Автор: Полосина Елена Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: г. Анжеро–Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС с детьми с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС с детьми с ОВЗ
Полосина Елена Анатольевна,
учитель технологии, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Анжеро-
Судженского городского округа «Школа №37»
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя
к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности
ученика
самостоятельно
ставить
учебные
цели,
проектировать
пути
их
реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения
учиться.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по
предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в
состоянии
предугадать
какие
знания
и
умения
ему
понадобятся
в
будущем.
Отсюда
возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как
следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе
способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от "багажа" знаний. Мы
просто меняем приоритеты.
Изменения,
происходящие
в
современной
социальной
жизни,
вызвали
необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Обучение
больше не заключается в том, чтобы ученик получал от учителя какую-либо информацию,
предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, сегодня ученик
сам строит свое знание. И если у ученика сформирована "стратегия поиска ошибок", то он
сможет
разобраться
в
любой
жизненной
ситуации,
сможет
критично
оценить
свои
действия,
само стоятельно
расст авить
приоритеты
и
определить
ц е л и .
Современное образование в России перешло на новый Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС). Внедрение стандартов нового поколения предполагает
развитие
учительского
потенциала,
уровень
их
квалификации,
непрерывность
профессионального
развития.
В
основе
Стандарта
лежит
системно-деятельностный
подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности
обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, главной задачей которого
является развитие личности ученика.
При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
ООО «особенностью содержания современного основного общего образования является
не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но
и
формирование
универсальных
учебных
действий
в
личностных,
коммуникативных,
познавательных,
регулятивных
сферах,
обеспечивающих
способность
к
организации
самостоятельной учебной деятельности».
Формирование УУД в школе - процесс чрезвычайно важный и необходимый на
современном этапе развития общества. Умения работать в интенсивно развивающейся
информационно насыщенной среде, способности к организации своей деятельности, к
ценностно-смысловому
ориентированию,
коммуникативные
навыки
имеют
огромное
значение и необходимы современному учащемуся любого образовательного учреждения, в
том числе и образовательного учреждения, созданного для обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Как и перед другими учителями, передо мной, возникает вопрос - как превратить
обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития
личности ребенка с ОВЗ.
Для
успешной
реализации
программы
по
формированию
УУД
необходимо
применять
различные
формы
проведения
уроков.
Однако
если
уроки
строятся
на
деятельностной основе, где обучающиеся сами "добывают" и систематизируют знания, то
уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний и на развитие личности
учеников.
Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались
педагогами в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа
сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного
процесса.
Говоря о приемах, подходах и методах, следует упомянуть, что результаты обучения
варьируются
в
зависимости
от
варианта
ФГОС,
особенно
в
работе
с
учащимися,
имеющими
ограниченные
особенности,
у
которых
обнаруживается
недостаточный
уровень
сформированности
основных
интеллектуальных
операций:
анализа,
синтеза,
обобщения и сравнения.
Организация учебного процесса с такими обучающимися, прежде всего, должна
способствовать активизации их познавательной сферы, успешному усвоению учебного
материала
и
способствовать
психическому
развитию
школьников.
Следовательно,
современные образовательные ресурсы и наглядные методы выполняют определенную
образовательную
функцию,
помогают
ребенку
разобраться
в
потоке
информации,
воспринять ее, запомнить.
Для
проектирования
заданий
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
к
метапредметным результатам формируются задания в соответствии с развиваемыми УУД -
внутренними
"инструментами"
учебного
успеха
ученика.
Это
личностные
и
метапредметные
УУД
(познавательные,
коммуникативные
и
регулятивные).
Целью
данных заданий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие
способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-
деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала
общего среднего образования.
Личностные
УУД –
система
ценностных
ориентаций
школьника,
отражающих
личностные
смыслы,
мотивы,
отношения
к
различным
сферам
окружающего
мира.
Самоопределение (жизненное, личностное и профессиональное) - самостоятельный выбор
человеком
своего
жизненного
пути,
целей,
ценностей,
нравственных
норм,
будущей
профессии и условий жизни. Смыслообразование (развитие мотивов учения) ‒
осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов)
учебной деятельности; выбор уровня результатов на основе самоопределения: построение
индивидуальной образовательной траектории; развитие познавательных мотивов учебной
деятельности.
Саморазвитие морального сознания (ориентация в морально-нравственных основах
поведения)
-
становление
субъектной
позиции
морального
поведения
на
основе
расширения
репертуара
социальных
ролей
и
обогащения
социального
опыта.
Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я
и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку
выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник»,
«одноклассник», «пешеход» и др.).
