8 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Программа общеобразовательных
учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной
Допущено Министерством образования и науки РФ 2004г.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по литературе, 2004 г.
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является
инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ
отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования:
в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и
личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого
воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и
письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений
и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить
идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России,
познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о
1
жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций
языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих
учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации
школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления,
оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато,
полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений
(высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык
художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию,
формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в
преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах
изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется
в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и
изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное
рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения,
установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
2
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и
своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
5-6 классы
На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения,
способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ
произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные
понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие
работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о
прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
7-8 классы
На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную
позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного
текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и
судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы.
Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча,
проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются
представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев,
сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической
песни, оды, эпиграммы и др.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-
литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
3
8 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Программа
Базовый учебник
Методическое обеспечение
Дидактическое
обеспечение
Программа обще-
образовательных
учреждений 5 - 11
классы (базовый
уровень) под ре-
дакцией В.Я.Коро-
виной
Допущено Минис-
терством образова-
ния и науки РФ
2004
Литература. 8 кл.
Учеб.-хрестоматия для
общеобразоват.
учреждений. В 2ч.
/Авт.-сост. В.Я
Коровина и др. – 3-е
изд. – М.:
Просвещение, 2004
1) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и провероч-ные
работы по литературе. 5-9 кл.: Метод.пособие. – М.:
Дрофа, 2003.
2) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубеж-ной
литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004
3) Скрипкин а В.А. Контрольные и проверочные ра-боты
по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. –
М.: Дрофа, 1998.
4) Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9
классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель –
АСТ, 2005.
5) Литература. 8 класс: поурочные планы по учеб-нику
В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадри-на . –
Волгоград: Учитель, 2008.
6) Ерёмина О.А . Поурочное планирование по лите-
ратуре. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литера-тура. 8
кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение,
2002»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.:
Издательство «Экзамен», 2003.
7) Золотарева И.В ., Крысова Т.А. Поурочные раз-
работки по литературе. 8 класс. – 2-е изд. испр. и доп. –
М.: «ВАКО», 2005.
8) Турьянская Б.И ., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н.,
Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком.
– 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское
слово – РС», 2002.
1) Тесты к школьному
курсу: Литература. 8
класс: Справочное по-
собие. – М.: АСТ-ПРЕСС,
1998.
2) Читаем, думаем,
спорим …: Кн. Для са-
мостоят. Работы уча-
щихся по лит.: 8 кл./ Авт.-
сост. Г.И.Бе-ленький,
О.М.Хренова. – М.:
Просвещение: АО «Учеб.
Лит.», 1995
3) Тищенко О.А.
Домашняя работа по
литературе за 8 класс к
учебнику В.Я.Корови-ной
и др. «Литература. 8 кл.
Учеб. для обще-
образоват. учрежде-ний»:
учебно-методи-ческое
пособие / О.А.Тищенко. –
4-е изд., перераб. и испр.
– М.: Издательство «Эк-
замен», 2009.
4) Макарова Б.А. Ди-
дактические материа-
4
9) Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе:
Методические советы к учебнику-хрестоматии
«Литература. Начальный курс». – М.: Мнемозина, 2001.
10) Скоркина Н.М. Литература. 8 класс. Поурочные
планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой.- 2-е изд., 2002.
11) Репин А.В. Литература. 8 класс. Проверочные
работы. – Саратов: Лицей, 2007.
12) Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. По-
урочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.
13) Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод.сове-ты/
В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коро-вина. –
М.: Просвещение, 2002.
14) Зуева Е.В. Все сочинения по литературе за 8 класс к
учебнику В.Я.Коровиной и др. /Е.В.Зуева. – 7-е изд.,
перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
лы по литературе. 8
класс: к учебнику В.Я.
Коровиной. «Литера-
тура. 8 класс»/ Б.А.
Макарова. – М.: Изда-
тельство «Экзамен»,
2009.
Учебно-тематический план курса
Раздел, кол-во часов,
тема урока
Тип, форма
урока
Формы
контроля
Составляющие качества образования
Примечания
П.-И.
Д.-К.
Ц.-О.
Введение ( 1 час)
1. Русская литера-тура
и история.
Вступительный
урок
Рассказ учи-теля
с элемен-тами
беседы, работа с
учеб-ником
Знать о связи ли-
тературы и исто-
рии
Уметь работать с
учебником, всту-пать
в диалог
Вызвать инте-рес
учащихся к
изучению лите-
ратуры
Д/Р, 6 Золотарева,
9-15, 300
Турьянская, 9
Еремина, 19
Тест, 12-19
Коровина. 5
Репин, 1
Шадрина ч.1, 19
Устное народное творчество (3 часа)
5
2. Русское народное
поэтическое твор-
чество. Лирические и
хороводные песни.
