Современный урок как главное условие реализации ФГОС ООО
Автор: Мулакова Светлана Николаевна Должность: учитель географии, экологии Учебное заведение: МБОУ "Сайгатинская СОШ" Населённый пункт: Сургутский район, д.Сайгатина Наименование материала: статья Тема: Современный урок как главное условие реализации ФГОС ООО Раздел: полное образование
Современный урок как главное условие реализации ФГОС ООО
«…В деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
К.Д.Ушинский
Тема профессиональной деятельности учителя в период перехода на Феде-
ральные государственные стандарты нового поколения в настоящий момент яв-
ляется очень обсуждаемой и актуальной на всех уровнях: федеральном, окружном,
муниципальном и школьном. Учителя изучают литературу, проходят курсы повы-
шения педагогического мастерства, участвуют в конкурсах различного уровня.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возла-
гаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга
прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяже-
нии всей жизни».
В современном мире перед школой стоит непростая задача: воспитание лич-
ности образованной, способной быстро принимать решения в различных ситуаци-
ях, способных жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способных смело
разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный вы-
бор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореа-
лизующейся. И в этом ему должен помочь учитель [1].
Из новой должностной инструкции учителя квалификационные характеристики
озвучены следующим образом:
Учитель:
•
способствует формированию общей культуры личности, социализации;
•
создает условия осознанного выбора и освоения образовательных программ;
•
использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в
том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках
федеральных государственных образовательных стандартов;
•
применяет современные образовательные технологии, включая информаци-
онные, а также цифровые образовательные ресурсы;
•
обоснованно
выбирает
программы
и
учебно-методическое
обеспечение,
включая цифровые образовательные ресурсы.
Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя
вида педагогической деятельности.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной
жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими
поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы ра-
боты учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития уча-
щихся.
1
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой
требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна
быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся
на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации
их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством
доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения
учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную инфор-
мацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятель-
но перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде
краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоя-
тельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать
на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать,
исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них
ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощуще-
ния постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного че-
ловека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать
пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить
человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это
достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и
психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца
его замысла.
Завершенность — одно из требований к хорошему уроку [3].
Современный урок в аспекте личностно – развивающегося обучения сильно
отличается от традиционного урока.
Особенности традиционного и личностно – развивающего (системно – дея-
тельностного) обучения [3].
Традиционное обучение
Личностно развивающее обучение
1.Цели.
Преподавание основ наук. Школ
разных предметов.
Развитие личности разных траекторий раз-
вития.
Школа.
2
2. Результат.
Результат – образованность как
осведомленность
(эрудиция)
и
способность к решению учебных
задач в заданных условиях.
Показатели результата:
Знания.
Умения.
Навыки.
Воспитанность как адаптивность
к социальным нормам
Результат
– индивидуальный опыт само-
стоятельной деятельности.
Компетенции (обобщенные умения).
УУД
(учебные
действия,
переносимые
и
используемые
для
обучения,
взаимодей-
ствия, продуктивной деятельности).
Компетентность как свобода решать задачи
в незаданных, неопределенных условиях.
3. Педагогические (образовательные) технологии .
Способствуют
систематизации,
обобщению знаний, формирова-
нию познавательных УУД, фун-
даментального
ядра
образова-
ния.
•
Укрупнение
дидактических
единиц
Направлены на максимальное включе-
ние учащихся в процесс обучения, выра-
ботку критического мышления, создание
собственного продукта деятельности
-
личностные
результаты
образования
(комплексное формирование УУД).
•
Опорные сигналы и конспекты.
•
Развивающее обучение.
•
Опережающее обучение.
•
КСО.
•
Некоторые
формы
групповой
работы.
Гуманитарные и интерактивные техноло-
гии (диалоговые, групповые).
Критическое мышление для развития чте-
ния и письма.
Педагогические мастерские.
Проектно-исследовательская деятельность.
Особенности традиционного и личностно – развивающего обучения
4.Характер взаимоотношений.
Центральная
фигура
–
учитель.
Роль – организатор и руководи-
тель.
Центральный учитель, и ученик. Роль учи-
теля – инициатор, партнер, тьютор, модера-
тор.
5. Проектирование урока.
Поэтапное
достижение
дидакти-
ческой
цели,
направленность
на
результат.
Сценарный подход, многовариантность ре-
зультата, ценность личностных открытий.
3
6. Позиция ученика.
Пассивность,
отсутствие
смысла
и ответственности за результаты
своего обучения.
Активность, самостоятельность, интерес у
значительной части учеников (увлечение),
ответственность.
7. Формы обучения.
Фронтальные, индивидуальные.
Групповые, коллективные.
Особенности процесса.
Характер
обратной
связи
–
фронтальное взаимодействие.
Предметно-ориентированное взаи-
модействие.
Предмет обучения – цель, в ред-
ких случаях – средство интеллек-
туального развития.
Характер обратной связи – персональное
общение.
Эмоционально
насыщенное,
личностно-
ориентированное взаимодействие.
Предмет обучения – средство достижения
целей личностного развития.
Индивидуализация
обучения
–
минимальная, как учет поведенче-
ских особенностей, учебных воз-
можностей, темпа усвоения.
Государственная оценка
- усред-
ненная – общая для всех.
Относительная, так как продикто-
вана квалификацией, опытом, ма-
стерством педагога.
Индивидуализация
обучения
– право на
индивидуальный
путь
развития,
выбор
объема, глубины познания, уровня освоения
деятельности,
индивидуальный
стиль
по-
знавательной деятельности.
Оценка
динамики
продвижения,
относи-
тельная, индивидуальная оценка, персона-
лизация оценки.
Результаты воспитания.
Социализация
к а к
п р о ц е с с
освоения норм, часто давление
Следствие:
внутренний
кон-
фликт,
дезинтеграция
личности
(хочу и должен), «винтик», неу-
довлетворенность вследствие иг-
норирования потребностей.
Развитие
познавательных
способностей.
Академическая одаренность.
Социализация как реализация психологи-
ческих механизмов идентификации и обо-
собления, осознание в себе общего и еди-
ничного,
индивидуально-неповторимого,
умение это отстоять и проявить (хочу, умею,
могу).
Развитие разных способностей, обеспечи-
вающих
самореализацию
и
жизненный
успех.
Социальная одаренность.
Творческая одаренность.
4
Как меняется урок?
•
Урок становится личностно развивающим.
•
Урок становится компетентностно-ориентированным.
•
Урок становится метапредметным.
•
Наряду
с
предметно-ориентированным
уроком
рождаются
интегрированные
формы (уроки, занятия), стирается грань между обучением и воспитанием.
Признаки компетентностно-ориентированного урока.
Это урок, на котором можно увидеть
•
обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизне-
деятельность учащегося;
•
способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимы-
ми к различным предметным областям;
•
освоение учащимися способов работы со знаниями (знания – средство понима-
ния и осмысления, развития смыслов);
•
ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномо-
ментно весь необходимый для этого опыт;
•
ученик выбирает, пробует, преобразует, создает новое.
Взаимный процесс
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Создает проблемные ситуации.
Инициирует процесс взаимодей-
ствия, совместный поиск реше-
ний.
Организует самостоятельную де-
ятельность на основе разноуров-
невых развивающих заданий.
Совместно с учениками форму-
лирует
цели
и
включает
их
в
оценку результатов.
Решает задачи.
Размышляет.
Обменивается идеями в парах и группе.
Учится делать вместе.
Выступает в разных ролях.
Предлагает
варианты
решения,
выдвигает
гипотезы.
Формулирует цели учебной деятельности и
оценивает их выполнение
Выбирает
уровень
сложности
и
способы
(приемы) деятельности.
Учится осознавать собственное продвиже-
ние.
Основные методические приемы.
•
Проблематизация (парадокс, интрига, подведение к необходимости добывания
знаний для решения проблемы).
•
Постепенное усложнение и значительный объем самостоятельной деятельно-
сти.
5
•
Обобщенный, а не частный (локальный) характер задач (жизненно-практиче-
ский контекст задачи).
•
Продуктивность деятельности (создание самостоятельного продукта – выска-
зывания, текста, модели, схемы, технического решения).
•
Действия по аналогии, стимулирование поиска закономерностей, обобщения,
прогнозирования последствий, доказательности, обоснованности.
Признаки личностно-развивающего урока.
•
Цели урока имеют не только учебный характер, но и обязательно включают
цели личностного развития учащихся, формулируются как результат деятельности
ученика.
•
Учитель сообщает учащимся не только цель урока, но и порядок организации
учебной деятельности в ходе урока (что необходимо для достижения результата).
•
Выделение смыслового центра урока, его кульминации.
•
Создание атмосферы взаимной заинтересованности (заботы, взаимопомощи).
•
Стимулирование
осознания
собственных
мотивов
деятельности,
поведения
учащимися.
•
Формирование мотивации достижения, а не мотивации избегания неудач.
•
Использование необычной, увлекательной, неожиданной формы подачи мате-
риала.
•
Опора на личный опыт учащихся, их знания и умения при решении задач
(проблем).
•
Использование количественных и качественных методов оценивания результа-
тов (баллы, комментарий, относительная динамика, диагностика индивидуальных
достижений, рейтинговые шкалы и т.д.).
•
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контро-
лю за процессом деятельности.
•
Поощрение индивидуальности, уважительное отношение к стремлению иметь
собственный взгляд, позицию, поощрение индивидуальных успехов.
Взаимный процесс
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Создает
проблемные
ситуации,
предполагающие возможность ин-
дивидуального решения.
Создание ситуаций, позволяющих
учащимся
реализовать
с во и
способности,
интересы,
возмож-
ности, познавательные стратегии,
индивидуальный стиль деятельно-
сти.
Формулировка личных целей и задач, осо-
знание мотивов деятельности и поведения.
Выбор формы восприятия, записи (ко-
дирования) учебной информации (вер-
бальная,
графическая,
символическая,
образная).
Отстаивание своей позиции, мнения.
Выбор задания.
Критическая и разноаспектная оценка.
6
Создание личностно ориентиро-
ванных ситуаций, ситуаций нрав-
ственного
выбора,
практико-ори-
ентированных ситуаций, актуали-
зация эмоций.
Оценка любых, даже маленьких
достижений.
Рассмотрение явлений с разных сторон.
Оценка своих достижений и достижений
других.
Признаки метапредметного урока.
•
При отборе содержания фиксируется внимание на метапредметных понятиях,
акцентируется их междисциплинарный характер.
•
Ученик проживает свою историю открытия явления, то есть воспринимает од-
номоментно весь необходимый для этого опыт, единство и многообразие мира.
•
Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве дея-
тельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую
область познаваемого бытия.
•
Мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт).
•
Проводятся параллели, аналогии, устанавливаются связи.
•
Используются разные языки (бытовой, научный, образный) для описания и
осмысления явления.
•
При отборе содержания фиксируется внимание на метапредметных понятиях,
акцентируется их междисциплинарный характер.
•
Ученик проживает свою историю открытия явления, то есть воспринимает од-
номоментно весь необходимый для этого опыт, единство и многообразие мира.
•
Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве дея-
тельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую
область познаваемого бытия.
•
Мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт).
•
Проводятся параллели, аналогии, устанавливаются связи.
•
Используются разные языки (бытовой, научный, образный) для описания и
осмысления явления.
Взаимный процесс
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Создает
проблемные
ситуации,
предполагающие
возможность
обобщения, инициирует поиск ана-
логий.
Отбирает междисциплинарные (ме-
тапредметные) понятия.
Приводит примеры.
Работает с ассоциациями.
Анализирует смыслы.
Ищет и устанавливает взаимосвязи.
Создает образы.
Самостоятельно создает тексты.
7
Организует деятельность по осмыс-
лению
явления
в
разных
контек-
стах.
Актуализирует концепты (культур-
ные смыслы явления, фиксирован-
ные в ассоциативных возможностях
языка, многозначность).
Анализирует контекст явления, границы и
расширения.
Использует прием «перевода» с научного
языка на образный.
Требования к современному уроку.
•
Формируются универсальные учебные действия (общеучебные умения.)
•
Выстраивается индивидуальная образовательная траектория, учитываются ин-
дивидуально-личностные особенности.
•
Используются современные средства обучения, методы и приемы организации
индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
•
Обеспечивается достижение личностных, предметных и метапредметных ре-
зультатов (ФГОС ООО) на основе активной самостоятельной деятельности учени-
ка.
•
Современный урок.
•
Проектная инновационная деятельность учителя по вариативному, многообраз-
ному решению задач развития личности ученика.
•
Урок, расширяющий пространство образования личности, области и сферы
взаимодействия.
•
Практико-ориентированный через формирование личностного смысла обуче-
ния, целеполагание и выбор.
•
Метапредметный (интегрированный урок).
Личностная интеграция.
•
Поиск личного смысла (о-смысление).
•
Что это явление означает лично для меня?
•
Как я к этому отношусь?
•
Как я могу это применить?
•
На какие выводы, размышления оно меня наталкивает? Что из этого следует?
•
Какие ассоциации вызывает?
•
Как можно описать это явление, используя «разные» языки (научный, знаково-
символьный, образный)? (актуализация деятельности правого и левого полушария)
Отношения «учитель — ученик»:
•
педагогическая любовь;
•
понимание;
•
принятие;
•
вера;
•
индивидуальный подход;
•
помощь.
8
Учение без принуждения:
•
требовательность на уважении;
•
возбуждение интереса;
•
использование успеха;
•
предоставление свободы выбора;
•
уровень сотрудничества в работе.
Оценивание:
•
качественные оценки;
•
гласность;
•
бесконфликтность;
•
самооценка учеников;
•
взаимооценка.
Воспитание «я-концепции»:
•
воспитание «я — нравлюсь»;
•
воспитание «я — способен»;
•
воспитание «я — нужен (значу)»;
Личность учителя:
•
глубокие знания;
•
педагогический такт;
•
общая культура;
•
оптимизм;
•
юмор;
•
молодость души[3].
Литература
1.
Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт. Учебное пособие для сту-
дентов, педагогов и учителей. ОО «Педагогическое общество России». Москва.
2012.
2.
Матина Г.О. Доклад. Современный урок как главное условие реализации
ФГОС ООО г.Сургут – 2012г.
3.
Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на
ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. Волгоград. Издатель-
ство «Учитель». 2013.
9
10