Виды заданий, формирующие личностные УУД: участие в проектах; подведение
итогов
урока;
творческие
задания;
мысленное
воспроизведение
ситуации,
картины;
самооценка
события,
происшествия;
дневники
достижений. Например,
на
уроках
обществознания можно дать задание учащимся подготовить вариант наглядного пособия к
теме "Человек и его деятельность", используя для этого различные виды наглядности:
фотографии, рисунки, схемы, графики и т.п. Также можно провести среди одноклассников
опрос на тему "Что человеку нужно". Для этого самому разработать анкету с вопросами,
посвященными
желаниям,
мечтам,
потребностям,
после
чего
собрать
анкеты
и
проанализировать их.
На уроках технологии, например, можно заняться исследовательской деятельностью.
поставив перед собой какие-либо задачи и гипотезы. Будет интересно также исследовать
виды тканей, доказывая свои гипотезы и записывая в тетрадь наблюдений.
При
выполнении
заданий
обязательна
и
своя
оценка
ученика,
как
именно
он
оценивает свои действия. Эта оценка может быть поставлена в рабочей тетради или в
дневнике
своих
достижений
вместе
с
комментарием.
Также
можно
определить
свою
деятельность по шкале успеха.
Шкала успеха:
я мог бы работать и лучше;
• сегодня я понял, чего мне не хватает для успешной работы;
• я сегодня плохо работал;
• я очень старался, но у меня не все получилось;
• сегодня я работал в полную силу. У меня все получилось.
Метапредметные УУД – умственные действия учащихся, направленные на анализ
своей познавательной деятельности и управление ею. Регулятивные УУД – действия,
обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
-
целеполагание
во
временной
перспективе
(во
всех
видах
деятельности)
–
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще неизвестно, активность в достижении поставленных целей;
- планирование - структурирование деятельности с выделением основных шагов по
достижению
цели
(определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учетом
конечного
результата),
определение
конкретных
временных
интервалов
для
решения
каждой задачи;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - результата деятельности для выбора оптимального варианта
действий по достижению цели, определения последствий и меры ответственности за эти
последствия;
-
контроль
-
сравнение
реального
состояния
дел
с
запланированным
(или
с
образцом),
с
целью
своевременной
коррекции
планов
или
алгоритма
и
содержания
деятельности;
-
коррекция
-
изменения
в
планы
и/или
алгоритм
и
содержание
деятельности,
позволяющие уменьшить отклонения или исправить ошибки, допущенные на пути к цели;
-
оценка
-
определение
и
применение
критериев
успешности
деятельности
и
качества результата; рефлексия способов и условий действий (выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения);
- саморегуляция функциональных и эмоциональных состояний - учет личностных и
физиологических
особенностей
при
самоорганизации
деятельности,
анализ
ситуации,
самоконтроль,
способности
к
мобилизации
сил
и
энергии,
способности
к
волевому
усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий).
Существует много видов заданий, формирующих регулятивные УУД, например:
-
дать
компетентносто-ориентированные
задания
учащимся,
где
должны
быть
применены знания в реальной ситуации, на практике, после чего необходимо установить и
записать последовательность действий при решении поставленной задачи;
-
провести
лабораторную
работу,
прочитав
список
действий,
необходимых
для
выполнения данной работы (порядок действий изменен) и где необходимо восстановить
правильный порядок действий, записав их и выполнив работу;
- составить план устного ответа на конкретный вопрос;
-
дать
несколько
утверждений,
где
необходимо
найти
ошибку
и
записать
их
правильно.
На уроке например, можно дать такое задание
-Дана схема классификация тканей. Необходимо составить по приведенной схеме
связный рассказ о происхождении тканей. Или же можно дать утверждения, в которых
надо найти ошибку и объяснить ее.
а) деятельность человека основана только на инстинктах;
б) труд является деятельностью, не имеющей результата;
в) любой труд носит творческий характер;
г) нельзя добиться жизненного успеха людям нетворческих профессий.
Познавательные УУД – умения самостоятельно добывать (открывать) субъективно
новые
знания.
Позновательные
УУД
подразделяются
на
общеучебные,
логические
действия и действия постановки и решения проблем, где общеучебные действия включают
себя навыки исследовательской деятельности (анализ проблемной ситуации, применение
логических навыков, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, учебных
задач) и навыки понимания текстов, смысловое чтение (смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из прочитанных
текстов, нахождение в тексте информации,
оценка содержания текста). Логические действия включают в себя анализ объектов с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных)
в
соответствии
с
познавательными
целями,
построение
логической
цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение
гипотез
и
их
обоснование.
Действия
постановки
и
решения
проблем
включают
в
себя
формулирование
проблемы
и
самостоятельное
создание
способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Виды заданий могут быть разнообразны, например:
- дан какой-то список слов, терминов, рисунков - необходимо найти лишнее;
- перечислены характеристики объекта или процесса - необходимо узнать, о чем идет
речь;
- составить кроссворд со словами из пройденного материала;
- продолжить ряд или вставить пропущенный фрагмент в текст;
-
даны
слова,
объекты,
рисунки
-
расположить
их
в
определенной
последовательности;
- представить текстовую информацию в виде таблицы, графика или схемы и многие
другие задания.
Можно привести примеры из уроков по биологии и обществознанию.
1. Перед учеником выстроен ряд слов, в различной степени связанных с понятием
"конфликт"
(стычка,
раздор.
дискуссия,
схватка,
ссора,
спор,
потасовка,
скандал,
размолвка, брань, сражение, несогласие, перепалка), необходимо нарисовать в тетради
шкалу от 1 до 10 и расположить все слова на ней таким образом, чтобы ближе всего к
слову "конфликт" были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию
(необходимо иметь в виду, что на одной позиции может быть не по одному слову).
Полученные результаты можно спросить отдельно у мальчиков и отдельно у девочек.
Итоги необходимо обсудить в классе.
Конфликт ........ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Соотнесите примеры потребностей человека с видами потребностей, к которым
они относятся:
Пример Вид потребности
А) Самовыражение, самореализация ........ 1) Физиологически
Б) Дружба, труд, общение ........ 2) Потребность в безопасности
В) Защита от врагов, самосохранение ........ 3) Социальные
Г) Пища, дыхание, сон ........ 4) Духовные
3. Основной вегетативный орган высших растений, служащий для прикрепления к
субстрату,
поглощения
из
него
воды
и
минеральных
веществ.
Кроме
того,
может
выполнять функции запасания, синтеза различных веществ, взаимодействия с другими
организмами (бактериями, грибами, корнями других растений). Он способен к росту до
тех
пор,
пока
сохраняет ся
апикальная
меристема.
О
чем
идет
р еч ь ?
3. Назовите типы корневых систем. И зарисуйте их.
Коммуникативные
УУД –
умение
выстраивать
взаимодействие
с
партнерами:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; принятие решения
и его реализация ; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка
действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии
с
задачами
и
условиями
коммуникации;
осознанное
и
произвольное
построение речевого высказывания; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
К коммуникативным УУД можно отнести задания:
-
прочитать
текст,
дать
название
тексту
(можно
выбрать
из
предложенных
вариантов), ответить на вопросы к тексту, найти смысловые ошибки и письменно их
прокомментировать, можно также вставить пропущенные группы слов в предложения по
прочитанному тексту;
- написать монолог от имени объекта (клетки, растения, животного, исторического
героя);
-составить подписи к кроссвордам;
-сформировать определения для новых понятий.
Задание по СБО на тему "экономика". Составить подписи к кроссворду.
Все
вышеперечисленные
приемы
и
методы
УУД
в
той
или
иной
степени
стимулируют
познавательную
активность
учащихся
с
ОВЗ,
развивает
их
творческие
способности. Заинтересованный в успехе усвоения учебного материала детьми, учитель
организует работу так, что работая на уроке с увлечением, ребенок продемонстрирует
достаточно прочные знания на заданном уровне, что крайне важно, поскольку рождает в
детях
самоуважение,
уверенность
в
собственных
силах
и
благодарность
к
учителю,
который дал им это почувствовать.
Великий физик Блёз Паскаль писал: «Пусть не корят меня за то, что я не сказал
ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и
тому же мячу, но не с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то,
что я употребляю давным-давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные
мысли в ином порядке – и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-
д р у г о м у
р а с п о л о ж е н н ы е
с л о в а
о б р а з у ю т
н о в ы е
м ы с л и » .
У каждого учителя выражено стремление не только научить, передать ученику свои
знания, но и стремление раскрыть удивительный мир, в котором мы живем, мир, который
не укладывается ни в один школьный учебник и поэтому познавать его каждый будет всю
свою жизнь, даже уйдя из школы.
Список литературы:
1. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. - 2012, №3.
2. Малофеев Н.Н. Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС общего образования:
вызовы и риски // Институт коррекционной педагогики РАО. 2014.
3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. –
М.: Академкнига, 2010.
4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучить всех по-
разному?: Пособие для учителя (серия "Педагогическая мастерская") - М.: Владос, 2010.
5. Шинкаренко В. А. Организационно-методические основы коррекционных занятий с
учащимися с умеренной и тяжолой интеллектуальной недостаточностью / В. А.
Шинкаренко // Специальная педагогика. – 2010. – № 2.