Частушка как малый
песенный жанр.
Рассказ учи-теля
с элемен-тами
беседы. с/р,
сообщения
Одна из песен
наизусть
Знать народные
песни как жанр
фольклора, текс-ты
песен: «В тем-ном
лесе…», «Уж ты
ночка, ночень-ка
темная…», «Вдоль
по улице метелица
ме-
тет…»
Уметь слушать,
работать с худо-
жественным текс-
том
Дидакт. матер, 7,
9
Золотарева, 15-
18, 302
Турьянская, 11-18
Еремина, 24-26
Савина, 7, 8
Коровина, 6
Беленький, 12
Скоркина, 4
Шадрина, ч.1, 25
3. Исторические
песни.
Сообщение
учащихся, бе-
седа, анализ
поэтики исто-
рических песен
Знать своеобра-зие
исторических
песен, тексты пе-
сен: «Пугачёв в
темнице», «Пуга-
чёв казнен».
Уметь слушать,
работать с худо-
жественным текс-
том
Воспитание
любви к Отече-
ству, своему
родному краю
Д/Р, 7
Дидакт. матер, 8-
9, 11 Золотарева,
18 Турьянская, 18
Еремина, 21
Тест, 20-28
Савина, 7
Беленький, 11
Репин, 3
Шадрина, ч.1, 37
4. Предания как ис-
торический жанр
русской народной
прозы. Предания «О
Пугачёве», «О поко-
рении Сибири Ерма-
ком».
Работа с учеб-
ником, беседа
Знать особеннос-ти
содержания и
художественной
формы преданий
Уметь определять
жанр произведе-ния
Ценность чело-
веческой лич-
ности самой по
себе
Д/Р, 11
Дидакт. матер, 10
Золотарева, 304
Шадрина, ч.1, 44
Из древнерусской литературы (2 часа)
5. «Повесть о житии и
о храбрости благо-
родного и великого
князя Алекандра
Невского» как кня-
жеское житие.
Рассказ учи-теля
с элемен-тами
беседы, работа
над повестью
Знать закономер-
ности развития
ДРЛ, жанры
Уметь отбирать
определения, ха-
рактеризующие то-
нальность литера-
туры Др. Руси, ее
художественный мир
Осмысление
закономерности
развития ДРЛ и
ее роль в ста-
новлении рус-
ской культуры
Золотарева, 26,
30, 307
Д/Р, 13-20
Дидакт. матер, 12
Турьянская, 24
Еремина, 27, 37
Савина, 10
Коровина, 14
Шадрина, ч.1, 53
6. «Повесть о Шемя-
кином суде».
Работа с
учебником,
Знать черты
средневековой
Уметь отвечать на
вопросы по прочи-
Идейно-художе-
ственное свое-
Д/Р, 20-22
Дидакт. матер, 14
6
беседа
литературы, ее
литературное
новаторство
танному произве-
дению, строить
рассуждения на
нравственно-
этические темы
образие повес-ти:
что есть правда,
справе-дливость
в жизни
Золотарева, 311
Шадрина, ч.1, 61
Из литературы XVІІІ века ( 3 часа)
7-8. Д.И.Фонвизин .
Слово о писателе.
«Недоросль» (сце-ны).
Проблема вос-питания
истинного
гражданина.
Рассказ,
аналитическая
беседа
Знать содержание
пьесы, черты
классицизма
Уметь самостоя-
тельно делать вы-
воды, строить рас-
суждения на нрав-
ственно-этические
темы, давать ха-
рактеристику ге-рою,
выражать свое
отношение к
поступкам героев
9. Н.М.Карамзин –
писатель, историк,
реформатор русско-го
языка. «Наталья, дочь
боярская» -
произведение рус-
ского сентиментали-
зма.
Урок изучения
художествен-
ного произве-
дения, сооб-
щения учащих-
ся, аналити-
ческая беседа
Знать этапы жиз-ни
писателя, сен-
тиментализм как
литературное на-
правление
Уметь работать над
языком повести,
лексическим
значением слов и
словосочетаний
выражать свое
отношение к
поступкам героев
Д/Р, 22-31
Дидакт. матер, 16
Золотарева, 312-
317
Еремина, 52-55
Коровина, 16
Репин, 11
Шадрина, ч.1, 64
Зуева, 7
Из литературы XІX века(32 часа)
10 . И.А.Крылов –
поэт и мудрец. «Ля-
гушки, просящие ца-
ря». Мораль басни.
