Напоминание

Е. Носов "Живое пламя"


Автор: Филиппова Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Судайская средняя школа
Населённый пункт: Костромская область, Чухломский район, с. Судай
Наименование материала: разработка урока литературы в 7 классе
Тема: Е. Носов "Живое пламя"
Дата публикации: 11.10.2018
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Судайская средняя общеобразовательная школа имени Н.Ф.Гусева

Чухломского муниципального района Костромской области

Урок литературы в 7 классе

Евгений Носов «Живое пламя». Уроки нравственности.

Автор: Филиппова Е.В.

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория

с. Судай

2018 г.

Предмет: литература

Класс: 7

Учитель: Филиппова Е.В., I квалификационная категория

Тема: Евгений Носов «Живое пламя». Уроки нравственности.

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Форма проведения урока: урок - практикум

Цель урока: обеспечение условий для изучения рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»

Обучающие задачи: познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями

об авторе

Развивающие задачи:

- развивать речь учащихся, мыслительные процессы: понимание, анализ, синтез, оценка, применение; логическое и творческое мышление ;

-формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, определять тему и идею произведения

-донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.

Воспитательные задачи:

-воспитывать у школьников чувство

патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, укрепление духовной связи

между поколениями,

-обратить внимание школьников к истории их прадедов, которые воевали в годы Великой Отечественной войны;

- сохранить благодарную память к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Здоровьесберегающие задачи: создать на уроке атмосферу психологического комфорта учащихся, с целью сохранения здоровья детей с

разным типом психического восприятия информации.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Методы: проблемно-обучающий, частично-поисковый, репродуктивный.

На уроке использовался при

ѐ

м технологии критического мышления – чтение с остановками и сочетались репродуктивные и продуктивные

формы учебной деятельности, уделено должное внимание самостоятельной творческой работе учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация в формате Microsoft Power Point, тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя», дополнительная

литература:

Принципы обучения:

принцип наглядности;

принцип последовательности формирования знаний, умений и навыков;

принцип активности, самостоятельности в обучении при руководящей роли учителя;

принцип доступности, стимулирования деятельности учащихся.

Образовательные ресурсы: УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв и др. «Литература 7 класс», издательство «Просвещение», 2010 год

Структура урока:

блока

Название блока

Виды деятельности

время

I

целевой

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Целеполагание

5мин.

II

процессуальный

Актуализация знаний

Открытие нового знания и применение его на

практике

30 мин

III

аналитический

Систематизация знаний

Рефлексия

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Заключительный этап

10 мин.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание деятельности (взаимодействие)

Действия педагога

Содержание урока

Действия обучающихся

слайда

I блок – целевой

1.Организационный

момент

Цель: организовать

обучающихся на

работу.

Приветствие

учащихся.

-Здравствуйте,

ребята,

сегодня

нам

предстоит

сложная

и

интересная

работа,

на

уроке

мы

вспомним о самом трагическом периоде истории

нашей

страны

-

Великой

Отечественной

войне

1941-1945 гг., и познакомимся с рассказом Евгения

Ивановича Носова «Живое пламя»

Приветствуют учителя.

1

2. Мотивация к

учебной

деятельности.

Цель: включение в

учебную

деятельность на

Метод проблемной

ситуации

П о д г о т о в к а

к

осознанному

восприятию материала,

стимулирование

Сегодня

на

уроке,

говоря

о

рассказе

Евгения

Ивановича Носова «Живое пламя», проследите, как

писатель поднимает тему памяти и решает её на

страницах своего произведения.

Рассматривают портрет

Евгения Носова, обращают

внимание на книги Носова

«Живое пламя» разных

годов и издательств

2

личностно-значимом

уровне. Сообщение

темы урока.

познавательного

интереса

3. Целеполагание

Обобщает сказанное

детьми, повторяя тему

и цели урока

Учитель показывает на

доске опорные слова и

предлагает учащимся

сделать вывод

А теперь подумайте и ответьте: как мы

сформулируем тему нашего урока?

- Какую мы сегодня на уроке поставим цель?

Давайте,

определимся,

что

нам

сегодня

необходимо вспомнить, что узнать, а что изучить,

опорные слова на слайде вам подскажут

ВСПОМНИТЬ события Великой Отечественной

войны;

УЗНАТЬ факты биографии Е.Носова;

ИЗУЧИТЬ произведение Е.Носова «Живое пламя»

Формулируют тему урока.

Рассуждают

и

выходят

на

цели урока.

Выслушивают иное мнение,

д е л а ю т

в ы в о д ы ,

высказывают свое мнение.

