Напоминание

Современный урок как главное условие реализации ФГОС ООО


Автор: Мулакова Светлана Николаевна
Должность: учитель географии, экологии
Учебное заведение: МБОУ "Сайгатинская СОШ"
Населённый пункт: Сургутский район, д.Сайгатина
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок как главное условие реализации ФГОС ООО
Раздел: полное образование





Назад





Современный урок как главное условие реализации ФГОС ООО
«…В деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д.Ушинский Тема профессиональной деятельности учителя в период перехода на Феде- ральные государственные стандарты нового поколения в настоящий момент яв- ляется очень обсуждаемой и актуальной на всех уровнях: федеральном, окружном, муниципальном и школьном. Учителя изучают литературу, проходят курсы повы- шения педагогического мастерства, участвуют в конкурсах различного уровня. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возла- гаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяже- нии всей жизни». В современном мире перед школой стоит непростая задача: воспитание лич- ности образованной, способной быстро принимать решения в различных ситуаци- ях, способных жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способных смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный вы- бор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореа- лизующейся. И в этом ему должен помочь учитель [1]. Из новой должностной инструкции учителя квалификационные характеристики озвучены следующим образом:
Учитель:
• способствует формированию общей культуры личности, социализации; • создает условия осознанного выбора и освоения образовательных программ; • использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов; • применяет современные образовательные технологии, включая информаци- онные, а также цифровые образовательные ресурсы; • обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности. Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы ра- боты учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития уча- щихся. 1
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе. Хороший урок отличает плановость, четкость построения. Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников. Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную инфор- мацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятель- но перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоя- тельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать. Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощуще- ния постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся. Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного че- ловека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума. Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы. Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку [3]. Современный урок в аспекте личностно – развивающегося обучения сильно отличается от традиционного урока.
Особенности традиционного и личностно – развивающего (системно – дея-

тельностного) обучения
[3].
Традиционное обучение

Личностно развивающее обучение

1.Цели.
Преподавание основ наук. Школ разных предметов. Развитие личности разных траекторий раз- вития. Школа. 2

2. Результат.

Результат
– образованность как осведомленность (эрудиция) и способность к решению учебных задач в заданных условиях. Показатели результата: Знания. Умения. Навыки. Воспитанность как адаптивность к социальным нормам
Результат


индивидуальный опыт само- стоятельной деятельности. Компетенции (обобщенные умения). УУД (учебные действия, переносимые и используемые для обучения, взаимодей- ствия, продуктивной деятельности). Компетентность как свобода решать задачи в незаданных, неопределенных условиях.
3. Педагогические (образовательные) технологии
.
Способствуют

систематизации,

обобщению знаний, формирова-

нию познавательных УУД, фун-

даментального

ядра

образова-

ния.


Укрупнение дидактических единиц
Направлены на максимальное включе-

ние учащихся в процесс обучения, выра-

ботку критического мышления, создание

собственного продукта деятельности

-

личностные

результаты

образования

(комплексное формирование УУД).
• Опорные сигналы и конспекты. • Развивающее обучение. • Опережающее обучение. • КСО. • Некоторые формы групповой работы. Гуманитарные и интерактивные техноло- гии (диалоговые, групповые). Критическое мышление для развития чте- ния и письма. Педагогические мастерские. Проектно-исследовательская деятельность.
Особенности традиционного и личностно – развивающего обучения

4.Характер взаимоотношений.
Центральная фигура – учитель. Роль – организатор и руководи- тель. Центральный учитель, и ученик. Роль учи- теля – инициатор, партнер, тьютор, модера- тор.
5. Проектирование урока.
Поэтапное достижение дидакти- ческой цели, направленность на результат. Сценарный подход, многовариантность ре- зультата, ценность личностных открытий. 3

6. Позиция ученика.
Пассивность, отсутствие смысла и ответственности за результаты своего обучения. Активность, самостоятельность, интерес у значительной части учеников (увлечение), ответственность.
7. Формы обучения.
Фронтальные, индивидуальные. Групповые, коллективные.
Особенности процесса.

