Автор: Малеева Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Павловская СОШ" Обоянский р–н, Курская область
Населённый пункт: с.Павловка Обоянский район Курская область
Наименование материала: Программа по русскому языку для 7 класса УМК В.Бабайцева
Тема: "Рабочая программа по русскому языку 7 класс"
Раздел: среднее образование
Рассмотрена на Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
заседании школьного педагогического совета Директор школы:
методического Протокол № __ _________/С.М.Бацаева/
объединения учителей от ________. Приказ № _____
гуманитарно-эстетического от ___________.
цикла
Протокол №_____от ____________
Руководитель ШМО /Овчарова Ж.С./
____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 7 класс
учителя
Малеевой Надежды Николаевны
2018 год
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой
Рабочая программа составлены на основе:
1)
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
2)
требований к уровню подготовки выпускников по русскому языку,
программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., – М.: Дрофа,
2017г. (Авторы программы В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, А.П. Еремеева,
К.Д. Лидман – Орлова и др.)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета,курса:
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе
является:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, его роли в развитии личности.
2)осознание эстетической ценности русского языка.
3)способность
к
самооценке
речевого
поведения
стремление
к
речевому
самосовершенствованию.
4)достаточный
объем
словарного
запаса
и
грамматических
средств
для
свободного
выражения мыслей и чувств в процессе общения.
Метапредметными результатами освоения является:
1)
рецептивные (слушание и чтение): -восприятие и понимание на слух текстов разных
стилей и жанров; -восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и
жанров; -понимание информации устного и письменного сообщения; -способность к
самостоятельному
поиску
информации;
-отбор
и
систематизация
материала
на
определенную тему; -сопоставление речевых высказываний по разным основаниям;
-умение воспроизводить устный и письменный текст в подробном и сжатом варианте;
2)продуктивные(
говорение
и
письмо):
-определение
целей
предстоящей
речевой
деятельности,
планирование
действий;
-умение
выражать
свое
отношение
к
действительности и создавать устные и письменные - тексты разных стилей и жанров
с учетом речевой ситуации; -соблюдение речевых норм; -умение совершенствовать и
редактировать собственные тексты; -умение выступать перед аудиторией с жанрами
учебно-научной речи; использование русского языка как средства обучения, в том
числе на метапредметном уровне.
3)владеть
различными
видами
аудирования
(с
полным
пониманием,
с
пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка
4)адекватно
понимать,
интерпретировать
и
комментировать
тексты
различных
функционально-
смысловых
типов
речи
(повествование,
описание,
рассуждение)
и
функциональных разновидностей языка;
5)участвовать
в
диалогическом
и
полилогическом
общении,
создавать
устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от
целей,
сферы
и
ситуации
общения
с
соблюдением
норм
современного
русского
литературного языка и речевого этикета;
6)создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
7)анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
8)использовать знание алфавита при поиске информации;
9)различать значимые и незначимые единицы языка;
10)проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
11)классифицировать
и
группировать
звуки
речи
по
заданным
признакам,
слова
по
заданным параметрам их звукового состава;
12)членить слова на слоги и правильно их переносить;
13)определять
место
ударного
слога,
наблюдать
за
перемещением
ударения
при
изменении
формы
слова,
употреблять
в
речи
слова
и
их
формы
в
соответствии
с
акцентологическими нормами;
14)опознавать
морфемы
и
членить
слова
на
морфемы
на
основе
смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова,
уточнять
лексическое
значение
слова
с
опорой
на
его
морфемный
состав;
15)проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
16)проводить лексический анализ слова;
17)опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
18)опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
19)проводить морфологический анализ слова;
20)применять
знания
и
умения
по
морфемике
и
словообразованию
при
проведении
морфологического анализа слов;
21)опознавать
основные
единицы
синтаксиса
(словосочетание,
предложение,
текст);
22)анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно- смысловой организации и функциональных особенностей;
23)находить грамматическую основу предложения;
24)распознавать главные и второстепенные члены предложения;
25)опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
26)проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
27)соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
28)опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
29)опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
30)использовать орфографические словари
31)выделять
запятыми
причастные
обороты
(стоящие
после
существительного),
деепричастные обороты;
Содержание учебного предмета,курса.
Тема
Содержание темы
Р У С С К И Й
Я З Ы К
К А К
РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ
Возможности языковой системы
Повторение изученного
Синтаксис.
Слово сочетание
и
п р ед л оже н и е .
Синтаксический и пунктуационный разбор. Лексика и
фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический
разбор. Словообразование и орфография. Морфемный
и
словообразовательный
разбор.Морфология
и
орфография. Самостоятельные части речи. Служебные
ч а с т и
р е ч и
М о р ф о л о г и ч е с к и й
р а з б о р .
Публицистический
стиль,
его
жанры,
языковые
особенности.
Причастие
Причастие.
Свойства
прилагательных
и
глаголов
у
причастия.
Синтаксическая
роль
причастий
в
предложении.
Действительные
и
страдательные
причастия.
Полные
и
краткие
страда-
тельные
причастия. Причастный оборот; выделение запятыми
причастного оборота. Склонение полных причастий и
правописание
гласных
в
падежных
окончаниях
причастий.
Образование
действительных
и
страдательных
причастий
настоящего
и
прошедшего
времени
(ознакомление).
Не
с
причастиями.
Правописание гласных в суффиксах действительных и
страдательных
причастий.
Одна
и
две
буквы
н
в
суффиксах
полных
причастий
и
прилагательных,
образованных
от
глаголов.
Одна
буква
н
в
кратких
причастиях. 2.Умение правильно ставить ударение в
полных
и
кратких
страда
тельных
причастиях
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены),
правильно
употреблять
причастия
с
суффиксом
-ся,
согласовы
вать
причастия
с
определяемыми существительными, строить предложе
ния с причастным оборотом
Деепричастие
Деепричастие.
Глагольные
и
наречные
свойства
деепричастия.
Синтаксическая
роль
деепричастий
в
предложении..
Деепричастный
оборот;
знаки
препинания
при
деепричастном
обороте.Введение
понятия
обособленные
обстоятельства.
Особенности
выделения деепричастных оборотов и соединительных
или противительных союзов. Выделение одиночного
деепричастия
запятыми
(ознакомление).
Переход
деепричастий в наречия. Деепричастия совершенного и
несовершенного
вида
и
их
образование.
Не
с
деепричастиями.
2.
Умение
правильно
строить
предложение с деепричастным оборотом. 3. Рассказ по
картине.
4.Синонимика
деепричастных
оборотов
и
придаточных предложений.
Предлог
Предлог
1.Предлог
как
служебная
часть
речи.
Синтаксическая
роль
предлогов
в
предложении.
Непроизводные и производные предлоги. Простые и
составные предлоги. Употребление в речи производных
предлогов.
Наречные,
отыменные,
отглагольные
предлоги.
Способы
образования
предлоговПредлоги
делового
стиля.
Слитные
и
раздельные
написания
предлогов (в течение, ввиду, вследств ие и др.). Дефи с
в
предлогах
из-за,
из-под.
2.Умение
правильно
употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно
употреблять
существительные
с
предлогами
по,
благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в
речи
предлогами-синонимами.
3.Рассказ
от
своего
имени
на
основе
прочитанного.
Рассказ
на
основе
увиденного на картине.
Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль
союзов в предложении. Простые и составные союзы.
С о ю з ы
с оч и н и т е л ь н ы е
и
п о д ч и н и т е л ь н ы е ;
с оч и н и т е л ь н ы е
с о ю з ы
—
с о е д и н и т е л ь н ы е ,
разделительные
и
противительные.
Употребление
сочинительных
союзов
в
простом
и
сложном
предложениях; употребление подчинительных союзов
в сложном предложении. Употребление сочинительных
и подчинительных союзов в речи. Сложноподчиненные
предложения.
Сложносочиненные
предложения.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на
письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с
предлогом и частицами и союза также от наречия так с
частицей же. 2.Умение пользоваться в речи союзами-
синонимами. 3.Устное рассуждение на дискуссионную
тему; его языковые особенности
Частица
Частица
как
служебная
часть
речи.
Синтаксическая
роль
частиц
в
предложении.
Формообразующие
и
смысловые частицы. Функции частиц в речи. Различие
частиц и наречий. Различение на письме частиц не и
ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
2.Умение
выразительно
читать
предложения
с
модальными частицами. 3.Рассказ по данному сюжету.
МЕЖДОМЕТИЕ.
ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ
СЛОВА.
Междометие
как
часть
речи.
Синтаксическая
роль
междометий
в
предложении.
Звукоподражательные
слова
и
их
отличие
от
междометий.
Дефис
в
междометиях. Интонационное выделение междометий.
Запятая
и
восклицательный
знак
при
междометиях.
Я в л е н и е
п е р е х о д н о с т и
в
междометиях.Звукоподражательные
слова,
их
грамматиче ские
о собенно сти
и
отличие
о т
междометий. Роль междометий и звукоподражаний в
языке. 2.Умение выразительно читать предложения с
междометиями
П О В Т О Р Е Н И Е
И
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
П Р О Й Д Е Н Н О Г О
В
V I I
КЛАССЕ
Разделы науки о языке. Текст. Культура речи. Стили
речи. Фонетика, фонетические нормы Орфоэпическая
норма.
Акцентология.
Фонетический
а н а л и з
поэтического
текста.
Лексические
синонимы:
идеографические,
стилевые,
контекстуальные,
окказиональные.
Лексические
антонимы.
Паронимы.
Фразеология
русского
языка
с
точки
зрения
ее
происхождения. Книжные фразеологизмы, библеизмы.
Словообразование.
Изменение
в
морфологическом
составе
слова:
опрощение,
п е р е р а з л оже н и е ,
усложнение,
наложение.
Морфолого-синтаксическое
словообразование.
Интонационные
нормы.
Нормы
построения
текста.
Нормы
речевого
поведения.
Синтаксис.
Про стое
предложение.
Сложно е
предложение. Пунктуация. Сочинение-рассуждение на
морально-этическую тему или публичное выступление
на эту тему.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название
темы
Кол-
во
часов
Тема урока
Дата
проведения
По
плану
Факти-
чески
Введение
2
Литературный
русский
язык.
Нормы,
их
изменчивость.
Литературный
русский
язык.
Нормы,
их
изменчивость.
Повторение
изученного
13
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический разбор.
1.
Состав слова. Морфемный разбор.
Морфология.
Самостоятельные
и
служебные
части речи.
Правописание имен существительных.
Правописание имен прилагательных.
Правописание глагола.
Правописание наречия.
Правописание местоимений.
Знаки
препинания
в
простом
осложненном
предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Р/Р. Текст. Типы речи.
Р/Р. Сочинение по картине.
Причастие
51
Понятие о причастии.
Понятие о причастии.
Морфологические
и
синтаксические
признаки
причастий.
Признаки прилагательного у причастия.
Признаки прилагательного у причастия.
Признаки глагола у причастия.
Признаки глагола у причастия.
Р/Р. Описание общего вида местности.
Р/Р Сочинение «Мой любимый уголок природы»
Причастный оборот.
Выделение причастного оборота на письме.
Выделение причастного оборота на письме.
Р/Р. Описание действий. Сочинение.
Р/Р. Описание действий. Сочинение.
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
Правописание НЕ с причастиями.
Правописание НЕ с причастиями.
Р/Р. Изложение.
Р/Р. Изложение.
Контрольная работа по теме «Причастие».
Анализ контрольной работы.
Страдательные и действительные причастия.
Страдательные и действительные причастия.
Образование
и
правописание
действительных
причастий настоящего времени.
Образование
и
правописание
действительных
причастий настоящего времени.
.Образование
и
правописание
действительных
причастий настоящего времени.
Образование
и
правописание
действительных
причастий настоящего времени.
Образование
и
правописание
страдательных
причастий настоящего времени.
Образование
и
правописание
страдательных
причастий настоящего времени.
Р/Р. Повествование.
Р/Р. Рассказ на основе услышанного.
Образование
и
правописание
действительных
причастий прошедшего времени.
Образование
и
правописание
действительных
причастий прошедшего времени.
Образование
и
правописание
страдательных
причастий прошедшего времени.
Образование
и
правописание
страдательных
причастий прошедшего времени.
Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание гласных перед Н и НН.
Правописание гласных перед Н и НН.
. Р/Р. Отзыв о книге.
Р/Р. Отзыв о книге.
Краткие причастия.
Краткие причастия.
Правописание НЕ с краткими причастиями.
Правописание НН в причастиях.
Правописание НН в причастиях.
Систематизация и обобщение изученного по теме
«Причастие».
Контрольная работа по теме «Причастие».
Анализ контрольной работы.
Р/Р. Отзыв о научно-популярной книге.
Р/Р. Редактирование текста.
Деепричастие
22
Понятие о деепричастии.
Понятие о деепричастии.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
НЕ с деепричастием.
Р/Р Описание действий как вид текста.
Р/Р. Описание действий как вид текста.
Д е е п р и ч а с т н ы й
о б о р о т.
З а п я т ы е
п р и
деепричастном обороте.
Д е е п р и ч а с т н ы й
о б о р о т.
З а п я т ы е
п р и
деепричастном обороте.
Деепричастия
совершенного
и
несовершенного
вида, их образование.
Деепричастия
совершенного
и
несовершенного
вида, их образование.
Словообразование
деепричастий.
Деепричастия
совершенного и несовершенного вида.
Употребление деепричастий в речи.
Употребление деепричастий в речи.
Р/Р. Характеристика литературного героя.
Р/Р. Характеристика литературного героя.
Систематизация и обобщение изученного по теме
«Деепричастие».
Систематизация и обобщение изученного по теме
«Деепричастие».
Контрольная работа по теме «Деепричастие».
Анализ контрольной работы.
Переход слов из одних самостоятельных частей
речи в другие.
Р / Р Книжные
стили
речи.
Публицистический
стиль.
.Р/Р Сочинение-заметка в школьную газету.
Понятие о
служебных
частях речи
1
Понятие о служебных частях речи.
Предлог
12
Предлог
как
часть
речи.
Роль
предлогов
в
словосочетании и предложении.
Разряды предлогов по значению.
Производные и непроизводные предлоги.
Правописание производных предлогов.
Правописание предлогов.
П р о с т ы е
и
с о с т а в н ы е
п р е д л о г и .
Морфологический разбор предлогов.
П р о с т ы е
и
с о с т а в н ы е
п р е д л о г и .
Морфологический разбор предлогов.
Р/Р Интервью – жанр публицистики.
Р /Р. Выборочное изложение.
Систематизация
и
обобщение
изученного
в
разделе «Предлог».
Систематизация
и
обобщение
изученного
в
разделе «Предлог».
Контрольная работа по теме «Предлог».
Союз
11
Понятие о союзе. . Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы.
Р/Р Морфологические средства связи
предложений и смысловых частей текста.
Сочинительные союзы.
Употребление
сочинительных
союзов.
Запятая
п р и
од н о р од н ы х
ч л е н а х
и
в
с л ож н ы х
предложениях.
Подчинительные союзы.
Употребление подчинительных союзов.
Правописание
союзов
ТОЖЕ,
ТАКЖЕ,
ЗАТО,
ЧТОБЫ.
Правописание
союзов
ТОЖЕ,
ТАКЖЕ,
ЗАТО,
ЧТОБЫ.
Систематизация
и
обобщение
изученного
в
разделе «Союз».
Контрольная работа по теме «Союз».
Анализ контрольной работы.
.Р /
Р Сжатое
изложение
повествовательного
текста, осложненного диалогом.
Частица
11
Понятие о частицах. Разряды частиц по значению
и употреблению.
Формообразующие частицы.
Раздельное и дефисное написание частиц.
Отрицательные
частицы
НЕ
и
НИ.
Значение
частицы НИ.
Различение на письме частиц НЕ и НИ.
Различение на письме частицы НИ и союза НИ…
НИ.
Различение на письме частицы НЕ и приставки
НЕ-.
Различение на письме частицы НЕ и приставки
НЕ-.
Систематизация и обобщение изученного по теме
«Частица».
Контрольная работа по теме «Частица».
Переход слов из самостоятельных частей речи в
служебные.
Междометие
5
Понятие о междометиях. Разряды междометий.
Пунктуация при междометии.
Пунктуация при междометии.
И с п о л ь з о в а н и е
м е ж д о м е т и й
и
звукоподражательных слов в реч.Тестирование по
теме.
Повторение
12
Повторение изученного. Причастие.
Повторение изученного. Деепричастие.
Повторение изученного. Служебные части речи.
Тестирование
в
рамках
промежуточной
аттестации.
Повторение орфографии.
Повторение орфографии.
Повторение пунктуации.
Повторение пунктуации.
Повторение изученного материала в 7 классе.
Обобщающее повторение.Тестирование.
Анализ теста.
14 Обобщение изученного в 7 классе