3

II блок– процессуальный

4.Актуализация

знаний

Метод самоуправления

учебными действиями

.

Эпиграф к уроку:

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины,

бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и

очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим

детям и внукам священную память о павших из

рук в руки, от сердца к сердцу».

Е. Носов «Шопен, соната номер два»

В ы р а з и т е л ь н о

ч и т а ю т

эпиграф

и

объясняют

его

смысл.

Высказывают

свои

мнения и аргументируют.

Записывают

эпиграф

в

тетрадь

4

5.Открытие нового

знания и

применение его на

практике.

1 ) . З н а к о м с т в о

с

биографией Е.Носова

2).Выразительное

ч т е н и е

р а с с к а з а

учителем

3 - 4 )

Р а б о т а

н а д

текстом

Е.Носова

«

Живое пламя».

( б е с е д а

п о

прочитанному

тексту,

выборочное

чтение

рассказа,

чтение

по

1)Биография Е.Носова

2)Чтение рассказа «Живое пламя» учителем

3) Беседа по первому впечатлению (рассказ

«Живое пламя»)

- Ваши впечатления от рассказа?

- Чем он необычен?

- Кто из героев вызвал ваши симпатии?

Почему?

- Можете ли сказать коротко, о чём этот рассказ?

4). Чтение и анализ рассказа по частям

Чтение 1 части. «Ну, какой из мака цвет!»

Чтение 2 части. «Клумба стояла неузнаваемой».

1). Подготовленный ученик

рассказывает краткую

биографию Е.Носова,

остальные записывают в

тетради основные даты

жизни и творчества

писателя.

2).Внимательно слушают

чтение учителя.

3).Отвечают на вопросы

учителя.

4).Читают и анализируют

5

6

7

частям)

Теория литературы

Чтение 3 части. «Два дня буйно пламенели маки».

Чтение 4 части. «И у людей так бывает…»

Чтение 5 части. «...не дать погаснуть живому

огню»

рассказ (вопросы к частям

рассказа у учащихся на

карточках)

Приложение №1.

8

9

10

Просмотр отрывка из

фильма Л.Быкова «В

бой идут одни

старики» (эпизод

гибели лётчика)

О трагических событиях в жизни тети Оли

мы

узнаем

из

последних

строк

рассказа.

Эту

боль,

материнские страдания нельзя высказать, именно

поэтому так скупы строки рассказа. О событиях

воины

1941-1945гг.

написано

много

книг,

снято

множество

фильмов.

О

подвиге

лётчиков

повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В

бой идут одни старики»

1).Работ а

в

парах

н а д

в о п р о с а м и

п о

просмотренному отрывку из

фильма и рассказу Носова

-Каким

же

должен

быть

человек, способный на такой

поступок?

- К а ко й

э п и т ет

а в т о р

подбирает

к

слову пламя?

П о ч е м у

ж е живым

называет

рассказчик

огонь

полыхающих цветов?

11

III– аналитический блок

6.Систематизация

знаний

Цель:

систематизировать

знания учащихся

Работа

с

интернет-

ре сурсами

( с а й т

р а й о н н о й

г а з е т ы

«Вперёд»)

Проблемный вопрос: «А нам, живущим сегодня,

присуща память?»

Работа

в

мини-группах.

На

сайте

районной

газеты

« В п е р е д »

у ч а щ и е с я

р а б о т а ю т

с

р а з н ы м и

выпусками, делают выборку

с т а т е й

о

в е т е р а н а х ,

праздновании

7 0 - л е т и я

П о бед ы

в

Ч у х л о м с ко м

районе

12

7.Рефлексия

Подведение итогов

работы. Анализ

учебной

деятельности

учащихся

Учащиеся

оценивают

свою

работу,

затем

учитель

о ц е н и ва е т

работу учащихся.

Подведение

итогов,

выставление оценок

Проблемный

вопрос:

«Какова

главная

мысль

рассказа Евгения Носова «Живое пламя»?

А сейчас прошу вас, работая в парах, написать свое

обращение к учащимся начальной школы, чтобы

они

помнили

о

тех

людях,

кто

добыл

Великую

Учащиеся

размышляют

над

проблемным

в о п р о с о м ,

делают выводы

Под песню Ю.Антонова

«

Красные

маки»

учащиеся

выполняют

т в о рч е с ку ю

13

Победу, и пронесли память через все свои годы и

передали своим детям и внукам.

работу в парах.

Приложение № 2.

8.Домашнее задание

Учитель предлагает

творческое домашнее

задание

Подготовить устный рассказ об участнике ВОВ или

труженике тыла (о дедушке, бабушке, прадедушке,

прабабушке, о жителе села)

Записывают домашнее

задание.

14

9.Заключительный

этап.

Учитель благодарит за

работу.

Я очень надеюсь, что тема сегодняшнего нашего

урока

не

оставила

вас,

ребята,

равнодушными.

Прошло

70

лет,

как

закончилась

Великая

Отечественная

война,

но

её

эхо

до

сих

пор

не

затихает в людских душах. Мы не имеем права

забыть ужасы войны, чтобы они не повторились

вновь.

Мы

не

имеем

права

забыть

тех

солдат,

которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя

уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы

обязаны всё помнить, чтобы жить!

Подготовленный

ученик

ч и т а е т

с т и х о т в о р е н и е

Е к а т е р и н ы

А к и м о в о й

«Маки»

Приложение № 3.

15

Использованная литература:

1. В. С. Россинская «Не дать погаснуть живому огню». Журнал «Литература в школе», № 3, 1995 г.

2. Н. Л. Крупина, Н. А. Соснина «Сопричастность времени». Москва, Просвещение, 1992.

3. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

4. Учебник литературы для 7 класса, В.Я.Коровина, Москва «Просвещение», 2010г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Карточка № 1. Чтение I части рассказа. «Ну, какой из мака цвет!»

1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится т

ѐ

те Оле?

2) Как жила Ольга Петровна? Какой у не

ѐ

был домик?

3) Какие ещ

ѐ

детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о зата

ѐ

нной печали, переполнявшей е

ѐ

сердце?

4) Как вы считаете, почему т

ѐ

тя Оля занимается разведением цветов?

5) Почему т

ѐ

тя Оля не любила маки?

6) Почему рассказчик посеял маки?

7) Почему т

ѐ

тя Оля оставила несколько маков?

8) Какие отношения были у рассказчика с т

ѐ

тей Олей?

9) Чей портрет висел над письменным столом в комнате рассказчика?

10) Как вы думаете, чей это портрет?

Карточка № 2. Чтение II части рассказа. «Клумба стояла неузнаваемой».

1. Как изменилась клумба?

2. Какие цветы росли на ней?

3. Что напоминали цветы?

4. Каким цветам автор уделяет особое внимание?

5. Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

Карточка № 3. Чтение III части рассказа. «Два дня буйно пламенели маки».

1.Что напоминали издали цветущие маки?

2. Почему казалось страшным их прикосновение?

3. Какая яркость была у маков?

4. Как выглядела рядом с маками «парижская цветочная аристократия»?

5. Сколько дней пламенели маки?

6. Что случилось на исходе вторых суток?

7. Как выглядела пышная клумба без маков?

Карточка № 4. Чтение IV части рассказа «И у людей так бывает…»

1. С каким чувством герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак?

2. Что каждый из них сказал о жизни мака?

3. Как характеризует героев отношение к макам? Меняется ли оно? О ч

ѐ

м это нам говорит?

4. Почему она вздохнула, словно по живому существу?

5. Что имела в виду т

ѐ

тя Оля, когда сказала: « Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так

бывает…»?

6. Как изменилась сразу т

ѐ

тя Оля?

7. Отчего вдруг она «как-то сгорбилась и заторопилась в дом »?

8. Что мы узнали о сыне т

ѐ

ти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?

Карточка № 5. Чтение V части рассказа. «... не дать погаснуть живому огню»

1. Где теперь жив

ѐ

т рассказчик?

2. Навещает ли он т

ѐ

тю Олю? 3.

Что изменилось у не

ѐ

на клумбе?

4. С каким расч

ѐ

том были ею посеяны маки?

5. Почему тѐтя Оля отдала предпочтение макам?

6. В чем, по-вашему, основная идея рассказа? Объясните смысл названия рассказа.

Приложение № 2.

Обращение к

потомкам!!!

Приложение № 3.

Екатерины Акимовой «Маки».

Война прошла, минуло много лет,

Из памяти стирая эти годы.

Но не забудь, Россия, этих бед,

О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,

Горят они в степных просторах, в поле,

И обжигают сердце всей стране,

Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть

О тех боях за жизнь и за свободу,

О тех, кто смог себя не пощадить,

Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,

И слёзы скорби на глазах усталых,

И память прошлого в душе земли горит,

Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,

Как капли крови, да горячей крови.

И обжигают сердце всей стране,

Своим огнём до страшной нашей боли.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники