Автор: Гонежук Саида Аскеровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Адыгейска
Наименование материала: РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Тема: РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Гонежук Саида Аскеровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4 Чебурашка» г. Адыгейска
Образование детей с различными вариантами особых образовательных
потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего
времени
термин
«дети
с
особыми
образовательными
потребностями»
рассматривалось
однозначно
-
как
категория
детей,
юридически
определяемых как «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).
Это традиционный подход отечественной дефектологии.
В
настоящее
время
происходит
дальнейшая
дифференциация
понятия
«особые образовательные потребности». Наряду с традиционным выделяется
такой термин, как « особые образовательные потребности одаренных детей»,
особыми можно назвать образовательные потребности детей с нарушениями
в
поведении,
педагогически
запущенных
детей,
леворуких
детей,
нуждающихся
в
индивидуальных
образовательных
маршрутах.
Иными
словами,
сегодня
к
категории
детей
с
особыми
образовательными
потребностями относят и тех детей, которые, так или иначе, отличаются от
большинства. Это дети, говорящие на другом языке, принадлежащие к иным
культурам,
отличающие
друг
от
друга
стилем
жизни,
вероисповеданием,
имеющие
разные
интересы
и
способности
к
обучению.
Таким
образом,
традиционный термин « дети с особыми образовательными потребностями
«приобретает сегодня инновационный смысл и содержание.
Введение
в
человеческое
сообщество
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
является
основной
задачей
всей
системы
коррекционной
помощи,
конечной
целью
которой
является
социальная
интеграция,
направленная
на
включение
ребенка
в
жизнь
общества.
Образовательная
же
интеграция,
являясь
частью
социальной
интеграции,
рассматривается как процесс воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья совместно с обычными.
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей
с особыми образовательными потребностями:
-дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и
ментального
развития
в
специальных
(коррекционных)
учреждениях
1-7
видов;
-интегрированное обучение детей в специальных классах, группах в
образовательных учреждениях;
-инклюзивное
обучение,
когда
дети
с
особыми
образовательными
потребностями обучаются в группе вместе с обычными дети.
К
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
относят:
детей-
инвалидов; детей с диагнозом умственной отсталости; детей с нарушением
слуха,
зрения,
недоразвитостью
речи;
детей
с
аутизмом;
детей
с
комбинированными нарушениями в развитии.
Интеграция - не новая для Российской федерации проблема. В детских
садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии.
Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально
развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить
на четыре группы:
1.Дети, чья «интеграция» обусловлена тем, что отклонение в развитии не
было выявлено.
2.Дети,
родители
которых,
зная
об
особых
проблемах
ребенка
,
по
разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или в школе.
3.Дети,
которые
в
результате
длительной
работы,
проводимой
родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально
развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им
интегрированное обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают
лишь
эпизодическую
коррекционную
помощь,
при
этом
связь
между
учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы
осуществляется в основном через родителей.
4.Дети, обучающиеся в специальных дошкольных группах и классах в
массовых
детских
садах
и
школах,
чье
обучение
и
воспитание
осуществляется с учетом отклонений в из развитии, но специальные группы
и классы часто оказываются обособленными, изолированными.
В
ходе
интегрированного
обучения
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
по
возможности
предоставляются
специальные
условия
и
воспитания
в
соответствии
с
потребностями
ребенка
и
заключениями
психолого-медико-педагогической
комиссии.
С
учетом
психофизиологических
особенностей,
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные
планы,
включающие
график
обучения
для
данного
лица,
учебную
нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.
Инклюзивное
или
включенное
образование
-
термин,
который
используется
для
описания
процесса
обучения
детей
с
особыми
потребностями в общеобразовательных школах, садах.
Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при
котором
все
дети,
в
независимости
от
их
физических,
психических,
интеллектуальных
и
других
потребностей,
включены
в
общую
систему
образования.
Они
посещают
образовательные
сады,
школы
по
месту
жительства
вместе
со
своими
сверстниками
без
инвалидности,
при
этом
учитываются
их
особые
образовательные
потребности.
Кроме
того,
и
оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования
положена
идеология,
которая
исключает
любую
дискриминацию
детей
-
обеспечивается
равное
отношение
ко
всем
людям,
но
создаются
особые
условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего
социального
подхода
-
нужно
изменять
не
людей
с
ограниченными
возможностями,
а
общество
и
его
отношение
к
инвалидам.
Инклюзия
признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей
с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она
дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия
критериям школьной системы. Вместе с тем, дети находятся в коллективе,
учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно
с педагогом творчески решать образовательные проблемы.
Инклюзивное
образование
предполагает
принятие
учеников
с
ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в саду,
включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные
формы
обучения
и
групповое
решение
задач,
использование
стратегии
коллективного участия – игры, исследования.
Инклюзивное
образование
расширяет
личностные
возможности
всех
детей,
помогает
развить
гуманность,
толерантность,
готовность
помогать
сверстникам.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения
между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка,
поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный
совет.
Сотрудничество
педагогов
и
родителей
поможет
посмотреть
на
ситуацию с разных сторон, а, следовательно - позволит взрослым понять
индивидуальные
особенности
ребенка,
выявить
его
способности
и
сформировать правильные жизненные ориентиры.