Напоминание

"Организация образовательного процесса в группе компенсирующего вида для детей с расстройством аутистического спектра."


Автор: Игошева Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №168" для детей с соматическими заболеваниями (дошкольное отделение)
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация образовательного процесса в группе компенсирующего вида для детей с расстройством аутистического спектра."
Дата публикации: 12.10.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация образовательного процесса с детьми

дошкольного возраста в группе компенсирующего вида для детей с

расстройством аутистического спектра».

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

то они могут нас чему-то научить»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне

специальных условий обучения и воспитания.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования

является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,

эффективной самореализации в различных видах профессиональной и

социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права

детей с ограниченными возможностями здоровья на образование

рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в

области образования и социально-экономического развития Российской

Федерации.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с

ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что

они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,

развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих

сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать,

размышлять, сопереживать.

Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными

возможностями мы считаем:

1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно -

образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и

сотрудничество.

2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными

потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.

3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений

физического и психического развития;

4. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях

обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив

сверстников группы.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с

ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди

сверстников в обычной группе. Так и в нашем детском саду в моей группе

есть 1 ребенок с ДЦП.

При поступлении этого ребенка в наш детский сад, заведующей был издан

приказ о создании группы комбинированной направленности, было

разработано и утверждено Положение о такой группе.

Для ребенка, который получает дошкольное образование, разработана

специальная образовательная программа, индивидуальный образовательный

маршрут. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в

дошкольном образовательном учреждении призвана улучшить психическое и

физическое здоровья ребенка с ОВЗ, направлена на создание благоприятных

условий пребывания в группе сверстников, способствует развитию

способностей ребенка и помогает выбрать у каждого ребенка с ОВЗ

адаптационные механизмы к социуму.

Все мероприятия, проводимые с ребенком ОВЗ (из индивидуального

образовательного маршрута) планируются в календарном плане работы на

каждый день.

При проектировании индивидуальной программы следует опираться на ряд

принципов:

• принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть

индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;

• принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с

замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема

программного материала по всем разделам программы и более

рациональному использованию времени для изучения определенных тем;

• принцип линейности и концентричности. При линейном построении

программы темы следует располагать систематически, последовательно по

степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении

программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это

дает возможность более прочного усвоения материала.

• принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания

программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение

последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Наша индивидуальная программа разработана в связи cо снижением

познавательной активности, недостаточным развитием познавательных

процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого

развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и

интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных

операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных

представлений, общей и мелкой моторики.

Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие

коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью

профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе

представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия,

тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и

произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и

временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование

мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения,

обобщения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале

учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество

занятий – 24.

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная

активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается

потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности,

развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-

развивающей работе.

3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Предлагаю Вашему вниманию положение о группе комбинированной

направленности, образовательную программу, индивидуальный

образовательный маршрут с приложениями, план работы по физическому

воспитанию, календарный план работы на день.

В образовательной программе и индивидуальном образовательном маршруте

для ребенка с ОВЗ предусмотрена коррекционная работа по образовательным

областям.

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий

для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его

социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Охарактеризуем основные образовательные области.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение

оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи

социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных

навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных

оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно

воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к

ним;

• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения,

нравственного отношения к позитивным национальным традициям и

общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в

условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте

различных видов детской деятельности и в свободном общении.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов

умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и

обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы

окружающей действительности дошкольников с ограниченными

возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия,

мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие

задачи познавательного развития:

формирование и совершенствование перцептивных действий;

ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

развитие внимания, памяти;

развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную

деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок

мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо

применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно

трудно выполнять задания (дети с ДЦП).

Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи

как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления

разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего

народа.

Задачи развития речи:

формирование структурных компонентов системы языка — фонетического,

лексического, грамматического;

формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции —

развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и

речи.

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах

деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование,

лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный

деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее

значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной

литературы.

Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность,

так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой

способности, речевой деятельности.

Воспитатель в первую очередь занимается закреплением навыков правильной

речи.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру,

накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического

вкуса, художественных способностей, освоение различных видов

художественной деятельности. В этом направлении решаются как

общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых

стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма,

цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои

творческие способности.

Основные направления работы в данной образовательной области:

«Художественное творчество». Основная цель — обучение детей созданию

творческих работ. Специфика методов обучения различным видам

изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями

здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их

психофизиологическим особенностям.

«Музыка». Основная цель — слушание детьми музыки, пение, выполнение

музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных

инструментах.

Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма,

развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-

пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе

организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная

расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения

изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.

В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого

на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается

широкое варьирование организационных форм коррекционно-

образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с

отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма

и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных

членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников

воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них

навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом

повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной

интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь

наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами

можно только совместными усилиями.

«Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»



В раздел образования