Напоминание

«Особенности организации работы на уроках русского языка по формированию орфографических умений и навыков учащихся»


Автор: Крупинова Надежда Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 3 имени Д.К. Булганина
Населённый пункт: город Полярные Зори Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности организации работы на уроках русского языка по формированию орфографических умений и навыков учащихся»
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на тему: «Особенности организации работы на уроках

русского языка по формированию орфографических умений и навыков

учащихся»

Поиск эффективных способов формирования орфографических умений и

навыков у учащихся на уроках русского языка в настоящее время является

одной из актуальных проблем.

Существует

два

уровня

овладения

орфографической

грамотностью:

абсолютная

и

относительная

грамотность

пишущих.

Абсолютная

орфографическая

грамотность

это

умение

пользоваться

всеми

действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно

писать

все

слова

с

непроверяемыми

орфограммами.

Относительная

орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с

изученными

в

школе

орфографическими

правилами,

включая

слова

с

непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.

В школе не ставится цель обеспечить абсолютную орфографическую

грамотность

выпускников,

во-первых,

потому,

что

учащиеся

усваивают

лишь

часть

всех

орфографических

правил,

во-вторых,

потому,

что

она

практически

недостижима,

поскольку

в

языке

существует

огромное

количество слов, правописание которых не регулируется правилами.

В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую

грамотность учащихся. Ее уровень определяется нормами оценки.

Для

достижения

основной

цели

формирования

относительной

орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные

учебные цели:

- познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;

- сформировать у них орфографические умения (на основе этих понятий);

- научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;

-

сформировать

у

детей

потребность

и

умение

пользоваться

орфографическим словарем;

-

создать

необходимые

условия

(предпосылки)

обучения

школьников

орфографии.

Орфография представляет самостоятельный раздел науки о языке. Она

имеет свою систему понятий, принципов, поэтому в школе теоретически

возможно компактное ознакомление с нею либо до изучения грамматики,

либо после ее изучения.

В

современном

школьном

курсе

русского

языка

орфограммы

и

соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно

одно

за

другим.

В

последнее

время

предлагается

изучать

орфограммы

группами, объединенными по признаку какой-либо общности, например,

гласные после шипящих в суффиксах, мягкий знак после шипящих во всех

глагольных формах, Н и НН во всех частях речи, НЕ с разными частями

речи и т.д. Полностью реализовать этот принцип затруднительно, поскольку

в группах оказываются орфограммы, условия выбора которых зависят от

знаний, еще не известных учащимся.

Чтобы

сформировать

у

школьников

прочные

навыки

грамотного

письма,

учителя-словесники

прилагают

большие

усилия,

однако

орфографическая

грамотность продолжает оставаться низкой.

Большую

роль

в

деле

повышения

грамотности

учащихся

играет

целенаправленная работа по овладению правилом.

Практика

показывает,

что

знание

правил

и

умение

их

применить

в

практической деятельности – не одно и то же. Далеко не каждый ученик,

заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользоваться.

Обычно какие – то звенья в применении правила ускользают от внимания

ученика,

и

правило

усваивается

недостаточно

хорошо,

а

то

и

просто

формально.

Чтобы

этого

избежать,

нужно

давать

не

только

само

правило,

но

и

образец рассуждения по правилу, а также образец письменного объяснения

орфограмм. И это во многом облегчает работу учителя.

Многие учителя рекомендуют детям с пятого класса завести тетради для

правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами,

примерами,

позволяющими

отрабатывать

правила

правописания

при

выполнении различных самостоятельных работ.

Работа по алгоритму предполагает несколько этапов:

1. Знакомство с правилом и алгоритмом применения.

2. Рассуждение по алгоритму вслух и графическое обозначение

орфограммы.

3. Графическое обозначение орфограммы и рассуждение вслух по памяти,

без опоры на алгоритм.

Слабым учащимся в процессе практического применения можно

разрешить заглядывать в алгоритм.

4. Далее учащиеся работают самостоятельно, молча, рассуждая про себя.

5. Наконец, действие автоматизировано, перешло в навык, происходит так

называемое «свертывание» алгоритма, и учащиеся мгновенно распознают

орфограмму.

На пятом этапе целесообразно проводить творческие, свободные

диктанты, составление текстов с грамматико-орфографическим заданием.

Большое внимание на своих уроках следует уделять работе со

словарными словами, придерживаясь такой системы:

1. Запись слова на доске, выделение орфограммы (желательно мелом

другого цвета).

2. Объяснение лексического значения слова.

3. Запись слова в словарь.

4. Составление словосочетаний или предложений, запись их в рабочей

тетради.

5. Когда в словаре накапливается 15 новых слов, можно вызвать трех

учащихся, одного из них со словарем. Он, выступая в роли учителя, диктует

словарные слова одноклассникам, после записи закрывает словарик и

самостоятельно проверяет написанное, ставя оценки. После этого можно

всем классом просмотреть проверенное и все работающие у доски получают

отметки.

В течение последующих уроков необходимо возвращаться к написанию

этих трудных слов, а в конце учебного года обязательно провести словарные

диктанты, предварительно предупреждая детей, какие слова будут включены

для контроля. Это дает возможность еще раз повторить изученное, закрепить

написание слов, не регулируемых правилом.

Такая систематическая работа со словарными словами помогает их

запоминанию и влияет на общий уровень грамотности учащихся.

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его

помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести

наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала.

Систематический анализ письменных работ учащихся помогает

своевременно обнаружить проблемы в восприятии и осознании, в

запоминании и осмыслении.

Анализ письменных работ учащихся воссоздает истинную картину

уровня знаний ребят, помогает спланировать дальнейшую работу учителя,

определять, какие формы и методы работы обучения наиболее эффективны,

кто из учащихся нуждается в индивидуальной коррекции.

Опыт показывает, что целенаправленное использование таких

традиционных форм работы над орфографическими правилами в комплексе с

новыми информационными технологиями в учебном процессе обучения

способствуют формированию прочных навыков грамотного письма

учащихся.



В раздел образования