Автор: Кречетова Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄С 250
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста.
Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их
формировании идёт не простое усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс
социализации малыша, ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он
осваивает предметные действия.Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви,
продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети
должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому
человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый
человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в
работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности
социализации детей, но и для их здоровья.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте,
опрятности, порядку.Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста
является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому
образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков ГКП (от 3 до 4 лет)
1. Учить детей самостоятельно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место.
2.Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым
ртом.
3.Учить детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
1.Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть
бесшумно,
2.Продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом),
салфеткой,
3.Учить полоскать рот после еды.
Старшая группа (от 5 до 6 лет).
1.Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)
2.Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
3.Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул,
благодарить взрослых.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
1.Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол,
бесшумно пить и пережевывать пищу
2.Правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.
Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то
стал значительно опрятнее и т.д.).
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований
со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем,
медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять
гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали
ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
прямое обучение;
показ;
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода
дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя
специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные
сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог
сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о
последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о
пользе физкультурных упражнений.
Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста.
"Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям
взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать
последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
открыть кран; сложить ладони рук "лодочкой"; подставить руки под струю воды; закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание
ребенка на положение рук.
"Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у
куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем
красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша
попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее,
вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало,
обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.