Автор: Рожкова Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ № 5
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Урок математики в 5 классе по теме "Упрощение выражений"
Раздел: среднее образование
МБОУ СОШ №5 г. Новый Уренгой ЯНАО
Разработка урока по теме «Упрощение выражений»,
5 класс (технология проблемного диалога)
Разработано
:
учитель математики
Рожкова Татьяна Николаевна
Тема урока: «Упрощение выражений»
Дидактические цели:
1. познакомить учащихся с распределительным свойством умножения;
2. научить записывать и формулировать распределительное свойство умножения;
3. научить применять распределительное свойство для упрощения выражений.
Планируемые результаты:
1. Личностные универсальные учебные действия:
уметь вести диалог на основе равноправных отношений;
формировать устойчивый познавательный интерес.
2. Регулятивные учебные действия:
постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
уметь принимать решения в проблемной ситуации;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
3. Коммуникативные учебные действия:
владеть устной и письменной речью;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
4. Познавательные учебные действия:
давать определения понятиям;
преобразовывать модели и схемы для решения задач
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
I. Организационный
момент
II. Актуализация
опорных знаний.
(3 мин)
-Ранее мы изучили свойства сложения и
умножения, я предлагаю, используя эти
свойства решить устно заданные примеры,
назвать свойство, которое применяется в
каждом примере:
А) 27+174+73;
Б) 50∙19∙2;
В) 64+(79+36);
Г) 135∙12+8∙135.
-устно решают
примеры А-В с
комментированием,
называют свойства;
III. Постановка
проблемы.
(2 мин)
В примере Г) возникло затруднение: дети не
могут устно решить пример, учитель задает
вопросы (проблемный диалог):
- если бы мы решали пример по действиям,
сколько действий нужно выполнить?
- мы их можем выполнить устно?
- давайте обратим внимание на числа в
примере;
- 3 действия;
-нет;
-есть два одинаковых
числа;
-значит, мы можем предположить, что есть
какой-то прием для решения такого примера
более простым способом, попробуем этот
способ найти.
Итак, целью нашего урока будет являться
следующее: сформулировать свойство,
которое позволит упрощать вычисления в
подобных примерах, работа на нашем уроке
будет проходить в парах, вы сможете помогать
друг другу, совместно искать решение
проблемы, исправлять ошибки. В конце урока,
вы оцените участие каждого в этой работе.
Запишите в тетрадях тему нашего урока
«Упрощение выражений».
IV. Открытие нового
знания.
(12 мин)
Для того, чтобы сформулировать новое
свойство, предлагаю решить задачу:
Для украшения новогодней ёлки решили
купить по 7 шаров синего и красного цвета.
Синие шарики стоят 150 руб., а красные
Работа в парах,
поисковая
деятельность,
учащиеся
предлагают
200 руб. Сколько денег необходимо для
всей покупки?
-Для решения задачи нужно составить
числовое выражение двумя различными
способами.
-Так как мы получили равные результаты
можно сделать вывод, что выполняется
равенство:
(150+200)∙7=150∙7+200∙7;
Гипотеза: можем ли мы предположить, что
подобные равенства будут выполняться для
любых чисел?
Давайте убедимся в верности данного
предположения.
Составьте похожее равенство с однозначными
различные варианты
решений.
Два ученика, которые
составили разные
выражения, выходят
к доске и записывают
свои выражения:
150∙7+200∙7=2450
(руб.)
(150+200)∙7=2450
(руб.)
Работа в парах,
каждая пара
составляет свое
числами и проверьте его.
Вывод. Для того чтобы умножить сумму на
число, можно умножить на это число каждое
слагаемое и полученные произведения
сложить.
Это правило выражает распределительное
свойство умножения относительно сложения.
Предлагаю записать это свойство с помощью
букв.
Такое же свойство выполняется для
умножения разности на число, оно называется
распределительное свойство умножения
относительно вычитания.
Запишите его с помощью букв.
Итак, вы сами сейчас сформулировали
распределительное свойство, которое
равенство, например:
(7+2)∙5=7∙5+2∙5
45=45
(а+в)с=ас+вс
(а-в)с=ас-вс
позволяет упрощать числовые выражения и
находить их значения более удобным
способом.
V. Первичное
закрепление.
(13 мин)
Давайте вернемся к примеру Г) 135∙12+8∙135.
Как вы думаете, можно ли для решения этого
примера применить распределительное
свойство?
-этими свойствами можно пользоваться и в
обратном порядке
ас+вс=(а+в)с
ас-вс=(а-в)с
Фронтальная работа по решению заданий на
применение нового свойства.
Работа в парах,
поисковая
деятельность.
135∙12+8∙135=(12+8)
135=20∙135=
2700
№ 559 (а, б) –
образец решения, 1
ученик
№ 559 (в, г) – работа
с комментированием,
решают
самостоятельно и
проверяют результат.
№ 560 (а, б) –
образец решения, 1
ученик
№ 560 (в, г) – работа
с комментированием,
решают
самостоятельно и
проверяют результат.
VI.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой и
самооценкой.
(7 мин)
Решить примеры из левого столбика,
применяя распределительное свойство
умножения. В правом столбике найти
соответствующие числа, поставить в
соответствие для каждой буквы примера
номер ответа.
A.
74∙3+36∙3;
B.
7∙599;
C.
140∙6-40∙6;
D.
83∙7;
E.34∙5+66∙5.
1. 581;
2. 4193;
3. 300;
В тетрадях чертят
таблицу, в которую
вносят номер
правильного ответа.
Решение примеров
записывается в
тетради подробно.
A B C D E
7
2
5
1
4
Правильные решения
высвечиваются на
доске, дети находят и
исправляют ошибки,
4. 500;
5. 600;
6. 4200;
7. 330;
8. 561.
ставят себе оценку в
соответствии с
критериями:
5 правильных
ответов – оценка «5»
4 правильных ответа
– оценка «4»
3 правильных ответа
– оценка «3»
VII. Итог.
(3 мин)
Какое свойство мы сформулировали на уроке?
Как вы считаете, вы его сами
сформулировали?
Для чего применяется это свойство?
Будете ли вы в дальнейшей работе применять
это свойство?
Помогла ли вам работа в парах на нашем
уроке?
Помогли ли вы своему товарищу во время
урока?