Напоминание

"От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям"


Автор: Халиуллина Дамира Рустумовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ коррекционная школа–интернат для глухих и слабослышащих обучающихся
Населённый пункт: город Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: "От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям"
Раздел: среднее образование





Назад




На

каждом

этапе

исторического

развития

школьное

образование

выполняло

одну

и

ту

же

задачу:

сохранение

накопленных

знаний

и

подготовка

подрастающего

поколения

для

жизни

в

данном

конкретном

обществе.

Для

решения

жизненных

задач

человеку,

помимо

способностей

и

личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде

всего,

и

развивает

учитель,

работая

с

учениками

на

определенном

предметном содержании.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и

предметные

умения.

Вместе

с

тем

в

жизни

мы нечасто

сталкиваемся

с

задачами,

аналогичными

предметным.

Напротив,

чаще

всего

жизненные

задачи

требуют надпредметных

умений,

которые

в

школьной

практике

называют общеучебными умениями.

Общеучебные умения и навыки-

это универсальные для многих школьных

предметов способы получения и применения

знаний

Учебно-информационные

и учебно-

интеллектуальные

:

обеспечивают школьнику

нахождение, переработку и

использование

информации для решения

учебных задач

,

четкую

структуру содержания

процесса постановки и

решения учебных задач.

Учебно-коммуникативные:

позволяют школьнику

организовать сотрудничество со

старшими и сверстниками,

достигать с ними

взаимопонимания,

организовывать совместную

деятельность с разными людьми.

Учебно-организационные:

обеспечивают планирование,

организацию, контроль,

регулирование и анализ собственной

учебной деятельности учащимися.

Универсальные

учебные

действия

это

обобщенные

действия,

открывающие

возможность

широкой

ориентации

учащихся,

как

в

различных

предметных

областях,

так

и

в

строении

самой

учебной

деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности,

ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Начальное общее образование

Основное общее образование

Универсальные учебные

действия

(УУД)

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Личностные УУД

Коммуникативны

е УУД

Познаватель

ные УУД

Регулятивные

УУД

Межпредметные

понятия

ГОС

ФГОС нового поколения

-

Личностные УУД

Общеучебные

умения и навыки

(надпредметные)

Метапредметные УУД

Учебно-

организационные:

обеспечивают

планирование,

организацию,

контроль,

регулирование

и анализ собственной

учебной деятельности

учащимися.

Регулятивные УУД:

1.Умение

самостоятельно

и

при

помощи

педагога

определять цели

обучения,

ставить

и

формулировать

новые

задачи

в

учебе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности.

2.Умение

самостоятельно

и

при

помощи

педагога

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения

учебных

и

познавательных задач.

3.Умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами, осуществлять контроль своей деятельности

в

процессе

достижения

результата,

определять

способы

действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать

свои

действия

в

соответствии

с

изменяющейся ситуацией.

4.Умение оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи, собственные возможности ее решения.

5.Владение

о сновами самоконтроля,

самооценки,

принятия решений и осуществления осознанного выбора в

учебной и познавательной деятельности.

Учебно-

информационные и

учебно-

интеллектуальные

:

обеспечивают

школьнику нахождение,

переработку и

использование

информации для

решения учебных задач

,

обеспечивают

четкую структуру

содержания процесса

постановки и решения

учебных задач.

Познавательные УУД:

1.Умение

при

помощи

педагогов определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

устанавливать

причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение и

делать выводы.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и

символы,

модели

и

схемы

для

решения

учебных

и

познавательных задач.

3.Смысловое чтение.

4.Формирование

и

развитие

экологического

мышления,

у м е н и е п р и м е н я т ь

е го

в

п о з н а в а т е л ь н о й ,

ком м у н и кат и в н о й ,

с о ц и а л ь н о й

п р а к т и ке

и

профессиональной ориентации.

6.Развитие мотивации к овладению культурой активного

использования словарей и других поисковых систем.

