Автор: Халиуллина Дамира Рустумовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ коррекционная школа–интернат для глухих и слабослышащих обучающихся
Населённый пункт: город Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: "От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям"
Раздел: среднее образование
На
каждом
этапе
исторического
развития
школьное
образование
выполняло
одну
и
ту
же
задачу:
сохранение
накопленных
знаний
и
подготовка
подрастающего
поколения
для
жизни
в
данном
конкретном
обществе.
Для
решения
жизненных
задач
человеку,
помимо
способностей
и
личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде
всего,
и
развивает
учитель,
работая
с
учениками
на
определенном
предметном содержании.
Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и
предметные
умения.
Вместе
с
тем
в
жизни
мы нечасто
сталкиваемся
с
задачами,
аналогичными
предметным.
Напротив,
чаще
всего
жизненные
задачи
требуют надпредметных
умений,
которые
в
школьной
практике
называют общеучебными умениями.
Общеучебные умения и навыки-
это универсальные для многих школьных
предметов способы получения и применения
знаний
Учебно-информационные
и учебно-
интеллектуальные
:
обеспечивают школьнику
нахождение, переработку и
использование
информации для решения
учебных задач
,
четкую
структуру содержания
процесса постановки и
решения учебных задач.
Учебно-коммуникативные:
позволяют школьнику
организовать сотрудничество со
старшими и сверстниками,
достигать с ними
взаимопонимания,
организовывать совместную
деятельность с разными людьми.
Учебно-организационные:
обеспечивают планирование,
организацию, контроль,
регулирование и анализ собственной
учебной деятельности учащимися.
Универсальные
учебные
действия
–
это
обобщенные
действия,
открывающие
возможность
широкой
ориентации
учащихся,
–
как
в
различных
предметных
областях,
так
и
в
строении
самой
учебной
деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности,
ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Начальное общее образование
Основное общее образование
Универсальные учебные
действия
(УУД)
Метапредметные УУД
Предметные УУД
Личностные УУД
Коммуникативны
е УУД
Познаватель
ные УУД
Регулятивные
УУД
Межпредметные
понятия
ГОС
ФГОС нового поколения
-
Личностные УУД
Общеучебные
умения и навыки
(надпредметные)
Метапредметные УУД
Учебно-
организационные:
обеспечивают
планирование,
организацию,
контроль,
регулирование
и анализ собственной
учебной деятельности
учащимися.
Регулятивные УУД:
1.Умение
самостоятельно
и
при
помощи
педагога
определять цели
обучения,
ставить
и
формулировать
новые
задачи
в
учебе
и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной
деятельности.
2.Умение
самостоятельно
и
при
помощи
педагога
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач.
3.Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией.
4.Умение оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи, собственные возможности ее решения.
5.Владение
о сновами самоконтроля,
самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
Учебно-
информационные и
учебно-
интеллектуальные
:
обеспечивают
школьнику нахождение,
переработку и
использование
информации для
решения учебных задач
,
обеспечивают
четкую структуру
содержания процесса
постановки и решения
учебных задач.
Познавательные УУД:
1.Умение
при
помощи
педагогов определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
устанавливать
причинно-
следственные связи, строить логическое рассуждение и
делать выводы.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач.
3.Смысловое чтение.
4.Формирование
и
развитие
экологического
мышления,
у м е н и е п р и м е н я т ь
е го
в
п о з н а в а т е л ь н о й ,
ком м у н и кат и в н о й ,
с о ц и а л ь н о й
п р а к т и ке
и
профессиональной ориентации.
6.Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
Учебно-
коммуникативные:
позволяют школьнику
организовать
сотрудничество со
старшими и
сверстниками, достигать
с ними
взаимопонимания,
организовывать
совместную
деятельность с разными
людьми.
Коммуникативные УУД:
1.Умение
организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать
индивидуально
и
в
группе: находить
общее
решение
и
разрешать
конфликты
на
о с н ов е
с о гл а с о в а н и я
п о з и ц и й
и
у ч е т а
и н т е р е с о в;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
свое
мнение.
2.Умение при помощи педагога осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной
речью.
3.Формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Специфические
(узкопредметные)
умения и навыки
Предметные УУД
Мы
увидели,
что
УУД
не
абсолютно
новое
понятие,
а
более
расширенное, синонимичное общеучебным умениям и навыкам и способам
деятельности.
Несколько лет назад наш педагогический коллектив активно работал по
общешкольной
методической
теме
«Личностно-деятельностный
подход
в
обучении
и
воспитании
детей
с
нарушениями
слуха».
Изучением
этой
проблемы
в
сурдопедагогике
занималась
Е.К.
Речицкая,
известный
российский сурдопедагог. В основе этого подхода личность рассматривается
как субъект деятельности, которая, формируясь в деятельности и в общении с
другими людьми, определяет характер как деятельности, так и общения.
(предложить изучить, показать сурдопедагогику)
Если обратить внимание на те умения, которым должны научится наши
обучающиеся
при
формировании
УУД
(показать
слайды),
на
структуру
наших
уроков,
учитывающим
личностно-деятельностный
подход
(психол.настрой, рефлексия, самооценка и др.), если посмотреть в программе
для глухих весь речевой материал, необходимый для организации обучения,
формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа парами,
коллективная работа. То видно, что это для нас не ново, мы над этим уже
работаем.
Те
умения,
которые
должны
быть
сформированы
у
детей
в
процессе
обучения
по
ФГОС
НОО
и
ООО,
уже
заложены
спецификой
обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, т.е. сурдопедагогикой.
Единственное, к чему мы должны стремится – это научить наших детей
самостоятельно
учиться:
уметь
самим
добывать
знания
из
различных
источников,
применять
имеющиеся
знания
на
практике,
в
жизни,
при
изучении других учебных предметов. Это и есть принципиальное отличие
УУД от ОУУН.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных
классах
и
в
среднем
звене.
Прежде
всего,
все
изменения
связаны
с
возрастными
особенностями
учеников,
сменой
целевых
ориентиров
и
характера учебной деятельности, переносом приоритетов.
Программа
формирования
УУД
у
глухих
и
слабослышащих
обучающихся
является
одной
из
структурных
элементов адаптированной
образовательной программы начального и основного общего образования.
Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 в ФГОС ООО
(утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010. № 1897) внесены изменения.
В
частности,
Личностные
результаты
освоения
адаптированной
образовательной
программы
основного
общего
образования
должны
отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том
числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной
речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации
на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной речи.
(Работу в этом плане можно отнести к формированию познавательных УУД).
Предметные
результаты
по
учебному
предмету
«Русский
язык»
отражают
для
глухих,
слабослышащих,
позднооглохших
обучающихся
формирование
и
развитие
основных
видов
речевой
деятельности
обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых
аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма.
(рассказать о результатах мониторинга по формированию коммуник.умений)
Безусловно,
учитель
играет
ведущую
роль
в
формировании
УУД.
Подбор
содержания,
речевых
средств,
разработка
конкретного
набора
наиболее
эффективных
учебных
заданий
(в
рамках
каждой
предметной
области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога
грамотного подхода.