Чтение, беседа
Одна из басен
наизусть –
инсцениро-
ванное чтение
Знать термины,
связанные с бас-ней
как жанром:
аллегория, ино-
сказание, эзопов
язык
Уметь определять
мораль басен, вы-
разительно читать
(инсценировать),
строить рассуждения
на нравственно-
этические темы
Использовать
слова мораль-
ного вывода в
определенных
случаях повсед-
невной жизни
Д/Р, 31-34
Дидакт. матер, 19
Золотарева, 318
(викторина)
Еремина, 56
Коровина, 16
Шадрина, ч.1, 75,
79
Зуева, 16
11. «Обоз». Осмея-ние
пороков: само-
надеянности, безот-
ветственности и за-
знайства.
Инсценирова-
ние, анализ,
викторина
Д/Р, 34-36
Дидакт. матер, 20
Репин, 15
Шадрина, ч.1, 78
Зуева, 18
7
12. К.Ф.Рылеев –
декабрист, автор сатир
и дум. «Смерть
Ермака –
произведение рус-
ского гражданского
романтизма.
Сообщения
учащихся,
пересказ, беседа
Знать понятие о
думе, содержание и
историческую
основу думы
Уметь выразительно
читать
Уметь
самостоятельно
делать выводы
Д/Р, 37-40
Дидакт. матер, 20
Золотарева, 323-
332
Еремина, 58
Коровина, 16
Шадрина, ч.1, 84
Зуева, 21
13. Лирика А.С.Пуш-
кина . Стихотворе-ния
«Туча», «К***», «19
октября». Их ос-
новные темы и мо-
тивы. Особенности
поэтической формы.
Аналитическая
беседа,
выразительное
чтение
Одно
стихотворение
наизусть
Знать основные
факты жизни и
творчества поэта
Уметь воспринимать
и анализировать
поэтический текст
14. А.С.Пушкин
«История пугачевс-
кого бунта» (отрыв-
ки). Пушкин – пер-
вый историк пуга-
чевского восстания.
«Капитанская доч-ка».
Работа по
учебнику,
аналитическая
беседа
Знать творческую
историю написа-
ния повести
Уметь делать
сообщение
Учить
использовать
оценочно-
полемические
высказывания,
включая
модальные
формы речи
Д/Р, 40-45
Дидакт. матер, 22
Золотарева, 45
Турьянская, 35,
68
Еремина, 63
Савина, 13
Короивна, 16
Скоркина, 6
Шадрина, ч.1, 88,
91
15. «Капитанская
дочка»: І-V главы.
Формирование ха-
рактера Гринёва.
Первая встреча с
Пугачёвым. «Ста-
ринные люди». Дуэль.
Аналитическая
беседа, сжатый
пересказ
Знать этапы
формирования
характера П.Гри-
нёва
Уметь выражать свое
отношение к
прочитанному,
владеть различными
видами пересказа
Знать понятия:
долг, честь,
достоинство
Д/Р, 45-53
Дидакт. матер,
23-27
Золотарева, 51-59
Турьянская, 40-47
Еремина, 64
Савина, 14
Беленький, 20, 25
Скоркина, 8
Шадрина, ч.1,
100
16. Главы VІ-ІX. Па-
дение Белогорской
крепости. Гибель ко-
Чтение
эпизодов,
аналитическая
Отрывок из
повести
наизусть
Знать содержание
изучаемых глав,
систему
Уметь строить
рассуждения на
нравственно-
Д/Р, 53-57
Дидакт. матер,
27-31 Золотарева,
8
менданта. Отноше-ния
Гринёва и Пуга-чёва.
беседа
художественных
образов повести
этические темы,
давать
характеристику
герою
59-63
Турьянская, 47
Еремина, 67
Беленький, 26
Скоркина. 11
Шадрина, ч.1,
106
17. Главы X-XІІ. Изо-
бражение прави-
тельственного лаге-ря.
Зеркальные сце-ны:
военный совет в
Белогорской крепос-
ти и в Оренбурге.
Отношение генера-ла
и самозванца к участи
девушки-си-роты.
Чтение
эпизодов,
аналитическая
беседа
Знать содержание
изучаемых глав,
систему
художественных
образов повести
Уметь выявлять
авторскую позицию,
сопоставлять
эпизоды выражать
свое отношение к
поступкам героев
Д/Р, 57-60
Дидакт. матер,
31-33
Золотарева, 64
Турьянская, 52-56
Еремина, 67
Скоркина, 13
18. Главы. XІІІ-XІV.