Характер

обратной

связи
– фронтальное взаимодействие. Предметно-ориентированное взаи- модействие. Предмет обучения – цель, в ред- ких случаях – средство интеллек- туального развития.
Характер обратной связи
– персональное общение. Эмоционально насыщенное, личностно- ориентированное взаимодействие. Предмет обучения – средство достижения целей личностного развития.
Индивидуализация

обучения


минимальная, как учет поведенче- ских особенностей, учебных воз- можностей, темпа усвоения. Государственная оценка - усред- ненная – общая для всех. Относительная, так как продикто- вана квалификацией, опытом, ма- стерством педагога.
Индивидуализация

обучения


право на индивидуальный путь развития, выбор объема, глубины познания, уровня освоения деятельности, индивидуальный стиль по- знавательной деятельности. Оценка динамики продвижения, относи- тельная, индивидуальная оценка, персона- лизация оценки.
Результаты воспитания.

Социализация
к а к п р о ц е с с освоения норм, часто давление Следствие: внутренний кон- фликт, дезинтеграция личности (хочу и должен), «винтик», неу- довлетворенность вследствие иг- норирования потребностей.
Развитие

познавательных

способностей.

Академическая одаренность.

Социализация
как реализация психологи- ческих механизмов идентификации и обо- собления, осознание в себе общего и еди- ничного, индивидуально-неповторимого, умение это отстоять и проявить (хочу, умею, могу).
Развитие разных способностей, обеспечи-

вающих

самореализацию

и

жизненный

успех.

Социальная одаренность.

Творческая одаренность.
4

Как меняется урок?
• Урок становится личностно развивающим. • Урок становится компетентностно-ориентированным. • Урок становится метапредметным. • Наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки, занятия), стирается грань между обучением и воспитанием.
Признаки компетентностно-ориентированного урока.

Это урок, на котором можно увидеть
• обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизне- деятельность учащегося; • способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимы- ми к различным предметным областям; • освоение учащимися способов работы со знаниями (знания – средство понима- ния и осмысления, развития смыслов); • ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномо- ментно весь необходимый для этого опыт; • ученик выбирает, пробует, преобразует, создает новое.
Взаимный процесс

Деятельность учителя

Деятельность

ученика
Создает проблемные ситуации. Инициирует процесс взаимодей- ствия, совместный поиск реше- ний. Организует самостоятельную де- ятельность на основе разноуров- невых развивающих заданий. Совместно с учениками форму- лирует цели и включает их в оценку результатов. Решает задачи. Размышляет. Обменивается идеями в парах и группе. Учится делать вместе. Выступает в разных ролях. Предлагает варианты решения, выдвигает гипотезы. Формулирует цели учебной деятельности и оценивает их выполнение Выбирает уровень сложности и способы (приемы) деятельности. Учится осознавать собственное продвиже- ние.
Основные методические приемы.
• Проблематизация (парадокс, интрига, подведение к необходимости добывания знаний для решения проблемы). • Постепенное усложнение и значительный объем самостоятельной деятельно- сти. 5
• Обобщенный, а не частный (локальный) характер задач (жизненно-практиче- ский контекст задачи). • Продуктивность деятельности (создание самостоятельного продукта – выска- зывания, текста, модели, схемы, технического решения). • Действия по аналогии, стимулирование поиска закономерностей, обобщения, прогнозирования последствий, доказательности, обоснованности.
Признаки личностно-развивающего урока.
• Цели урока имеют не только учебный характер, но и обязательно включают цели личностного развития учащихся, формулируются как результат деятельности ученика. • Учитель сообщает учащимся не только цель урока, но и порядок организации учебной деятельности в ходе урока (что необходимо для достижения результата). • Выделение смыслового центра урока, его кульминации. • Создание атмосферы взаимной заинтересованности (заботы, взаимопомощи). • Стимулирование осознания собственных мотивов деятельности, поведения учащимися. • Формирование мотивации достижения, а не мотивации избегания неудач. • Использование необычной, увлекательной, неожиданной формы подачи мате- риала. • Опора на личный опыт учащихся, их знания и умения при решении задач (проблем). • Использование количественных и качественных методов оценивания результа- тов (баллы, комментарий, относительная динамика, диагностика индивидуальных достижений, рейтинговые шкалы и т.д.). • Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контро- лю за процессом деятельности. • Поощрение индивидуальности, уважительное отношение к стремлению иметь собственный взгляд, позицию, поощрение индивидуальных успехов.
Взаимный процесс

Деятельность учителя

Деятельность

ученика
Создает проблемные ситуации, предполагающие возможность ин- дивидуального решения. Создание ситуаций, позволяющих учащимся реализовать с во и способности, интересы, возмож- ности, познавательные стратегии, индивидуальный стиль деятельно- сти. Формулировка личных целей и задач, осо- знание мотивов деятельности и поведения.
Выбор формы восприятия, записи (ко-

дирования) учебной информации (вер-

бальная,

графическая,

символическая,

образная).
Отстаивание своей позиции, мнения. Выбор задания. Критическая и разноаспектная оценка. 6
Создание личностно ориентиро- ванных ситуаций, ситуаций нрав- ственного выбора, практико-ори- ентированных ситуаций, актуали- зация эмоций.
Оценка любых, даже маленьких

достижений.
Рассмотрение явлений с разных сторон. Оценка своих достижений и достижений других.
Признаки метапредметного урока.
• При отборе содержания фиксируется внимание на метапредметных понятиях, акцентируется их междисциплинарный характер. • Ученик проживает свою историю открытия явления, то есть воспринимает од- номоментно весь необходимый для этого опыт, единство и многообразие мира. • Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве дея- тельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. • Мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт). • Проводятся параллели, аналогии, устанавливаются связи. • Используются разные языки (бытовой, научный, образный) для описания и осмысления явления. • При отборе содержания фиксируется внимание на метапредметных понятиях, акцентируется их междисциплинарный характер. • Ученик проживает свою историю открытия явления, то есть воспринимает од- номоментно весь необходимый для этого опыт, единство и многообразие мира. • Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве дея- тельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. • Мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт). • Проводятся параллели, аналогии, устанавливаются связи. • Используются разные языки (бытовой, научный, образный) для описания и осмысления явления.
Взаимный процесс
Деятельность учителя Деятельность ученика Создает проблемные ситуации, предполагающие возможность обобщения, инициирует поиск ана- логий. Отбирает междисциплинарные (ме- тапредметные) понятия. Приводит примеры. Работает с ассоциациями. Анализирует смыслы. Ищет и устанавливает взаимосвязи. Создает образы. Самостоятельно создает тексты. 7
Организует деятельность по осмыс- лению явления в разных контек- стах. Актуализирует концепты (культур- ные смыслы явления, фиксирован- ные в ассоциативных возможностях языка, многозначность). Анализирует контекст явления, границы и расширения. Использует прием «перевода» с научного языка на образный.
Требования к современному уроку.
• Формируются универсальные учебные действия (общеучебные умения.) • Выстраивается индивидуальная образовательная траектория, учитываются ин- дивидуально-личностные особенности. • Используются современные средства обучения, методы и приемы организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. • Обеспечивается достижение личностных, предметных и метапредметных ре- зультатов (ФГОС ООО) на основе активной самостоятельной деятельности учени- ка. • Современный урок. • Проектная инновационная деятельность учителя по вариативному, многообраз- ному решению задач развития личности ученика. • Урок, расширяющий пространство образования личности, области и сферы взаимодействия. • Практико-ориентированный через формирование личностного смысла обуче- ния, целеполагание и выбор. • Метапредметный (интегрированный урок).
Личностная интеграция.
• Поиск личного смысла (о-смысление). • Что это явление означает лично для меня? • Как я к этому отношусь? • Как я могу это применить? • На какие выводы, размышления оно меня наталкивает? Что из этого следует? • Какие ассоциации вызывает? • Как можно описать это явление, используя «разные» языки (научный, знаково- символьный, образный)? (актуализация деятельности правого и левого полушария)
Отношения «учитель — ученик»:
• педагогическая любовь; • понимание; • принятие; • вера; • индивидуальный подход; • помощь. 8

Учение без принуждения:
• требовательность на уважении; • возбуждение интереса; • использование успеха; • предоставление свободы выбора; • уровень сотрудничества в работе.
Оценивание:
• качественные оценки; • гласность; • бесконфликтность; • самооценка учеников; • взаимооценка.
Воспитание «я-концепции»:
• воспитание «я — нравлюсь»; • воспитание «я — способен»; • воспитание «я — нужен (значу)»;
Личность учителя:
• глубокие знания; • педагогический такт; • общая культура; • оптимизм; • юмор; • молодость души[3].
Литература
1. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт. Учебное пособие для сту- дентов, педагогов и учителей. ОО «Педагогическое общество России». Москва. 2012. 2. Матина Г.О. Доклад. Современный урок как главное условие реализации ФГОС ООО г.Сургут – 2012г. 3. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. Волгоград. Издатель- ство «Учитель». 2013. 9
10


В раздел образования