Напоминание

Конспект интегрированного занятия " Семья. Генеалогическое древо"


Автор: Ластовец Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Каргасокский д⁄с №27"
Населённый пункт: с. Каргасок, Томская область
Наименование материала: учебно–методический материал
Тема: Конспект интегрированного занятия " Семья. Генеалогическое древо"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Тема «Семья. Генеалогическое древо».

Тип: интегрированное.

Возраст детей: старшая группа.

Форма: образовательная деятельность.

Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых

родственных отношениях; закреплять знания называть свою фамилию, имя, отчество и

имена, отчества членов семьи. Познакомить детей с пословицами и поговорками о семье.

Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее

генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный

интерес.

Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам

прилагательные.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Воспитывать интерес к творческой деятельности. Продолжать развивать аккуратность в

выполнении аппликации: пользоваться салфеткой при работе с клеем, равномерно

наносить клей на бумагу в соответствии с ее размером.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Повысить у ребенка ощущение значимости своей личности внутри семьи. Воспитывать у

ребенка гордость за свою семью, укреплять любовь и привязанность к близким людям,

Продолжать воспитывать уважительное отношение к сверстникам: не перебивать,

внимательно выслушивать рассказ собеседника.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Активизировать двигательную активность детей, развивать интерес к выполнению

различных движений имитационного характера, развивать общую моторику.

Оборудование и материалы для педагога: мультимедийное оборудование,

мультимедийная презентация, письмо, изображения генеалогических деревьев, мяч.

Оборудование для детей: Лист бумаги А4 с силуэтом дерева, клеенка, салфетка, розетка с

клеем, кисточка, подставка с кружочками из цветной бумаги разных цветов (2 коричневых,

2 желтых, 1 красный, 1 синий, 1 розовый, 1 голубой, 1 зеленый, 1 оранжевый).

Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, беседы, игры,

чтение художественной литературы по теме.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

В: Солнышко встало, утро настало

Ты мне руку подай, в хоровод скорей вставай.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем:

-Доброе утро! (Дети здороваются)

Ребята, сегодня у нас гости. Поприветствуем гостей.

В: Дети, к нам в группу пришло письмо, как вы думаете от кого оно? Да, от домовенка

Кузи. Воспитатель читает письмо.

Дорогие, ребята!

Посылаю вам диск с заданиями и рассказами о самом главном в жизни человека. А о чем

пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус.

Ваш домовенок Кузя.

Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему

занятия. На слайде изображение «7я». Слайд 2.

В: Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о

семье.

Как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья – это мама, папа и я. Бабушки и дедушки. Семья – это люди, которые

заботятся друг о друге и любят друг друга.

Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос:

«А почему именно семь «я»?»

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

В: Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, ребенок.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки,

мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и

бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и

ребенок и т. д. О своей семье расскажет нам ( Катя)

Очень мудрые дедули,

Две бабули – красотули.

Папа, мамочка и я

Это вся моя семья.

Слайд 3.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т.

д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

В: Дети вы похожи на своих родителей, бабушек и дедушек, но сходство проявляется не

только во внешности и в чертах характера.

Дети расскажите, на кого из членов семьи они похожи?

Ребёнок:

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у мамы,

Улыбка солнечная –папы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

В: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?

Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается

назвать фамилии своих семей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого

человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа

Сергей, то отчество ребенка-мальчика( дать ответить детям), Сергеевич, а ребенка-

девочки( аналогично), Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество

и фамилию.

Дидактическая игра «Родственники».

В:

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки, а для бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки, а для бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

В: В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и

поговорки о семье?

(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:

Согласную семью и горе не берёт.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

Не будет добра, коли в семье вражда.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В своем доме и стены помогают.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

Согласная семья - самая счастливая.

(Слайд 4)

В: Ребята посмотрите на экран, что вы видите? ( ответ детей- семья)

В: Как вы думаете какая это семья? ( дать ответить детям)

«Дружная семья», ( Слайд) «Крепкая семья», ( Слайд) «Счастливая семья», ( Слайд)

«Заботливая семья», ( Слайд) ( Слайд) «Любящая семья», ( Слайд)

«Здоровая семья» – и предлагает ребятам объяснить, почему они так считают.

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною Дети выполняют движения по тексту.

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево,

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой,

И качаю головой.

В: Ребята, кто знает, как возникла первая семья? Раскопки в древних пещерах показывают,

что первые семьи появились очень давно. Мужчины, женщины и дети жили вместе

небольшими группами. (Слайд 5)Эти первобытные "семьи" не были похожи на

современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. (Слайд 6)Так появились семьи, похожие на те,

что мы видим сейчас.

С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих

родственниках. Ребята, как вы думаете, в чём может сохраниться память? ( ответ детей).

Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их

имена, фамилии в специальные тетради, (Слайд 7)чтобы потом передавать эти сведения

своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». У каждой

семьи есть своя родословная.

Люди научились изображать свою семью в виде дерева – называется оно(РОДОСЛОВНОЕ

ДЕРЕВО)- генеалогическое древо.

Сейчас я вам покажу модель генеалогического древа. (Слайд 8) Посмотрите – это модель

генеалогического древа семьи. (Слайд 9) Дети как вы думаете почему дерево?

У него есть все части, как и обычного дерева. Скажите, из чего состоит обычное дерево?

(Корни, ствол, ветки.) У генеалогического древа тоже есть корни, ствол, и ветви. Кто

может показать, где у этого дерева корни? (То же задание и по стволу, и ветвям.)

(ВСТАВИТЬ О ДЕРЕВЕ) Вы заметили, что это дерево необычно раскрашено? Какими

цветами? (Красным или розовым, синим или голубым.) Красный или розовый цвет

обозначает женскую линию нашего рода. Синий или голубой цвет обозначает мужскую

линию нашего рода. А как вы думаете, почему именно эти цвета, почему не наоборот?

Красный цвет – цвет яркий, выразительный, девочки с самого детства любят красный цвет,

розовый – символ нежности. А голубой и синий - это цвет моря, неба, а мальчики с самого

детства играют с кораблями и самолетами, мечтают покорить небесные и морские дали.

Ребята, я хочу вас научить, как сделать настоящее генеалогическое древо своей семьи.

Хотите? (Да.)

Вы его изготовите своими руками, поэтому перед работой нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кто живет у нас в квартире?»

1, 2, 3, 4,

Кто живет у нас в квартире?

(хлопаем в ладоши)

1, 2, 3, 4, 5

Всех могу пересчитать:

(ритмично загибаем пальцы в кулачок и разгибаем)

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой сверчок, щегол и я -

(загибаем поочередно пальчики)

Вот и вся моя семья!

(показать все пальчики, растопырив их в стороны)

Теперь я вас приглашаю сесть за столы на свои стульчики. Сейчас мы научимся, как

создать модель своего генеалогического древа семьи. Перед вами у каждого лежит модель

древа и

картинка, на которой каждый член семьи обозначен своим цветом: Каким цветом

обозначена бабушка (желтым), дедушка (коричневым). Эти кружки мы с вами

предварительно разместили у самых корней дерева, а почему? (ответ детей), остальные

разместим сейчас. У нас остались кружки касного цвета- мама, папа (синим), брат

(зеленым), Сестра (оранжевым)? А себя мы изобразим розовым или фиолетовым цветами.

Девочки, каким цветом? (розовым) А мальчики каким? (фиолетовым).

У вас на столах есть у каждого кружочки таких цветов. Теперь разместим их, обозначив

членов семьи, на своих древах.

Для ВОСПИТАТЕЛЯ:

Дети размещают при помощи воспитателя кружки-обозначения. Желтые и коричневые,

обозначающие дедушек и бабушек, на уровне корней, красные и синие, обозначающие

родителей, на уровне ствола, а себя и брата или сестру, в зависимости от того, кто у

ребенка есть на уровне ветвей.

Семья - святое слово,

И обижать его нельзя!

В нём наши корни, наша сила,

Наши заветные слова.

Каждому слово «семья» родное

В этом слове много тепла

Оно словно солнце большое,

Полно надежд и добра.

Семья – это радость, тепло и уют

Семья - это дом, где тебя всегда ждут.

Если мир и дружба в семье,

Вами будут гордиться все.

Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете-

Мама, папа, ты, и я-

Вместе дружная семья!

(Слайд 10)

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Рефлексия.

В: Ребята, посмотрите, какие замечательные у нас деревья получились



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники