Напоминание

"Политическая жизнь современной России. Избирательная кампания"


Автор: Авдеева Ольга Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Политическая жизнь современной России. Избирательная кампания"
Раздел: полное образование





Назад




Во время уроков повторения и обобщения изученного материала очень часто приходится слышать от учеников «А давайте лучше поиграем!» и ребята предлагают свои варианты игры. С удовольствием готовятся к таким урокам, наверное, потому, что ученику нравится играть. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.» Практика показывает, что уроки с использованием игровых технологий, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Такие уроки требуют более тщательной подготовки от учителя и детей. На этих уроках складывается доброжелательная атмосфера сотрудничества, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: ведь победа команды (если они формируются заранее) зависит от личных усилий каждого. Это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, заставляет его поверить в собственные силы и не подвести команду. Ведь та команда, которая выигрывает, получает за урок «5». Привожу пример одного из уроков обществознания.
Тема

урока:

«Политическая

жизнь

современной

России.

Избирательная кампания »

Класс: 9

Цель:
формирование у юношей и девушек гражданской ответственности, увеличение интереса молодых и будущих избирателей к вопросам управления государственными делами посредством выборов, повышение уровня информированности будущих избирателей о выборах.
Форма проведения урока:
ролевая игра.
Участники:
учащиеся 9 классов.
Оборудование
:плакаты с высказываниями. «Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди» (В. Гумбольдт). «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз навсегда данных правил…» (Плеханов Г.В.). Конституция РФ (1993 г.), бюллетени для голосования, урна для голосования, Государственный флаг Российской Федерации, флаг Белгородской области, взятые из школьного краеведческого музея.
Подготовительная работа:


1 .Разработка сценария урока с привлечением актива класса. 2 .Подбор высказываний о выборах, о политике. 3. Класс делится на три команды (партии по 6 человек), готовят название партии, придумывают ее символику, составляют предвыборную программу, изучают Конституцию РФ. 4 .Выбирается «участковая избирательная комиссия» (3 чел.) 5. Оставшаяся часть класса - избиратели, можно привлечь для количества голосов учащихся 8 -х классов.
6. Подготовка бюллетеней для голосования.
Ход урока

I.

Организационное начало.
В учебном кабинете, оформленном под избирательный участок для последующего голосования, занимают свои места команды («партии»), зрители («избиратели»), жюри («участковая избирательная комиссия»), «наблюдатели» (из числа учащихся), педагог ( ведущий игру).
II.

Приветствие команд и представление жюри.

Педагог.
Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас сегодня на нашем уроке. Тема урока «Политическая жизнь современной России. Избирательная кампания». Урок будет проходить в форме игры. Мы с вами являемся частичкой, образующей общество. Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать свое мнение, свободно выбирать путь и верить в собственную особенную предназначенность и уникальность. От каждого из нас зависит судьба России. Мы можем сделать ситуацию такой, какой нам хочется ее видеть. Избирательные права составляют важную часть жизни граждан России. Каждый человек должен знать и уметь пользоваться этими правами, закрепленными в основном законе нашей страны – Конституции РФ. Во время игры мы попытаемся с вами воссоздать некоторые элементы избирательной кампании.

Итак, приветствуем участников игры! Педагог представляет команды, имеющие названия партий, жюри в роли «участковой избирательной комиссии», зрителей и наблюдателей. Затем лидеры партий приветствуют друг друга, произносят девиз и демонстрируют эмблему партии.
Правила игры:
играющие должны выполнить задания каждого тура и набрать как можно больше очков («голосов избирателей»). Побеждает та партия, которая наберет к концу игры наибольшее количество очков- голосов. В игре 5 туров. Итоги игры будут подведены в результате реального голосования в кабине избирателей по избирательным бюллетеням (розданы точно по количеству участников игры). Каждый участник игры имеет право на один голос и вправе отдать его за ту или иную партию. Жюри ведет подсчет голосов и оглашает победителя по большинству набранных очков. За выполнение заданий каждого тура команда получает пять «голосов избирателей». Итак, мы начинаем!
Первый тур. Предвыборные лозунги.

Задание.
Прокомментируйте предвыборные лозунги своей партии, на какие социальные группы они должны воздействовать? (2 минуты на подготовку), выставление баллов (участники получают жетоны)
Второй тур. Финансирование избирательной кампании.

Педагог.
Выборы - довольно дорогостоящее дело. Чтобы они проходили эффективно, их необходимо финансировать. В Российской Федерации расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов
осуществляются за счет федерального бюджета. Все средства поступают в Центральную избирательную комиссию, а оттуда – в избирательные комиссии субъектов РФ и далее – в другие избирательные комиссии.
Задание.
Почему государство оплачивает основные расходы по выборам в органы власти и не отдает дело их финансирования в руки частных лиц? (На подготовку ответа отводится 5 минут). Заслушиваются ответы, команды получают жетоны.
Третий тур. «Программа партии».

