Формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Автор: Окунева Людмила Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с № 29 "Радуга" Населённый пункт: город Домодедово Наименование материала: доклад Тема: Формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 29 «РАДУГА»
Формы взаимодействия
ДОУ и семьи по вопросам
сохранения и укрепления
здоровья детей дошкольного
возраста
Воспитатель МАДОУ
детский сад общеразвивающего вида
№ 29 «РАДУГА»
Окунева Людмила Алексеевна
2014-2015
В настоящее время в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой
главной
задачи
дошкольного
образования
–
сохранить,
поддержать
и
обогатить
здоровье
детей.
Кроме
того,
серьезной
задачей
является
и
обеспечение
максимально
высокого
уровня
реального
здоровья
воспитанников
детских
садов,
воспитание
валеологической
культуры
для
формирования
осознанного
отношения
ребенка
к
здоровью
и
жизни
как
собственных, так и других людей.
Усилия педагогов ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление
ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно
именно
эти
задачи
являются
приоритетными
в
программе
модернизации
российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач
становятся
здоровьесберегающие
технологии,
без
которых
немыслим
педагогический процесс современного детского сада.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по
Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле
слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения;
процесс,
направленный
на
обеспечение
физического,
психического
и
социального
благополучия
ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия
организации педагогического процесса в ДОУ.
В
более
узком
смысле
слова
-
это
специально
организованное,
развивающееся
во
времени
и
в
рамках
определенное
образовательной
системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение
целей
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
в
ходе
образования,
воспитания и обучения.
Технология
–
это
инструмент
профессиональной
деятельности
педагога,
соответственно
характеризующаяся
качественным
прилагательным
педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что
она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор
определенных
профессиональных
действий
на
каждом
этапе,
позволяя
педагогу
еще
в
процессе
проектирования
предвидеть
промежуточные
и
итоговые
результаты
собственной
профессионально-педагогической
деятельности.
Педагогическую
технологию
отличают:
конкретность
и
четкость
цели
и
задач;
наличие
этапов:
первичной
диагностики;
отбора
содержания,
форм,
способов
и
приемов
его
реализации;
использования
совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной
диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей
характеристикой
педагогической
технологии
является
ее
воспроизводимость.
Любая
педагогическая
технология
должна
быть
здоровьесберегающей!
З д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и е
т е х н о л о г и и
в
д о ш к о л ь н о м
образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи
современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и
обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду:
детей,
педагогов
и
родителей.
Цель
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого
уровня
реального
здоровья
воспитаннику
детского
сада
и
воспитание
валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка
к
здоровью
и
жизни
человека,
знаний
о
здоровье
и
умений
оберегать,
поддерживать
и
охранять
его,
валеологической
компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической
самопомощи
и
помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры
здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей
ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –
классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и
решаемых
задач,
а
также
ведущих
средств
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В
связи
с
этим
можно
выделить
следующие
виды
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном
образовании:
медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии
обеспечения
социально-
психологического
благополучия
ребенка;
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического
просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии
в детском саду.
М е д и к о - п р о ф u л а к т и ч е с к и е
т е х н о л о г и и
в
д о ш к о л ь н о м
образовании технологии,
обеспечивающие
сохранение
и
приумножение
здоровья
детей
под
руководством
медицинского
персонала
ДОУ
в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация
мониторинга
здоровья
дошкольников
и
разработка
рекомендаций
по
оптимизации
детского
здоровья;
организация
и
контроль
питания
детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
физического
развития
дошкольников,
закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация
контроля
и
помощь
в
обеспечении
требований
СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании
– технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья
ребенка:
развитие
физических
качеств,
двигательной
активности
и
становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная
гимнастика,
массаж
и
самомассаж,
профилактика
плоскостопия
и
формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной
среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной
физической
активности
и
заботе
о
здоровье
и
др.
реализация
этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому
воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных
форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко
используются
педагогами
дошкольного
образования
в
разных
формах
организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные
моменты
и
в
свободной
деятельности
детей,
в
ходе
педагогического
взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это
прежде
всего
технологии
воспитания
валеологической
культуры
или
культуры
здоровья
дошкольников.