Учебно-

коммуникативные:

позволяют школьнику

организовать

сотрудничество со

старшими и

сверстниками, достигать

с ними

взаимопонимания,

организовывать

совместную

деятельность с разными

людьми.

Коммуникативные УУД:

1.Умение

организовывать

учебное сотрудничество

и

совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать

индивидуально

и

в

группе: находить

общее

решение

и

разрешать

конфликты

на

о с н ов е

с о гл а с о в а н и я

п о з и ц и й

и

у ч е т а

и н т е р е с о в;

формулировать,

аргументировать

и

отстаивать

свое

мнение.

2.Умение при помощи педагога осознанно использовать

речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для

планирования и регуляции своей деятельности; владение

устной и письменной речью, монологической контекстной

речью.

3.Формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных

технологий (далее – ИКТ).

Специфические

(узкопредметные)

умения и навыки

Предметные УУД

Мы

увидели,

что

УУД

не

абсолютно

новое

понятие,

а

более

расширенное, синонимичное общеучебным умениям и навыкам и способам

деятельности.

Несколько лет назад наш педагогический коллектив активно работал по

общешкольной

методической

теме

«Личностно-деятельностный

подход

в

обучении

и

воспитании

детей

с

нарушениями

слуха».

Изучением

этой

проблемы

в

сурдопедагогике

занималась

Е.К.

Речицкая,

известный

российский сурдопедагог. В основе этого подхода личность рассматривается

как субъект деятельности, которая, формируясь в деятельности и в общении с

другими людьми, определяет характер как деятельности, так и общения.

(предложить изучить, показать сурдопедагогику)

Если обратить внимание на те умения, которым должны научится наши

обучающиеся

при

формировании

УУД

(показать

слайды),

на

структуру

наших

уроков,

учитывающим

личностно-деятельностный

подход

(психол.настрой, рефлексия, самооценка и др.), если посмотреть в программе

для глухих весь речевой материал, необходимый для организации обучения,

формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа парами,

коллективная работа. То видно, что это для нас не ново, мы над этим уже

работаем.

Те

умения,

которые

должны

быть

сформированы

у

детей

в

процессе

обучения

по

ФГОС

НОО

и

ООО,

уже

заложены

спецификой

обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, т.е. сурдопедагогикой.

Единственное, к чему мы должны стремится – это научить наших детей

самостоятельно

учиться:

уметь

самим

добывать

знания

из

различных

источников,

применять

имеющиеся

знания

на

практике,

в

жизни,

при

изучении других учебных предметов. Это и есть принципиальное отличие

УУД от ОУУН.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных

классах

и

в

среднем

звене.

Прежде

всего,

все

изменения

связаны

с

возрастными

особенностями

учеников,

сменой

целевых

ориентиров

и

характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

Программа

формирования

УУД

у

глухих

и

слабослышащих

обучающихся

является

одной

из

структурных

элементов адаптированной

образовательной программы начального и основного общего образования.

Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 в ФГОС ООО

(утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010. № 1897) внесены изменения.

В

частности,

Личностные

результаты

освоения

адаптированной

образовательной

программы

основного

общего

образования

должны

отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том

числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной

речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации

на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной

программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок

(аграмматизмов) в письменной и устной речи.

(Работу в этом плане можно отнести к формированию познавательных УУД).

Предметные

результаты

по

учебному

предмету

«Русский

язык»

отражают

для

глухих,

слабослышащих,

позднооглохших

обучающихся

формирование

и

развитие

основных

видов

речевой

деятельности

обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых

аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма.

(рассказать о результатах мониторинга по формированию коммуник.умений)

Безусловно,

учитель

играет

ведущую

роль

в

формировании

УУД.

Подбор

содержания,

речевых

средств,

разработка

конкретного

набора

наиболее

эффективных

учебных

заданий

рамках

каждой

предметной

области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога

грамотного подхода.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники