Авторы: Тарасова Светлана Михайловна, Чащина Татьяна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ "ЦСиО "Олимп" Департамента спорта г. Москвы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Выступление
Тема: Разноуровневый подход в подготовке к ЕГЭ
Раздел: полное образование
Разноуровн
евый
подход
в
подготовке
к
ЕГЭ
.
Подумай
,
как
трудно
изменить
себя
самого
,
и
ты
поймёшь
,
сколь
ничтожны
твои
возможности
изменить
других
.
Вольтер
.
Цель
создать
условия
,
повышения
качества
математической
подготовки
,
учитывая
индивидуальные
особенности
ребенка
при
обучении
математике
.
Задач
и
Разработать
систему
на
основе
использования
разноуровневых
заданий
на
разных
этапах
урока
,
по
подготовки
к
итоговой
аттестации
в
11
классе
.
Разработать
дидактический
материал
с
использованием
разноуровневого
подхода
на
разных
этапах
урока
.
Составить
методические
рекомендации
по
использованию
разноуровневых
заданий
на
разных
этапах
урока
.
Создать
информационно
-
дидактическую
поддержку
процесса
повышения
качества
обучения
математике
.
Каждый
ученик
должен
пройти
через
полноценный
учебный
процесс
.
Так
,
он
должен
в
полном
объеме
услышать
предлагаемый
материал
со
всеми
доказательствами
и
обоснованиями
,
ознакомиться
с
образцами
рассуждений
,
на
каких
-
то
этапах
участвовать
в
решении
более
сложных
задач
.
Дифференциация
учебных
заданий
предполагает
,
что
ученики
в
каждом
классе
будут
иметь
выбор
заданий
разного
уровня
сложности
.
В
данном
случае
важным
является
то
,
что
выбор
уровня
учебных
заданий
предоставлен
самим
учащимся
:
ученик
сам
выбирает
,
задания
какого
уровня
он
готов
сейчас
решать
.
Следует
сказать
,
что
и
система
оценивания
в
нашей
стране
не
идеальна
.
Два
ученика
получают
пятерку
,
и
только
учитель
знает
,
какие
разные
на
самом
деле
эти
оценки
.
Уровни
оценивания
знаний
:
средний
(«3») –
уровень
,
задания
которого
предполагают
воспроизведение
определения
,
понятия
,
формулировки
правила
,
теоремы
и
др
.,
т
.
е
.
применение
знаний
по
образцу
.
Это
значит
:
понял
,
запомнил
,
воспроизвел
.
достаточный
(«4») –
задания
этого
уровня
представлены
задачами
,
при
выполнении
которых
учащимся
приходится
использовать
несколько
алгоритмов
,
формул
,
теорем
.
высокий
(«5») –
на
данном
уровне
задания
предполагают
перенос
имеющихся
знаний
в
измененную
ситуацию
,
а
так
же
анализ
возможных
путей
решения
,
отыскание
характерных
признаков
и
связей
познавательного
объекта
с
другими
.
В
каждом
уровне
можно
выделить
три
подуровня
:
Средний
уровень
(
каждое
задание
оценивается
в
1
балл
)
Достаточный
уровень
(
каждое
задание
оценивается
в
2
балла
)
Высокий
уровень
(
каждое
задание
оценивается
в
3
балла
)
Этапы
деятельности
.
1.
Предварительный
.
2.
Диагностический
.
3.
Этап
распределения
учащихся
по
группам
.
4.
Этап
реализации
уровнего
обучения
.
5.
Этап
оценки
результатов
образовательной
подготовки
в
условиях
уровнего
обучения
.
1)
Часто
перед
многими
учениками
стоит
проблема
общения
ученик
-
учитель
.
Им
трудно
бывает
задать
вопрос
,
попросить
объяснить
снова
из
-
за
индивидуальных
особенностей
личности
.
У
одноклассников
проще
спросить
непонятное
,
получить
в
нужный
момент
помощь
.
Этому
способствует
групповая
форма
работы
.
Класс
разбивается
на
группы
по
2
человека
.
Дети
в
парах
организованы
с
разным
уровнем
развития
:
средний
–
низкий
,
высокий
–
средний
.
Все
пары
получают
задания
.
Задания
выполняют
парой
,
при
этом
идёт
обсуждение
,
опрос
друг
друга
.
Затем
пара
должна
защитить
перед
классом
свое
решение
.
Выслушав
все
пары
или
часть
пар
,
учащиеся
приходят
к
общему
выводу
.
Таким
образом
,
абсолютно
все
ученики
всё
полезное
время
потратили
на
достижение
главной
цели
урока
.
Учитель
направляет
работу
,
частично
помогает
,
корректирует
.
2) «
Блиц
уроки
».
Решение
задач
проводится
в
форме
блицтурниров
:
определённое
количество
задач
нужно
решить
за
отведённый
норматив
времени
(3-5
задач
за
1-2
минуты
).
На
блиц
–
уроке
учащимся
предлагается
весь
урок
решать
задачи
.
На
первый
взгляд
затея
скучная
и
малоэффективная
.
Учитель
подбирает
задачи
3-
х
уровней
сложностей
,
а
право
выбора
сложности
задач
оставляет
за
учащимися
.
Оценивание
за
урок
проводится
рейтинговое
,
в
зависимости
от
сложности
и
количества
решённых
задач
.
Для
высокого
рейтинга
ученик
должен
решить
,
например
, 3
сложные
или
6
простых
задач
–
выбор
за
ним
.
Сильные
учащиеся
,
быстро
набрав
нужные
баллы
,
выступают
в
роли
консультантов
для
более
слабых
учащихся
,
учатся
,
обучая
.
Дифференциация
по
группам
.
•
Группа
А
–
учащиеся
со
слабыми
математическими
способностями
.
•
Группа
В
–
учащиеся
со
средними
математическими
способностями
.
•
Группа
С
–
учащиеся
с
хорошими
математическими
способностями
.
1.
Устный
счет
.
2.
Изучение
нового
материала
.
3 .
Закрепление
.
4.
Домашняя
работа
.
Дополнительное
задание
к
основной
работе
.
Одна
работа
на
всех
,
состоящая
из
заданий
трёх
уровней
сложности
.
Разным
группам
разные
домашние
задания
.
5.
Контрольные
работы
.
1)
Часто
перед
многими
учениками
стоит
проблема
общения
ученик
-
учитель
.
Им
трудно
бывает
задать
вопрос
,
попросить
объяснить
снова
из
-
за
индивидуальных
особенностей
личности
.
У
одноклассников
проще
спросить
непонятное
,
получить
в
нужный
момент
помощь
.
Этому
способствует
групповая
форма
работы
.
Класс
разбивается
на
группы
по
2
человека
.
Дети
в
парах
организованы
с
разным
уровнем
развития
:
средний
–
низкий
,
высокий
–
средний
.
Все
пары
получают
задания
.
Задания
выполняют
парой
,
при
этом
идёт
обсуждение
,
опрос
друг
друга
.
Затем
пара
должна
защитить
перед
классом
свое
решение
.
Выслушав
все
пары
или
часть
пар
,
учащиеся
приходят
к
общему
выводу
.
Таким
образом
,
абсолютно
все
ученики
всё
полезное
время
потратили
на
достижение
главной
цели
урока
.
Учитель
направляет
работу
,
частично
помогает
,
корректирует
.
2) «
Блиц
уроки
».
Решение
задач
проводится
в
форме
блицтурниров
:
определённое
количество
задач
нужно
решить
за
отведённый
норматив
времени
(3-5
задач
за
1-2
минуты
).
На
блиц
–
уроке
учащимся
предлагается
весь
урок
решать
задачи
.
На
первый
взгляд
затея
скучная
и
малоэффективная
.
Учитель
подбирает
задачи
3-
х
уровней
сложностей
,
а
право
выбора
сложности
задач
оставляет
за
учащимися
.
Оценивание
за
урок
проводится
рейтинговое
,
в
зависимости
от
сложности
и
количества
решённых
задач
.
Для
высокого
рейтинга
ученик
должен
решить
,
например
, 3
сложные
или
6
простых
задач
–
выбор
за
ним
.
Сильные
учащиеся
,
быстро
набрав
нужные
баллы
,
выступают
в
роли
консультантов
для
более
слабых
учащихся
,
учатся
,
обучая
.