Композиция повес-ти.
Сюжетные эле-менты.
Образ рас-сказчика.
Значение образа
Савельича.
Нравственная кра-сота
Маши Мироно-вой.
Швабрин – ан-
тигерой.
Чтение, беседа,
анализ
Знать смысл
названия повести
Уметь сравнивать
героев Уметь
выражать свое
отношение к
прочитанному,
участвовать в
диалоге по
прочитанному
произведению
Следование
этическим
нормам и
правилам ведения
диалога
Д/Р, 60-63
Дидакт. матер, 34
Золотарева, 70
Турьянская, 57,
61
Еремина, 69
Беленький, 35
Шадрина, ч.1, 119
19. Жизненный путь
Гринёва. Изменение
характера героя под
влиянием «благих
потрясений». Образ
Пугачёва. Милосер-
дие Пугачева и пра-
восудие Екатерины ІІ.
Урок развития
речи,
аналитическая
беседа
Знать значение
образа Пугачёва
Уметь
самостоятельно
делать выводы
Д/Р, 63-69
Золотарева, 68,
73-78
Турьянская, 60,
65
Еремина, 72
Савина, 17
Зуева, 24
20. Анализ твор-
ческих работ уча-
щихся. Тест по по-
вести «Капитанская
дочка».
Урок проверки
ЗУН,
комбинирован-
ный.
Уметь обдумывать тему, ставить пе-ред
собой вопросы, определяющие ход
рассуждения, воплощать в запи-си не
только развитие собственной мысли, но и
читательские переживания.
Золотарева, 78-91
Тест, 30-46
Скоркина, 16
Репин, 23-28
Шадрина, ч.1,
9
125, 136
21. «Пиковая дама».
Проблема человека и
судьбы. Образ
Петербурга.
Урок внеклас-
сного чтения.
Рассказ, беседа.
Уметь строить
рассуждения на
нравственно-
этические темы,
давать
характеристику
герою
22. М.Ю.Лермон-тов .
«Мцыри» - ро-
мантическая поэма о
вольнолюбивом
юноше.
Аналитическая
работа
Отрывки
наизусть
Знать факты био-
графии поэта, ис-
торию создания
поэмы
Д/Р, 69-75
Дидакт. матер,
35-40 Золотарева,
92, 95-98, 104,
115, 119
Турьянская, 71,
82
Еремина, 75
Савина, 19
Коровина, 28
Беленький, 53
Скоркина, 17, 21
Шадрина, ч.1,
143
23. Композиция и
художественные
особенности поэмы.
Мцыри как романти-
ческий герой, сво-
бодный, мятежный,
сильный духом. Об-
раз монастыря и
образы природы, их
роль в произведе-нии.
Комментиро-
ванное чтение,
анализ
Знать структурные
особенности
произведения,
способы раскрытия
образа главного
героя
давать
характеристику
герою участвовать в
диалоге по
прочитанному
произведению
Д/Р, 75-79
Золотарева, 109
Турьянская, 84
Еремина, 77-86
Шадрина, ч.1,
151, 156
Зуева, 50
24. Анализ творчес-
ких работ по поэме.
Тест по «Мцыри».
Урок проверки
ЗУН,
комбинирован-
ный.
Знать содержание
изучаемого
произведения, его
проблематику
Учить дискутировать, аргументиро-ванно
высказывая свое мнение
Золотарева, 121,
118 (тест)
Тест, 48-59
Репин, 29
Шадрина, ч.1,
162
25. Н.В.Гоголь – ве-
ликий сатирик. Ко-
Лекция, беседа,
работа с книгой
Знать понятие
драматического
Д/Р, 79-81
Дидакт. матер,
10
медия «Ревизор»:
история создания.
произведения,
идейный замысел и
особенности
композиции
комедии
41-50
Золотарева, 122
Турьянская, 91-
101, 126, 94
(викторина)
Еремина, 87, 89
Савина, 23
Коровина, 34
Беленький, 63
Скоркина, 28
Шадрина, ч.1,
165
26. «Ревизор»: І и ІІ
действия. Хлестаков и
«миражная интрига»
(Ю.Манн)
Чтение, беседа
Знать особенности
драматического
произведения
Уметь составлять
цитатный план
Золотарева, 128,
132
Савина, 24-26
Шадрина, ч.1,
173
27. «Ревизор»: ІІІ
действие. Семейст-во
городничего.
Чтение по
ролям,
аналитическая
беседа
Тест
Знать основы
сценического
поведения
давать
характеристику
герою
Золотарева, 135
Савина, 26
Скоркина, 32
Шадрина, ч.1,
179 (тест)
28. «Ревизор»: ІV
действие. Разобла-
чение пороков чи-
новничества.
