Автор: Карпикова Валентина Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26 г. Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Примерная методика работы с семьей"
Раздел: среднее образование
Примерная методика работы с семьей
социального педагога В.И. Карпиковой
I. Обследование жилищно – бытовых условий:
1. Индивидуальное посещение семьи, собеседование с родителями и ребенком.
2. В ходе беседы с родителями выясняются индивидуальные особенности ребенка,
взаимоотношения родителей и ребенка, материальное благосостояние семьи.
3. Через анкетирование родителей выявляется положение наблюдаемого ученика в
семье.
4. Через диагностирование семейных отношений выявить стили семейных
взаимоотношений: попустительский (либеральный), авторитарный или
демократический, и нравственно – психологические отношения семье.
II. Изучение психолого – педагогических особенностей ребенка.
1. Беседы – встречи с классными руководителями, учителями – предметниками.
2. Беседы – встречи с одноклассниками.
3. Составление социально – педагогической карты изучения наблюдаемых
учащихся.
4. Анкетирование, позволяющее выявить положение изучаемого ученика в классе.
5. Посещение уроков.
III. Работа психолога с учеником.
1. Выявление психологических особенностей ученика (беседы, неформальное
общение).
2. Тестирование: выявить у ученика интересы, интеллект, расположенность к
обучению.
3. Социометрия.
4. Беседы и посещения занятий: выявить эмоциональную расположенность к
школе.
IV. Изучение деятельности ученика во внеурочное время.
1. Знакомство с ближайшим окружением.
2. Встречи и индивидуальные беседы, налаживание контактов с друзьями
наблюдаемого ученика.
3. Посещение кружков, секций и других видов культурно-досуговой деятельности;
выявить интерес к какому-либо виду деятельности (хобби).
4. Наблюдения, общение: выявить взаимоотношения наблюдаемого ученика в
неформальных малых группах и социально-педагогические особенности этих
взаимоотношений.
V. Налаживание контакта школы с семьей (социальный педагог, психолог, классный
руководитель, учителя-предметники и семья).
1. Контроль за деятельностью ученика в учебное и внеурочное время.
2. Постоянные наблюдения за формированием и развитием психических процессов
у ребенка.
3. Посещение и проведение классных и групповых родительских собраний.
4. Проведение консультаций, способствующих осознанию и пониманию
родителями целей и задач семейного воспитания, средств и способов их
достижения.
5. Проведение вечеров-встреч, круглых столов, консультаций, диспутов,
конференций и т.д. с родителями наблюдаемых учащихся, способствующих
лучшему пониманию нравственно-психологического климата семьи.
VI. Методы контроля за деятельностью ученика.
1. Ежедневная проверка посещаемости школы.
2. Ежедневная проверка успеваемости и дисциплины.
3. Постоянные наблюдения за уровнем познавательных возможностей и
способностей учащихся.
4. Беседы-встречи с родителями на дому и в школе.
5. Письменное уведомление родителям о деятельности ученика с сообщением о
его успехах.
6. Наблюдение за психолого-педагогическими особенностями в поведении
ученика (один раз месяц).
7. Контроль за внеурочной деятельностью (досуг, музыкальные школы, секции,
кружки и другие виды культурно-досуговой деятельности).
VII. Координация совместной деятельности социального педагога, психолога, классного
руководителя, учителя-предметника и семьи.
1. В совместной деятельности способствовать формированию учебных умений и
психических процессов, интересов и склонностей, социальному становлению и
развитию личностных качеств ученика.
2. Анализ итого совместной деятельности.