Автор: Мусина Диляра Фаиковна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №68"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: учебная программа
Тема: «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
Раздел: полное образование
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
в 10 б классе
Пояснительная записка
Элективный курс составлен в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования
«Об утверждении
федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от
05.03.2004 г. № 1089) , учебным планом МБОУ Лицей № 68, положением о рабочей программе педагога МБОУ Лицей №68.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач
по математике и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний,
подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
расширение и углубление курса математики;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
развитие
коммуникативных
и
общеучебных
навыков
работы
в
группе,
самостоятельной
работы,
умений
вести
дискуссию,
аргументировать ответы и т.д.
Программа рассчитана на учащихся 16-17 лет. Курс продолжительностью 1 год рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Примерный учебно-тематический план курса
№
тема
всего
Текстовые задачи
3
1
Задачи на движение.
1
2
Задачи на работу.
1
3
Задачи на проценты.
1
Прогрессии.
4
4
Арифметическая прогрессия.
1
5
Геометрическая прогрессия.
1
6
Задачи практического содержания.
2
Тождественные преобразования числовых и буквенных выражений.
4
7
НОК и НОД (применение).
1
8
Тождества сокращённого умножения.
1
9
Бином Ньютона.
1
10
Действия со степенями и корнями.
1
Алгебраические уравнения, неравенства и их системы.
15
Содержание программы
Содержание программы включает разделы:
1) из курса алгебры: «Тождественные преобразования выражений», «Текстовые задачи», «Уравнения и их системы», «Неравенства и их
системы», «Прогрессии»;
2) из курса тригонометрии: «Преобразования тригонометрических выражений», «Тригонометрические уравнения, неравенства и их
системы»;
3) из курса математического анализа: «Производная и ее применение»
4) из курса геометрии: «Планиметрические задачи»
5) математика в параметрах просматривается в разных темах.
1. Текстовые задачи
Различные подходы к решению задач на движение, работу и проценты. Типовые задачи для поступающих в вузы.
2. Прогрессии
Составление
и
решение
разными
способами
алгебраических
систем,
получаемых
при
решении
задач
на
арифметическую
и
геометрическую прогрессии. Задачи практического содержания. Типовые задачи для поступающих в вузы.
3. Преобразования числовых и буквенных выражений
Отработка тождеств сокращенного умножения. Бином Ньютона. Отработка действий со степенями и корнями. Разные подходы при
решении заданий на преобразование алгебраических выражений. Типовые задания для поступающих в вузы.
4. Алгебраические уравнения, неравенства и их системы
Задания для поступающих в вузы, приводимые к линейным, квадратным, дробно-рациональным уравнениям и неравенствам. Линейные и
квадратные уравнения и неравенства с параметрами. Уравнения высоких порядков. Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и
неравенства с модулем, содержащие параметры.
5. Элементы статистики и теории вероятностей
Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Работа с графиками. Работа со схемами и таблицами
Примеры использования вероятности и статистики при решении задач.
6. Планиметрические задачи
Задачи по темам: «Решение треугольников», «Площади плоских фигур», «Подобие фигур», «Комбинации фигур с окружностью»,
«Окружность и касательная». Типовые задания для поступающих в вузы.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема
Планируемые результаты
Виды деятельности
Дата
Коррекция
1
Задачи на движение
Уметь решать
задачи на движение;
задачи на работу;
задачи на проценты;
задачи на десятичную форму записи числа;
задачи на концентрацию, на смеси и сплавы;
практико-ориентированные
задачи.
Решение
задач:
анализировать,
осмысливать текст, моделировать
условие
с
помощью
рисунков,
оценивать
ответ,
осуществлять
самоконтроль.
01.09.14
2
Задачи на работу
07.09.14
3
Задачи на проценты
14.09.14
4
Арифметическая
прогрессия
Уметь
вычислять члены
последовательностей,
заданных формулой п-го члена
или
рекуррентной
ф о р м у л о й , Уст анавливать закономерность
в
построении
последовательности,
если
известны
первые
несколько
ее
членов.
Распознавать
арифметическую
и
геометрическую прогрессии при
Работа с формулами, таблицами,
формулирование
определений,
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
в
тетрадях.
22.09.14
5
Геометрическая
29.09.14
прогрессия.
разных
способах
задания. В ы в од и т ь н а основе
доказательных
рассуждений
формулы
общего
члена
арифметической и геометрической прогрессий, суммы
первых л членов арифметической и геометрической
прогрессий; решать задачи
с
использованием
этих
формул. Рассматривать примеры из реальной жизни,
иллюстрирующие
изменение
в
арифметической
прогрессии, в геометр. прогрессии;
6
Задачи
практического
содержания.
Индивидуальная
работа
в
тетрадях,
решение
задач
с
последующей самопроверкой.
06.10.14
7
Задачи практического
содержания.
13.10.1
4
8
Н О К
и
Н О Д
(применение).
Уметь формулировать основное свойство
алгебраической дроби и применять его для
преобразования
дробей. Выполнять действия с
алгебраическими
дробями.
Представлять целое
выражение
в
виде
многочлена, дробное - в виде
отношения многочленов; доказывать тождества.
Формулировать определение степени с целым пока-
зателем. применять свойства степени для
преобразования выражений и вычислений
Вычислять значения выражений, содержащих квад-
ратные корни; выражать переменные из
геометрических и физических формул. Выводить
формулы сокращенного умножения, применять их в
преобразованиях выражений и вычислениях.
Выполнять разложение многочленов на множители.
Распознавать квадратный трехчлен, выяснять возмож-
ность разложения на множители, представлять
квадратный трехчлен в виде произведения линейных
множителей.
Работа с учебником, составление
о п о р н о г о
к о н с п е к т а ,
формулирование
определений,
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
в
тетрадях.
20.10.14
9
Тождества
сокращённого
умножения.
27.10.14
1
0
Бином Ньютона.
Решение
задач:
анализировать,
осмысливать текст, моделировать
условие
с
помощью
рисунков,
оценивать
ответ,
осуществлять
самоконтроль.
03.11.14
11
Действия со степенями
и корнями.
10.11.14
1
2
Линейные уравнения и
неравенства.
Распознавать линейные
и
целые
и
дробные
уравнения. Решать линейные,
а также уравнения,
сводящиеся
к
ним; р е ш ат ь дробно-рациональные
И н д и в и д уа л ь н а я
р а б от а
в
т е т р а д я х .
Р е ш е н и е
з а д а ч :
анализировать,
осмысливать
17.11.14
уравнения. Решать текстовые задачи алгебраическим
способом:
переходить
от
словесной
формулировки
условия
задачи
к
алгебраической
модели
путем
со ст авления
уравнения; решать
составленное
у р а в н е н и е ; и н т е р п р е т и р о в а т ь результат
Формулировать свойства
числовых
неравенств, ил-
люст рировать их
на
координатной
п р я м о й ,
д о к а з ы в а т ь а лгебраиче ски; п р и м е н я т ь свойства
неравенств
при
реш е н и и
з а д а ч . Распознавать
линейные
н е р а ве н с т ва . Р е ш а т ь линейные
неравенства, системы линейных неравенств.
текст,
моделировать
условие
с
помощью
рисунков,
оценивать
о т в е т ,
о с у щ е с т в л я т ь
самоконтроль.
1
3
Линейные уравнения и
н е р а в е н с т в а
с
параметрами.
24.11.14
1
4
Линейные уравнения и
н е р а в е н с т в а
с
параметрами.
01.12.14
1
5
Квадратные
уравнения
и
н е р а в е н с т в а .
Обобщённый
метод
интервалов.
Доказывать свойства
арифметических
квадратных
к о р н е й ; п р и м е н я т ь их
для
п р е о б р а з о ва н и я
в ы р а ж е н и й , В ы ч и с л я т ь значения
выражений,
содержащих
квадр а т н ы е
к о р н и ; выражать
переменные
из
геометрических
и
физических
формул.
