Напоминание

«Жизнь леса и судьбы людей» к уроку географии в 8 классе «Воздействие человека на природу. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»


Автор: Терехова Елена Николаевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№31"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Публикация
Тема: «Жизнь леса и судьбы людей» к уроку географии в 8 классе «Воздействие человека на природу. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»
Раздел: среднее образование





Назад




Журнальная публикации.

Жизнь леса и судьбы людей.

Терехова Василиса 1998 год

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету.

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Чёрные сотрешь ли, человек?

(А.Плотников «Чёрные пятна»)

Если

бы можно было на машине времени перенестись на несколько

тысячелетий

назад

и

подняться

над

территорией

нашей

нынешней

страны,

то

мы

заметили

бы

очень

мало

признаков

обитания

человека:

примитивные

шалаши,

дымки

костров,

узкие

тропинки,

теряющиеся

сразу

же

за

поселениями.

И

леса,

леса,

леса!

Возможно,

мы

смогли

бы

увидеть

охоту

на

дикого

зверя,

но

человек

в,

то

время

не

мог

навредить

природе

своим

примитивным

орудием.

Да

и

сам

он

был

частью

этой

природы.

На

следующем

этапе

в

развитии

человечества

возрастает

давление

людей

на

природу.

Выжигаются

и

вырубаются

леса,

строятся

города,

прокладываются

дороги.

Животные

отступают

в

лес

всё

глубже,

а

некоторые

исчезают

вовсе.

По

мнению

некоторых

учёных,

не

без

помощи

человека

исчезли

мамонт,

шерстистый

носорог,

пещерный

медведь,

сумчатый

волк.

С

появлением

железных

орудий

этот

процесс

ускоряется.

Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал жука - и он умер в ладонях.

И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте

Можно только сердцем.

(П.Гвездослов)

Природа – это чистый воздух и водоёмы с прозрачной водой, зелёный

лес

и

щебет

птиц,

полёт

шмеля

и

многое

другое.

Сейчас

мне

хотелось

бы

поглубже

затронуть

тему

«Жизнь

леса».

Лес – это и глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные

солнцем

сосновые

боры,

и

белоствольные

березняки.

Леса

России

охватывают

целых

две

природные

зоны:

тайги,

смешанных

и

широколиственных

лесов.

Когда

на

уроке

географии

мы

изучали

параграф

«Разнообразие

лесов

России»

то

выяснили,

что

на

тайгу

приходится

50%

запасов

древесины

России.

Но

это

не

даёт

нам

право

бездумно

вырубать

деревья.

Более

века

назад

Ф.Энгельс

предостерегал

человечество:

«

Не

будем,

однако,

слишком

обольщаться

нашими

победами

над

природой.

За

каждую

такую

победу

она

нам

мстит.

Каждая

из

этих

побед

имеет,

правда,

в

первую

очередь

те

последствия,

на

которые

мы

рассчитываем,

но

во

вторую

и

третью

очередь

совсем

другие,

непредвиденные

последствия,

которые

очень

часто

уничтожают

значение

первых».

Эти

слова

актуальны

и

1

в

наше

время.

Например,

существует

программа

мер

по

расширению

лесных

площадей

во

всех

природных

зонах.

Для

проведения

этих

работ

созданы

специальные

машины,

позволяющие

механизировать

посадку

леса

и

уход

за

молодыми

насаждениями.

После изучения темы перед учащимися нашего класса

была

поставлен

вопрос:

«

Какие

особенности

характера

человека

могут

сформироваться

под

влиянием

леса».

Это

задание

вызвало

множество

эмоций,

а

вопрос

заставил

задуматься

и

понять,

что

действительно

во

многом

мы

схожи

с

лесом

и

его

обитателями:

хитрость

от

лисы,

сила

от

медведя,

мудрость

от

совы,

зоркость

от

ястреба,

упрямство

от

кабана,

зубастость

от

волка,

осторожность

от

белки.

А

если

посмотреть

на

деревья

в

лесу:

белая

берёзонька

-

напоминает

девицу,

а

сосны

великаны

-

молодцев,

дубы

-

мудрых

старцев.

Тема леса прослеживается и в народном творчестве, много загадок,

игр

и

скороговорок

придумал

народ

У

ежа

и

ёлки

иголки

колки»,

«Сух

сук

нёс

барсук»,

«Дуб

дубовыстый,

широкозеленолистный»,

«У

тридцати

трёх

полосатых

поросят

тридцать

три

хвостика

висят»,

«Бобры

храбры,

идут

в

боры;

Бобры

для

бобрят

добры»,

«Ворон,

Ворон,

Хвост

обломан,

Хвост

обломан,

Нос

окован

»).

Охрана лесов – мировая задача. Имеются, к сожалению, случаи, когда

лес

вырубается

без

учёта,

а

пожары

являются

следствием

беспечного

обращения

человека

с

огнём

в

лесу.

В

результате

пожарищ

гибнет

много

зверей,

птиц,

ценнейшей

древесины.

Пока

мы

ещё

не

потеряли

лес,

людям

надо

задуматься

о

нём.

В

некоторых

странах

есть

примеры

бережного

отношения

к

лесам.

В

Японии

уже

создаётся

искусственный

лес

на

специально

переработанном

мусоре.

Туда

привозят

почву

и

сажают

деревья.

В

Германии

за

выброс

мусора

в

неположенном

месте

платят

штраф.

А

вот

пример

совершенно

другого

характера:

«Город

Сингапур

расположен

на

острове

вблизи

полуострова

Малакка.

Несмотря

на

засушливый

климат

такого

зелёного

города

в

мире

больше

нет.

Озеленение

производилось

искусственно

из

привезённых

двух

тысяч

видов

растений,

прижились

только

восемьсот,

но

они

повсюду».

В

Великом

Новгороде

существует

экологическая

школа,

туда

может

записаться

любой

школьник

любящий

природу.

Там

вам

расскажут

о

растениях,

животных

и

их

проблемах.

Предложат

вступить

в

экологический

отряд

«Лесные

робинзоны».

Своей статьёй я надеялась поднять очень важную проблему. Не будем

забывать,

что

лес

главный

источник

кислорода

на

земле,

красоты

и

вдохновения,

а

человек

его

часть.

Срубите лес – и, как в безлунной бездне,

Всё-всё – до муравьиной кучи,

Над пустошью лишь тени бросят тучи…

Храните лес,

Чтоб эхо в нём гудело,

Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела!

(Н.Жоголева «Берегите лес»)

2

Список

литературы:

1 .

Пьер

Агесс

«Ключи

к

экологии»

2 .

Экологический

букварь

С.В.Рянжин

3 .

Русские

народные

скороговорки

«Тридцать

три

Егорки»

составитель

Г.

Науменко,

«Солнышко

покажись!

Красное

снарядись!»

4 .

Учебник

географии

8

класса

«Природа

России»

И.И.Баринов

5 .

Журнал

«География

в

школе»

МОУ СОШ №31

3

Журнальная публикация

«

Жизнь леса и судьбы людей».

Терехова

Василиса

1998

год

рождения

ученица 8 «А» кл

Великий Новгород

2013 год

4

5

6



В раздел образования