Напоминание

Внеурочная деятельность


Автор: Лазарева Елена Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 40"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС ООО 5–9 класс.
Тема: Внеурочная деятельность
Раздел: среднее образование





Назад




Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО.

В Стандарте основного общего образования предлагается новая структура учебного

плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность,

которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на

становление личностных характеристик выпускника, достижение личностных и

метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной

программы основного общего образования. Внеурочная деятельность более эффективно,

чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности

обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного

ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной

программы.

Цели внеурочное деятельности:

- создать условия для развития личностных характеристик каждого ученика в процессе

творческой коллективной деятельности;

- углубить и расширить знания обучающихся (за счет включения внепрограммного и

расширения программного материала);

- способствовать формированию метапредметных универсальных способов учебной

деятельности (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не

укладывающихся в рамки уроков);

- создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- содействовать социализации, профориентации школьников.

Согласно Стандарту, «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития

личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное,

социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Вне зависимости от реализуемого

педагогом направления, внеурочная деятельность отличается разнообразием

организационных форм. Выбор содержания и организационных форм работы, как

правило, определяется педагогом исходя из его компетентности, круга увлечений. При

этом педагог обязан учитывать как интересы и возрастные особенности обучающихся, так

и ресурсы образовательной среды, особенности и традиции конкретного образовательного

учреждения.

Разовые формы внеурочной деятельности

Все они организуются и проводятся однократно или несколько раз в течении учебного

года для различных классов, групп обучающихся.

Выставки

Цель проведения выставок – способствовать развитию интереса обучающихся к

содержательной стороне экспозиции, творческих способностей обучающихся.

Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные

произведения, учебные пособия и другие изделия и проекты, созданные участниками.

На подготовительном этапе учителю совместно с инициативной группой обучающихся

необходимо определить: цель, тематику, вид (виды) экспонатов, время и место проведения

выставки; критерии оценки работ (если выставка конкурсная); состав участников.

Положение о выставке должно быть доведено до всех учеников школы.

Каждый экспонат выставки должен быть оснащен карточкой с указанием его автора и

названием работы. Во время проведения выставки необходимо организовать ее посещение

всеми учениками школы. По окончании работы выставки проводится рефлексия по

классам, а ее материалы могут пополнить фонды предметных кабинетов, школьного музея.

Ученические конференции

Главной целью проведения конференции является расширение кругозора обучающихся,

формирование навыков исследовательской работы, культуры общения. Тематика

конференций определяется проблемами науки, региона, или направлениями

исследовательской деятельности обучающихся. Методика подготовки и проведения

ученической конференции аналогична вышеизложенной.

Конкурсы, викторины и т.п.

Их главная цель – способствовать развитию познавательных компетенций обучающихся,

формированию культуры мышления, речи, умений работы и общения в коллективе.

Технология подготовки и проведения конкурсов и подобных им мероприятий:

1. Подготовительный этап:

- определение учителем педагогических целей, группы обучающихся (класс, параллель,

другая группа), тематики;

- определение совместно с обучающимися целей, состава участников, темы, основных

вопросов содержания, плана подготовки, критериев оценки выступлений, формы, срока,

места проведения конкурса; мотивация участников;

- формирование рабочих групп по подготовке конкурса (команда, оформители, жюри,

ведущие и др.);

- сбор материалов обучающимися;

- консультации учителем рабочих групп, оказание необходимой помощи;

- подготовка помещения; подготовка оценочных листов, призов;

- консультация участников по порядку и регламенту проведения конкурса.

2. Этап проведения конкурса:

Конкурс может проводиться по любому сценарию, разработанному обучающимися

(выступления команд, капитанов, групп); желательно предусмотреть конкурс

болельщиков.

- вступительное слово учителя (обучающегося старших классов) о целях конкурса,

порядке его проведения, составе участников;

- выступления;

- подведение итогов, награждение;

- заключительное слово учителя (качественная оценка подготовки и проведения

конкурса, возможности использования его результатов).

3. Этап использования результатов:

Рефлексия в рабочих группах.

Учитель должен опираться на знания, полученные участниками конкурса; использовать

наглядные материалы, созданные как конкурсные работы, на последующих уроках.