Уметь
применять
метод
интервалов
при
решении
рациональных
неравенств;
Знать
методы
решения уравнений и неравенств с параметрами
Решение
задач:
анализировать,
осмысливать текст, моделировать
условие
с
помощью
рисунков,
оценивать
ответ,
осуществлять
самоконтроль.
08.12.14
1
6
Квадратные
уравнения
и
н е р а в е н с т в а .
Обобщённый
метод
интервалов.
10.12.14
1
7
Квадратные
уравнения
и
неравенства
2-ой
степени с параметром.
т е т р а д я х .
Р е ш е н и е
з а д а ч :
анализировать,
осмысливать
текст,
моделировать
условие
с
помощью
рисунков,
оценивать
о т в е т ,
о с у щ е с т в л я т ь
самоконтроль.
17.12.14
1
8
Квадратные
уравнения
и
неравенства
2-ой
степени с параметром.
29.01.15
1
9
Дробно-рациональные
у р а в н е н и я
и
неравенства.
19.01.15
2
0
Дробно-рациональные
у р а в н е н и я
и
н е р а в е н с т в а
с
параметром.
26.01.15
2
1
Уравнения
высшего
порядка.
Уметь решать уравнения третьего и выше порядков
методами разложения на множители и введения новой
переменной.
Анализ
данных
решений
задач,
Работа с учебником, составление
о п о р н о г о
к о н с п е к т а ,
формулирование
определений,
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
в
тетрадях.
02.02.15
2
2
Уравнения
высшего
порядка.
09.02.15
2
3
У р а в н е н и я
и
неравенства с модулем.
Знать
методы
решения
уравнения
и
неравенства
с
модулем. Уметь применять методы при решении задач
содержащие параметр.
16.02.15
2
4
У р а в н е н и я
и
неравенства с модулем.
02.03.15
2
5
У р а в н е н и я
и
неравенства с модулем,
содержащие параметр.
09.03.15
2
6
У р а в н е н и я
и
неравенства с модулем,
16.03.15
содержащие параметр.
2
7
Примеры
функциональных
з а в и с и м о с т е й
в
реальных процессах и
явлениях.
Работа
с
графиками.
Знать
математическую
модель,
которая
служит
описанием
многих
вероятностных
задач.
Уметь
п р и м е н я т ь
м е т о д ы
р е ш е н и я
п р о с т е й ш и х
комбинаторных
задач;
методы
статистической
обработки результатов измерений
Работа с учебником, составление
о п о р н о г о
к о н с п е к т а ,
формулирование
определений,
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
в
тетрадях.
06.04.15
2
8
Примеры
функциональных
з а в и с и м о с т е й
в
реальных процессах и
явлениях.
Работа
с
графиками.
13.04.15
2
9
Примеры
использования
в е р о я т н о с т и
и
с т а т и с т и к и
п р и
решении задач.
20.04.15
3
0
Примеры
использования
в е р о я т н о с т и
и
с т а т и с т и к и
п р и
решении задач.
27.04.15
3
1
Решение
треугольников.
Уметь объяснять и иллюстрировать
неравенство
треугольника . Формулировать и доказывать теоремы
о
с в о й с т в а х и
признаках
равнобедренного
треугольника,
соотношениях
между
сторонами
и
углами
треугольника,
сумме
углов
треугольника,
внешнем
угле
треугольника,
о
средней
линии
треугольника. Формулировать
теоремы о признаках
п од о б и я
т р еу го л ь н и ко в ,
т е о р е м у
Ф а л е с а .
Формулировать определения
и иллюстрировать
понятия
синуса,
косинуса,
тангенса
и
котангенса
острого угла прямоугольного треугольника. Выводить
ф о р м у л ы , в ы р а ж а ю щ и е
ф у н к ц и и
у г л а
прямоугольного
треугольника
через
его
стороны.
Формулировать определения
синуса,
косинуса,
тан-
генса, котангенса углов от 0 до 180° острых
углов.
Ф о р м у л и р о в а т ь и
р а з ъ я с н я т ь основное
тригонометрическое тождество. По значениям одной
тригономет риче ской
функции
у гл а вычислять
значения других тригонометрических функций этого
у г л а . Формулир о в а т ь
теоремы
синусов
и
ко с и н у с о в ,
о
т оч к а х пересечения
серединных
перпендикуляров,
биссектрис, медиан, высот или их
продолжений.
