Напоминание

"Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС с детьми с ОВЗ"


Автор: Полосина Елена Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: г. Анжеро–Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС с детьми с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС с детьми с ОВЗ

Полосина Елена Анатольевна,

учитель технологии, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Анжеро-

Судженского городского округа «Школа №37»

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя

к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности

ученика

самостоятельно

ставить

учебные

цели,

проектировать

пути

их

реализации,

контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения

учиться.

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по

предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в

состоянии

предугадать

какие

знания

и

умения

ему

понадобятся

в

будущем.

Отсюда

возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как

следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе

способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от "багажа" знаний. Мы

просто меняем приоритеты.

Изменения,

происходящие

в

современной

социальной

жизни,

вызвали

необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Обучение

больше не заключается в том, чтобы ученик получал от учителя какую-либо информацию,

предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, сегодня ученик

сам строит свое знание. И если у ученика сформирована "стратегия поиска ошибок", то он

сможет

разобраться

в

любой

жизненной

ситуации,

сможет

критично

оценить

свои

действия,

само стоятельно

расст авить

приоритеты

и

определить

ц е л и .

Современное образование в России перешло на новый Федеральный государственный

образовательный стандарт (ФГОС). Внедрение стандартов нового поколения предполагает

развитие

учительского

потенциала,

уровень

их

квалификации,

непрерывность

профессионального

развития.

В

основе

Стандарта

лежит

системно-деятельностный

подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности

обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, главной задачей которого

является развитие личности ученика.

При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

ООО «особенностью содержания современного основного общего образования является

не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но

и

формирование

универсальных

учебных

действий

в

личностных,

коммуникативных,

познавательных,

регулятивных

сферах,

обеспечивающих

способность

к

организации

самостоятельной учебной деятельности».

Формирование УУД в школе - процесс чрезвычайно важный и необходимый на

современном этапе развития общества. Умения работать в интенсивно развивающейся

информационно насыщенной среде, способности к организации своей деятельности, к

ценностно-смысловому

ориентированию,

коммуникативные

навыки

имеют

огромное

значение и необходимы современному учащемуся любого образовательного учреждения, в

том числе и образовательного учреждения, созданного для обучения и воспитания детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Как и перед другими учителями, передо мной, возникает вопрос - как превратить

обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития

личности ребенка с ОВЗ.

Для

успешной

реализации

программы

по

формированию

УУД

необходимо

применять

различные

формы

проведения

уроков.

Однако

если

уроки

строятся

на

деятельностной основе, где обучающиеся сами "добывают" и систематизируют знания, то

уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний и на развитие личности

учеников.

Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались

педагогами в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа

сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного

процесса.

Говоря о приемах, подходах и методах, следует упомянуть, что результаты обучения

варьируются

в

зависимости

от

варианта

ФГОС,

особенно

в

работе

с

учащимися,

имеющими

ограниченные

особенности,

у

которых

обнаруживается

недостаточный

уровень

сформированности

основных

интеллектуальных

операций:

анализа,

синтеза,

обобщения и сравнения.

Организация учебного процесса с такими обучающимися, прежде всего, должна

способствовать активизации их познавательной сферы, успешному усвоению учебного

материала

и

способствовать

психическому

развитию

школьников.

Следовательно,

современные образовательные ресурсы и наглядные методы выполняют определенную

образовательную

функцию,

помогают

ребенку

разобраться

в

потоке

информации,

воспринять ее, запомнить.

Для

проектирования

заданий

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

к

метапредметным результатам формируются задания в соответствии с развиваемыми УУД -

внутренними

"инструментами"

учебного

успеха

ученика.

Это

личностные

и

метапредметные

УУД

(познавательные,

коммуникативные

и

регулятивные).

Целью

данных заданий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие

способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-

деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала

общего среднего образования.

Личностные

УУД –

система

ценностных

ориентаций

школьника,

отражающих

личностные

смыслы,

мотивы,

отношения

к

различным

сферам

окружающего

мира.

Самоопределение (жизненное, личностное и профессиональное) - самостоятельный выбор

человеком

своего

жизненного

пути,

целей,

ценностей,

нравственных

норм,

будущей

профессии и условий жизни. Смыслообразование (развитие мотивов учения) ‒

осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов)

учебной деятельности; выбор уровня результатов на основе самоопределения: построение

индивидуальной образовательной траектории; развитие познавательных мотивов учебной

деятельности.

Саморазвитие морального сознания (ориентация в морально-нравственных основах

поведения)

-

становление

субъектной

позиции

морального

поведения

на

основе

расширения

репертуара

социальных

ролей

и

обогащения

социального

опыта.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я

и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку

выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник»,

«одноклассник», «пешеход» и др.).