Цель
этих
технологий
-
становление
осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление
знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять
его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической
самопомощи
и
помощи.
В
дошкольной
педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии
личностно-ориентированного
воспитания
и
обучения
дошкольников.
Ведущий
принцип
таких
технологий
–
учёт
личностных
особенностей
ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и
предпочтений
в
содержании
и
видах
деятельности
в
ходе
воспитания
и
обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность
ребёнка
закономерным
образом
содействует
его
благополучному
существованию, а значит здоровью.
Технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье
ребёнка-дошкольника.
Основная
задача
этих
технологий
обеспечение
эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия
ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и
семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Реализацией
данных
технологий
занимается
психолог
посредством
специально
организованных
встреч
с
детьми,
а
также
воспитатель
и
специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе
ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического
и
психолого-педагогического
сопровождения
развития
ребёнка
в
педагогическом процессе ДОУ.
Технологии
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования –
технологии,
направленные
на
развитие
культуры
здоровья
педагогов
детского
сада,
в
том
числе
культуры
профессионального
здоровья,
развитие
потребности
к
здоровому
образу
жизни.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:
сохранить здоровье детей;
создать условия для их своевременного и полноценного психического
развития;
обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно
прожить период дошкольного детства.
На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками
м е д и ц и н с ко й
с ф е р ы
б ы л о
с о з д а н о
м н о ж е с т в о
р а з л и ч н ы х
здоровьесберегающих
методик,
которые
можно
классифицировать
по
нескольким
отдельным
группам.
Это
медико-профилактические
и
физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения
педагогов
дошкольного
образования,
технологии,
направленные
на
обеспечение
социально-психологического
благополучия
воспитанников,
валеологического просвещения детей и родителей.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
направленностью
воспитательно-образовательного
процесса
на
физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
комплексом
оздоровительных
мероприятий
в
режиме
дня
в
зависимости от времени года;
созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания
детей в ДУУ;
формированием
подходов
к
взаимодействию
с
семьей
и
развитием
социального партнерства.
Взаимодействие
МДОУ
с
семьей
по
вопросам
охраны
и
укрепления
здоровья детей:
Информационные
стенды
для
родителей
-работают
рубрики,
освещающие
вопросы
оздоровления
без
лекарств
(комплексы
упражнений
для
профилактики
нарушений
опорно-двигательного
аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики,
пальчиковые игры).
Информационные
стенды
медицинских
работников
о
медицинской
профилактической работе с детьми в МДОУ.
Приобщение
родителей
к
участию
в
физкультурно-массовых
мероприятиях
МДОУ
(соревнования,
спортивные
праздники,
дни
открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей МДОУ с
родителями-спортсменами и др.).
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровье сбережения.
Ежеквартальная
родительская
газета
(посвященная
вопросам
воспитанию здорового ребёнка).
Результаты
внедрения
здоровьесберегающих
и
здоровьеформирующих
технологий в МДОУ:
сформированные
навыки
здорового
образа
жизни
воспитанников,
педагогов и родителей МДОУ;
взаимодействие
специалистов
МДОУ
в
организации
физкультурно-
оздоровительной работы с дошкольниками;
проявление
толерантности
всех
участников
внедрения
здоровье
сберегающих технологий в педагогический процесс МДОУ;
формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления
дошкольников;
внедрение научно-методических подходов к организации работы по
сохранению
здоровья
детей,
к
созданию
здоровье
сберегающего
образовательного пространства в МДОУ;
улучшение
и
сохранение
соматических
показателей
здоровья
дошкольников.
Литература по теме:
1.
Л. Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему
здоровью». Ярославль, 1997 г.
2.
В.И.
Ковалько
«Здоровьесберегающие
технологии»
Издательство
«ВАКО», 2004 г.
3.
Л.Д. Глазырина «Физическая культура- дошкольникам: программа и
программные требования». Москва, 2004г.
4.
Л.Г. Татарникова «Технологии валеологического развития ребёнка в
дошкольном образовательном учреждении». Санкт-Петербург, 2006 г.
5.
«Здоровье
детей
-здоровье
нации».
Сборник
материалов
научно-
практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.