Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Автор: Худошина Ольга Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №95" Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей… ”
(Б. М. Теплов)
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила
воздействия велика.
Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить
многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным
образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным
воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли,
развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения,
решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную
деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении
многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу
театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди
разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором
ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном
учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление,
восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием
творческой позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные
импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль,
поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств,
необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А. Н.
Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.)
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во
всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы
побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль,
особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед
необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в
театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон
связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в
школе.
В результате целенаправленного использования театрализованных игр в
непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной
деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным
построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь
станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности,
вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как
выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна из важнейших
задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие
личности ребенка и приобретение им учебных знаний.
Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное
творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и
самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные
способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства
удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизация -самый «разговорный» вид
театрализованной деятельности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию
артистизма, выразительности движений и речи, как игра – драматизация.
Театрализованная деятельность-это… … не просто игра! Это прекрасное средство для
интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления,
воображения, творческих способностей.