Напоминание

Морфемика и словообразование


Автор: Прудникова Наталья Федоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Польниковская СОШ"
Населённый пункт: д.Польники, Почепского р-на, Брянской обл.
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Морфемика и словообразование
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: Повторение изученного.

Морфемика и словоообразование (8 класс).

Цель:обобщить знания учеников по морфемике и словообразованию.

Задачи:
1) обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; 2) обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; 3) выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование»; 4) восстановить и закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разборы; 5) воспитывать уважительное отношение к одноклассникам. Оборудование:учебник, тетрадь, доска, раздаточный материал. Ход урока. I. Орг. момент. II. Проверка домашнего задания. 1. вспоминаем правило правописания ь знака после шипяших
Ь пишется

Ь не пишется
На конце сущ. 3 скл.: дочь, молодежь, тишь На конце сущ. 1, 2 скл.: м.р. луч, муж, реванш ж.р. и с. р. в Р. п.: стая туч В глаголах: н.ф.: помочь, постричься; 2 л. ед.ч.: учишь, занимаешься повел. накл.: поешь, нарежьте На конце кратких прил.: кактус колюч, хлеб свеж На конце наречий: сплошь, настеж, вскачь Иск., наречия: уж, зажмуж, невтерпеж На конце частиц:лишь, ишь и т. п. Междометие кыш Разделительный Ьна стыке морфем: мужья, медвежьи, тысячью, чья, шью 2) Опрос -Что изучает морфемика? (состав слова) -Что изучает словообразование? (способы образования слов) Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его 1
строение, находить морфемы и точно определять границы между ними. - Ребята, а что же такое морфема? -Какой основной принцип русской орфографии? (Единообразное написание морфемы в разных позициях).
3) Способы образования слов.
А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов. - Какие вы знаете способы образования слов? приставочный подпрыгнуть-прыгнуть, суффиксальный гитарист-гитара, приставочно-суффиксальный сотрудник- труд, сложение основ или их частей без соединительной гласной зарплата, спортклуб, с помощью соединительных гласных хлебозавод, сложение начальных букв вуз, бессуффиксный вход- входить, глухой-глушь, переход из одной части речи в другую столовая - столовая комната,сложение целых слов роман-газета
Задание. Определите, как образованы следующие слова
. 1. приставочный летчик, парашютистка, электровоз,приходить, МГУ, приморский, сбербанк, больной, поддодеяльник, сотрудник, кресло-кровать, дежурный, птицефабрика, турпоход 2. суффиксальный 3. приставочно-суффиксальный 4. сложение (основ или целых слов) 5. сложение сокращенных основ 6. переход одной части речи в другую III. Закрепление материала.
Морфемный и словообразовательный разбор.
конструированиjэ- конструировать (суффиксальный) лесозаготовка-лес, заготовка (сложение слова из целого слова) наморозить-морозить (приствочный) приморский-море (приставочно-суффиксальный) бег-бежать (бессуфиксальный)
Словообразование и орфография.
2
Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.
1) Корни с чередованием гласной.
— Какие корни с чередующимися гласными мы изучали? — Когда пишется корень -кос-, -кас-? — Когда пишется корень -гар-, -гор-? Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.
Гласные в приставках пре- и при-.
— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Проверочная работа.
Карточка№1

Задание:

Вставьте

пропущенные

буквы

в

корни

с

чередованием.

Объясните

выбор

гласной

графически.

(Выписать

только

слова

с

чередованием в корне).
1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки. 2. Он знал эту отр…сль производства. 3. Ночь уже л…жилась на горы. 4. Все двери зап…рались на замок. 5. Река протекала в густых зар…слях. 6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром.
Карточка №2

Задание
: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке. Слова е и пр…образователь пр…школьный пр…успевать пр…лунение пр…красный пр…рвать пр…остановить пр…одолеть пр…выкать пр…поднять Карточка № 3.
1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня.
3
1) привилегия, престижный 2) неприметный, превращение
2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.
Кудесник, ты лживый безумный старик! Пр…зреть бы твое пр…дсказанье. 1) пре-, пред- 2) при-, прид-
3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.
1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю. 2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов. 3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега.
IV

. Словообразование и культура речи.
Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами. горд-ость горд-ын-я горяч-к-а горяч-н-ость об-судить за-судить о-своить у-своить гордость – чувство собственного достоинства. гордыня – непомерная гордость. горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт. горячность – вспыльчивость, несдержанность. обсудить – кого-то, что-то. Засудить – человека. освоить – профессию. усвоить – материал. Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.
Задание: составить словосочетания (по вариантам).
1-в 2-в надеть - ? нарезать - ? одеть - ? порезать - ? Задание: выписываем слова в рамках в тетрадь: президиум, президент, 4
приоритет, привилегия. составить словосочетания с ними (президиум, приоритет, привилегия, президент).
V. Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке? - основные способы словообразования. - морфемный и словообразовательный разбор. - орфографические правила (пре-, при-, чередование корней) - проследили, как словообразование связано с другими разделами. - Какой можно сделать вывод?
Вывод
: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. Фронтальный опрос по теме. - Как связаны между собой морфемика и словообразование? В чем состоит их различие? -Назвать основные морфемы. Какую роль они выполняют? -В чем состоит отличие формообразование от словообразования? -Назвать формообразующие аффиксы. Какой из них всегда служит для образования форм слова? - Назовите основные способы словообразования в русском языке?
Домашнее задание:
повторить правила:провописание Е, Ё, О после шипящих, суф. чик, щик, приставки пре, при, способы словообразования. Упр. 16, 18 5


В раздел образования