Напоминание

Документально–поэтическая композиция на тему "Хлеб и война"


Автор: Карпова Оксана Анатольевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Документально–поэтическая композиция на тему "Хлеб и война"
Раздел: среднее образование





Назад




Добрый день, уважаемые гости, добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами

проводим мероприятие, посвященное Героической Победе нашего народа над

фашизмом в Великой отечественной войне, а именно о Блокаде Ленинграда, о

хлебе, о голоде, о детях войны.

Ведущий О.А

. Нет, кажется, человека,

который пренебрегал бы хлебом, не знал его

вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в

далёкие времена, всему голова. Вот он лежит

перед нами во всех видах - от сухаря до

пышного каравая лежит словно одушевлённый

верой поколений в его животворную силу:

румяный, пышущий солнечный и земной

энергией, сгустками страстей, бед и

радостей человека.

Ведущий Н.А.

А как мы на самом деле

относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может

быть, от того, что он нам сейчас так легко достаётся – не очень? Забежишь в булочную и через

минуту выходишь с хлебом… А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает неряшливости,

плохого к себе отношения. И ещё иногда говорят так « В качестве нашего хлеба - качество всей

нашей жизни»

Н.А. Он пахнет хлебом, пахнет утром ранним.

В нём рук тепло, забота строгих глаз.

Он входит в дом сквозь годы испытаний,

Не зачерствев, как кое-кто из нас.

.

О.А. Помню в детстве бабушка утром опускалась на колени и шептала всегда одну и ту же молитву:

« Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам на долги наши…» Возможно, минули

тысячелетия, прежде чем кто-то догадался смолоть в муку и испечь лепёшку. Из летописей, из

рисунков на стенах пещер можно узнать, что вкус хлеба человек познал очень давно.

Н.А. (под звук метронома). Занималась над землёю заря. По расцветному тихими и прохладными

были улицы городов.

Такою всё дышало тишиной

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Вероломно, без объявления войны, фашистские

полчища вторглись на нашу землю. Горели хлеба.

Кричали младенцы на груди умирающих матерей.

Сумеет ли понять поколение потомков, что

выстрадал наш народ?

О.А

. Суп из ботвы брюквы с мукой :

Ботва брюквы- 190г.

Мука -3г;

Лук-5г; соль-5г; специи-5г; жиры-0.03г

Этот рецепт- из книги « Использование в

пищу ботвы огородных растении и

заготовка её впрок ». Издана была 1942

году в Ленинграде. Цена её была 1 рубль.

Когда книга была подписана в печать,

блокадный Ленинград доедал хлеб, посеянный ещё до войны. Но в эту весну 1942 года пахари,

которые сеяли хлеб, уже ничего не сеяли, -они ушли на фронт, бились за землю, на которой они

раньше жили и растили зерно. И клали головы пахари на эту землю, чёрную, плодоносную, не

плугами вспаханную, а снарядами.

1 чтец:

Мяли танки тёплы хлеба,

И горела, как свеча, изба

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет ,

Дерево и то стрелял стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты

Шли с погоста деды и отцы

Пули подавали мертвецы

И, косматые, как облака

Врукопашную пошли века

Шли солдаты бить и перебить

Как ходили прежде молодить,

Смерть предстала им не в высоте,

А в крестьянкой древней простате,

Та, что пригорюнилась, как мать,

Та, которой нам не миновать

Затвердело сердце у земли,

А солдаты шли, и шли, и шли,

Шла Урала темная руда

Шли, гремя железные стада

Шел смоленщины дремучий бор,

Шел худой зазубренный топор,

Шли пустые тусклые поля,

Шла большая русская земля.

(Прослушать фрагмент из песни А.В.Александрова «Священная война»)

Н.А. Осенью 1941 года немецкое командование поняло, что их блицкриг-

план молниеносной войны- провалился, что война приобретает затяжной

характер. А чтобы выдержать затяжную войну, надо было кормить своих

солдат, поддерживать свою

армию. Именно поэтому

предусматривать ограбление населения на занятых

фашистами землях.

О.А. В планы Гитлера входило получение продовольствия с чужих земель. На захваченных им

землях, словно чертополох, росла рать немецких жандармов, и все они в меру сил отбирали у

крестьян скот, хлеб, птицу, овощи. Но фашистская армия не ограничивалась снабжением армии

лишь за счет ограбления населения. Были разорены на занятых территориях нашей страны несколько

тысяч колхозов и совхозов, отобраны, угнаны в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного

рогатого скота, 20 млн. голов свиней, 27 млн. овец и коз. Фашистская армия отправила в Германию

сотни тысяч эшелонов с награбленными грузами.

Н.А. Для фашистской Германии миллионы человеческих жизней ничего не стоили. Но главари

понимали, что людские, да и материальные ресурсы Германии ограничены. А потому в Берлине вдруг

заговорили о недопустимости « рисковать»

жизнью немецкого солдата при взятии Москвы и

Ленинграда. Похоронив стратегию « блицкрига»,

они увидели спасение в стратегии голода.

Последовали многократные истеричные выкрики

Гитлера, что «блокированный Ленинград

«выжрет» сам себя и как спелый плод упадет к нам

в руки».

О.А. Обречь на мучительную медленную

смерть как можно больше людей, оставшихся в

живых, деморализовать, разобщить их, лишить

воли к сопротивлению, пробудить животные

инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а

пленных превратить в рабов, готовых за миску

баланды на все… Вот что такое фашистская

стратегия голода. И фашисты это орудие

широко применяли, стремясь сломить волю

людей к сопротивлению и укрепить свой тыл.

Чтец 2:

И

летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали- и говорили:

Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли , что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь.

(Звучит 7-я симфония Д.Д.

Шостаковича)

Н.А. 8-го сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В

кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

О.А. В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20

ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 гр. хлеба,

а неработающие (служащие, иждивенцы, дети)- по 125 гр. хлеба в сутки. Крошечный, почти

невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Н.А. Острый голод давал о себе знать все

сильнее, умирали молодые и старые, мужчины,

женщины, дети. У людей слабели руки и ноги,

немело тело, оцепенение постепенно

приближалось к сердцу и наступал конец.

Смерть настигала людей везде. На улице человек

падал и больше не поднимался. В квартире-

ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь

обрывалась у станка.

Чтец: На салазках кокон пряменький,

Спеленав везет

Мать, заплаканная, в валенках,

А метель метет.

Старушонка лезет в очередь,

Охает, крестясь:

«У моей вот тоже дочери

Схоронен вчерась».

Бог прибрал, и слава господу,

Легче им и нам.

«Я сама то скоро с ног спаду

С этих со ста грамм».

Труден путь, далек до кладбища,

Как с могилой быть?

Довезти сама смогла б еще

,

Сможет ли зарыть?

А не сможет- сложат в братскую,

Сложат, как дрова,

В

трудовую, ленинградскую,

Закопав едва.

И

спешат по снегу валенки,-

Стало уж темнеть.

Схоронить трудней, мой маленький,

Легче умереть.

О.А. Хоронить было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стоят трамваи.

Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем. По бесконечно

длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых

лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыне или одеялом, а позднее и

просто в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвого на

полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь

рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище,

где похоронено 470 тыс. ленинградцев.(Показ фото. Тихо звучит музыка Шостаковича)

Н.А. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс.человек. Потеря близких

отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и

паники в городе. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их

смерть призывала живых к настойчивой

неукротимой борьбе. От малого до старого все

испытывали голод, но они трудились и жили

надеждой на торжество победы. Это чувство

поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера,

ученого на героические дела. Это чувство

руководило артистами, когда они пели, играли,

развлекая голодных и усталых людей, хотя у них

самих подкашивались ноги и кружилась голова.

(Прослушать сочинение ленинградского

мальчика о хлебе. Грамзапись.)

О.А. Дети в осажденном городе… Смотреть на

голодающих детей, а их в городе оказалось

около 400 тыс., и чувствовать свою полную

беспомощность перед тем, что ничем помочь им

не можешь,- нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери

отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители

лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки тем самым нанося вред своему

здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова,

бережно расходуя каждое полно. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет, книги. Из

ближайших водоемов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и

чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распределяли по дням, а в течении дня

по часам.

Чтец:

Иду в темноте, вдоль воронок,

Прожекторы щупают небо.

Прохожие. Плачет ребенок

И просит у матери хлеба.

А мать надорвалась от ноши

И вязнет в сугробах и ямах.

-Не плачь, потерпи, мой хороший,-

И что-то бормочет о граммах.

Их лиц я во мраке не вижу,

Подслушала горе вслепую,

Но к сердцу придвинулось ближе

Осада, в которой живу я.

Н.А. В ход шло все, чтобы поддержать силы людей. Из дрожжей готовили супы, которые

засчитывали в счет нормы крупы, полагавшейся по карточке. Тарелка дрожжевого супа часто была

единственным блюдом в течении дня. Из мездры шкурок молодых телят, найденных на кожевенных

заводах, варили студень. Вкус и запах такого студня был крайне неприятен, но кто обращал на это

внимание? Голод подавлял все чувства. На мельницах за многие годы наросла на стенах мучная

пыль. Ее собирали, обрабатывали и использовали как примесь к муке. Трясли и выбивали каждый

мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же

отправляли в хлебопечение.