Чтение, групп-
повая работа
Монолог одного
из героев
наизусть
Знать
художественные
особенности пьесы
Уметь строить
рассуждения на
нравственно-
этические темы
Побудить уча-
щихся к самос-
тоятельному
анализу обра-зов;
учить «сквозь
смех слышать
грусть», воспи-
тывать желание
бороться со всем
«дурным в
России».
Золотарева, 127,
138
Турьянская, 101,
116
Савина, 27
Скоркина, 34
Шадрина, ч.1,
186
29. «Ревизор»: V
действие. Хлеста-
ковщина как
общественное
явление.
Чтение,
аналитическая
беседа
Знать характер
Хлестакова,
понятие
хлестаковщины,
смысл эпиграфа
Уметь выражать свое
отношение к
прочитанному
участвовать в
диалоге по
прочитанному
произведению
Д/Р, 81
Золотарева, 131,
141
Турьянская, 107,
119
Еремина, 96-101
Савина, 27-29
11
Шадрина, ч.1,
193
Зуева, 59
30. Н.В.Гоголь «Ши-
нель». Образ «ма-
ленького человека».
Урок внеклас-
сного чтения,
комбинирован-
ный
Уметь
самостоятельно
делать выводы
31. Анализ творчес-
ких работ по произ-
ведениям Гоголя. Тест.
Урок проверки
ЗУН,
комбинирован-
ный
Уметь давать
аргументирован-ную
оценку
Дидакт. матер,
50-53
Золотарева, 152
(тест)
Турьянская. 130
(пр/р)
Тест, 60-73
Скоркина, 38
Шадрина, ч.1,
202
32. И.С.Тургенев .
Любовь в жизни и
творчестве писате-ля.
«Ася».
Урок внеклас-
сного чтения,
комбинирован-
ный.
Знать факты био-
графии и творчес-
тва писателя
Уметь анализировать
речь героев,
цитировать текст,
подтверждая свои
мысли владеть
различными видами
пересказа выражать
свое отношение к
поступкам героев
Задуматься над
формированием
собственных
характеров.
Развивать в
учащихся
творческое
начало.
Д/Р, 99-116
Дидакт. матер, 54
Золотарева, 155-
171
Турьянская, 134
-144
Еремина, 101-127
Тест, 74-86
Савина, 30-33
Коровина, 58
Беленький, 78
Скоркина, 39
Шадрина, ч.1,
217
Зуева, 82
33-34. М.Е.Салты-
ков-Щедрин : писа-
тель, редактор, из-
датель. «История
одного города». Ху-
дожественно-поли-
тическая сатира на
общественные по-
Рассказ учителя,
комментиро-
ванное чтение
Знать основные
страницы жизни и
творчества
писателя, Знать
содержание и
историческую
основу
Уметь
самостоятельно
работать участвовать
в диалоге по
прочитанному
произведению
Сформулиро-вать
свое собственное,
личное
отношение к
произведениям
С.-Щ.
Д/Р, 117-125
Дидакт. матер, 58
Золотарева, 332-
335
Еремина, 131-147
Коровина, 70
Шадрина, ч.2, 11
Зуева, 92
12
рядки.
35. Н.С.Лесков .
Нравственные проб-
лемы рассказа
«Старый гений».
Сообщение,
пояснение
учителя,
аналитическое
чтение
Знать биографи-
ческие сведения о
Лескове, своеоб-
разие рассказа,
изображение пси-
хологического со-
стояния человека
Уметь
самостоятельно
делать выводы,
строить рассуждения
на нравственно-
этические темы,
Д/Р, 125-128
Дидакт. матер, 61
Золотарева, 335
Коровина, 71
Шадрина, ч.2, 27
Зуева, 96
36. Л.Н.Толстой :
страницы биогра-фии.
Рассказ «Пос-ле
бала». Художест-
венные особенности
рассказа.
Беседа,
сообщения
учащихся
Отрывок
наизусть
тест
Знать основные
биографические
сведения, исто-рию
создания рассказа,
прием «контраста»
владеть различными
видами пересказа
Д/Р, 128-135
Золотарева, 172,
335
Турьянская, 145
Еремина, 148
Савина, 34
Коровина, 72
Беленький, 88
Скоркина, 47
Шадрина, ч.2, 30
37. Проблема са-
мовоспитания, нрав-
ственной ответст-
венности каждого за
жизнь всех людей в
рассказе «После
бала».
