на
действующих
нормах законодательства, принятый в установленном порядке органом управления
организации и регулирующий внутриорганизационные отношения [7].
К нормативным локальным актам образовательной организации, которые
регламентируют взаимодействие педагогов относятся [7]:
-
устав
образовательной
организации
–
основной
локальный
акт,
регламентирующий её деятельность;
- программа развития образовательной организации;
- положения (устанавливают правовой статус структурного подразделения,
порядок реализации полномочий). Например, положение о педагогическом совете
ОО,
положение
о
методическом
совете
школы,
положение
о
методическом
объединении, творческой группе педагогов (других структурных подразделений
методической работы), положение об ученическом совете школы; положение о
внеурочной деятельности, положение о совете профилактики и т.д.;
- должностная инструкция педагогов (определяют порядок осуществления
какой-либо функции, деятельности);
-
правила,
приказы
(регламентируют
отдельные
стороны
деятельности
образовательной организации и участников образовательного процесса). Например,
правила
для
обучающихся,
правила
для
работников
ОО,
приказ
о
назначении
рабочей группы и т.д.;
- планы работы (регламентируют запланированную работу). Например, план
воспитательной работы, план работы методического совета и т.д.;
-
протоколы
заседаний
педагогического
совета,
методического
совета,
заседаний методических объединений педагогов и т.д.
Значимыми
положениями
Федерального
закона
«Об
образовании
в
Российской Федерации» являются расширение взаимодействия школы и педагогов
с
ее
социокультурным
окружением
(открытость
образовательной
организации
контактам
с
другими
образовательными
организациями,
предприятиями,
организациями,
референтными
группами,
располагающими
ресурсами,
необходимыми
для
решения
задач
повышения
качества
образования).
Регламентировать
это
взаимодействие
будет
такой
нормативный
документ,
как
соглашение о сотрудничестве и совместный план работы.
Таким
образом,
мы
дали
характеристику
перечню
нормативно-правовых
документов, которые регламентируют взаимодействие педагогов в образовательной
организации.
Можно
отметить,
что
многоуровневая
система
правового
регулирования
отношений
в
системе
внутреннего
и
внешнего
взаимодействия
позволяет
педагогам
конкретизировать
общие
положения
российского
законодательства в форме, доступной для их исполнения на местах, обеспечивает
гибкость
действующих
правовых
норм,
учёт
региональных
и
местных
особенностей образования и реальных условий педагогической деятельности.