О.А. В ноябре 1941г. начинаются особые трудности в работе одного из хлебозаводов Ленинграда.

Надо было сохранить и растянуть надолго имеющийся крохотный запас ржаной муки, которая не

поступала в связи с блокадой города. Встал вопрос о заменителях муки. Из примесей надо было

применять до 10-15 сортов таких заменителей: жмыхи, соевая мука, ячменная мучка(отход). Одних

жмыхов было до 6 сортов. Применяли также обойную пыль и др. Когда иссякли запасы и этих

примесей, тогда встал вопрос о применении в качестве заменителей муки… целлюлозы.

Работниками лаборатории было проделано много опытных работ по лучшему применению этого

заменителя муки. Сначала был освоен хлеб с 10-процентным содержанием целлюлозы, затем 15-ти и

20-ти процентным. На это толкала жестокая необходимость как можно на больший срок обеспечить

Ленинград каким бы то ни было хлебом.

Н.А. Хлебных примесей и

суррогатов было найдено,

переработано и съедено 18 тыс.

тонн, не считая солодовой и

овсяной муки. То были, главным

образом, ячменные и ржаные

отруби , хлопковый жмых,

мельничная пыль, проросшее

зерно, поднятое со дна

Ладожского озера с потопленных

барж, рисовая лузга, кукурузные

ростки. В общей сложности

примеси и суррогаты дали

возможность кормить население

и войска хлебом в течении 25

дней, а каждый выигранный

день в условиях блокады города

имел неоценимое значение.

Торжеством жизни был подвиг ученых Всесоюзного института растениеводства, знаменитого

ВИРа, основанного Н.И. Вавиловым.14 ослабевших от холода и голода сотрудников не уходили со

своего поста, охраняя от сырости, мороза, крыс, тысячи образцов зерновых культур.

От голода погиб Дмитрий

Сергеевич Иванов. На его

рабочем столе осталась

тысячи пакетиков с зерном.

Из 14 сотрудников

института в живых

осталось пять. Они верили,

что родной стране после

войны нужны будут

коллекции, которые они

спасали, жертвуя

собственной жизнью. После

окончания войны на основе

спасенной коллекции были

созданы лучшие

послевоенные сорта

пшеницы.

(Звук метронома)

Чтец: Черный хлеб.

Я помню хлеб. Он черен был и липок-

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился

постным,

Раскрошенный, он был неплох с

кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к

деснам.

Его мы отдирали языком…

Он кислым был, ведь был он с

отрубями!

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом,

Он резал хлеб! Он черный хлеб делил!

Он восторгался им, прямым и честным,

Он резал грубо, властно, без затей

Горелой коркой, как угле древесном

Испачкавшись почти что до локтей .

На нем рубаха взмокла холстяная,

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб, усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом !

( Евгений

Винокуров.)

Показ снимков Савичевой Тани, девочки из

блокадного Ленинграда.

Дневник Тани, в котором она записала даты ухода из

жизни своей большой семьи. Дневник Тани Савичевой

фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из

обвинительных документов против фашистских

преступников.

Стихотворение из поэмы «Таня

Савичева»

(мелодия «Хотят ли русские войны».)

О.А : Но вот в декабре 1941 года- январе

1942г. начинает действовать ледовая дорога

жизни по льду Ладожского озера и в

Ленинград поступает полноценная ржаная и

пшеничная мука.

Показать «склад продовольствия на

Ладоге, снимок движутся по льду обозов с

мешками.

Вести рассказ под песню «Хотят ли

русские войны!»

(Э.Колмановский –Е.Евтушенко)

Днем и ночь шел по Ладоге хлеб большой

земли.Вот так или машины, по радиатор в талой

воде, с открытыми дверцами, но мало кто из

шоферов успевая выскочить, если машина шла

под лед: ведь проваливаясь, шофер должен был

включить фары. Чтобы полынья светилась.

Чтобы те, кто идет следом, её миновали. И ещё

один факт : Из протоколов милиций блокадного

Ленинграда. «За всё время блокады не было и

одного случая нападения на транспорт,

перевозящий хлеб». К марту 1942г. же

иметься возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с пшеничной мукой.

О.А :

Наступила весна 1942 года. Весна-время, издавна

крестьянин с заботой о будущем выходил пахать землю и

сеять хлеб Прошедший 1941 год хлеба много не принес и

без того скудные урожаи сгубила война. А страна должна

жить, должна есть. И чтобы из рецепта «Супа из ботвы» не

вычеркнули, мука 3гр; чтобы в пайке блокадного хлеба, кроме соломы, жмыха, опилок, было хотя бы

одно размолотое пшеничное зернышко, чтобы дети шли в школу, рабочие к станку, а солдаты -в бой,

нужно было кому-то пахать и сеять, косить и молотить. Нужно было кому-то сесть за разбитые, не

нужные фронту трактора и вести их по полю. Тащить на себе. На своем животе волочить их по

пашне. Но -кому ? (выключить без музыки.)

Чтец: Урожаем угрожаем.

Чтобы наша жизнь была крепка,

Зерном подвалы пятило,

Покоя не давай рукам,

Работай втрое, впятеро.

Друзья идут на фронт .Они

Стоят за наше дело.

Подруга, друга замени,

Иди к машине смело!

Чтоб у бойцов у наших был

Обед сытнее сытного,

Скорей сдавай поставку, тыл,

Верно для хлеба сытного.

Врагу богатство колет глаз,

Колхозный каждый сажень.

Враг губит все, что есть у

нас,

Секретно с неба ссажен.

Чтоб диверсант, в хлебах засев,

Бедою не набаловал,

Следите за полями все,

От старого , до малого.

К нам лезут, все сметая в дым,

Непрошенные гости

Но мы им сразу говорим:

«Не вырвети ни горсти!»

Для тех, кто к нам затеял лезть

Бандитскими отрядами,

У нас другая пища есть:

Накормим их снарядами.

О.А. В деревнях и сёлах мужчин не было - они воевали на фронте. Остались только старики,

женщины и дети. Пожилым женщинам трактор был страшен. Детям – велик. Но собирались девчата

16-17 лет, которые покрепче, да ехали учиться на трактористок. Зимой шли учиться – весной уже

пахали.

Н.А. (На фоне мелодии Я.Френкеля «Русское поле »)

Поедут пахать – вдоволь наплачутся. Масло им в глаза, и по – лицу. Руки по локоть в мозольных и

ожоговых пузырях. Умывались керосином, руки оттирали землёй. И засыпали в борозде, когда

пахали ночью. Темно, ничего не видно. Одна трактористка с фонарём идёт, друга на его свет едет. И

страшно обеим, потому что волки вокруг стаями собирались. Да и трудно было понять, то ли

трактористка в тракторе заснёт от усталости, то ли напарница с фонарём, потеряв силы, упадёт под

трактор.

О.А. Косили напрямую. Хлеб был очень засоренный. Барабан часто так забивался всяким мусором,

что не хватало сил очистить его. Когда комбайнами молотили, то женщины в прицеп впрягутся и

тащат от клади. Кто за колёса, кто за что и к комбайну. Тяжек, что говорить, хлеб войны.

Н.А. Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет.

Как всё минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками.

О.А. Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на

руинах наших городов и деревень, запах смерти не символический, а реальный…

Н.А. Мы не можем вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. 30 млн наших

людей – мужчин, женщин, стариков и детей унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют

сострадания и участия.

О.А. Но мы должны о них помнить!

Н.А. И мы помним о них….!

Чтецы: «Реквием»- Р.Рождественский.

Встанем и почтим минутой памяти всех погибших на войне… ( минута молчания).

2 часть: Беседа с гостями мероприятия : блокадницей Ленинграда Чернышевой Р.Н., ветераном

труда, председателем Совета Ветеранов Управления Образования Гиззатуллиным В.М.,

ветераном труда Абунагимовой А.Б.

Цель мероприятия:

1.Воспитание любви , чувства патриотизма и преданности своей Родине.

2.Воспитание бережного отношения к хлебу, труду хлеборобов.

3.Воспитание всесторонне-развитой личности , формирование высокой нравственности

детей.

Аудио - визуальные материалы:

1.Антология советской песни:

«Священная война» (А.В.Александров, запись 50-х годов)

«Хотят ли русские войны» (Э.Колмановский, Е.Евтушенко, исполняет М. Бе

рнес)

«Течет Волга» (М. Фрадкин, Л Ошанин, исполняет М. Бернес)

«Я люблю тебя жизнь»(Э.Колмановский, К. Ваншенкин, исполняет М . Бернес)

2. Звуковое приложение: Композиция «Хлеб» (сочинение ленинградского школьника)

запись 1981г.

3.Фон: Д.Д.Шостакович. Симфония №7 соч.60( Посв. Городу Ленинграду)

Соната для альта и фортепиано.

4.Тематическая книжная выставка.

5.Выставка хлебо -булочных изделий.

6. Плакаты.

7. Фотографии, ксерокопии изображений по теме.



В раздел образования