Аналитическая
беседа с чте-
нием эпизодов
Уметь
самостоятельно
делать выводы Уметь
выражать свое
отношение к
прочитанному
участвовать в
диалоге по
прочитанному
произведению
Главная мысль
рассказа: лич-ная
ответствен-ность
человека за все,
что со-вершается
в жизни
Дидакт. матер, 63
Золотарева, 178
(180 – тест)
Турьянская, 147
Еремина, 157
Тест, 88-98
Зуева, 101
Репин, 43
Шадрина, ч.2, 42
38. Поэзия родной
природы в творче-
стве Пушкина, Лер-
монтова, Фета, Тют-
чева, Майкова.
Анализ
стихотворений,
чтение наизусть
Наизусть
стихотворение
А.Фета или
А.Майкова
Знать порядок
анализа
лирического
произведения
Уметь выразительно
читать
стихотворения
Уметь воспринимать
и анализировать
поэтический текст
Д/Р, 135-137
Дидакт. матер,
69-72
Еремина, 158
Шадрина, ч.2, 51
Зуева, 107
39 . А.П.Чехов . Рас-
сказ «О любви» как
история об упущен-
ном счастье. Психо-
логизм рассказа.
Беседа, пересказ
Знать личность
автора, философ-
ский смысл рас-
сказа
Уметь анализировать
эпическое
произведение
Рассмотреть
вопрос, который
волновал Чехова,
- вопрос
человеческой
свободы
Д/Р, 137-141
Дидакт. матер, 72
Золотарева, 338
Турьянская, 149-
157
Еремина, 162
13
Коровина, 80
Шадрина, ч.2, 59
Зуева, 113
40. Итоговый урок по
литературе XІX века.
Урок проверки
ЗУН,
комбинирован-
ный
Из литературы XX века (19 часов )
41. И.А.Бунин .
«Кавказ» - рассказ из
цикла «Темные
аллеи».
Сообщение,
рассказ учителя,
чтение, беседа
Знать жизнь и
судьбу писателя,
особенности его
творческой инди-
видуальности
Уметь строить
рассуждения на
нравственно-
этические темы
Д/Р, 142-148
Дидакт. матер, 75
Золотарева, 343-
347
Еремина, 178
Коровина, 83
Шадрина, ч.2, 71
Зуева, 115
42. А.И.Куприн :
страницы биогра-фии.
Рассказ «Куст
сирени».
Пересказ, беседа
Знать факты жиз-ни
и творчества
писателя, нрав-
ственные пробле-
мы рассказа
Уметь составлять
конспект статьи
учебника владеть
различными видами
пересказа
Д/Р, 148-155
Дидакт. матер, 77
Золотарева, 347
Еремина, 179
Коровина, 88
Шадрина, ч.2, 77
Зуева, 117
43. М.Горький :
страницы биогра-фии.
Рассказ «Чел-каш».
Урок внеклас-
сного чтения,
комбинирован-
ный.
Знать жизнь и
творчество писа-
теля, история со-
здания рассказа,
приемы
сопоставительно-го
анализа
Уметь анализировать
художественный
образ Уметь
выражать свое
отношение к
прочитанному
выражать свое
отношение к
поступкам героев
Поразмышлять
над позицией
автора о том, что
деньги –
проверка
нравственной
стойкости
человека
Д/Р, 155-164
Дидакт. матер, 79
Золотарева, 205,
350-355
Еремина, 180
Коровина, 88
Беленький, 101
Шадрина, ч.2, 83
Зуева, 121
44. В.Г.Короленко .
Рассказ «Парадокс».
Урок внеклас-
сного чтения,
комбинирован-
ный.
Знать основные
этапы жизненного
пути, жизненную
позицию писателя
Уметь
самостоятельно
делать выводы Уметь
выражать свое
отношение к
прочитанному
Формирование
эмоциональной
отзывчивости
учащихся на
сложные жиз-
ненные ситуа-ции
Золотарева, 184-
195
Тест, 100-112
Савина, 37
Беленький, 97
Скоркина, 51
45. А.А.Блок . Исто-
Рассказ учителя,
Стихотворение
Знать об истори-
Уметь анализировать
Раскрыть воп-рос
Д/Р, 165-169
14
рическая тема в тво-
рчестве поэта. «Рос-
сия». Образ России и
ее истории.
сообщения,
беседа,
аналитическое
чтение
наизусть
ческой теме в
творчестве поэта
художественное
произведение
об ответст-
венности каж-
дого перед род-
ной страной
Дидакт. матер,
84-88
Золотарева, 355-
374
Еремина, 191
Коровина, 92
Шадрина, ч.2,
100
Зуева, 129
46. С.А.Есенин .
«Пугачёв» - поэма на
историческую те-му.
Образ предводи-теля
восстания.
Организация
совместной
учебной
деятельности
Знать историю
создания поэмы
участвовать в
диалоге по
прочитанному
произведению
Д/Р, 169-172
Дидакт. матер, 88
Золотарева, 374
Коровина, 102
Зуева, 134
47. Образ Пугачева в
фольклоре, произ-
ведениях Пушкина и
Есенина.
Защита
творческих
работ
Уметь
самостоятельно
делать выводы
Учить выступать
перед
одноклассника-
ми Следование
этическим
нормам и
правилам ведения
диалога
Зуева, 137
48. И.С.Шмелёв .
«Как я стал писате-
лем» - воспомина-ние
о пути к творче-ству.
Рассказ учителя,
чтение, пересказ
Знать биографию
писателя
владеть различными
видами пересказа
Задуматься над
тем, какой сло-
жный путь дол-
жен пройти пи-
сатель до соз-
дания настоя-
щего художест-
венного произ-
ведения
Д/Р, 176-179
Дидакт. матер, 92
Золотарева, 380
Коровина, 105
Шадрина, ч.2, 117
49. «Писатели
улыбаются» : Тэф-фи,
О.Дымов, А.Аве-
рченко, М.Зощенко.
Аналитическая
беседа, работа с
книгой
Знать произведе-
ния писателей-
сатириков, средс-
тва создания ав-
торами сатириче-
ского произведе-ния
участвовать в
диалоге по
прочитанному
произведению
Приобщить к
восприятию са-
тиры и юмора
Д/Р, 179-184
Дидакт. матер,
93-98
Золотарева, 382-
391
Еремина, 199
Коровина, 106
Шадрина, ч.2, 118
15
50. А.Т.Твардовский .
Поэма «Василий
Тёркин». Картины
фронтовой жизни.
Тема честного слу-
жения Родине. Вос-
приятие поэмы сов-
ременниками.
Лекция, беседа,
работа с книгой
Отрывок
наизусть
тест
Знать факты био-
графии Твардовс-
кого, творческий
замысел поэмы
Уметь передавать
разговорные
интонации, читая
поэму
Д/Р, 184-195
Золотарева, 217
Турьянская, 176-
183
Еремина, 208-228
Савина,46
Коровина, 107
Беленький, 115
Скоркина, 56
Шадрина, ч.2,
130
51. «Тёркин – кто же
он такой?»
Урок-размыш-
ление над
главным геро-ем
поэмы.
Знать определяю-
щие качества
В.Тёркина
Уметь воспринимать
и анализировать
поэтический текст,
давать
характеристику
герою
Дидакт. матер,
98-101
Золотарева, 226
(231 – тест), 237-
241
Турьянская, 183-
198
Еремина, 228-235
Тест, 128-140
Зуева, 144
52. А.П.Платонов .
«Возвращение».
Ключевые образы
рассказа.
Сообщение,
комментиро-
ванное чтение
Знать биографию
писателя, его
нравственную по-
зицию и способы ее
выражения
владеть различными
видами пересказа
Помочь
учащимся
постичь
гуманистичес-
кий смысл
повести
Д/Р, 195-203
Дидакт. матер,
102
Золотарева, 391
Еремина, 235
Коровина, 114
Шадрина, ч.2,
149
53. «Возвращение».
Утверждение добро-
ты, сострадания, гу-
манизма в душах
солдат, вернувших-ся
с войны.
Слово учителя,
беседа
тест
Уметь
самостоятельно
делать выводы,
строить рассуждения
на нравственно-
этические темы
Еремина, 242
Шадрина, ч.2,
154, 157 (тест)
Зуева, 149
54. Стихи и песни о
Вов . Боевые подви-ги
и военные будни в
творчестве М.Иса-
ковского, Б.Окуджа-
Урок-концерт.
Одно
стихотворение
наизусть
Знать героические
страницы русской
поэзии
Уметь выразительно
читать
стихотворения
Силой слова и
музыки воздей-
ствовать на ду-
ши детей
Д/Р, 203-204
Дидакт. матер,
105-107
Золотарева, 395
Еремина, 235
16
вы, А.Фатьянова,
Л.Ошанина.
Репин, 51
Шадрина, ч.2,
157
55. В.П.Астафьев :
страницы жизни и
творчества. «Фото-
графия, на которой
меня нет» - рассказ из
книги «Последний
поклон». Уклад си-
бирской деревни.
Сообщение,
чтение, беседа
Знать жизнь и
творчество писа-
теля
Уметь выражать свое
отношение к
прочитанному
Вызвать инте-рес
учащихся к
произведениям
писателя
Д/Р, 204-209
Золотарева, 399
Турьянская, 198
Еремина, 202
Савина, 52
Коровина, 115
Скоркина, 67
Шадрина, ч.2,
123
56. «Фотография, на
которой меня нет».
Особенности сюже-та.
Яркость и кра-
сочность языка Ас-
тафьева.
Организация
совместной
учебной
деятельности
Знать своеобразие
рассказа
Уметь
самостоятельно
делать выводы,
строить рассуждения
на нравственно-
этические темы
Дидакт. матер,
108
Еремина, 204
Шадрина, ч.2,
125
Зуева, 155
57. Русские поэты о
Родине, родной
природе и о себе :
И.Анненский, Д.Ме-
режковский, Н.Забо-
лоцкий, Н.Рубцов.
Сообщения,
выразительное
чтение, анализ
Одно
стихотворение
наизусть
Уметь анализировать
стихи, осмысливая
прочитанное
Вызвать инте-рес
к пейзаж-ной
лирике
Д/Р, 209-212
Дидакт. матер,
111-114
Золотарева, 257-
264 (Забо-
лоцкий), 271-284
(Рубцов), 405
Турьянская, 206
-216 (Рубцов)
Еремина, 243
Коровина, 119
Беленький, 109
(Заболоцкий), 129
(Рубцов)
Скоркина, 67
(Рубцов)
Шадрина, ч.2,
163
17
58. Поэты Русского
зарубежья об
оставленной ими
Родине : Н.Оцуп,
З.Гиппиус, Дон-
Аминадо, И.Бунин.
Сообщения,
выразительное
чтение, анализ
Уметь выразительно
читать
Уметь воспринимать
и анализировать
поэтический текст
Познакомить с
поэтами русского
зарубежья,
восстанавли-вая
культурную
память
человеческую
Д/Р, 212-213
Дидакт. матер,
114
Золотарева, 408
Шадрина, ч.2,
170
Зуева, 158
59. Итоговый урок по
литературе XX века.
Урок проверки
ЗУН,
комбинирован-
ный
Д/Р, 213
Дидакт. матер,
116
Из зарубежной литературы (6 часов )
60-61. У.Шекспир .
«Ромео и Джульетт-
та». «Вечные проб-
лемы» в трагедии
Шекспира.
Чтение
фрагментов
трагедии с
элементами
беседы
Знать эпоху Воз-
рождения, предс-
тавление о Шекс-
пире как писателе
Уметь выражать свое
отношение к
прочитанному
выражать свое
отношение к
поступкам героев
Д/Р, 214-217
Дидакт. матер,
116
Золотарева, 284,
287
Турьянская, 217,
222-226
Еремина, 251
Савина, 53
Коровина, 120
Беленький, 132
Шадрина, ч.2,
177
62. Сонеты Шекспи-
ра. Воспевание поэ-
том любви и друж-бы.
Выразительное
чтение, анализ
Уметь читать
выразительно
Золотарева, 284
Турьянская, 219-
222
Савина, 54
63. Ж.Б.Мольер .
«Мещанин во дво-
рянстве» (сцены).
Сатира на дворян-
ство.
Чтение, анализ
Знать содержание
пьесы, черты
классицизма
Уметь
самостоятельно
делать выводы,
давать
характеристику
герою
64. Дж.Свифт .
«Путешествие Гул-
ливера». Сатира на
государственное ус-
тройство и общест-во.
Рассказ учителя,
чтение,
пересказ, беседа
Знать страницы
жизни и творчества
писателя
владеть различными
видами пересказа
Д/Р, 217-219
Дидакт. матер,
120
Еремина, 128
Коровина, 123
18
Гротесковый ха-рактер
изображения.
Шадрина, ч.2, 3
65. В.Скотт – ос-
новоположник исто-
рического романа.
«Айвенго». Главные
герои и события.
Беседа, работа с
книгой
Знать жизнь и
творчество писа-
теля, своеобразие
«Айвенго» как ис-
торического рома-
на
владеть различными
видами пересказа,
давать
характеристику
герою
Д/Р, 219
Дидакт. матер,
123
Золотарева, 409
Еремина, 61
Коровина, 126
Репин, 13
Шадрина, ч.2,
182
66. Итоговый урок.
Урок проверки
ЗУН, тест
тест
Дидакт. матер,
126
Золотарева, 296
(тест), 298
Турьянская, 230
(тест)
Скоркина, 69
Репин, 35, 57-64
67-68. Резервные
уроки.
19