Напоминание

"Формирование культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Кречетова Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄С 250
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 12.10.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование культурно-гигиенических навыков у детей

младшего дошкольного возраста.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их

формировании идёт не простое усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс

социализации малыша, ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он

осваивает предметные действия.Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры

поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви,

продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети

должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому

человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый

человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в

работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности

социализации детей, но и для их здоровья.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте,

опрятности, порядку.Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста

является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому

образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков ГКП (от 3 до 4 лет)

1. Учить детей самостоятельно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место.

2.Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым

ртом.

3.Учить детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

1.Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть

бесшумно,

2.Продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом),

салфеткой,

3.Учить полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

1.Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)

2.Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом

3.Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул,

благодарить взрослых.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

1.Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол,

бесшумно пить и пережевывать пищу

2.Правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.

Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то

стал значительно опрятнее и т.д.).

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований

со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем,

медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять

гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали

ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

прямое обучение;

показ;

упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода

дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя

специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные

сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог

сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о

последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о

пользе физкультурных упражнений.

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических

навыков у детей раннего возраста.

"Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям

взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать

последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");

открыть кран; сложить ладони рук "лодочкой"; подставить руки под струю воды; закрыть кран;

вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание

ребенка на положение рук.

"Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у

куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем

красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша

попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее,

вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало,

обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники