Напоминание

Профориентационная работа в условиях коррекционной школы XIII вида


Автор: Крючкова Надежда Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КГОБУ "Полтавская специальная (коррекционная) школа интернат
Населённый пункт: с. Полтавка, Октябрьский район, Приморский край
Наименование материала: Доклад
Тема: Профориентационная работа в условиях коррекционной школы XIII вида
Дата публикации: 11.10.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Полтавская специальная (коррекционная) школа – интернат».

Профориентационная работа

в условиях коррекционной школы

VIII вида

(доклад)

Подготовила и провела

Учитель математики

Крючкова Надежда Ивановна

с. Полтавка

В

коррекционной

школе VIII

вида

подготовка

детей

с

ОВЗ

к

самостоятельной

жизни

производственному

труду

является

важнейшей

задачей,

решение

которой

обеспечивается

всей

системой

учебно-

воспитательной

и

коррекционной

работы

педагогического

коллектива.

В

школе

осуществляется

система

психолого-педагогических

мероприятий,

помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом своих

способностей и потребности общества. Коррекционное учреждение VIII вида

нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений

и

навыков

у

детей,

но

и

на

подготовку

своих

воспитанников

к

самостоятельной

жизни

и

деятельности

в

естественном

социальном

окружении.

В связи с этим задача по развитию интеллектуальных и адаптационных

функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового

воспитания и обучения в школе VIII вида. Ее решение позволяет выпускнику

быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному

включению

в

производительный

труд.

Некоторая

часть

выпускников

коррекционных

школ

идут

на

производство,

выполняя

там

тяжелые

неквалифицированные

виды

труда,

но

значительная

доля

выпускников

завершают

профессиональное

образование

в

специальных

группах

ПТУ.

Однако, тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем

трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере

профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого

является чувство социальной не защищенности;

неадекватной

самооценкой

и

недостаточно

сформированной

способностью оценки своих возможностей и способностей при определении

профиля и содержания профессии;

неспособностью

адекватно

учитывать

влияние

производственного

микроклимата

на

человека

и

неготовность

к

преодолению

определенных

профессиональных трудностей и др.

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых

подростков

обусловлены

социально-экономическими,

социально-

психологическими, психологическими и индивидуально-психологическими

факторами.

Поэтому

профессиональное

самоопределение

детей

с

ОВЗ

должно

осуществляться

под

руководством

школы,

семьи

и

общества.

Выпускники

специальной

школы VIII

вида

не

достигают

такого

уровня

профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно

объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако,

при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание учиться и

стать

полезными

членами

общества.

Для

преодоления

вышеуказанных

трудностей профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида

должна осуществляться с учетом программы по профориентационной работе

по

возрастным

группам

(классам

обучения),

плана

мероприятий

по

профессиональной

ориентации,

работы

с

родителями

по

подготовке

учащихся к правильному выбору профессии.

В

коррекционной

школе

с

первого

класса

дети

попадают

в

воспитательную среду, которая направлена на формирование их трудовых

навыков, воспитания таких качеств личности как трудолюбие, настойчивость,

умение

работать

в

коллективе,

уважение

к

людям

труда,

сообщаются

элементарные

знании

по

видам

труда,

формируются

трудовые

качества,

проводится

обучение

доступным

приемам

труда,

р а з в и ва е т с я

самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. В начальном звене

– это навыки самообслуживания, в среднем звене – СБО, автоматизация

навыков самообслуживания, общественно-полезный труд, профессионально-

трудовое

обучение

и

воспитание,

предусмотренное

обязательной

программой. В среднем звене проводится профессиональное просвещение,

знакомство с различными профессиями, их общественной значимостью. В

старших классах возникает необходимость профессиональной ориентации,

ознакомления

с

рядом

доступных

для

учащихся

профессий.

Проводится

первичная

профдиагностика.

В

9

классе

происходит

нацеливание

на

необходимость

получения

профессионального

образования.

Учащиеся

коррекционных школ овладевают многими специальностями. Так, например,

они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи,

сапожника,

строителя.

Вместе

с

тем

им

явно

недоступны

профессии,

предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной

деятельности.

Им

нельзя

работать

там,

где

предъявляются

повышенные

требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные

для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие

имеющиеся заболевания.

Огромную

помощь

в

профессиональной

ориентации

детей

с

ОВЗ

оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают

азам

будущей

профессии,

корригируют

трудовые

нарушения

учащихся,

развивают их творческие способности.

Основными

направлениями

профориентационной

работы

являются:

профессиональное

просвещение

учащихся,

организация

интеллектуально-

познавательной

деятельности

в

системе

внеклассной

работы

в

рамках

расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала

детей.

Наиболее

эффективными

формами

работы

могут

быть:

беседы

о

профессиях, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на

предприятия, в профессиональные училища, оформление информационного

стенда

о

профессиях,

анкетирование,

тестирование

выпускников

школы,

участие детей в ярмарках-продажах изделий, выполненных своими руками.

Пространство,

которое

оказывает

влияние

на

профессиональную

ориентацию ребенка это: администрация школы, педагоги, центр занятости,

ПМПК, классный коллектив, родители.

Таким

образом,

только

системная

профориентационная

работа

с

учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей

будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих

возможностях

имеет

огромное

значение

для

осуществления

правильной

профессиональной ориентации. Учеников коррекционных школ необходимо

научить

реально

представлять

свои

возможности

в

будущей

трудовой

деятельности.

Поэтому

профориентационная

работа

во

вспомогательной

школе

должна

быть

нацелена

на

актуализацию

профессионального

самоопределения учащихся.



В раздел образования