Предметные недели

Предметная неделя – традиционная форма, позволяющая привлечь всех учеников школы к

научно-познавательной и проектной деятельности в зависимости от их интересов и

познавательных потребностей.

Цели ее проведения – создать условия для развития интереса к предмету, расширения

кругозора, развития личностных качеств обучающихся.

Как правило, предметные недели проводятся в тесном контакте с классными

руководителями, учителями смежных предметов. Более эффективны межпредметные

недели (цикл наук, экологические, краеведческие и др.), позволяющие развивать

межпредметные знания и метапредметные компетенции. Неверно понимать, что во время

предметной недели каждый ученик каждого класса ежедневно принимает участие в какой

либо акции. Разумнее строить предметную неделю, сочетая обязательные для всех классов

мероприятия с мероприятиями для отдельных групп обучающихся.

Системные формы внеурочной деятельности

Проектная и исследовательская деятельность

Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает

«брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперёд». В общем понимании,

проект – это управляемая (следовательно, целенаправленная, мотивированная,

планируемая, системная, диагностируемая, регулируемая), ограниченная по ресурсам и

срокам деятельность, направленная на достижение конкретного результата (цели) –

создание определённого, уникального продукта; или совокупность описаний свойств

создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат

реализации. Таким образом, критериями проектной деятельности являются:

управляемость, уникальность результата, ограниченность по срокам.

Проектная деятельность является эффективным технологическим средством реализации

задач Стандарта, как деятельность, направленная на достижение комплекса личностных,

метапредметных и предметных результатов; на овладение обучающимися учебно-

познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и

социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач

При организации проектной и исследовательской деятельности школьников следует

учитывать, что данная деятельность для педагога – средство реализации педагогических

целей, соответствующих требованиям к результатам освоения обучающимися основной

образовательной программы основного общего образования:

- создать условия для освоения обучающимися содержательной стороны одной или

нескольких учебных дисциплин, расширения научного кругозора в каких либо областях

знаний; освоения метапредметных результатов, способов научного познания мира;

развития ключевых компетенций;

- создать условия, способствующие овладению обучающимися рациональными приемами

и социальными нормами коллективной (групповой) творческой деятельности; развитию

индивидуальных общественно-значимых личностных качеств, учебных, организаторских,

творческих и др. способностей и интересов; положительной учебной мотивации;

-способствовать адаптации школьников в современном мире, профессиональному

самоопределению;

- создать условия для пропедевтики асоциального поведения, дурных привычек;

- организовать реализацию проекта как процесс социально-одобряемой и социально-

признаваемой деятельности – ведущий тип психологической деятельности подростков,

обеспечивающий их полноценное психическое развитие; способствовать развитию

общественно-значимых психологических особенностей обучающихся;

- способствовать развитию коллектива как средства воспитания личности.

Решению данных задач отвечают главные особенности проектной деятельности

школьников:

- С позиций организации образовательного процесса проектная деятельность создает

условия для формирования у обучающихся опыта:

- самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных,

нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

- для общения в процессе общественно-полезной коллективной творческой деятельности –

ведущих типов психологической деятельности подростков.

- С позиции содержания деятельности

- обеспечивает открытость и политематичность, позволяющие каждому участнику проекта

осуществить свободный выбор направления, содержания и форм деятельности в рамках

тематики проекта;

- обеспечивает полипредметность, способствующую достижению предметных и

метапредметных результатов образования;

- нацелена на создание общественно-ценного продукта, что является фактором

формирования положительной самооценки и психического развития.

Литература

1. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения

/Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.

2. Григорьев Д. В, Степанов П. В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя» - М.: «Просвещение», 2010г.,

3. Недвецкая М.Н. «Модернизация воспитательной системы школы. Анализ. Направления.

Содержание. Методическое пособие» УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования / М-во образования и науки Рос. Федерации - М.: «Просвещение», 2010г.

5. Фещенко Т.С. Настольная книга заместителя директора по учебно-воспитательной

работе. Методическое пособие / УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г

6. Черноусова Ф.П. «Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом

в школе.» / УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г



В раздел образования