Напоминание

ГРАЖДАНСКО–ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ


Автор: Сивцева Раиса Семеновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова"
Населённый пункт: РС(Я), Намский район, село Столбы
Наименование материала: Доклад
Тема: ГРАЖДАНСКО–ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Хатырыкская средняя общеобразовательная школа

им.М.К.Аммосова» муниципального образования «Намский улус»

Республики Саха (Якутия)»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Выполнила: Сивцева Раиса Семеновна,

учитель математики

2017 г., с.Столбы

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Понятие о патриотизме…………………………………………………..

Глава II. Гражданско - патриотическое воспитание в школе……………………

Глава III. Реализация направлений гражданско-патриотического воспитания

в классном коллективе…………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………………

Приложение

Тезисы к докладу «Гражданско-патриотическое воспитание в классном коллективе»

Сивцева Р. С.

Условия,

в

которых

сегодня

находится

российское

общество

в

целом

пока

неблагоприятны

для

формирования

у

подрастающего

поколения

патриотического

самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Требуется

постепенное

формирование

активной

гражданской

позиции,

осознание

своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за

свою страну и народ, уважения к его истории и страницам прошлого – гордится великими

достижениями,

а

также

критически

оценивать

негативные

моменты

отечественной

истории, не впадая во всеобщее очернительство.

Целью

работы

по

гражданско

патриотическому

воспитанию

подрастающего

поколения является – создание образовательной среды для воспитания гражданина

-

патриота, реализация направлений через учебно-внеклассную деятельность.

В процессе моей деятельности, как классного руководителя, я ставила следующие

задачи:

1.

Определить и охарактеризовать основную сущность гражданско-

патриотического воспитания и определить основные направления

воспитательной деятельности.

2.

Привлекать учащихся и родителей в мероприятиях по гражданско –

патриотическому воспитанию.

3.

Обобщить опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Патриотизм

-

нравственный

и

политический

принцип,

социальное

чувство,

содержанием

которого

является

любовь

к

Отечеству

и

готовность

подчинить

его

интересам

свои

частные

интересы.

Патриотизм

предполагает

желание

сохранить

характер своего народа и культурные особенности, идентификация себяс другими членами

народа,стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм – одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в

чувстве

любви,

гордости,

признания

своему

Отечеству,

его

истории

и

культуре,

традициям,

в

осознании

гражданского

долга

перед

ним,

в

готовности

к

защите

его

интересов,

формированию

у

учащихся

чувства

готовности

к

выполнению

своего

гражданского долга и конституционных обязанностей.

Гражданско-патриотическое

воспитание

один

из

приоритетов

воспитательной

работы школы. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином

и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей

школы и малой родины, знать их историю, активно участвовать в их жизни.

В

данном

направлении

воспитательной

работы

можно

выделить

целый

комплекс

задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности в своей семье, дому, школе, улице,

городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о географии России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Решая эти задачи, школа работает по следующим направлениям:

1.

Историко-краеведческое

2.

Гражданско-патриотическое

3.

Социально-патриотическое

4.

Военно-патриотическое

5.

Героико-патриотическое

Патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное

(в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе и общественной

жизни,

о

нормах

поведения,

но

и

обязательно

требует

формирования

социально-

направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и

моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и

убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной,

эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь.

Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность

учащихся,

усиление

роли

самостоятельных

и

практических

работ

обеспечивают

сознательное

усвоение

знаний

и

создают

условия

для

их

применения.

И

в

этой

деятельности

важную

роль

играет

классный

руководитель,

его

системная

грамотно

построенная работа по данному направлению и личный пример.

В итоге совместной работы с классным коллективом и родителями по гражданско-

патриотическому воспитании добилась неплохих результатов.

Накоплен хороший опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию как

классного

руководителя.

Разработаны

циклы

классных

часов

и

бесед

по

данному

направлению. Например: «Человек и права» приводится приложении данного доклада.

Гражданско-патриотического воспитание в современной России актуально.

Условия,

в

которых

сегодня

находится

российское

общество

в

целом

пока

неблагоприятны

для

формирования

у

подрастающего

поколения

патриотического

самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд

факторов,

которые

противоречат

гражданско-патриотическому

воспитанию

и

ограничивают его эффект:

-

в

настоящее

время

Россия

переживает

духовный

кризис.

Вслед

за

распадом

коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;

-

основательно

дискредитированы

понятия

общего

блага

и

социальной

справедливости;

- поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и

консолидировать общество, не принесли желаемых результатов;

-

упадок

общественной

морали,

которая

не

может

быть

остановлена

без

приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Однако с

90-е

г.г.

приоритетом

школьной

реформы

стал

перенос

акцента

с

воспитательной

деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения

(гуманистический

характер

образования,

приоритет

общечеловеческих

ценностей,

свободы и плюаризма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели

воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной

российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно-нравственное

развитие человека в процессе образования;

- единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские

организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее

свободу

от

какой-либо

идеологии.

Оказавшись

в

новой

рыночной

среде,

без

государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание

детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными

группировками левого и правого толка;

- однако и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого

успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно

высокий

уровень

социальной

дифференциации

нас еления,

д е с т р у к ц и я

коллективистических начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданский

идеалов и общественных ценностей;

-

нравственное

воспитание

личности

не

могут

рассматриваться

в

отрыве

от

социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере

действует

формула:

какого

сегодняшнее

общество

такова

и

молодежь,

какова

сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско-патриотического

самосознания.

Остановить

эти

негативные

процессы

может

только

возрождение

российского

общества,

изменение

в

позитивную

сторону

морально-психологического

климата

в

стране..

Уже

одно

это

делает

принципы

гражданско-патриотического

воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной

и педагогической задачей.

Что такое патриотизм?

Дадим понятия «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1.

