Автор: Вьюркова Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и оитературы
Учебное заведение: Автономное профессиональное образовательное учреждение Ханты–Мансийского автономного округа – Югры "Югорский колледж–интернат олимпийского резерва"
Населённый пункт: Тюменская область,г.Ханты– Мансийск
Наименование материала: урок
Тема: "Богатство речи".
Раздел: среднее образование
Автономное профессиональное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Югорский колледж-интернат олимпийского резерва»
Урок на тему
«Богатство речи».
Составитель Вьюркова В.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Ханты- Мансийск
2017
Пояснительная записка к уроку по теме «Богатство речи» .
Учебный предмет: русский язык
Класс 7
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: компьютер, тексты для редактирования, Чермет Л.В. «Школьный словарь литературоведческих
терминов». 2007. Толковые словари.
Форма работы : групповая
Цель урока: Подготовить обучающихя к сочинению. Уметь использовать богатство языка в своей речи.
Задачи:
Задачи:
Образовательные:
- обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;
- обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности
частей текста и выбору языковых средств для их связи;
- расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.
Развивающие:
- активизация самостоятельной деятельности;
-развитие познавательной активности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к родной культуре, искусству;
- воспитание патриотизма, гражданской ответственности, гражданской активности;
- осознание своего места в обществе;
- воспитание интереса к предмету.
Планируемые результаты:
1.Овладение
основными
нормами
русского
литературного
языка
и
соблюдение
их
в
устных
и
письменных
высказываниях различной коммуникативной направленности.
2.Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как
необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
3.Корректировка собственного речевого высказывания.
4. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного
языка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Основные этапы
организации учебной
деятельности
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1.Мотивация к
учебной
деятельности.
Осознанное
вхождение
учащегося в
пространство
учебной
деятельности,
создание
предпосылок
для
эмоционально
комфортной
обстановки на
уроке.
Объявляется
т е ма
урока
« Б о г ат с т в о
речи»
Записывают в
тетрадь.
- осознанно
строить сообщения
в устной форме
- уметь формулировать
собственное мнение и
позицию
-планирование
своих
д е й с т в и й
в
соответствии с
поставленной
задачей
Прочитайте
высказывание, как вы
Отвечают на вопрос
его понимаете?
(Слайд 3).
Богатство языка
накоплено веками.
Словари отражают
сокровища языка.
Богатство речи
определяется тем, что
и как из накопленного
в языке использует
человек, насколько
стремится овладеть
языком, обогатить
свою речь».
Сформулируйте цель
сегодняшнего урока.
(Слайд 4).
Поможет ли богатство
речи, если человек не
умеет внятно излагать
свои мысли?
Прослушайте сообщение,
что вы определили для
себя?
Сообщение
подготовленным
учеником о
греческом
ораторе
Демосфене.
Приложение1
Ответы.
Чтобы каждый
говорил сегодня чётко,
начнём наш урок с
разминки. Попробуем
произнести
скороговорки.
Сначала говорю я,
потом вслух
произносит каждая
группа по очереди.
(Слайд 5,6).
Произносят
скороговорки со
слайда.
Приложение 2
Не запутайся в
звуках
-Потащить –
подтащить.
-Пол ломают-
поломают.
-Их лев- их хлев.
Скороговорка.
Пока шёл спор,
забрела свинья
во двор.Рыла
свинья,
тупорыла,
белорыла,
полдвора рылом
изрыла, вырыла
да подрыла, до
норы не дорыла.
2. Актуализация
учебного действия
включение
учащихся в
сегодня на уроке
будем работать с
текстом, поэтому
Повторяют по
слайду.
-
осуществление
поиска
- строить
монологические
высказывания,
-использовать
речь для
регуляции своих
учебную
деятельность,
создание
условий для
возникновения
внутренней
готовности
включения в
деятельность.
необходимо повторить
тип речи, стиль
текста.
(Слайд 7,8).
необходимой
информации
для выполнения
учебных
заданий с
использованием
учебной
литературы;
умение строить
рассуждения в
форме связи
простых
суждений об
объекте, его
строении,
свойствах и
связях,
доказательство;
слушать собеседника
действий
Раздаю задания по
группам, объясняю задачи.
Готовятся
в течение 7 минут.
3.Самостоятельная
работа с текстом.
постановка целей
учебной
деятельности и на
этой основе плана
действий для
достижения целей
информация,
представленная
каждой группе,
размещена на слайде.
Каждая группа
должна понимать о
чём идёт речь.
1.Текст размещаю на
слайде.
(Слайд 9 (текст))
2.
После ответа
учащихся показываю
текст для работы
1 группе.
Приложение 3
Отвечают на
вопросы
Исправляют
текст,
пользуются
словами -
подсказками
текст.
-осуществление
поиска
необходимой
информации
для выполнения
учебных
заданий с
использованием
учебной
литературы;
-
уметь
формулировать
собственное
мнение и позицию;
-
планировать
свое действие
в соответствии
с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации,
вносить
необходимые
коррективы в
действие после
слайд, на котором
размещена
информация(термины)
обращаем на неё
внимание ещё раз.
Синонимы
контекстуальные –
это слова,
сближающиеся
своими значениями в
условиях контекста.
Например, веселый,
добродушный смех;
душная, гнетущая
темнота; гордый,
храбрый вид;
(Слайд 10).
2.Размещаю текст на
слайде, по которому
работала 2 группа
Слайд 10-11
3. Задаю вопросы
всему классу
А какую речь можно
назвать точной?
4.
А теперь все вместе
выполним задание.
Работают со
словарём,
записывают
термин в
тетрадь,
зачитывают
исправленный
текст
2.Отвечают на
вопросы
(приложение 4)
3.Отвечают на
вопрос (точной
называем ту
речь, которую
нельзя понять
неправильно
.
)
4. Отвечают,
смотрят
значения слов в
его завершения
на основе его
оценки и учета
характера
сделанных
ошибок;
(Слайд 13).
Задание к рисунку на
слайде. Рассмотрите
два рисунка. При
описании, какого
рисунка можно
использовать слова
шоссе, дорога?
Докажите.
Какой глагол точнее
передаёт действие
пограничника-
смотрит или
всматривается?
Пользуйтесь
словарём.
5.Задаю вопрос
:
Случайно ли Сократ
сказал : Заговори,
чтоб я тебя узнал…
Слайд 14.
словаре
5. Отвечают
4.
Открытие
нового знания.
Проговаривание
и закрепление
нового знания;
выявление
пробелов
первичного
осмысления
изученного
Чтобы навсегда
запомнить, что слова,
ничего не
добавляющие к речи,
портят впечатление о
человеке, мы
прослушаем песенку
из радионяни.
Слушают песню,
текст песни у
каждого на
парте.
Приложение 5
Исправляют.
Отвечают на
вопросы, они
-осуществление
поиска
необходимой
информации
для выполнения
учебных
заданий,
-
уметь
использовать речь
для регуляции
своего действия;
адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
-вносить
необходимые
коррективы в
действие после
его завершения
на основе его
оценки и учета
характера
сделанных
материала;
проведение
коррекции.
1.
Показываю
портреты на слайде.
Слайд 15.
С
лова песни написал
А. Хайт, музыку - Б
Савельев.
2.Прослушайте песню
И выполните задание
Задание для класса:
подчеркните в
текстах
повторяющиеся слова
и прочитаете текст в
исправленном виде.
Текст песни и
вопросы к нему лежат
у вас на партах.
Звучит песня.
3. После выполнения
задания показываю
слайд 17 с
определением
термина.
Тавтология
от др.-греч. ταυτολογία
— риторическая
фигура,
представляющая
собой повторение
размещены
перед текстом.
2.Читают текст в
исправленном
виде.
3. Записывают
новый термин,
смотрят
значение в
словаре, сверяют
с записью на
коммуникативных
задач;
ошибок;
одних и тех же или
близких по смыслу
слов.
4.
Вы уже сказали, что
тавтология не делает
речь богаче и
разнообразнее, тогда
откуда же взять это
разнообразие?
Посмотрите на слайд
с картинкой, она
поможет вам ответить
на вопрос. Слайд 18.
5. А сейчас
послушаем, как
выполнила своё
задание 3 группа.
Слайд 19.
Текст на слайде перед
классом.
Когда учащиеся
называют
художественные
средства в тексте,
корректирую при
помощи слайда,
Слайд 20.
Остальные учащиеся
слайде.
4. Ответы
5.
Читают текст,
строят свой
ответ в
соответствии
вопросам.
Приложение 6.
помогают.
6.
Задаю вопрос для
всех учащихся:
В этом тексте
сочетаются
контрастные слова,
например, как эти
горький мёд, грустная
радость.
Найдите такое
словосочетание в
тексте.
Этот приём
называется
оксюморон,
посмотрите
определение в
словаре, прочитайте.
Показываю
определение на
слайде. Слайд 23.
Оксюморон- греч-
остроумно-глупое.
Стилистическая
фигура, состоящая в
соединении двух
понятий,
противоречащих друг
6.Находят слово,
смотрят в
словаре
значения слова
оксюморон,
записывают его
в тетрадь.
другу.
7. Для чего служат
средства
выразительности?
Слайд 24.
8. Предлагаю
прочитать текст ещё
раз выразительно.
Слайд 25 с текстом.
Делаем замечания,
если они есть.
7. Ответы
8. Читает любой
желающий
5. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Обобщить
полученную
информацию,
д а т ь
о ц е н к у
р а б о т ы
н а
уроке.
1.Ответьте на вопрос,
который мы
поставили в начале
урока:
2.Важно ли уметь
использовать
богатство языка в
речи?
Слайд 26.
3. Какие термины
повторили, с какими
1.Отвечают.
2.Отвечают,
проверяют себя
по слайду, все ли
назвали.
-
осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной и
письменной
форме;
-
уметь формулировать
собственное мнение и
позицию; уметь
задавать вопросы;
-осуществлять
итоговый и
пошаговый
контроль по
результату;
познакомились
впервые? Слайд 27
4.Запишите,
продолжая строки
1 строка: «Я узнал….»
2 строка: « Нужно
говорить как….»
3 строка: «Богатство
речи зависит от …»
4. Записывают.
Примерно так:
Я узнал, что
неправильная
речь портит
впечатления о
человеке.
Нужно говорить
чётко, избегать
повторений,
использовать в
своей речи
выразительные
средства.
Богатство речи
зависит от того,
насколько
человек сам
стремится
овладеть языком,
обогатить свою
речь.
6. Домашнее задание.
3.Даю
дифференцированное
домашнее задание.
1. Описать
иллюстрацию
(иллюстрацию с
изображением
природы выбирают
сами) или написать
сочинение о природе
не менее 70 слов.
Слайд 28.
Приложение
Приложение1.
Сообщение о Демосфене
Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на
заседание суда. Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. С
этих пор он забросил все другие занятия и игры и стал усиленно упражняться в красноречии. Он решил стать оратором.
Первое выступление молодого оратора перед народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь.
Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил; к тому
же у него была дурная привычка подергивать во время речи плечом, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.
Его друг ,афинский актёр, попросил прочитать отрывок из Софокла или Еврипида». Демосфен прочел. Когда он окончил, актер
повторил то же самое, но настолько выразительно, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Он понял, как много
красоты придает речи выразительность, которой ему так не хватало. С удвоенным усердием он принялся за работу.
Демосфен решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился, обрил себе
полголовы и не выходил из дома, пока волосы не отросли. По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность
своего произношения. Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка,
слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря,
стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн. От другой вредной привычки Демосфена, поднимать плечо когда волнуется, он тоже
избавился, когда рассказывал, стоял под мечами, подвешенными остриём вниз.. Когда мальчик начинал волноваться и поднимать плечо меч
прокалывал его.
После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосходным оратором.
Приложение 2
Не запутайся в звуках.
Потащить –подтащить.
Пол ломают- поломают.
Их лев- их хлев.
Скороговорки.
Пока шёл спор, забрела свинья во двор.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла, до норы не дорыла.
Приложение 3
Текст для 1 группы и вопросы к нему.
1.Прочитайте текст.
Уважаемые телезрители!
Приносим вам свои извинения по поводу изменений в телепрограмме.
Сегодня вечером по первой программе мы будем передавать концерт популярной певицы. В программе Российского телеканала
будет передаваться фильм- спектакль. По Московской программе будет передаваться информационно-музыкальная программа. По
образовательной программе «Российские университеты» будет передаваться фильм на английском языке. По Санкт- Петербургской
программе будет передаваться футбольный матч между командами. По программе ТВ-6 будет передаваться кинокомедия.
2. Можно ли назвать это текстом, докажите,
3. Каково назначение этого текста?
4.Определите стиль текста? Смотрите на слайд.
5.Можно ли выходить в эфир с таким текстом? Почему?
Исправьте текст. Слова подсказки: выступать, транслировать, показывать, повторять, сможете познакомиться, встретиться, увидеть,
побывать, приглашаем посмотреть. Выберите, на ваш взгляд, подходящие слова.
6. Прочитайте получившийся текст.
7.Как вы бы назвали слова, которыми заменили повторяющиеся? Посмотрите в словаре, что этот термин обозначает.
Приложение 4
Текст для 2 группы и вопросы к нему
-Ну, хорошо,- сказала Синеглазка. - Вы про воздушный шар рассказывайте.
-Ладно,- согласился Незнайка.- Они, значит, подрались, а мы залезли в корзину, я сказал речь: дескать, летим, братцы, прощайте! И полетели
вверх. Полетели наверх, смотрим, а земля вот внизу не больше этого пирога…. Летим, значит, выше. Вдруг- бум! Не летим выше. Смотрим-
на облако наскочили. Что делать? Взяли топор, прорубили в облаке дырку. Опять вверх полетели. Вдруг смотрим- вверх ногами летим: небо
внизу, а земля наверху…
1.Определите тему текста.
2. Основную мысль.
3. Получилось ли у Незнайки передать основную мысль текста? Почему?
4.Какие ошибки вы заметили в его речи? (назовите эти слова, в тексте подчеркните)
5. Чем их можно объяснить?
6. Определите стиль текста. Докажите, назвав эти слова.
7. Сделайте вывод: когда речь становиться неточной?
Приложение 5
Текст песни.
Мы вам песенку споём,
Песенку с ошибками.
И хотим, чтоб вы её встретили с улыбками.
Пусть смеются каждый раз
Даже люди строгие,
Если в песенке у нас встретят тавтологию.
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвеся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А я люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз.
Снежинки с неба падают как слёзы
На землю приземляясь сверху вниз.
Вопросы к тексту.
1. Понравился ли вам текст песенки? Почему, какие слова вызывают улыбку? Добавили ли они что -нибудь к речи?
2. Можно ли их заменит, убрать, попробуйте, что исчезло.
3. Для какой цели написан текст?
4. Как авторы называют это явление, посмотрите определение этого термина в словаре.
Приложение 6
Задание для 3 группы
Текст и вопросы к нему.
Ночь приближалась к концу. Перед нами раскинулся широкий луг, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В
воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел. Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была
достойна кисти лучшего художника.
Вопросы
1. Можно ли эти предложения назвать текстом?
2.Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу, грамматически и объединены одной темой).
3.Что увидел автор? Какие образы природы изобразил? (Ночь, луг, реку, лунные нити, небосклон, молодую зарю).
4. Что заметил? (Ночь приближалась к концу).
5. В прямом или переносном значении употреблён глагол приближалась?
6. Закончилась ли ночь? Найдите в тексте предложение, которое подтверждает ваш ответ. («...стояли прозрачные лунные нити»).
7.Ночь ещё не закончилась. А рассвет уже наступил? (Нет).
8. Подумайте, как можно назвать этот момент в изменении природы, когда ночь ещё не прошла, а рассвет ещё не наступил? (Рождение утра).
9. Определите тему текста.
10. Основная мысль? (Красота зарождающего дня)
11. Стиль текста.
-Какие художественные выразительные средства помогают автору создать образ зарождающегося дня? (Эпитеты- назовите, метафоры-
назовите).