Напоминание

"Нормативно–правовые документы, регламентирующие взаимодействие педагогов в образовательной организации"


Автор: Власова Светлана Евгеньевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: САФУ
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: "Нормативно–правовые документы, регламентирующие взаимодействие педагогов в образовательной организации"
Раздел: полное образование





Назад




Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие

педагогов в образовательной организации

Рассмотрим

нормативно-правовые

документы,

регламентирующие

взаимодействие педагогов в образовательной организации.

Говоря

о

всей

нормативно-правовой

базе

педагогической

деятельности,

следует отметить, что она делится на федеральные, региональные и локальные

документы.

Самый

верхний

уровень

федеральной

нормативно-правовой

базы

педагогической

деятельности

в

нашей

стране

это

Конституция

Российской

Федерации (принята на Всероссийском референдуме 12.12.1993г.), в которой право

граждан РФ на образование закреплено в ст. 43.

Следующий уровень – уровень федеральных законов. Федеральный закон от

29.12.2012

N

273-ФЗ

(ред.

от

07.03.2018)

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

регулирует

общественные

отношения,

возникающие

в

сфере

образования

в

связи

с

реализацией

права

на

образование,

обеспечением

государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием

условий

для

реализации

права

на

образование.

Данный

закон

«устанавливает

правовые, организационные и экономические основы образования в Российской

Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации

в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и

осуществления

образовательной

деятельности,

определяет

правовое

положение

участников отношений в сфере образования» [7].

Организационной основой государственной политики Российской Федерации

в

области

образования

является

Федеральная

целевая

программа

развития

образования

на

2016-2020

годы.

Программа

направлена

на

обеспечение

доступности

качественного

образования,

отвечающего

т ребованиям

инновационного социально ориентированного развития России [1].

Одним

из

важных

нормативно-правовых

документов

на

который

делают

опору в своей деятельности педагоги, является Концепция духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России.

Концепция

определяет:

характер

современного

национального

воспитательного

идеала;

цели

и

задачи

духовно-нравственного

развития и воспитания

детей

и

молодежи;

систему

базовых

национальных

ценностей;

основные

социально-педагогические

условия

и

принципы

духовно-нравственного

развития и

воспитания

обучающихся.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Р аз в итие

образования»

на

2013-2020

годы,

государственная

программа

«Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и др. позволят

педагогам спланировать свою деятельность.

Наряду с федеральными нормативно-правовыми актами в пределах каждого

субъекта Российской Федерации действуют региональные нормативные документы.

Региональные

акты

размещаются

на

официальных

сайтах

региональных

министерств и департаментов образования.

На

уровне

муниципальных

отделов

управления

образованием

разрабатываются и принимаются нормативные акты, имеющие правовую силу в

пределах данного города или района.

Наконец,

правовое

регулирование

образовательных

отношений

осуществляется

и

внутри

образовательных

организаций.

Для

этого

служат

локальные акты.

Локальный

акт

это

правовой

документ,

основанный

на

действующих

нормах законодательства, принятый в установленном порядке органом управления

организации и регулирующий внутриорганизационные отношения [7].

К нормативным локальным актам образовательной организации, которые

регламентируют взаимодействие педагогов относятся [7]:

-

устав

образовательной

организации

основной

локальный

акт,

регламентирующий её деятельность;

- программа развития образовательной организации;

- положения (устанавливают правовой статус структурного подразделения,

порядок реализации полномочий). Например, положение о педагогическом совете

ОО,

положение

о

методическом

совете

школы,

положение

о

методическом

объединении, творческой группе педагогов (других структурных подразделений

методической работы), положение об ученическом совете школы; положение о

внеурочной деятельности, положение о совете профилактики и т.д.;

- должностная инструкция педагогов (определяют порядок осуществления

какой-либо функции, деятельности);

-

правила,

приказы

(регламентируют

отдельные

стороны

деятельности

образовательной организации и участников образовательного процесса). Например,

правила

для

обучающихся,

правила

для

работников

ОО,

приказ

о

назначении

рабочей группы и т.д.;

- планы работы (регламентируют запланированную работу). Например, план

воспитательной работы, план работы методического совета и т.д.;

-

протоколы

заседаний

педагогического

совета,

методического

совета,

заседаний методических объединений педагогов и т.д.

Значимыми

положениями

Федерального

закона

«Об

образовании

в

Российской Федерации» являются расширение взаимодействия школы и педагогов

с

ее

социокультурным

окружением

(открытость

образовательной

организации

контактам

с

другими

образовательными

организациями,

предприятиями,

организациями,

референтными

группами,

располагающими

ресурсами,

необходимыми

для

решения

задач

повышения

качества

образования).

Регламентировать

это

взаимодействие

будет

такой

нормативный

документ,

как

соглашение о сотрудничестве и совместный план работы.

Таким

образом,

мы

дали

характеристику

перечню

нормативно-правовых

документов, которые регламентируют взаимодействие педагогов в образовательной

организации.

Можно

отметить,

что

многоуровневая

система

правового

регулирования

отношений

в

системе

внутреннего

и

внешнего

взаимодействия

позволяет

педагогам

конкретизировать

общие

положения

российского

законодательства в форме, доступной для их исполнения на местах, обеспечивает

гибкость

действующих

правовых

норм,

учёт

региональных

и

местных

особенностей образования и реальных условий педагогической деятельности.



В раздел образования