Работа с учебником, составление
опорного конспекта,
формулирование определений,
индивидуальная работа в
тетрадях. Индивидуальная работа
в тетрадях, решение задач с
последующей взаимопроверкой
04.05.15
3
2
П л о щ а д и
п л о с к и х
фигр.
З н а т ь п о н я т и е
п е р и м е т р а многоугольника.
Формулировать определения расстояния между точка-
ми,
от
точки
до
прямой,
между
параллельными
прямыми. Формулировать и
о бъ я с н я т ь свойства
д л и н ы ,
г р ад у с н о й
м е р ы
у г л а ,
п л о щ а д и .
Формулировать соответствие
между
величиной
центрального
угла
и
длиной
дуги
окружности.
Объяснять и иллюстрировать понятия равновеликих и
равносоставленных
фигур. В ы в о д и т ь формулы
И н д и в и д уа л ь н а я
р а б от а
в
т е т р а д я х .
Р е ш е н и е
з а д а ч :
анализировать,
осмысливать
текст,
моделировать
условие
с
помощью
рисунков,
оценивать
о т в е т ,
о с у щ е с т в л я т ь
самоконтроль.
11.05.15
площадей
прямоуголь ника,
п араллелограмма,
треугольника
и
трапеции,
а
также
формулу,
выражающую площадь треугольника через две сто-
роны и угол между ними, длину окружности, площадь
к р у г а . Н а х о д и т ь площадь
многоугольника
разбиением
на треугольники
и
четырехугольники.
Объяснять и иллюстрировать отношение
площадей
подобных
фигур. Ре ш ат ь задачи
на
вычисление
линейных
величин, градусной
меры
угла
и
площадей
треугольников,
четырехугольников
и
многоугольников,
длины
окружности
и площади
круга. Опираясь на данные условия задачи,
находить
возможности
применения
необходимых
формул,
преобразовывать формулы.
3
3
Подобие фигур.
Формулировать определения подобных треугольников,
Знать
признаки
подобия
треугольников,
Уметь
применять
признаки
подобия
при
решении
задач.
Решать задачи на построение, доказательство и вы-
числения. Моделировать условие задачи с помощью
чертежа
или
рисунка, проводить дополнительные
построения в ходе решения.
Работа с формулами, таблицами,
формулирование
определений,
и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
в
тетрадях.
18.05.15
3
4
Комбинации
фигур
с
окружностью.
Формулировать определения
понятий,
связанных
с
окружностью,
центрального
и
вписанного
углов,
с е ку щ е й и
касательной
к
окружности,
углов,
связанных
с
ок ружн о с т ь ю . Ф о рм ул и р о ват ь и
доказывать теоремы
о
вписанных
углах,
углах,
связанных с окружностью. Изображать,
распознавать
и
описывать взаимное
расположение
прямой
и
о к р у ж н о с т и . И з о б р а ж а т ь и
формулировать
о п р е д е л е н и я
в п ис а н н ы х
и
о п и с а н н ы х
И н д и в и д уа л ь н а я
р а б от а
в
т е т р а д я х .
Р е ш е н и е
з а д а ч :
анализировать,
осмысливать
текст,
моделировать
условие
с
помощью
рисунков,
оценивать
о т в е т ,
о с у щ е с т в л я т ь
самоконтроль.
25.05.15
многоугольников
и
треугольников;
окружности,
в п и с а н н о й
в
т р еу гол ь н и к ,
и
о к р у ж н о с т и ,
описанной
около
треугольника.
Формулировать и
доказывать теоремы
о
вписанной
и
описанной
окружностях
треугольника
и
многоугольника.
Исследовать свойства конфигураций, связанных с ок-
ружностью,
с
помощью
компьютерных
программ.
Решать задачи на построение, доказательство и вы-
числения.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к
итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
иметь опыт (в терминах компетентностей):
работы в группе, как на занятиях, так и вне,
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет