Автор: Волкова Лариса Васильевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ КШИ №12
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Искитим
Наименование материала: Статья
Тема: Физическая подготовка волейболистов в урочной деятельности обучающихся со слуховой депривацией
Раздел: среднее образование
Физическая подготовка волейболистов в урочной деятельности
обучающихся со слуховой депривацией.
Физическая подготовка слагается из общей и специальной подготовки.
Между ними существует тесная связь.
Общая подготовка направленна на развитие основных двигательных качеств:
силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение
занимающихся разнообразными двигательными навыками.
Общая физическая подготовка осуществляется на уроках физической
культуры в школах при сдаче норм ГТО и проведении спортивно массовых
мероприятий, а так же во время самостоятельных занятий.
Из многообразия средств общей физической подготовки в занятиях
волейболом с детьми с нарушением слуха преимущественно
используются:гимнастика,акробатика, легкая атлетика, баскетбол, ручной
мяч, подвижные игры.
Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит
от конкретных задач обучения и условий, в которых проводятся уроки.
Удельный вес общеобразовательных упражнений на уроках волейбола
различен на отдельных этапах урока,с учетом психофизиологических
особенностей обучающихся с нарушением слуха.
Общеразвивающие упражнения в зависимости от задач урока включаю в
подготовительную часть занятия, в основную и отчасти в заключительную.
Так, гимнастические, легкоатлетические и акробатические упражнения,
баскетбол, ручной мяч, подвижные игры применяются как в
подготовительной части, так и в основной.
Периодически для выполнения общеразвивающих упражнений
целесообразно выделять отдельные занятия. В этом случае в
подготовительной части даются упражнения и игры, хорошо известные
обучающимся. Основную часть занятия посвящаю разучиванию техники,
например легкоатлетических видов. Урок заканчивается подвижной игрой,
баскетболом или ручным мячом.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических
качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол. Задачи ее
непосредственно связаны с обучением детей технике и тактике игры.
Основным средством специальной физической подготовки являются
специальные (подготовительные) упражнения. Одни упражнения развивают
качества необходимые для овладения техникой (укрепления кистей,
увеличение их подвижности, скорости сокращения мышц, развития мышц
ног и т.п.), другие направления на формирование тактических умений
(развитие быстроты реакции и ориентировки, быстроты перемещения в
ответных действиях на сигналы и т.п.).
Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет
процесс обучения техническим приемам волейбола и создает предпосылки
для формирования более прочных двигательных навыков.
На начальном этапе обучения волейбола в урочной деятельности с детьми с
нарушением слуха, преимущественно применяются подготовительные
упражнения для обучения передачам и подачам мяча, поскольку обучение
технике начинается именно с этих приемов. Эти подготовительные
упражнения, используемые на всех протяжении обучения, способствуют
совершенному овладению передачами и подачами мяча, что обеспечивает
успешное ведение двусторонней игры в волейбол и лучшее усвоение
остального учебного материала.
Подготовительные упражнения для обучения нападающим ударам подбирать
нужно таким образом, чтобы одни из них были связаны с техническими
приемами, которые разучиваются на данном занятии, а другие готовили к
изучению новых технических приемов на последующих уроках.
Подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и
ориентировки, а так же быстроты перемещения и прыгучести рекомендуется
проводить на каждом уроке.
В одном из уроков обычно преобладают одинаковые по способу выполнения
подготовительные упражнения: упражнения без предметов, с предметами или
игры и эстафеты.
На серию уроков составляются комплексы подготовительных упражнений и
затем меняются в соответствии с конкретными задачами обучения.
Последовательность подготовительных упражнений на занятиях
следующая:
1.
упражнения на быстроту реакции,
2.
наблюдательность,
3.
координацию,
4.
быстроту ответных действий,
5.
быстроту перемещения,
6.
упражнения для развития силы и скоростно-силовых качеств,
7.
игры и эстафеты с препятствием.
Подготовительные упражнения проводятся в подготовительной части
урока. Но иногда и в основной части перед выполнением заданий по технике
и тактике. Например, прежде чем выполнить сложное упражнение
с волейбольным мячом, обучающиеся разучивают упражнения с набивным
мячом.
Рекомендуется систематически включать в урок игры и эстафеты с
препятствием (в небольшой дозировке от 5 до 10 мин.). Это создает у детей
эмоциональный подъем и дает возможность поддерживать определенный
уровень в течение всего урока.
Из спортивных игр в подготовке обучающихся больше всех всего мною
используются баскетбол и ручной мяч.
Эти игры развивают ловкость, быстроту и другие физические качества,
способствуют воспитанию воли у занимающихся.
Условия непосредственного единоборства с противником и большая
динамичность игр создают высокий эмоциональный подъем у обучающихся
и позволяют давать им необходимую физическую нагрузку.
Спортивные игры содействуют также решению специальных задач
подготовки начинающих волейболистов.