Виды заданий, формирующие личностные УУД: участие в проектах; подведение

итогов

урока;

творческие

задания;

мысленное

воспроизведение

ситуации,

картины;

самооценка

события,

происшествия;

дневники

достижений. Например,

на

уроках

обществознания можно дать задание учащимся подготовить вариант наглядного пособия к

теме "Человек и его деятельность", используя для этого различные виды наглядности:

фотографии, рисунки, схемы, графики и т.п. Также можно провести среди одноклассников

опрос на тему "Что человеку нужно". Для этого самому разработать анкету с вопросами,

посвященными

желаниям,

мечтам,

потребностям,

после

чего

собрать

анкеты

и

проанализировать их.

На уроках технологии, например, можно заняться исследовательской деятельностью.

поставив перед собой какие-либо задачи и гипотезы. Будет интересно также исследовать

виды тканей, доказывая свои гипотезы и записывая в тетрадь наблюдений.

При

выполнении

заданий

обязательна

и

своя

оценка

ученика,

как

именно

он

оценивает свои действия. Эта оценка может быть поставлена в рабочей тетради или в

дневнике

своих

достижений

вместе

с

комментарием.

Также

можно

определить

свою

деятельность по шкале успеха.

Шкала успеха:

я мог бы работать и лучше;

• сегодня я понял, чего мне не хватает для успешной работы;

• я сегодня плохо работал;

• я очень старался, но у меня не все получилось;

• сегодня я работал в полную силу. У меня все получилось.

Метапредметные УУД – умственные действия учащихся, направленные на анализ

своей познавательной деятельности и управление ею. Регулятивные УУД – действия,

обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

-

целеполагание

во

временной

перспективе

(во

всех

видах

деятельности)

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще неизвестно, активность в достижении поставленных целей;

- планирование - структурирование деятельности с выделением основных шагов по

достижению

цели

(определение

последовательности

промежуточных

целей

с

учетом

конечного

результата),

определение

конкретных

временных

интервалов

для

решения

каждой задачи;

- составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - результата деятельности для выбора оптимального варианта

действий по достижению цели, определения последствий и меры ответственности за эти

последствия;

-

контроль

-

сравнение

реального

состояния

дел

с

запланированным

(или

с

образцом),

с

целью

своевременной

коррекции

планов

или

алгоритма

и

содержания

деятельности;

-

коррекция

-

изменения

в

планы

и/или

алгоритм

и

содержание

деятельности,

позволяющие уменьшить отклонения или исправить ошибки, допущенные на пути к цели;

-

оценка

-

определение

и

применение

критериев

успешности

деятельности

и

качества результата; рефлексия способов и условий действий (выделение и осознание

учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и

уровня усвоения);

- саморегуляция функциональных и эмоциональных состояний - учет личностных и

физиологических

особенностей

при

самоорганизации

деятельности,

анализ

ситуации,

самоконтроль,

способности

к

мобилизации

сил

и

энергии,

способности

к

волевому

усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий).

Существует много видов заданий, формирующих регулятивные УУД, например:

-

дать

компетентносто-ориентированные

задания

учащимся,

где

должны

быть

применены знания в реальной ситуации, на практике, после чего необходимо установить и

записать последовательность действий при решении поставленной задачи;

-

провести

лабораторную

работу,

прочитав

список

действий,

необходимых

для

выполнения данной работы (порядок действий изменен) и где необходимо восстановить

правильный порядок действий, записав их и выполнив работу;

- составить план устного ответа на конкретный вопрос;

-

дать

несколько

утверждений,

где

необходимо

найти

ошибку

и

записать

их

правильно.

На уроке например, можно дать такое задание

-Дана схема классификация тканей. Необходимо составить по приведенной схеме

связный рассказ о происхождении тканей. Или же можно дать утверждения, в которых

надо найти ошибку и объяснить ее.

а) деятельность человека основана только на инстинктах;

б) труд является деятельностью, не имеющей результата;

в) любой труд носит творческий характер;

г) нельзя добиться жизненного успеха людям нетворческих профессий.

Познавательные УУД – умения самостоятельно добывать (открывать) субъективно

новые

знания.

Позновательные

УУД

подразделяются

на

общеучебные,

логические

действия и действия постановки и решения проблем, где общеучебные действия включают

себя навыки исследовательской деятельности (анализ проблемной ситуации, применение

логических навыков, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, учебных

задач) и навыки понимания текстов, смысловое чтение (смысловое чтение, извлечение

необходимой информации из прочитанных

текстов, нахождение в тексте информации,

оценка содержания текста). Логические действия включают в себя анализ объектов с

целью

выделения

признаков

(существенных,

несущественных)

в

соответствии

с

познавательными

целями,

построение

логической

цепи

рассуждений,

доказательство,

выдвижение

гипотез

и

их

обоснование.

Действия

постановки

и

решения

проблем

включают

в

себя

формулирование

проблемы

и

самостоятельное

создание

способов

решения проблем творческого и поискового характера.

Виды заданий могут быть разнообразны, например:

- дан какой-то список слов, терминов, рисунков - необходимо найти лишнее;

- перечислены характеристики объекта или процесса - необходимо узнать, о чем идет

речь;

- составить кроссворд со словами из пройденного материала;

- продолжить ряд или вставить пропущенный фрагмент в текст;

-

даны

слова,

объекты,

рисунки

-

расположить

их

в

определенной

последовательности;

- представить текстовую информацию в виде таблицы, графика или схемы и многие

другие задания.

Можно привести примеры из уроков по биологии и обществознанию.

1. Перед учеником выстроен ряд слов, в различной степени связанных с понятием

"конфликт"

(стычка,

раздор.

дискуссия,

схватка,

ссора,

спор,

потасовка,

скандал,

размолвка, брань, сражение, несогласие, перепалка), необходимо нарисовать в тетради

шкалу от 1 до 10 и расположить все слова на ней таким образом, чтобы ближе всего к

слову "конфликт" были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию

(необходимо иметь в виду, что на одной позиции может быть не по одному слову).

Полученные результаты можно спросить отдельно у мальчиков и отдельно у девочек.

Итоги необходимо обсудить в классе.

Конфликт ........ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Соотнесите примеры потребностей человека с видами потребностей, к которым

они относятся:

Пример Вид потребности

А) Самовыражение, самореализация ........ 1) Физиологически

Б) Дружба, труд, общение ........ 2) Потребность в безопасности

В) Защита от врагов, самосохранение ........ 3) Социальные

Г) Пища, дыхание, сон ........ 4) Духовные

3. Основной вегетативный орган высших растений, служащий для прикрепления к

субстрату,

поглощения

из

него

воды

и

минеральных

веществ.

Кроме

того,

может

выполнять функции запасания, синтеза различных веществ, взаимодействия с другими

организмами (бактериями, грибами, корнями других растений). Он способен к росту до

тех

пор,

пока

сохраняет ся

апикальная

меристема.

О

чем

идет

р еч ь ?

3. Назовите типы корневых систем. И зарисуйте их.

Коммуникативные

УУД –

умение

выстраивать

взаимодействие

с

партнерами:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,

функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное

сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; принятие решения

и его реализация ; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка

действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии

с

задачами

и

условиями

коммуникации;

осознанное

и

произвольное

построение речевого высказывания; владение монологической и диалогической формами

речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

К коммуникативным УУД можно отнести задания:

-

прочитать

текст,

дать

название

тексту

(можно

выбрать

из

предложенных

вариантов), ответить на вопросы к тексту, найти смысловые ошибки и письменно их

прокомментировать, можно также вставить пропущенные группы слов в предложения по

прочитанному тексту;

- написать монолог от имени объекта (клетки, растения, животного, исторического

героя);

-составить подписи к кроссвордам;

-сформировать определения для новых понятий.

Задание по СБО на тему "экономика". Составить подписи к кроссворду.

Все

вышеперечисленные

приемы

и

методы

УУД

в

той

или

иной

степени

стимулируют

познавательную

активность

учащихся

с

ОВЗ,

развивает

их

творческие

способности. Заинтересованный в успехе усвоения учебного материала детьми, учитель

организует работу так, что работая на уроке с увлечением, ребенок продемонстрирует

достаточно прочные знания на заданном уровне, что крайне важно, поскольку рождает в

детях

самоуважение,

уверенность

в

собственных

силах

и

благодарность

к

учителю,

который дал им это почувствовать.

Великий физик Блёз Паскаль писал: «Пусть не корят меня за то, что я не сказал

ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и

тому же мячу, но не с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то,

что я употребляю давным-давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные

мысли в ином порядке – и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-

д р у г о м у

р а с п о л о ж е н н ы е

с л о в а

о б р а з у ю т

н о в ы е

м ы с л и » .

У каждого учителя выражено стремление не только научить, передать ученику свои

знания, но и стремление раскрыть удивительный мир, в котором мы живем, мир, который

не укладывается ни в один школьный учебник и поэтому познавать его каждый будет всю

свою жизнь, даже уйдя из школы.

Список литературы:

1. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. Муниципальное

образование: инновации и эксперимент. - 2012, №3.

2. Малофеев Н.Н. Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС общего образования:

вызовы и риски // Институт коррекционной педагогики РАО. 2014.

3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. –

М.: Академкнига, 2010.

4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучить всех по-

разному?: Пособие для учителя (серия "Педагогическая мастерская") - М.: Владос, 2010.

5. Шинкаренко В. А. Организационно-методические основы коррекционных занятий с

учащимися с умеренной и тяжолой интеллектуальной недостаточностью / В. А.

Шинкаренко // Специальная педагогика. – 2010. – № 2.



В раздел образования