Автор: Левина Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с№23
Населённый пункт: ЗАТО Зеленогорск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Реализация проектной деятельности через различные виды деятельности
Раздел: дошкольное образование
«Реализация проектной деятельности через различные виды
деятельности».
Полноценное
образование
ребенка
младшего
дошкольного
возраста
возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе
общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.
В период перехода ребенка из яслей в детский сад адаптационный
период наступает не только у него, но и у родителей. Меняется режим,
меняются
педагогические
требования
к
ребенку,
элементарно
-
меняется
среда обитания и люди, окружающие ребенка. Ситуация затяжной адаптации
детей
не
способствует
их
полноценному
развитию.
Поэтому
имеется
необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно
добиваясь эмоционального комфорта детей, вовлекая их в образовательный
процесс
через
самостоятельную
и
совместную
театрализованную
деятельность
с
детьми.
Как
отмечал
В.А.
Сухомлинский,
«сказка-это
активное
эстетическое
творчество,
захватывающее
все
сферы
духовной
жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в
рассказывании,
высший
его
этап
-
инсценирование».
Сказки
являются
ключом в волшебный яркий мир театра, где детям представляется широкое
творческое поле деятельности.
В соответствии с вышеизложенным, мною был разработан и воплощен
в жизнь в 2016 – 2017 году, проект для младшей группы: «Сказка ложь, да в
ней намек…»
Работу
с детьми по театрализованной деятельности я начала
с
сентября - октября, т.е. после того, как у большинства детей закончится
адаптационный период. Как правило, проводила ее в двух основных формах:
- специально организованная работа педагога с детьми;
- свободная деятельность по желанию детей.
Театрализованную
деятельность
организовывала
в
утренние
и
вечерние
часы
в
нерегламентированное
время;
включала
в
НОД
(изо
деятельность, лепку и т.д.).
1
Работая
по
данному
проекту
его
содержание,
я
интегрировала
в
различные области.
Интеграция с речевым развитием – чтение художественной литературы,
без которой данный проект был бы невозможен. Я подбирала произведения,
сама
выразительно
прочитывала
его,
знакомила
детей
с
данным
произведением, затем проводила беседу, поясняющую и выясняющую не
только содержание, но и отдельные средства выразительности. Например,
после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивали у детей: «
Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались
об этом?» Я стала замечать, что не которые дети совсем не сопереживают
событиям сказки, ее героям. Тогда для развития у детей умения внимательно
слушать,
запоминать
последовательность
событий,
представлять
образы
героев стала использовать специальные упражнения, проблемные ситуации
типа
«Ты
с
этим
согласен?»
Например,
при
чтении
отрывка
из
сказки
спрашивала: «Вы согласны, что эта песенка принадлежит волку, а не козе?
(«Козлятушки
-
ребятушки,
отворитеся,
отопритеся
…»)
Почему
вы
так
думаете? И т.д. После таких упражнений дети вынуждены были вспоминать
текст и представлять тот или иной образ.
Огромную
роль
в
осмыслении
материала
играют
иллюстрации
в
детских книгах, а также аудио и видеофильмы. При рассматривании с детьми
иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний
персонажей,
изображенных
на
картинках.
(«Что
с
ним?»,
«Почему
он
плачет?»,
«Кого
испугался?»
и
т.д.)
После
беседы
о
прочитанном
(или
рассказанном)
и
подобных
упражнений
снова
возвращались
к
тексту,
привлекая
детей
к
проговариванию,
его
отдельных
фрагментов.
Данный
прием можно использовать при каждом обсуждении.
Интеграция
с
художественно-эстетической
областью
развития:
рисованием,
лепкой,
аппликацией,
музыкой.
После
прочтения
сказки,
просмотра иллюстраций или инсценировки. Предлагала детям с помощью
продуктивной деятельности закрепить основные моменты. Например, после
2
показа детям кукольного театра «Колобок» предлагала детям закрепить образ
главного героя с помощью лепки и т.д. Также в процессе реализации проекта
разучивала
с
детьми
песни
и
заклички,
обыгрывали
песни
и
стихи.
С
помощью
музыкального
сопровождения
предлагала
детям
определить
подходит та или иная мелодия персонажу определенной сказки. Например,
подойдет ли грустная мелодия Колобку и т.д.
Интеграция
с
областью
-
физическое
развитие:
подвижные
игры,
пальчиковая и артикуляционная гимнастика. Играли с детьми в подвижные
речевые игры с привлечением в них знакомых персонажей. Артикуляционные
и пальчиковые гимнастики также подбирались с опорой на известные детям
произведения.
И н т е г р а ц и я
с социально-коммуникативным
развитием:
конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «Лего»,
бумаги. Создавали с детьми с помощью конструктора декорации для наших
настольных спектаклей. Например, строили домики для трех поросят и т.д.
Активно
в
своей
работе
использовала
игры
и
ситуации
по
произведениям,
игры-имитации
и
импровизации.
Делала
это
для
формирования
у
детей
простейшие
образно-выразительные
умения
(имитация характерных движений сказочных героев), давала детям задания
на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, лепить
пирожки,
поливать
цветы,
укачивать
куклы
и
т.д.
Далее
мы
с
детьми
совершенствовали
исполнительские
умения,
развивали
творческую
самостоятельность в передаче образа, выразительность речи. Работали над
этюдами, что помогало в общении детей между собой и взрослыми. У детей
пробуждалась
фантазия,
появились
простейшие
навыки
для
участия
в
кукольном спектакле.
Кукольный
театр
старалась
объединять
с
театральной
игрой.
Неуверенные дети чаще всего предпочитали кукольный театр. Так как его
атрибуты – ширма, за которую они старались спрятаться. Дети, преодолевшие
3
робость,
участвовали
в
инсценировках,
внимательно
наблюдая
друг
за
другом.
Дети младшего дошкольного возраста очень любят сказки, с большим
удовольствием
их
разыгрывают
с
использованием
разнообразных
выразительных средств. Вначале, фрагменты из сказок я использовала как
упражнения,
например,
детям
предлагала
попроситься
в
теремок,
как
лягушка или медведь. После чего спрашивала у детей, кто из детей был более
похожим по голосу, манерам на этих персонажей. Так, дети ненавязчиво и
непринужденно
учились
словесному
перевоплощению,
стараясь
передать
характер
персонажа,
его
голос.
К
завершению
реализации
проекта
предлагала детям разыграть «целые» сказки.
Раскрытию
творческих
способностей
способствуют
и
специальные
функциональные уголки. В группе был оформлен и активно использовался в
работе уголок театрализованной деятельности, где имеются:
- наличие разных видов театра (вязаный, кукольный, настольный, театр –
перчаток, плоскостной, на конусах и др.),
- ширма
- пособия для мини – сценок
- полимодуль «теремок»
- детские музыкальные инструменты
- шапочки
- дидактические игры на развитие эмоциональной сферы
- скороговорки, чистоговорки на развитие дикции
- пальчиковые гимнастики
- подбор художественной литературы в соответствии с возрастом.
В результате проведенной работы, методом наблюдения я увидела, что
дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе. Речь стала более
развита,
дети
активно
вступали
в
обсуждения
новых
художественных
произведений.
4
Анализируя проведенную работу над данным проектом, я выделила
следующие дефициты:
- мною были не продуманы отдельные формы и приемы для детей,
занимающих пассивную позицию в театральной деятельности (малоактивных
детей). Это могли быть следующие формы и приемы:
индивидуально попробовать спеть частушки;
драматизировать потешку;
выразительно
изобразить
движение
любого
сказочного
персонажа (сначала одному, затем подгруппой детей);
индивидуально заучивать стихи или отрывки сказок;
индивидуальное обыгрывание роли;
музыкальная импровизация (включается музыка и предлагается
детям превратиться в снежинку, лягушку и т.д.)
представить
ребенка
публике
(озвучив
его
положительные
качества, чтобы ребенок почувствовал себя гордо);
прием «снежный ком» (придумывание сказки с детьми, каждый
ребенок говорит по одному предложению, тем самым сочиняем
сказку).
-
можно
было
попросить
включиться
в
проект
музыкального
руководителя
и
инструктора
по
физической
культуре
для
обогащения
содержания проекта;
- нужно было более активно привлекать к работе по проекту родителей.
Использовать для этого следующие приемы:
показ родителями представлений для детей;
совместная театрализация сказок с детьми;
разучивание родителями с детьми дома этюдов;
придумывание
совместно
с
детьми
этюдов
на
определенную
тему
(впоследствии
ребенок
изображает
то,
что
придумал
совместно
с
родителями);
5
придумывание рифм к словам (например: огурец - …молодец), далее
можно усложнить прием: придумывание детско-родительских стихов
по теме;
придумывание
семейных
сказок
(на
определенную
тему
семья
придумывает
сказку,
например,
про
овощи,
и
далее
вся
семья
показывает ее детям).
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность
ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое
средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.
6