Напоминание

Реализация проектной деятельности через различные виды деятельности


Автор: Левина Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с№23
Населённый пункт: ЗАТО Зеленогорск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Реализация проектной деятельности через различные виды деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Реализация проектной деятельности через различные виды

деятельности».

Полноценное

образование

ребенка

младшего

дошкольного

возраста

возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе

общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.

В период перехода ребенка из яслей в детский сад адаптационный

период наступает не только у него, но и у родителей. Меняется режим,

меняются

педагогические

требования

к

ребенку,

элементарно

-

меняется

среда обитания и люди, окружающие ребенка. Ситуация затяжной адаптации

детей

не

способствует

их

полноценному

развитию.

Поэтому

имеется

необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно

добиваясь эмоционального комфорта детей, вовлекая их в образовательный

процесс

через

самостоятельную

и

совместную

театрализованную

деятельность

с

детьми.

Как

отмечал

В.А.

Сухомлинский,

«сказка-это

активное

эстетическое

творчество,

захватывающее

все

сферы

духовной

жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в

рассказывании,

высший

его

этап

-

инсценирование».

Сказки

являются

ключом в волшебный яркий мир театра, где детям представляется широкое

творческое поле деятельности.

В соответствии с вышеизложенным, мною был разработан и воплощен

в жизнь в 2016 – 2017 году, проект для младшей группы: «Сказка ложь, да в

ней намек…»

Работу

с детьми по театрализованной деятельности я начала

с

сентября - октября, т.е. после того, как у большинства детей закончится

адаптационный период. Как правило, проводила ее в двух основных формах:

- специально организованная работа педагога с детьми;

- свободная деятельность по желанию детей.

Театрализованную

деятельность

организовывала

в

утренние

и

вечерние

часы

в

нерегламентированное

время;

включала

в

НОД

(изо

деятельность, лепку и т.д.).

1

Работая

по

данному

проекту

его

содержание,

я

интегрировала

в

различные области.

Интеграция с речевым развитием – чтение художественной литературы,

без которой данный проект был бы невозможен. Я подбирала произведения,

сама

выразительно

прочитывала

его,

знакомила

детей

с

данным

произведением, затем проводила беседу, поясняющую и выясняющую не

только содержание, но и отдельные средства выразительности. Например,

после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивали у детей: «

Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались

об этом?» Я стала замечать, что не которые дети совсем не сопереживают

событиям сказки, ее героям. Тогда для развития у детей умения внимательно

слушать,

запоминать

последовательность

событий,

представлять

образы

героев стала использовать специальные упражнения, проблемные ситуации

типа

«Ты

с

этим

согласен?»

Например,

при

чтении

отрывка

из

сказки

спрашивала: «Вы согласны, что эта песенка принадлежит волку, а не козе?

(«Козлятушки

-

ребятушки,

отворитеся,

отопритеся

…»)

Почему

вы

так

думаете? И т.д. После таких упражнений дети вынуждены были вспоминать

текст и представлять тот или иной образ.

Огромную

роль

в

осмыслении

материала

играют

иллюстрации

в

детских книгах, а также аудио и видеофильмы. При рассматривании с детьми

иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний

персонажей,

изображенных

на

картинках.

(«Что

с

ним?»,

«Почему

он

плачет?»,

«Кого

испугался?»

и

т.д.)

После

беседы

о

прочитанном

(или

рассказанном)

и

подобных

упражнений

снова

возвращались

к

тексту,

привлекая

детей

к

проговариванию,

его

отдельных

фрагментов.

Данный

прием можно использовать при каждом обсуждении.

Интеграция

с

художественно-эстетической

областью

развития:

рисованием,

лепкой,

аппликацией,

музыкой.

После

прочтения

сказки,

просмотра иллюстраций или инсценировки. Предлагала детям с помощью

продуктивной деятельности закрепить основные моменты. Например, после

2

показа детям кукольного театра «Колобок» предлагала детям закрепить образ

главного героя с помощью лепки и т.д. Также в процессе реализации проекта

разучивала

с

детьми

песни

и

заклички,

обыгрывали

песни

и

стихи.

С

помощью

музыкального

сопровождения

предлагала

детям

определить

подходит та или иная мелодия персонажу определенной сказки. Например,

подойдет ли грустная мелодия Колобку и т.д.

Интеграция

с

областью

-

физическое

развитие:

подвижные

игры,

пальчиковая и артикуляционная гимнастика. Играли с детьми в подвижные

речевые игры с привлечением в них знакомых персонажей. Артикуляционные

и пальчиковые гимнастики также подбирались с опорой на известные детям

произведения.

И н т е г р а ц и я

с социально-коммуникативным

развитием:

конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «Лего»,

бумаги. Создавали с детьми с помощью конструктора декорации для наших

настольных спектаклей. Например, строили домики для трех поросят и т.д.

Активно

в

своей

работе

использовала

игры

и

ситуации

по

произведениям,

игры-имитации

и

импровизации.

Делала

это

для

формирования

у

детей

простейшие

образно-выразительные

умения

(имитация характерных движений сказочных героев), давала детям задания

на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, лепить

пирожки,

поливать

цветы,

укачивать

куклы

и

т.д.

Далее

мы

с

детьми

совершенствовали

исполнительские

умения,

развивали

творческую

самостоятельность в передаче образа, выразительность речи. Работали над

этюдами, что помогало в общении детей между собой и взрослыми. У детей

пробуждалась

фантазия,

появились

простейшие

навыки

для

участия

в

кукольном спектакле.

Кукольный

театр

старалась

объединять

с

театральной

игрой.

Неуверенные дети чаще всего предпочитали кукольный театр. Так как его

атрибуты – ширма, за которую они старались спрятаться. Дети, преодолевшие

3

робость,

участвовали

в

инсценировках,

внимательно

наблюдая

друг

за

другом.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят сказки, с большим

удовольствием

их

разыгрывают

с

использованием

разнообразных

выразительных средств. Вначале, фрагменты из сказок я использовала как

упражнения,

например,

детям

предлагала

попроситься

в

теремок,

как

лягушка или медведь. После чего спрашивала у детей, кто из детей был более

похожим по голосу, манерам на этих персонажей. Так, дети ненавязчиво и

непринужденно

учились

словесному

перевоплощению,

стараясь

передать

характер

персонажа,

его

голос.

К

завершению

реализации

проекта

предлагала детям разыграть «целые» сказки.

Раскрытию

творческих

способностей

способствуют

и

специальные

функциональные уголки. В группе был оформлен и активно использовался в

работе уголок театрализованной деятельности, где имеются:

- наличие разных видов театра (вязаный, кукольный, настольный, театр –

перчаток, плоскостной, на конусах и др.),

- ширма

- пособия для мини – сценок

- полимодуль «теремок»

- детские музыкальные инструменты

- шапочки

- дидактические игры на развитие эмоциональной сферы

- скороговорки, чистоговорки на развитие дикции

- пальчиковые гимнастики

- подбор художественной литературы в соответствии с возрастом.

В результате проведенной работы, методом наблюдения я увидела, что

дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе. Речь стала более

развита,

дети

активно

вступали

в

обсуждения

новых

художественных

произведений.

4

Анализируя проведенную работу над данным проектом, я выделила

следующие дефициты:

- мною были не продуманы отдельные формы и приемы для детей,

занимающих пассивную позицию в театральной деятельности (малоактивных

детей). Это могли быть следующие формы и приемы:

индивидуально попробовать спеть частушки;

драматизировать потешку;

выразительно

изобразить

движение

любого

сказочного

персонажа (сначала одному, затем подгруппой детей);

индивидуально заучивать стихи или отрывки сказок;

индивидуальное обыгрывание роли;

музыкальная импровизация (включается музыка и предлагается

детям превратиться в снежинку, лягушку и т.д.)

представить

ребенка

публике

(озвучив

его

положительные

качества, чтобы ребенок почувствовал себя гордо);

прием «снежный ком» (придумывание сказки с детьми, каждый

ребенок говорит по одному предложению, тем самым сочиняем

сказку).

-

можно

было

попросить

включиться

в

проект

музыкального

руководителя

и

инструктора

по

физической

культуре

для

обогащения

содержания проекта;

- нужно было более активно привлекать к работе по проекту родителей.

Использовать для этого следующие приемы:

показ родителями представлений для детей;

совместная театрализация сказок с детьми;

разучивание родителями с детьми дома этюдов;

придумывание

совместно

с

детьми

этюдов

на

определенную

тему

(впоследствии

ребенок

изображает

то,

что

придумал

совместно

с

родителями);

5

придумывание рифм к словам (например: огурец - …молодец), далее

можно усложнить прием: придумывание детско-родительских стихов

по теме;

придумывание

семейных

сказок

(на

определенную

тему

семья

придумывает

сказку,

например,

про

овощи,

и

далее

вся

семья

показывает ее детям).

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность

ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое

средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.

6



В раздел образования