Главный из них – наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека,

почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины,

любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций,

преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.

Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам,

проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного.

Высший

показатель

данного

параметра

благожелательность

ко

всем

своим

соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того

общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

3.

Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее

приукрашения

и

обустройства,

помощи

и

взаимовыручки

своих

земляков

и

соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских

отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития

всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и

против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий

патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там. У себя на

Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей

ущерб.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании).

О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам

себя

так

называет,

а

тот,

кого

будут

чтить

таковым

другие,

но

прежде

всего

его

соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать

только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье,

хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих

потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом,

двор)

и

постоянно

улучшающего

свой

быт,

образ

жизни

и

культуру

поведения,

работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях

или

организациях

патриотической

ориентации,

т.е.

направленных

на

объединение

сограждан

в

целях

достижения

патриотических

целей

и

совместного

выполнения

патриотических задач то или иной степени сложности и важности по обустройству и

развитию

своей

Родины,

по

оздоровлению,

умножению

числа

своих

просвещенных

соотечественников.

Итак,

патриотизм

одна

из

базовых

составляющих

личности,

гражданина,

выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и

культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите

его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего

гражданского долга и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание в школе

В

российскую

политику

возвращается

понятие

«патриотизм».

К

ориентирам

социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания –

служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского

долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и

укрепления государства.

И поэтому, в основу политики формирования патриотического сознания граждан

положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания.

К системе гражданско-патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в

образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как

гражданственность

и

патриотизм;

массовая

патриотическая

работа,

осуществляемая

государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ,

научных

организаций,

творческих

союзов,

направленная

на

освещение

проблем

гражданско-патриотического воспитания.

Происходящая

в

России

дифференциация

школьного

образования

по

профилям

заставляет

по

новому

взглянуть

на

содержание

наработок

последних

лет

в

области

гражданско-патриотического

воспитания.

Оно

стало

направлением

образовательной

политики

России.

Это

система

знаний

интегрированного

и

обобщающего

характера,

акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на

выработке

стратегии

поведения

современного

человека.

В

связи

с

этим

гражданско-

патриотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная

форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации

школьной

жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников

образовательного процесса.

В

национальной

доктрине

образования

в

Российской

Федерации

и

в

Концепции

модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного

направления

деятельности

современной

школы

названо

гражданское

образование

и

воспитание.

По

новому

в

государственной

программе

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации»

поставлена

задача

формирования

патриотических

чувств

и

создания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,

сохранения чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина-патриота

Родины.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что

школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее,

связывая его с будущим страны.

Гражданско-патриотическое

воспитание

один

из

приоритетов

воспитательной

работы

нашей

школы.

Гражданин

и

патриот

начинается

в

школе:

прежде

чем

стать

гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и

патриотом своей школы и малой родины, знать их историю, активно участвовать в их

жизни.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная

дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на

общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное

воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов

формирования

патриотизма.

В

общественном

сознании

получили

широкое

распространение

равнодушие,

эгоизм,

индивидуализм,

цинизм,

некая

агрессивность,

неуважительное

отношение

к

родному

государству,

окружающим.

Социально-

экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация

духовных

ценностей

оказали,

к

сожалению,

негативное

влияние

на

общественное

сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от

уровня

сформированности

гражданской

и

патриотической

позиции

у

подрастающего

поколения,

потребности

в

духовно-нравственном

совершенствовании,

уважения

к

историко-культурному

наследию

своего

народа.

В

связи

с

этим,

составной

частью

образовательного

процесса

становится

национально-патриотическое

воспитание

подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и

ощущение

своей

неразрывности

с

окружающим

миром,

желание

сохранять

и

приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить

целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности в своей семье, дому, школе, улице,

городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о географии России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Решая эти задачи, школа работает по следующим направлениям:

6.

Историко-краеведческое

7.

Гражданско-патриотическое

8.

Социально-патриотическое

9.

Военно-патриотическое

10. Героико-патриотическое

В

том

числе

подготовить

наших

подростков

к

защите

Отечества,

к

службе

в

вооруженных силах. Эти задачи решаются совместными усилиями общеобразовательных

учреждений, учреждениями, дополнительного образования, конечно же, семьи и других

общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на

единой

основе

с

учетом

профиля

образовательного

учреждения,

назначения

и

воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей,

реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно,

тесной

взаимосвязи

военно-патриотических

и

других

мероприятий

с

учебно-

воспитательном

процессом

и

оборонно-массовой

работой.

Патриотическое,

а

в

отношении мальчиков и военно-патриотическое воспитание начинается с семьи, поскольку

в семье закладываются все виды социального воспитания ребенка. Опыт, традиции, уклад

жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и

навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья,

тесно

сотрудничая

с

образовательным

учреждением,

обогащает

все

эти

элементы

воспитания.

Родители,

педагоги,

специалисты

военного

дела,

активисты

оборонно-

массовой работы – своими советами и непосредственным участием в педагогическом

процессе

способствуют

воспитанию

молодого

человека

патриотом

и

защитником

Отечества.

Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и

внеурочную деятельность:

- беседы, классные часы, читательские конференции;

- тематические утренники, проведение совместных праздников;

- торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

-

экскурсии,

целевые

прогулки,

игры

гражданско-патриотического

содержания,

походы по историческим местам;

- смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница»;

- конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

- ролевые игры, проигрывание ситуаций;

- встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей

Родины;

- празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров

видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни;

- посещение воинской части;

- обращение к государственной символике;

- краеведческая деятельность;

-

поисковая

работа

группы

«Память»,

сбор

материала

о

судьбе

своих

предков,

родственников – участников ВОВ, локальных войн;

- знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

Социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», операция «Забота».



В раздел образования