Напоминание

РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ


Автор: Гонежук Саида Аскеровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Адыгейска
Наименование материала: РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Тема: РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Дата публикации: 12.10.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Гонежук Саида Аскеровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 4 Чебурашка» г. Адыгейска

Образование детей с различными вариантами особых образовательных

потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего

времени

термин

«дети

с

особыми

образовательными

потребностями»

рассматривалось

однозначно

-

как

категория

детей,

юридически

определяемых как «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).

Это традиционный подход отечественной дефектологии.

В

настоящее

время

происходит

дальнейшая

дифференциация

понятия

«особые образовательные потребности». Наряду с традиционным выделяется

такой термин, как « особые образовательные потребности одаренных детей»,

особыми можно назвать образовательные потребности детей с нарушениями

в

поведении,

педагогически

запущенных

детей,

леворуких

детей,

нуждающихся

в

индивидуальных

образовательных

маршрутах.

Иными

словами,

сегодня

к

категории

детей

с

особыми

образовательными

потребностями относят и тех детей, которые, так или иначе, отличаются от

большинства. Это дети, говорящие на другом языке, принадлежащие к иным

культурам,

отличающие

друг

от

друга

стилем

жизни,

вероисповеданием,

имеющие

разные

интересы

и

способности

к

обучению.

Таким

образом,

традиционный термин « дети с особыми образовательными потребностями

«приобретает сегодня инновационный смысл и содержание.

Введение

в

человеческое

сообщество

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

является

основной

задачей

всей

системы

коррекционной

помощи,

конечной

целью

которой

является

социальная

интеграция,

направленная

на

включение

ребенка

в

жизнь

общества.

Образовательная

же

интеграция,

являясь

частью

социальной

интеграции,

рассматривается как процесс воспитания и обучения детей с ограниченными

возможностями здоровья совместно с обычными.

В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей

с особыми образовательными потребностями:

-дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и

ментального

развития

в

специальных

(коррекционных)

учреждениях

1-7

видов;

-интегрированное обучение детей в специальных классах, группах в

образовательных учреждениях;

-инклюзивное

обучение,

когда

дети

с

особыми

образовательными

потребностями обучаются в группе вместе с обычными дети.

К

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

относят:

детей-

инвалидов; детей с диагнозом умственной отсталости; детей с нарушением

слуха,

зрения,

недоразвитостью

речи;

детей

с

аутизмом;

детей

с

комбинированными нарушениями в развитии.

Интеграция - не новая для Российской федерации проблема. В детских

садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии.

Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально

развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить

на четыре группы:

1.Дети, чья «интеграция» обусловлена тем, что отклонение в развитии не

было выявлено.

2.Дети,

родители

которых,

зная

об

особых

проблемах

ребенка

,

по

разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или в школе.

3.Дети,

которые

в

результате

длительной

работы,

проводимой

родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально

развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им

интегрированное обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают

лишь

эпизодическую

коррекционную

помощь,

при

этом

связь

между

учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы

осуществляется в основном через родителей.

4.Дети, обучающиеся в специальных дошкольных группах и классах в

массовых

детских

садах

и

школах,

чье

обучение

и

воспитание

осуществляется с учетом отклонений в из развитии, но специальные группы

и классы часто оказываются обособленными, изолированными.

В

ходе

интегрированного

обучения

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

по

возможности

предоставляются

специальные

условия

и

воспитания

в

соответствии

с

потребностями

ребенка

и

заключениями

психолого-медико-педагогической

комиссии.

С

учетом

психофизиологических

особенностей,

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные

планы,

включающие

график

обучения

для

данного

лица,

учебную

нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.

Инклюзивное

или

включенное

образование

-

термин,

который

используется

для

описания

процесса

обучения

детей

с

особыми

потребностями в общеобразовательных школах, садах.

Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при

котором

все

дети,

в

независимости

от

их

физических,

психических,

интеллектуальных

и

других

потребностей,

включены

в

общую

систему

образования.

Они

посещают

образовательные

сады,

школы

по

месту

жительства

вместе

со

своими

сверстниками

без

инвалидности,

при

этом

учитываются

их

особые

образовательные

потребности.

Кроме

того,

и

оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования

положена

идеология,

которая

исключает

любую

дискриминацию

детей

-

обеспечивается

равное

отношение

ко

всем

людям,

но

создаются

особые

условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Модель инклюзивного образования строится на основании следующего

социального

подхода

-

нужно

изменять

не

людей

с

ограниченными

возможностями,

а

общество

и

его

отношение

к

инвалидам.

Инклюзия

признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей

с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она

дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия

критериям школьной системы. Вместе с тем, дети находятся в коллективе,

учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно

с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Инклюзивное

образование

предполагает

принятие

учеников

с

ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в саду,

включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные

формы

обучения

и

групповое

решение

задач,

использование

стратегии

коллективного участия – игры, исследования.

Инклюзивное

образование

расширяет

личностные

возможности

всех

детей,

помогает

развить

гуманность,

толерантность,

готовность

помогать

сверстникам.

Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения

между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка,

поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный

совет.

Сотрудничество

педагогов

и

родителей

поможет

посмотреть

на

ситуацию с разных сторон, а, следовательно - позволит взрослым понять

индивидуальные

особенности

ребенка,

выявить

его

способности

и

сформировать правильные жизненные ориентиры.



В раздел образования