Педагог.
Каждая партия приготовила свою программу. Лидер партии оглашает программные установки по самым злободневным вопросам российской действительности, молодежной политике, вопросам защиты детства. (Каждой команде отводится 5 минут для представления)
Четвертый тур. Политические дебаты.



Педагог.
Вы познакомились с программами политических партий. Сейчас мы приглашаем к участию в политических дебатах лидера партии или представителя партии. Команды готовят вопросы друг другу, избиратели – партиям. Напомнить выступающим командам о политической культуре.
Пятый тур. «Турнир знатоков».

Педагог.
С помощью жребия команды получат карточки – номера для участия в « Турнире знатоков».
Задание.
В течение 1 минуты команда должна дать как можно больше ответов на вопросы, (можно предложить четные и нечетные номера вопросов по жребию)
Примерные вопросы.
1. Сколько страниц в паспорте? (19). 2. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (на странице 2) 3. Какой международный документ гарантирует соблюдение прав человека? (Декларация прав человека) 4. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент РФ) 5. Кто из русских императоров прорубил «окно в Европу»? (Петр I) 6 .Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России? (Референдум) 7. Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн,) 8. Опишите флаг России. (Белый, синий, красный.) 9. Какая наука изучает гербы? (Геральдика.) 10. Эта регалия русских царей стала символом самодержавия. (Шапка Мономаха) 11. Кто является главой Российской Федерации? (Президент РФ.). 12. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? ( Человек до 18 лет.) 13. Сколько президентов было в СССР? (Один, М.С. Горбачев).
14.Назовите ветви ро ссийской власти. ( З а ко н о д а т е л ь н а я , исполнительная, судебная) 15. Из какого числа депутатов состоит Государственная Дума РФ? ( 450 ) . 16. Назовите возраст кандидата в депутаты Государственной Думы. (с 21 года). 17. Назовите возраст кандидата на должность президента РФ. (35 лет ) 18. В какой форме изложены тексты российских законов? (статьи) 19. Любимая фраза Шерлока Холмса? (Это же элементарно, Ватсон.) 20. Какое преступление совершил Геракл, совершая свои подвиги? (Украл золотые яблоки ) 21. Кто жил по этому адресу: Швеция, Стокгольм, крыша обычного дома? ( Карлсон ). 22. Как называется парламент РФ? (Федеральное собрание) III.
Голосование и подсчет голосов.

Педагог.
Рассказывает о заключительном этапе избирательной кампании – голосовании и подсчете голосов. Голосование на выборах в России проходит в один из выходных дней. К этому дню избиратели уже внимательно ознакомились со списком кандидатов, с предвыборными платформами кандидатов. Закон предусматривает специальные помещения для тайного голосования. (Происходит знакомство игроков-команд со схемой зала, где проходят выборы). День выборов на избирательном участке начинается с того, что в 8 часов утра председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики (урны), которые вслед за этим опечатываются. Далее педагог знакомит со временем для голосования ( с 8 утра до 20 часов по московскому времени), с правилами получения избирательных бюллетеней, регистрацией избирателей у членов комиссии по своему паспорту, заполнение бюллетеней в кабине для тайного голосования и опускание бюллетени в урну для голосования. (Разыгрывается процедура голосования ). Жюри ведет подсчет очков – «голосов». (Пока жюри ведет подсчет очков, можно познакомить учащихся с требованиями процедуры подсчета голосов, заполнением протоколов по итогам голосования (в 3 – х экземплярах), которые подписываются всеми членами участковой избирательной комиссии). ЖЮРИ ОБЪЯВЛЯЕТ ПОБЕДИТЕЛЯ ИГРЫ!
Педагог.
Благодарит всех за участие в игре и выражает надежду, что будущее за молодежью. И каждый гражданин должен понимать, что его голос может стать решающим в исходе выборов. Участие в выборах молодежи
важно: ведь именно им жить, работать и создавать семьи в будущем, на которое они могут повлиять сейчас, придя на избирательный участок. Используемая литература. 1. Великородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с. 2. Конституция РФ., М.: «Юридическая литература»,1993 г. 3. Классный руководитель,2007, №1. 4. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 9 класса. – М.: «Русское слово – РС», 2010.-224 с. Зачем я иду на выборы.?// Смена. Областная молодежная газета, 17 октября 2007 года, №82.


В раздел образования